Демократия.Ру




Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению. Аристотель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 03:15


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Взаимодействие избирательных комиссий со средствами массовой информации

Правовая база взаимодействия

Права избиркомов по отношению к СМИ

Функции СМИ

Ограничения на деятельность СМИ и журналистов

Обязанность возместить стоимость бесплатной печатной площади и эфирного времени


Выступая перед представителями ведущих телерадиокомпаний и периодических печатных изданий России в июле 1999 года, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешняков подчеркнул, что роль средств массовой информации в избирательной кампании трудно переоценить. Опыт проведения в России федеральных и региональных избирательных кампаний 1993-1998 годов убедительно показывает, что такие факторы, как: разъяснение российского законодательства о выборах, особенностей его применения в конкретной избирательной кампании, оперативное информирование всех участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательных действий на различных стадиях избирательного процесса, о динамике явки избирателей для участия в голосовании, об итогах выборов, - оказывают бесспорное влияние на юридическую оценку результатов голосования, легитимности избранных населением органов власти и должностных лиц.

Правовая база взаимодействия

Взаимодействие избирательных комиссий со средствами массовой информации, как и со всеми другими участниками избирательной кампании, осуществляется на строго правовой основе - на основе избирательного законодательства. Правовой базой предстоящих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва являются Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными законодателем 30 марта 1999 года, и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции 1999 года.

Статус, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, а также права и обязанности средств массовой информации в избирательном процессе достаточно полно регламентированы названными законами. Важно подчеркнуть, что общая идеология внесенных в них законодателем поправок состоит в том, чтобы повысить качество информационного обеспечения выборов, реализовать право избирателей на полную, достоверную и объективную информацию о кандидатах, сделать выборы в большей степени информационно-прозрачными, в конечном счете - оградить избирателей от попыток противоправного влияния на их волеизъявление.

Права избиркомов по отношению к СМИ

Новым Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы на избирательные комиссии возложена обязанность информировать избирателей о сроках и порядке избирательных действий, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах. Для обеспечения исполнения этих обязанностей комиссиям предоставлено право получать бесплатное эфирное время на каналах телерадиокомпаний и печатные площади в периодических печатных изданиях. Уточнен круг телерадиокомпаний и периодических печатных изданий, обязанных на безвозмездной основе предоставлять избирательным комиссиям печатную площадь, а также бесплатное эфирное время для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании. Так, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предоставляется не менее 15 минут эфирного времени еженедельно на каналах организаций телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится на территории половины или более половины субъектов Российской Федерации. Аналогичные редакции периодических печатных изданий каждую неделю предоставляют для ЦИК России не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади.

Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и окружным избирательным комиссиям эфирное время и печатные площади предоставляются организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий, зона уверенного приема передач которых находится или которые распространяются в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации. Даты и время выхода в эфир бесплатных предвыборных агитационных материалов устанавливаются жеребьевкой, проводимой Центральной избирательной комиссией совместно с организациями телерадиовещания. Даты бесплатных публикаций предвыборных агитационных печатных материалов устанавливаются жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания.

Функции СМИ

На средства массовой информации возлагаются ответственные функции по освещению хода избирательной кампании, обеспечению гласности и открытости избирательных действий. Новым Федеральным законом определен круг организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которые передают в эфир и публикуют следующие сообщения:

    - о назначении выборов, а равно и о перенесении даты голосования, если таковое имеет место;

    - о схеме образования избирательных округов, включая их графическое изображение;

    - о списке избирательных участков, с указанием их границ и места нахождения и номеров телефонов участковых избирательных комиссий и помещений для голосования;

    - о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, об избирательных объединениях, избирательных блоках, биографические данные зарегистрированных кандидатов, включая сведения о неснятых или непогашенных судимостях, о доходах и имуществе;

    - о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков;

    - о времени и месте голосования на выборах;

    - о результатах выборов по соответствующему избирательному округу, а также полные официальные данные об итогах выборов.

Новым Федеральным законом уточнены условия проведения и обнародования результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами. В частности, предусмотрено, что организации, проводящие опрос, а также средства массовой информации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, обязаны направлять копии этих публикаций соответственно в окружную или Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для формирования информационного банка с целью последующего использования этих материалов заинтересованными лицами. Это требование действует со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов.

Ограничения на деятельность СМИ и журналистов

В то же время в соответствии с законодательством усилена ответственность всех субъектов избирательного процесса, в том числе и средств массовой информации, за нарушение избирательных прав граждан. В целях ограждения избирателей от чрезмерного информационного прессинга, обеспечения кандидатам равных условий в предвыборной борьбе, а также в интересах защиты кандидатов от распространения о них необоснованных сведений законодательством установлены некоторые ограничения информационной деятельности средств массовой информации и отдельных журналистов. Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах подлежат освобождению от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Эти кандидаты обязаны в течение трех дней со дня регистрации представить в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) руководителя. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ, если они являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

В случае использования зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком средств массовой информации для агитации, содержащей призывы к насильственному захвату власти, пропаганды войны, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, избирательная комиссия обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.

Избирательные комиссии наделены правом обращения в правоохранительные органы, суд и исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания правил проведения предвыборной агитации с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Обязанность возместить стоимость бесплатной печатной площади и эфирного времени

Предусмотрена обязанность избирательных объединений, избирательных блоков, не получивших необходимого количества голосов по результатам голосования и не принявших участие в распределении депутатских мандатов, а также отозвавших федеральный список кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, возместить в полном объеме организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатного эфирного времени и печатной площади. Сведения о таких избирательных объединениях и блоках направляются в телерадиокомпании и редакции периодических печатных изданий Центральной избирательной комиссией России в трехдневный срок со дня официального опубликования общих результатов выборов.

Как видим, новый Федеральный закон значительно расширил возможности взаимодействия избирательных комиссий со средствами массовой информации. Это не означает, что в ходе федеральной избирательной кампании 1995 года избирательные комиссии не осуществляли необходимого информирования избирателей, однако теперь Закон строго обязывает их выполнять конкретные информационные действия, обеспечивая тем самым более высокий качественный уровень свободных, демократических выборов.

С. Большаков,
член Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта