Демократия.Ру




Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в том, ни в другом. Жан Жак Руссо (1712-1778), французский философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 05:01


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ

Ляхович О.И. Крики и шепоты. Региональный интернет накануне выборов

Ляхович О.И.Российский предвыборный интернет как источник информации - явление, мягко говоря, неравноценное. Более того - не равное само себе. Тот факт, что персональный компьютер едва ли можно найти в большинстве российских домов за пределами Москвы и других крупных городов, отнюдь не способствовал ни развитию профессиональных многопрофильных Web-услуг, сопоставимых с западными, ни качеству контента многих информационных сайтов - как бы ни были высоки амбиции их создателей. Другой серьезный барьер, препятствующий победному маршу интернета по России - относительно высокая стоимость услуг интернет-провайдеров - в государстве, где целые регионы месяцами ждут зарплату, не так уж много людей, способных позволить себе платить за то, что многие до сих пор считают скорее роскошью, чем необходимостью. Прибавим к этому низкое качество российских телефонных линий и результат более чем очевиден - даже серьезные компании не спешили, да и не особо спешат рисковать вкладывать деньги в столь ненадежный бизнес. Плюс экономический кризис 1998 года.

Интернет в России так и не превратился, по большому счету, в привлекательный объект инвестиций, но в какой-то момент стал более или менее серьезным средством политической коммуникации - свидетельством как довольно активное использование его в предвыборной борьбе, так и обилие информационных сайтов как таковых. Вместе с тем, будущее информационно-политического сегмента российского интернета, да, в общем, и «Рунета» в целом под большим вопросом. Так, маловероятно развитие в России полноценной системы интернет-торговли, аналогичной западной - хотя бы ввиду отсутствия здесь широкой практики платежей посредством пластиковых карт. Похоже, что нерадостная участь вполне может ожидать и большинство информационных сайтов: с одной стороны они малоэффективны, с другой - крайне затратны, а сочетание такое - сродни смертному приговору.

На этом фоне весьма интересны отдельные тенденции, связанные, в частности с новыми предвыборными интернет-проектами в российских регионах - как вообще интересны культурные процессы накануне крушения всех и вся (пример - культура Серебряного века) - так свеча, прежде чем погаснуть, дает небывало яркое пламя. Региональные предвыборные сайты интересны и в той мере, в какой они являются проекцией различных типов регионального мышления, в свою очередь отражающих специфику политической жизни в этих регионах. Рассмотрим несколько примеров.

Краснодарский край - регион, раздираемый великим множеством проблем, в том числе и национальных. Безусловно, в преддверие выборов в Законодательное собрание края все они наполняются новым смыслом и привлекают к себе повышенное внимание субъектов политического процесса как регионального, так и федерального уровня. В этой связи удивляет относительно малая интернет-активность казалось бы заинтересованных в предмете краснодарцев - при действительно достойных официальных ресурсах (см., например сайт самого Законодательного собрания, или Избирательной комиссии края), интернет-представительство кандидатов, общественных организаций и СМИ оставляет желать лучшего. У первых, если и есть свои страницы, то найти их человеку со стороны не представляется никакой возможности, вторые - скорее мертвы, нежели живы, третьи - в лучшем случае ограничиваются размещением в сети своего последнего номера, без возможности просмотра архивов, многие ссылки ведут на устаревшие или несуществующие в природе страницы. Особенно удручающе ситуация выглядит извне, когда сам не «варишься» в проблемах региона, близко не знаком с местной ситуацией, и пытаешься понять ее путем анализа и сравнения общедоступных (казалось бы!) источников информации. Увы, большая часть времени тратится на то, на что должно уходить не более нескольких минут, то есть на поиск.

Есть, конечно, и приятные исключения. К таковым, без сомнений, относится электронная версия газеты «Новороссийский рабочий». То, что сайт создан и поддерживается при участии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), безусловно, вносит свою лепту в обеспечение высокого качества этого ресурса, но, как показывает опыт, одним Соросом сыт не будешь - при отсутствии профессионализма и ответственного подхода к своему делу никакие финансовые средства впрок не пойдут и результатом будет все та же халтура.

Любопытной, хотя и крайне неоднозначной попыткой обобщить предвыборную информацию о кандидатах, является «Депутаты Кубани». Не в последнюю очередь благодаря ущербному дизайну и неудобной навигации, сайт оставляет немало вопросов и, возможно, кем-то будет квалифицирован как покушение с негодными средствами. Но на фоне того, о чем говорилось выше, представляет собой ресурс, во-первых, далеко небесполезный, а во-вторых, безусловно, заслуживающий поощрения и дальнейшего развития.

Совсем иной подход демонстрирует другой российский регион, также находящийся в преддверие выборов в Законодательное собрание - Северо-западный, и именно здесь мы найдем примеры, на которых стоило бы поучиться многим, если отвлечься от некоторых очевидных излишеств, полюбившихся дизайнерам бывшей имперской столицы. Здесь нередко чувствуется постоянная оглядка на основного интернет-пользователя - молодежь. Соответственно и предпочтение отдается стилю яркому, динамичному, игровому и отчасти провокативному.

Таков проект Руслана Линькова Кандидат.ru. Неофициальный характер ресурса трудно не заметить уже начиная с оформления - кричаще-яркого, но вполне располагающего к себе, хотя и вызывающего в памяти запомнившиеся с детства агитплакаты в советских поликлиниках. Вот некоторые рубрики этого сайта, вообще наполненного массой интересной и полезной информации на предвыборную тематику:

Хроники выборов

Помой-ка

Новости

Слово кандидату

Кто есть ху? - подробности о кандидатах и депутатах

Труженики - Поваренная книга политтехнолога, мониторинг прессы

Самый грязный ход - конкурс на самый грязный предвыборный ход

Соцдопрос - народные избранники отвечают на интересующие общество вопросы

Еще один интересный и тоже весьма информативный питерский сайт стилизован под всем известный пасьянс из стандартного набора Windows. Он производит поначалу довольно странное (мягко говоря) впечатление, прежде чем за раскрашенными в ядовито-зеленый цвет деревьями дизайна не увидишь, пусть не лес, но вполне добротную рощу информации о кандидатах и предвыборной обстановке.

Выводы до банальности просты. Ажиотаж вокруг интернета как ресурса политического влияния и давления, характерный для ситуации пяти-четырех-трех-двухлетней давности (вспомним «Коготь» и «Коготь-2» или многообразие интернет-проектов Фонда эффективной политики, в одночасье испарившихся или мутировавших до неузнаваемости) вроде бы сошла на нет. Началась их серьезная, скучная и необходимая структуризация, путем проб и ошибок - ошибок в которой зачастую больше, чем успехов, что неудивительно. Но в этом, возможно, и повод для оптимизма. Ибо чем больше ошибок - тем яснее проявляются контуры оптимальных решений и тем более понятной становятся место и роль российского интернета в будущем политической жизни страны.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта