Демократия.Ру




Война, является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям. Джавахарлал Неру (1889-1964), политический и государственный деятель Индии


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 15:16

Дура лекс! Или математический анализ прогноза выборов

А.Фирсов

Dura Lex Sed Lex – «Закон суров, но это закон» – латинское изречение

В Государственную Думу Федерального Собрания РФ входят 450 депутатов, из которых 225 избираются по одномандатным (мажоритарным) округам, и 225 – по федеральному округу (партийным спискам). Голосование по партийным спискам проводится с помощью отдельного бюллетеня. Многие центры изучения общественного мнения пытаются предсказать результаты голосования в той части Госдумы, которая формируется политическими партиями.

Любопытная статистика была приведена в «Московском комсомольце» от 09.11.99 по результатам различных опросов. Таблица весьма показательна, поэтому имеет смысл привести ее полностью:

  КПРФ ОВР «Яблоко» «Единство» СПС Блок Жириновского
Опрос ВЦИОМ 26% 21% 11% 5% 4% 3%
Опрос АРПИ 14% 13% 9% 3% 2% 4%
Опрос фонда «Общест-
венное мнение»
19% 18% 11% 6% 4% 5%

Не вдаваясь в обсуждение достоверности данных, попробуем предположить, что эти три опроса являются вариантами результатов выборов в Думу. Причем 5% голосов в таблице означает прохождение пятипроцентного барьера, а список из шести партий является списком лидеров, т.е. все остальные партии набрали меньше голосов.

В рассматриваемых примерах по партийным спискам 225 мест в Думе будут распределены между следующими партиями:

По данным ВЦИОМ, партии, преодолевшие барьер, наберут в сумме 63% голосов:

КПРФ 93 депутата
ОВР 75 депутатов
Яблоко 39 депутатов
Единство 18 депутатов
Сумма: 225 депутатов

По данным «Общественного мнения» партии, преодолевшие барьер, наберут в сумме 59% голосов:

КПРФ 72 депутатов
ОВР 69 депутатов
Яблоко 42 депутата
Единство 23 депутата
Блок Жириновского 19 депутатов
Сумма: 225 депутатов

Данные АРПИ требуют отдельного рассмотрения, поскольку, во-первых, результаты этого опроса соответствуют более рассеянной картине результатов голосования, и, во-вторых, совокупная сумма голосов, поданных за партии, прошедшие 5% барьер очень мала. Она составляет только 36%, т.е. менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Такая ситуация с количеством голосов приводит в действие парадоксальный пункт 4 статьи 80 Федерального закона о выборах в Думу. В соответствии с этим пунктом 5% барьер автоматически снижается (не ниже 3%) и в Думу приглашаются другие партии в порядке уменьшения полученных голосов.

Процесс включения партий должен отвечать двум требованиям:

    1. Партии будут добавляться до получения 50% голосов избирателей;
    2. Для достижения такого показателя будут добавляться только те партии, которые набрали более 3%.

В нашем конкретном примере можно удовлетворить только второе требование. Как вы помните, мы предположили, что все остальные партии, не попавшие в опрос, набрали по отдельности менее двух процентов. В рассматриваемом случае по партийным спискам в Думу попадают ВСЕ партии, набравшие более 3% голосов, но сумма всех партий, набравших более 3%, не превышает 43% голосов.

Ситуация патовая! В соответствии со Статьей 58.2 (г) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы признаются недействительными! По смыслу Статьи 80 (4) Закона о выборах в Думу, следующей духу закона об «Основных гарантиях», эта часть Думы должна представлять не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Для того, чтобы не попасть под действие Статьи 58.2 (г) гипотетически можно было бы попробовать опустить порог ниже 3% - но это, во-первых, противоречит закону о выборах в Госдуму, и, во-вторых, сама концепция наличия какого-то порога полностью дискредитируется.

Таким образом, в Думу попадают партии-аутсайдеры, которые не обладают поддержкой избирателей. На предыдущих выборах в Думу против всехпартий голосовало почти 3% избирателей (2.77%), а 16 объединений не набрали даже по 0.3% от голосов тех избирателей, которые пришли на выборы.

Так что может сложиться ситуация, что в Думе будут представлены партии, которые набрали в свою поддержку голосов меньше количества голосов, поданных против всех партий.Если против всех будет подано, скажем, 3.5 процента голосов, при понижении барьера до 3%, что будет, если одна из партий-претендентов, набравшая только 3.2% будет претендовать на места в Думе?

Такая ситуация по закону о выборах в Госдуму (ст.79.2-б) исключена для одномандатных округов, но, к сожалению, не исключена для выборов по партийным спискам. Кстати, изменения в закон об Основных гарантиях избирательных прав граждан были внесены после рассмотрения вопроса о 5% барьере Конституционным Судом, который обязал изменить правила «для повышения представительства», и теперь партии «обязаны» представлять не менее 50% избирателей. Любопытно, что никого не беспокоит представительство по одномандатным ( мажоритарным) округам, где только 13 из более чем 2600 кандидатов по 225 округам набрали более 50% голосов в свою поддержку! Кого в таком случае представляют остальные депутаты?

Можно было бы обсудить также и то, что в Думе интересы своих избирателей представляет депутат от округа № 99, где в его поддержку было подано 10% голосов, а против всех, в том числе и против него - 15%, и таких депутатов в Думе несколько! Несуразица была ликвидирована в обновленной версии закона о выборах в Госдуму, но закон ничего не говорит о применении такого же принципа ко второй части Думы, которая так обеспокоила Конституционный Суд тем, что представляет менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Это может привести к печальным выводам: либо голоса тех, кто пришел и проголосовал за какие-либо партии, не представляют никакой ценности для системы, либо голос избирателя, отданный против всех партий, вовсе не принимается во внимание. У избирателя может возникнуть законный вопрос, а нужно ли ему принимать участие в таких выборах?



К сожалению, на выборах 19 декабря не удастся избежать дополнительных разногласий между непопулярными «партиями» в связи с близкими показателями и наличием усложняющего фактора в виде 31 округа (Чечни), которая на предыдущих выборах дала 0.51% числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Можно предсказать уже сейчас, что неувязки в законе оставляют много места для проявления инициативы местных властей, отвечающих за проведение выборов, и для того, чтобы любой из участников выборов мог подать в суд.

Кроме наличия в законах Российской Федерации нескольких оснований для признания выборов недействительными мы можем стать свидетелями изменения результатов как следствия отмены регистрации кандидатов или партий под различными предлогами.

К сожалению, проведение федеральных выборов по правилам, которые оставляют столько возможностей для изменения результатов, не может послужить укреплению общественного доверия к результатам выборов.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта