Дура лекс! Или математический анализ прогноза выборов
А.Фирсов
Dura Lex Sed
Lex – «Закон суров, но это закон» – латинское изречение
В Государственную
Думу Федерального Собрания РФ входят 450 депутатов, из которых
225 избираются по одномандатным (мажоритарным) округам, и
225 – по федеральному округу (партийным спискам). Голосование
по партийным спискам проводится с помощью отдельного бюллетеня.
Многие центры изучения общественного мнения пытаются предсказать
результаты голосования в той части Госдумы, которая формируется
политическими партиями.
Любопытная статистика
была приведена в «Московском комсомольце» от 09.11.99
по результатам различных опросов. Таблица весьма показательна,
поэтому имеет смысл привести ее полностью:
|
КПРФ |
ОВР |
«Яблоко» |
«Единство» |
СПС |
Блок
Жириновского |
Опрос
ВЦИОМ |
26% |
21% |
11% |
5% |
4% |
3% |
Опрос
АРПИ |
14% |
13% |
9% |
3% |
2% |
4% |
Опрос
фонда «Общест-
венное мнение» |
19% |
18% |
11% |
6% |
4% |
5% |
Не вдаваясь в
обсуждение достоверности данных, попробуем предположить, что
эти три опроса являются вариантами результатов выборов в Думу.
Причем 5% голосов в таблице означает прохождение пятипроцентного
барьера, а список из шести партий является списком лидеров,
т.е. все остальные партии набрали меньше голосов.
В рассматриваемых
примерах по партийным спискам 225 мест в Думе будут распределены
между следующими партиями:
По данным ВЦИОМ,
партии, преодолевшие барьер, наберут в сумме 63% голосов:
КПРФ |
93 депутата |
ОВР |
75 депутатов |
Яблоко |
39 депутатов |
Единство |
18 депутатов |
Сумма: |
225 депутатов |
По данным «Общественного
мнения» партии, преодолевшие барьер, наберут в сумме
59% голосов:
КПРФ |
72 депутатов |
ОВР |
69 депутатов |
Яблоко |
42 депутата |
Единство |
23 депутата |
Блок Жириновского |
19 депутатов |
Сумма: |
225 депутатов |
Данные АРПИ требуют
отдельного рассмотрения, поскольку, во-первых, результаты
этого опроса соответствуют более рассеянной картине результатов
голосования, и, во-вторых, совокупная сумма голосов, поданных
за партии, прошедшие 5% барьер очень мала. Она составляет
только 36%, т.е. менее половины голосов избирателей, принявших
участие в голосовании. Такая ситуация с количеством голосов
приводит в действие парадоксальный пункт 4 статьи 80 Федерального
закона о выборах в Думу. В соответствии
с этим пунктом 5% барьер
автоматически снижается (не ниже 3%) и в Думу приглашаются
другие партии в порядке уменьшения полученных голосов.
Процесс включения
партий должен отвечать двум требованиям:
-
Партии будут добавляться
до получения 50% голосов избирателей;
-
Для достижения такого показателя
будут добавляться только те партии, которые набрали более
3%.
В нашем конкретном
примере можно удовлетворить только второе требование. Как
вы помните, мы предположили, что все остальные партии, не
попавшие в опрос, набрали по отдельности менее двух процентов.
В рассматриваемом случае по партийным спискам в Думу попадают
ВСЕ партии, набравшие более 3% голосов,
но сумма всех партий,
набравших более 3%, не превышает 43% голосов.
Ситуация патовая!
В соответствии со Статьей 58.2 (г) Федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»
выборы признаются
недействительными! По смыслу Статьи 80 (4) Закона о выборах
в Думу, следующей духу закона об «Основных гарантиях»,
эта часть Думы должна представлять не менее 50% голосов избирателей,
принявших участие в голосовании.
Для того, чтобы
не попасть под действие Статьи 58.2 (г) гипотетически можно
было бы попробовать опустить порог ниже 3% - но это, во-первых,
противоречит закону о выборах в Госдуму, и, во-вторых, сама
концепция наличия какого-то порога полностью дискредитируется.
Таким образом,
в Думу попадают партии-аутсайдеры, которые не обладают поддержкой
избирателей. На предыдущих выборах в Думу
против всехпартий
голосовало почти 3% избирателей (2.77%), а 16 объединений
не набрали даже по 0.3% от голосов тех избирателей, которые
пришли на выборы.
Так что может
сложиться ситуация, что в Думе будут представлены
партии,
которые набрали в свою поддержку голосов меньше количества
голосов, поданных против всех партий.Если против всех
будет подано, скажем, 3.5 процента голосов, при понижении
барьера до 3%, что будет, если одна из партий-претендентов,
набравшая только 3.2% будет претендовать на места в Думе?
Такая ситуация
по закону о выборах в Госдуму (ст.79.2-б) исключена для одномандатных
округов, но, к сожалению, не исключена для выборов по партийным
спискам. Кстати, изменения в закон об Основных гарантиях избирательных
прав граждан были внесены после рассмотрения вопроса о 5%
барьере Конституционным Судом, который обязал изменить правила
«для повышения представительства», и теперь партии
«обязаны» представлять не менее 50% избирателей.
Любопытно, что никого не беспокоит представительство по одномандатным
(
мажоритарным)
округам, где только 13 из более чем 2600 кандидатов по 225
округам набрали более 50% голосов в свою поддержку! Кого в
таком случае представляют остальные депутаты?
Можно было бы
обсудить также и то, что в Думе интересы своих избирателей
представляет депутат от округа № 99, где в его поддержку было
подано 10% голосов, а против всех, в том числе и против него
- 15%, и таких депутатов в Думе несколько! Несуразица была
ликвидирована в обновленной версии закона о выборах в Госдуму,
но закон ничего
не
говорит о применении такого же принципа ко второй части Думы,
которая так обеспокоила Конституционный Суд тем, что представляет
менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Это может привести
к печальным выводам: либо голоса тех, кто пришел и проголосовал
за какие-либо партии, не представляют никакой ценности для
системы, либо голос избирателя, отданный против всех партий,
вовсе не принимается во внимание. У избирателя может возникнуть
законный вопрос, а нужно ли ему принимать участие в таких
выборах?
К сожалению,
на выборах 19 декабря не удастся избежать дополнительных разногласий
между непопулярными «партиями» в связи с близкими
показателями и наличием усложняющего фактора в виде 31 округа
(Чечни), которая на предыдущих выборах дала 0.51% числа избирателей,
принявших участие в голосовании.
Можно предсказать
уже сейчас, что неувязки в законе оставляют много места для
проявления инициативы местных властей, отвечающих за проведение
выборов, и для того, чтобы любой из участников выборов мог
подать в суд.
Кроме наличия
в законах Российской Федерации нескольких оснований для признания
выборов недействительными мы можем стать свидетелями изменения
результатов как следствия отмены регистрации кандидатов или
партий под различными предлогами.
К сожалению,
проведение федеральных выборов по правилам, которые оставляют
столько возможностей для изменения результатов, не может послужить
укреплению общественного доверия к результатам выборов.
|