«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
С.В. Разливский. Особенности провинциальных выборов в одномандатных округах (г. Остров, 2002 г.)
31 марта 2002 г. прошли выборы в областное Собрание депутатов Псковской области. Впервые они прошли по смешанной системе. Одиннадцать депутатов избирались по партийным спискам, двадцать два - по одномандатным округам. Остров и Островский район являлись на этих выборах округом N13.
Число избирателей в округе - 29891 человек, из них городского электората - 20426, сельского - 7717, электората воинской части N35600 (следует выделить в отдельную группу) - 1748 человек. Явка на селе в полтора-два раза выше, чем в городе. В округе самыми острыми являются демографические и социальные проблемы. В то же время успешно работающее предприятие, как в городе, так и на селе, - скорее исключение из правил...
На выборах в областное Собрание 4 года назад «чистую победу» одержал Владимир Романович Сидоренко. Он же являлся одним из главных претендентов на победу и в этот раз. Кроме генерального директора агрофирмы «Черская» на 29 февраля 2002 г. зарегистрировались еще 6 кандидатов.
Акиншин Николай Григорьевич - выдвинут избирательным объединением КПРФ.
Голубенкова Галина Васильевна - президент Псковского Регионального Фонда «Достойная Старость».
Колесник Валентина Алексеевна - директор Островской гимназии
Мещеряков Валерий Семенович - начальник штаба учебного центра морской авиации.
Смирнов Игорь Евгеньевич - генеральный директор ОАО «Псков-облгаз».
Сынков Геннадий Иванович - первый заместитель генерального директора ПЭГУП «Псковоблэнерго».
Существовал еще один кандидат, реально вмешивающийся в борьбу. Звали кандидата «Против всех».
Изначально определились два фаворита предвыборной гонки - Смирнов и Сидоренко. Конкуренцию им могли составить, по большому счету, Акиншин и Колесник. От остальных кандидатов можно было ждать лишь сюрпризов.
Дадим краткую характеристику предвыборным кампаниям каждого из кандидатов.
Акиншин Н.Г.
К середине предвыборной кампании стало ясно, что основная его задача - помочь компартии удачно выступить на выборах по партийным спискам, а себя, как кандидата, он оценивал реально. Действительно, максимальное количество голосов, набираемых им при хорошей явке (>50%), оценивалось экспертами в количестве 2300-2600, чего явно не хватало даже для второго места.
Оказать поддержку компартии в город приезжали депутаты Госдумы Селиванов и Драпеко (по отдельности). Товарищ Акиншин выступал перед публикой на удивление мало. Надеялся на поддержку военнослужащих (был замполитом в Камрани и Острове) наряду с традиционными голосами «стареющего» электората.
Голубенкова Г.В.
«Темная лошадка», ставившая перед собой задачу заявить о себе, что не без успеха и сделала. Упор в предвыборной кампании был на разработку социальных вопросов, на образовательный аспект, на проблему молодых кадров. Запомнилась максимальной открытостью своей персоны. Решала на месте вопросы с детскими пособиями. Провела более 40 встреч с избирателями. Выпустила оригинальную наружную рекламу. Рассчитывала на поддержку женщин, пожилых людей и молодежи. Очень мешала кандидату ее неизвестность в городе и районе.
Колесник В.Л.
Дама, скандально известная в городе и районе многочисленными судебными процессами, рассчитывала выиграть выборы. В ее пользу говорило второе место на выборах главы Администрации города и района два года назад и изначально высокий рейтинг (20%). Запомнилась большим тиражом листовок и газет, несколько странным для директора провинциальной гимназии (9000 и 12000 соответственно). Печатный материал Колесник изобиловал следующими лозунгами: «самый неугодный властям кандидат - наш выбор», «долой беспредел и преступность и в первую очередь среди островских «чиновников». На просьбу назвать этих чиновников Валентина Алексеевна уходила от ответа...
Ставила вопросы поддержки предпринимателей, сравнивала эффективность управления двух одинаковых по экономическим возможностям областей - Псковской и Новгородской. Провела более 40 встреч, но кампания оставила впечатление максимально закрытой. Колесник стремилась не пересекаться с другими кандидатами и отказывалась от совместных встреч. Рассчитывала на поддержку «протестного» электората.
Мещеряков В.С.
Построил предвыборную кампанию на малом представительстве военных в законодательной и исполнительной власти Псковской области и на факте успешного развития учебного центра морской авиации, где он служит. Отличался малым количеством встреч и листовок (500-700 экз.). Рассчитывал на поддержку военнослужащих и их семей.
Смирнов И.Б.
Применил метод асфальтового денежного катка. Много листовок, статьи в газетах, реклама по телевидению, ролики по кабельному телевидению, концерты ансамблей с поющим в конце кандидатом: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
В начале кампании с уст не сходило слово «газ». К середине, когда стало ясно, что к газификации города Смирнов не имеет отношения, господин сменил имидж великого газификатора на успешного топ-менеджера, создающего рабочие места и платящего налоги. Пользовался административным ресурсом. На публике демонстрировал уверенность в своей победе, хотя и нервничал в последнюю неделю.
Сынков Г.И.
Кандидат неудачно пробовался на прошлых выборах. Надеялся не повторить прошлых ошибок, более успешно выступить 31 марта. Много и правильно говорил об экономике области, но из-за слабых ораторских качеств и неизвестности в городе и районе не сумел донести свои серьезные идеи до избирателя.
Сидоренко B.Р.
Основной лозунг: «Я работал 4 года в Псковском областном собрании на благо Острова и мне не стыдно каждому жителю посмотреть в глаза». Много говорил о судьбе газовой трубы и своем участии в ее строительстве: «Мы посередине пути, и кроме продолжения газификации...». Провел примерно 50 встреч с избирателями. Умело общался с любой аудиторией (отдадим должное). Купил 3 минуты на областном телевидении. Выпускал газеты и листовки. Рассчитывал на поддержку села. Пользовался своей известностью.
Нарушений в предвыборной кампании было на удивление мало. Перечислим некоторые из них:
1. Отказ Голубенковой в предоставлении бесплатной печатной площади наравне с другими в газете «Островские вести».
2. Отказ в праве развешивать наружную рекламу в сети магазинов «Райпо» всем кандидатам, кроме Смирнова и Акиншина.
3. Два факта черного PR за один день до выборов: разнос по почтовым ящикам и расклеивание в общественных местах писем граждан с жалобами на Сидоренко и Колесник.
4. Неприглашение на встречу с военнослужащими Голубенковой, Сынкова и Сидоренко.
5. Раздача яблок детям, муки - взрослым, агитация в военных частях.
В день выборов все прошло без нарушений. Досадное чувство вызывает безграмотность наблюдателей. Они в большинстве своем даже не знали, что избирателям нельзя заходить по двое в одну кабину (за исключением случаев физического недуга)...
Результаты выборов
Число избирателей списочное
|
29891
|
|
Акиншин
|
1752
|
13,47%
|
Проголосовали досрочно
|
116
|
|
Голубенкова
|
301
|
2,32%
|
Стационарные ящики
|
10764
|
|
Колесник
|
2589
|
19,91
|
Переносные ящики
|
2559
|
19,21%
|
Мещеряков
|
703
|
5,41
|
Проголосовали всего
|
13323
|
44,57%
|
Сидоренко
|
2755
|
21,19%
|
Недействительные бюллетени
|
321
|
2,41%
|
Смирнов
|
3437
|
26,43%
|
Действительные бюллетени
|
13002
|
|
Сынков
|
148
|
1,14%
|
|
|
|
Против всех
|
1317
|
10,13%
|
Рис. 1. Процент набранных голосов (город - село - в/ч 35600 - общий)
Рис. 2. Набранные голоса в зависимости от увеличения % бюллетеней, находящихся в переносных урнах, относительные
Из-за низкой политической грамотности населения выборы с использованием переносных ящиков зачастую превращаются в фикцию. Причем, если фальсификация результатов выборов с помощью этого способа освещается широко, факт же низкой политической грамотности населения считается «неудобным» для печати. Что можно сделать в рамках правового поля для предотвращения подобной практики?
Предлагаю: 1) выезжать с переносной урной только по личному письменному заявлению от избирателя; 2) запретить членам участковых комиссий обходить и обзванивать потенциальных избирателей, использующих переносные урны, с целью узнать: «Будут ли они голосовать на участке либо к ним придти с урной?». Ведь обязанности участковой комиссии в данном случае ограничиваются лишь оповещением о дате, месте голосования и номере телефона избирательного участка.
Насчет административного ресурса. Писать об его использовании на практике, в том числе на этих выборах, бессмысленно. Но о нормативном аспекте этого существенного вопроса вспомнить нужно и должно. В Законе о выборах сказано, что лица, занимающие государственные должности и являющиеся кандидатами, должны уйти в отпуск. Хорошая статья. Но я бы расширил понятие «административного ресурса». Если кандидат является, к примеру руководителем предприятия, автоматически на кандидата работает и все предприятие. Примером могут являться и эти выборы (см. список кандидатов).
Неплохо было бы заменить в статье закона слово «государственные» на «руководящие». Тогда у кандидатов будет меньше возможностей использовать свой личный административный ресурс. Выборы после этого станут более демократичными. Хотя бы на бумаге.
Влияние партий и объединений на исход провинциальных выборов гораздо ниже, чем на уровне центров областей и, тем более, федеральном уровне. Это объясняется неразвитостью партийной системы в России с точки зрения разветвленности партийных ячеек. Например, в Острове представлены только три партии: ЛДПР, КПРФ и, с недавнего времени, «Единство». Широкую известность в округе N13 имеют только две последние, и то благодаря делам, программам или отсутствию таковых на федеральном уровне. Единственное, на что повлияли партии в ходе выборов, - это процент голосов, набранных Акиншиным (поддержка КПРФ), Смирнова хоть и поддержало «Единство», ему эта помощь, как он говорил, не понадобилась. Более того, он всячески открещивался от «Единства», утверждая, что «сам твердо стоит на ногах».
Какие можно сделать выводы? При нынешней ситуации беспроигрышная стратегия по одномандатным округам в провинции такова:
1. Ищешь деньги (примерно 1 доллар на избирателя).
2. Договариваешься о поддержке с администрацией своего округа.
3. Выдвигаешь кандидатуру.
4. Выигрываешь выборы.
Остальное по принципу «не завалить». Скучно и неинтересно. И так будет продолжаться до тех пор, пока в России не перестанут игнорировать вопросы правовой культуры граждан и повышения электоральной активности избирателя.
Исследований по этим вопросам проводится ничтожно мало. Между тем, необходимо изучить причины небольшой явки избирателей в малых городах России, особенно среди молодежи и лиц среднего возраста. Надо повышать правовую культуру населения. Пути для этого существуют и известны. Начинать следует со школьников: вводить дополнительные часы по социальным наукам, особенно правоведению, хотя бы факультативно; проводить в школах разнообразные игры и тренинга. Затраты на эти цели окупятся с лихвой.
Россия заинтересована в грамотном избирателе, голосующем головой.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|