«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СМИ
79. В соответствии со ст. 57 Закона о СМИ редакция, главный редактор, журналист освобождаются от ответственности, если распространенные сведения присутствуют, в частности, в обязательных сообщениях. Можно ли отнести к обязательным сообщениям в смысле ст. 35 Закона о СМИ агитационный материал, опубликованный в государственных (муниципальных) СМИ, ведь они не вправе отказаться от публикации агитационных материалов?
Закон о СМИ освобождает редакцию, главного редактора, журналистов от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях (ст. 57). Закон о СМИ содержит перечень сообщений, являющихся обязательными (ст. 35). Материалы предвыборной агитации в этот перечень не включены.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять эфирное время и печатную площадь за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных законом, также бесплатно. Однако Федеральный закон об основных гарантиях не установил прямую обязанность перечисленных организаций и редакций публиковать любые агитационные материалы, что позволило бы отнести их к обязательным сообщениям. Очевидна обязанность публикации предвыборных программ кандидатов, политических партий (п. 10 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях). Но в отношении иных агитационных материалов столь же четко выраженного требования нет, есть лишь обязанность предоставить эфирное время, печатную площадь. Если представленный в редакцию материал содержит, например, призывы к насильственному изменению конституционного строя, свержению власти и т.п. , то вряд ли можно отнести такой материал к обязательным сообщениям и освободить на этом основании от ответственности редакцию, опубликовавшую его.
Исходя из этого и учитывая значительную дифференцированность агитационных материалов, следует признать, что к обязательным сообщениям, по смыслу ст. 35 Закона о СМИ, можно отнести только те сведения, которые прямо перечислены в Федеральном законе как обязательные для опубликования. Освобождение же редакции от ответственности за публикацию любых материалов, носящих характер агитационных, противоречило бы закону.
80. Разделит ли главный редактор СМИ ответственность с кандидатом за опубликование агитматериалов, содержащих клевету, оскорбление, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина? Ведь редактировать агитационные материалы редакция, как мы знаем, не имеет права.
Публикация агитационных материалов, содержащих клевету, оскорбление, причиняющих моральный вред, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию того или иного гражданина (граждан), является основанием для разных видов ответственности.
Клевета является преступлением, состав которого предусмотрен ст. 129 УК. В данном случае основанием для привлечения к ответственности является заведомый характер деяния. Если агитационный материал содержит клевету и главный редактор знает об этом, он, как указывалось выше, вправе отказать в публикации материала. Если же публикация состоялась, то при наличии вины к ответственности будет привлечен и главный редактор.
В соответствии со ст. 151 ГК может быть подан иск о компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 152 - иск в защиту чести, достоинства и деловой репутации. При этом в качестве ответчиков могут быть привлечены как автор опубликованных материалов, так и редакция средства массовой информации. Указанные иски могут быть поданы самостоятельно, вне рамок уголовного процесса по делам о клевете или оскорблении. В связи этим, учитывая, что согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях кандидат, избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, в договоре на предоставление эфирного времени, печатной площади рекомендуется предусмотреть последствия возложения гражданско-правовой ответственности в порядке ст. 151 и 152 ГК в связи с публикацией агитационных материалов.
81. Какая существует ответственность за распространение недостоверной информации в период проведения предвыборной агитации?
Федеральный закон об основных гарантиях не содержит требования достоверности по отношению к агитационным материалам. Вместе с тем в случае если распространение недостоверной информации наносит ущерб иным лицам, защита их прав может осуществляться на основании ст. 129, 130 УК, ст. 151, 152 ГК.
82. В ряд законов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации, были внесены изменения. Какова их необходимость и в чем суть этих изменений?
В течение 2002-2003 годов. весь блок избирательного законодательства был полностью обновлен. Это обусловлено необходимостью усиления роли и ответственности политических партий в избирательном процессе, а также необходимостью устранения негативных явлений, выявленных практикой проведения выборов. Вступил в силу Федеральный закон от 4 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающий:
административную ответственность за нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5, 5.10, 5.11, 5.13 КоАП);
уголовную ответственность за оказание незаконной материальной поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам (ст. 141.1 УК). Уголовная ответственность возникает в случае, если размер подобной поддержки превышает одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока соответственно. Если размер незаконной поддержки составит менее одной десятой от предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, то возникает основание для привлечения к административной ответственности (ст. 5.20 КоАП).
Внесенные в Закон о СМИ дополнения предусматривают меры государственно-правовой ответственности за систематическое в ходе одной избирательной кампании нарушение требований к информационному обеспечению выборов со стороны организаций, ответственных за выпуск средств массовой информации. Новая статья 161 Закона о СМИ предусматривает возможность приостановления в судебном порядке выпуска средства массовой информации в случае, если организация, его выпускающая, после вступления в силу решения суда о наложении на нее или на ее главного редактора административного наказания по ст. 5.5, 5.10, 5.11 или 5.13 КоАП вновь нарушит требования закона, и это нарушение может повлечь повторное привлечение к административной ответственности.
Правом на обращение в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ наделено исключительно Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Основанием для обращения МПТР России в суд может служить обращение ЦИК России. Кроме того, в отношении СМИ, чья продукция распространяется в пределах субъекта Российской Федерации, обращение может последовать и со стороны избирательной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации.
83. В соответствии с п. 6 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях организация СМИ при определенных условиях должна отказаться от обнародования агитационных и информационных материалов, содержащих достоверную информацию, способную нанести ущерб чести и достоинству или деловой репутации кандидата. Как данная норма соотносится со ст. 152 ГК и с основной функцией СМИ в период избирательной кампании - обеспечивать достоверное и объективное информирование избирателей о претендентах на власть?
Действие нормы п. 6 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях, устанавливающей обязанность организаций СМИ воздерживаться в отдельных случаях от публикации, распространяется на размещение любых материалов: как информационных (достоверных), так и агитационных. Федеральным законом об основных гарантиях установлено, что возможность для опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства, деловой репутации кандидата должна быть предоставлена до окончания агитационного периода. Если для опубликования опровержения применять порядок, предусмотренный Законом о СМИ, то опровержение может последовать по окончании агитационного периода, что не обеспечивает право кандидата на ответ. При этом следует исходить из норм Федерального закона об основных гарантиях как специального (и приоритета прав кандидатов) и применять именно его положение, согласно которому опровержение должно быть опубликовано до окончания агитационного периода.
84. Если суд принял решение о приостановлении выпуска электронного СМИ, означает ли это приостановление деятельности всего СМИ (отключение канала) либо речь идет о запрете выпуска конкретной телепередачи, в которой были допущены нарушения? Какой нормативный акт регламентирует этот вопрос?
Применение такой меры ответственности, как приостановление выпуска СМИ, в том числе и электронного, урегулировано Федеральным законом от 4 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Приостановление выпуска электронного СМИ означает, что передачи иных электронных СМИ (теле-, радиопрограмм), выходящих на том же радиочастотном канале, что и СМИ, выпуск которого приостановлен, по-прежнему могут выходить в эфир.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|