Демократия.Ру




У полезного гражданина одна заслуга: привыкнуть к подвигам безвестного героизма. Буамонт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 00:14


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

ОТ РЕДАКТОРА

Институт развития избирательных систем (ИРИС) публикует сборник «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». Эта публикация представляет собой материалы конференции «Итоги региональных выборов 2001 года», которая была проведена 4-5 марта 2001 г. на базе учебного центра ЦК профсоюзов АПК в поселке Московский рядом с Москвой. Конференция стала первой попыткой Медиа программы ИРИС приступить к ежегодному обсуждению практики работы региональных СМИ по освещению выборов. Она была посвящена не только анализу приемов и методов работы средств массовой информации, но и поставила перед собой цель увязать проблемы СМИ с политической ситуацией, с законотворческой практикой, как в отдельных регионах, так и в Российской Федерации в целом. Значительная часть предлагаемых читателю материалов представляет собой стенограмму выступлений участников конференции. В то же время в сборник включены статьи тех специалистов, которые решили представить более полную аргументацию своей точки зрения читателям сборника, не имевшим возможности присутствовать на конференции.

Идея организации всероссийской конференции, на которой присутствовали более сорока представителей из разных регионов, и затем замысел опубликовать ее стенограмму возникли в связи с теми изменениями роли региональных СМИ в выборах, которые происходят после прихода к власти Президента В.В. Путина. Взаимосвязь практической работы СМИ по освещению выборов в разных частях страны с особенностями региональной политики федерального центра становится все более очевидной. Региональный политический процесс стал ареной столкновения и пересечения интересов разнообразных московских и региональных групп влияния. Попытки столичных групп влияния доминировать в ряде регионов вызывают сопротивление местных экономических субъектов, действующих в том числе и через СМИ. Наиболее красноречивым примером в этом отношении стали выборы в Законодательное собрание Красноярского края. Их итоги явились результатом столкновения разноуровневых интересов, в котором СМИ действовали как прикрытие для местных групп влияния. Анализу социально-политических аспектов региональных выборов 2001 г. были посвящены семь докладов, с которыми выступили как ведущие московские политологи и социологи, так и приобретающие все большую известность региональные специалисты.

По сравнению с периодом правления Ельцина политика центра по отношению к средствам массовой информации стала более определенной, но в то же время и более жесткой. В федеральном законодательстве о выборах произошли изменения, которые, дополненные их интерпретациями на местном уровне, невероятно осложнили работу СМИ на выборах, так и не решив поставленной в ходе их принятия задачи: искоренить практику использования «заказных» материалов и применение «грязных» технологий.

Проблемам, с которыми сталкиваются средства массовой информации в ходе применения существующего законодательства, регулирующего работу СМИ в ходе выборов, было посвящено отдельное пленарное заседание конференции, которое открыл Секретарь Союза журналистов России, один из авторов «Закона о СМИ» М.А. Федотов. Среди других семи докладов необходимо отметить выступление Председателя Комиссии по местному самоуправлению Тольяттинской городской Думы, профессионального журналиста В.Е. Иванова (к сожалению, погибшего спустя месяц после конференции). Представленный им опыт поддержки местной прессы через адресную подписку читателей может быть использован и в других регионах.

Не потеряла актуальности и дискуссия, вызванная выступлением на конференции члена ЦИК России С.В. Большакова, который, опираясь на европейское законодательство, мотивировал необходимость ужесточения требований к прессе и, следовательно, закрепления этого в российском законодательстве. Позиция С.В. Большакова продемонстрировала достаточно глубокие различия в понимании конституционных гарантий свободы слова у представителей СМИ и работников ЦИК.

Лишенные в условиях неразвитого рынка экономической самостоятельности СМИ по-прежнему рассматривают выборы как возможность пополнить свой бюджет. Пытаясь использовать в своих экономических целях обостряющиеся в период предвыборных кампаний столкновения различных групп влияния, которые представляют интересы как федерального, так и регионального уровней, СМИ сами становятся объектами манипулирования и не могут выполнять свою важнейшую задачу - объективно информировать граждан о ходе избирательной кампании. К тому же благодаря принятию поправок к «Закону об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации» СМИ лишены возможности публиковать аналитические материалы, позволяющие представить избирателям кандидатов на выборные должности.

Выходом из создавшейся ситуации может стать переориентация СМИ на освещение процесса выборов как непрерывной избирательной кампании, что позволяет СМИ задолго до официального объявления периода разрешенной политической агитации определить круг потенциальных кандидатов на выборные должности и представить их избирателям. Такой подход к проблеме информирования избирателей о кандидатах уже оценен региональными политиками. Однако в ходе конференции прозвучали разные точки зрения на эту проблему - от позитивной оценки (А.В. Раскин, В.Е. Иванов) до критической взгляда (И.М. Дзялошинский). Такая постановка вопроса не вызвала открытой дискуссии, но уже само присутствие этой темы в обсуждении говорит об активной адаптации Россией международного опыта.

Участие СМИ в политической и общественной жизни российских регионов требует постоянного анализа. Хотя круг организаций, которые в той или иной мере касаются этой темы, достаточно велик, никто не занимается планомерным и систематическим отслеживанием тенденций в освещении выборов средствами массовой информации на региональном уровне. Публикуя эти материалы, ИРИС решается на то, чтобы начать эту работу.

Светлана Колесник,
Руководитель Медиа программы ИРИС,
Ответственный редактор

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта