«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Новостные и информационные программы
Информационные программы
Просветительские программы
Результаты наблюдения
Наблюдение за связанными с выборами новостными и информационными программами электронных средств массовой информации более сложно, но чрезвычайно важно. Среди критериев оценки в этой области можно выделить следующие: cуществует ли баланс в освещении прессой соперничающих политических партий или кандидатов. Чтобы ответить на этот вопрос, наблюдателям следует смотреть все новостные и информационные программы с секундомером в руках, фиксируя количество секунд, посвященных каждой партии или кандидату. Существует ли баланс в качестве освещения. Необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1) не представлены ли определенные партии и кандидаты в слишком розовом свете;
2) не представлены ли определенные партии и кандидаты в слишком темных тонах;
3) не оказывается ли так, что о том или ином кандидате или партии всегда говорят в первой части программы;
4) не оказывается ли так, что при освещении одних партий или кандидатов в репортажах обычно используется голоса самих ораторов, а при рассказе о других их заменяет диктор;
5) не оказывается ли так, что в материалах об одних партиях или кандидатах всегда используется видеоряд, а при рассказе о других его не используют.
Не происходит ли так, что нарушение стандартов равного освещения доходит до степени грубых манипуляций. Можно привести следующие примеры таких манипуляций: мероприятия одних партий или кандидатов снимаются под таким углом камеры, что число участников кажется значительно больше, а мероприятия других так, что число участников кажется меньше; репортажи о мероприятиях одних партий сопровождает видеоряд, никак не связанный с происходящим на экране, что может быть на руку соперникам; передача материалов, содержащих информацию, не подкрепленную фактами, что может подорвать или усилить позиции той или иной партии в глазах избирателей. Есть ли грань между освещением государственных деятелей, выполняющих свои обязанности, и освещением тех же самых деятелей, проводящих свои предвыборные кампании.
Сообщаются ли результаты опросов общественного мнения тогда, когда они более выгодны одной партии или кандидату. Во внимание должны приниматься следующие факторы: авторитетность источника социологических данных; упоминание источника в передаче; степень погрешности, время проведения опроса, размер и местонахождение выборки, задаваемые вопросы; сообщается ли о том, что отрыв между участниками кампании находится в пределах степени погрешности, сообщается ли об этом; включаются ли в программу результаты других авторитетных опросов общественного мнения, проведенных в это же время; делается ли упоминание об общих тенденциях развития общественного мнения.
Информационные программы
Еще одной областью деятельности электронной прессы, за которой необходимо наблюдение, являются информационные программы. К таким программам относятся индивидуальные и групповые интервью, дебаты, форумы, общение партий и кандидатов в прямом эфире и беседы за «круглым столом», посвященные обсуждению предвыборной тематики. Наблюдая за информационными программами, вы должны обратить внимание на следующие факторы:
- Присутствует ли предвзятость интервьюера, более благосклонного к той или иной партии или кандидату.
- Имеют ли все партии и кандидаты достаточно времени для представления своих программ.
- Имели ли все партии и кандидаты одинаковое количество времени для подготовки к программе.
- Не проявилась ли предвзятость организаторов в том, под каким углом снимала камера, как было организовано освещение, как были кандидаты рассажены.
Просветительские программы
И последний тип программ, за которыми следует наблюдать - это просветительские программы, которые ставят своей целью образование избирателей. Обратите внимание на следующие факторы:
- В какое время дня транслируются эти программы или объявления.
- Как часто они выходят в эфир.
- Содержится ли в них равное количество информации, объясняющей как голосовать и почему надо голосовать.
- Используются ли языки национальных меньшинств, и делаются ли попытки достучаться до тех групп избирателей, которые традиционно редко участвуют в выборах.
- Не было ли в этих передачах явного предпочтения тем или иным партиям или кандидатам.
В-пятых, собрав всю необходимую информацию, вы можете сделать вывод о том, как конкретное средство массовой информации относится к каждой партии или кандидату. Кроме того, можно определить, как партия или кандидат освещаются в нескольких средствах массовой информации.
В-шестых, число партий и кандидатов, на которых вы будете обращать внимание в ходе наблюдения, зависит от общего количества участников предвыборной кампании. В случае с печатными изданиями недостаток средств и ресурсов может заставить ограничиться только теми партиями и кандидатами, которые имеют реальные шансы на завоевание мест.
В-седьмых, необходимо определить продолжительность вашей работы по наблюдению за прессой. Она должна начаться за определенный срок до проведения выборов, что позволит определить возможное влияние радио и телевидения на поведение избирателей. В некоторых странах этот вопрос встает задолго до выборов, в других - только за несколько недель до дня выборов.
В-восьмых, необходимо составить смету расходов, в которую должны войти:
1) затраты на приобретение радио- и телевизионных приемников (хотя обычно их можно получить через добровольных помощников);
2) чистые аудио и видеокассеты, оборудование для записи (иногда пленки для наблюдения можно получить от теле- и радиокомпаний);
3) секундомеры;
4) затраты на разработку и распечатку форм для внесения информации;
5) оплата труда наблюдателей;
6) написание и распространение докладов с результатами ваших наблюдений.
Так как наблюдение за новостными, информационными, просветительскими программами и политической рекламой может и не потребовать большого количества времени, возможно, вам удастся найти для этой работы добровольцев. Учитывая важность наблюдения одними и теми же людьми, что помогает избежать предвзятости, следует иметь в виду, что может быть наблюдателям придется платить.
Результаты наблюдения
Результаты наблюдения за прессой должны рассматриваться в контексте общих усилий по наблюдению за выборами. Полученные результаты могут помочь добиться изменения отношения властей к прессе, и отношения самой прессы к партиям и кандидатам. Поэтому надо иметь план распространения результатов наблюдения за средствами массовой информации в период кампании.
При необходимости результаты наблюдения могут быть использованы для кампании по обеспечению прав партий, кандидатов и граждан на распространение и получение информации, которая позволит им сделать осознанный выбор в ходе предвыборной кампании. Для этого можно использовать результаты наблюдения при обращении с жалобами в избирательную комиссию, государственные органы, отвечающие за работу прессы, или в суды. Результаты наблюдения могут быть также предоставлены иностранным журналистам и наблюдателям, которые следят за ходом кампании в стране.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|