ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Обязанности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в период проведения выборов Президента Российской Федерации
Введение
Основные термины и понятия
Вопросы и ответы
Пособие для руководителей и работников организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий
Введение
В предлагаемом пособии освещаются юридические и некоторые практические вопросы, связанные с участием организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в проведении выборов Президента Российской Федерации. На выборах Президента Российской Федерации деятельность этих организаций и редакций изданий подчиняется общим правилам, сформулированным в законодательстве для проведения избирательных кампаний всех уровней, а также специальному правовому режиму, который установлен Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 30 марта 1999 г., а также новая редакция Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. содержат весьма обстоятельное регулирование участия организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в избирательных кампаниях по выборам Президента Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшими законодательными актами, которые, в частности, устанавливали порядок проведения выборов Президента Российской Федерации в 1996 г., в вышеуказанных федеральных законах содержится значительный объем новых обязанностей организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий и ограничений в их деятельности. Этими правилами должны руководствоваться как руководители организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, так и журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании. Соответствующие правила обязательны и для непосредственных субъектов избирательного процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков), являющихся в избирательной кампании партнерами организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий.
Существенно изменилась роль подзаконного регулирования деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий во время выборов. Ранее Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при проведении федеральных выборов издавала инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием. Новое избирательное законодательство делает основной упор на регламентацию предвыборной агитации через СМИ в самих законах о выборах. Таким образом, ответы на важнейшие вопросы, связанные с участием средств массовой информации в выборах, следует искать в избирательных законах, а не в инструкциях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Вместе с тем в период проведения выборов деятельность СМИ регламентируется не только избирательным законодательством. В период проведения выборов в полном объеме действует Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Однако во время избирательных кампаний порядок деятельности средств массовой информации имеет существенные особенности. Специальные ограничения и обязанности СМИ, устанавливаемые на период проведения выборов, служат цели обеспечить проведение справедливых выборов, создать условия для свободного волеизъявления граждан, обеспечить равные правовые условия предвыборной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
Нарушение организациями телерадиовещания либо редакциями периодических печатных изданий порядка их участия в избирательных кампаниях может повлечь применение юридических санкций. Они включают в себя прежде всего меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, которые применяются к должностным лицам СМИ и журналистам. В настоящее время в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в этот Кодекс Федеральным законом от 2 января 2000 г., перечень составов административных правонарушений в сфере участия СМИ в избирательных кампаниях был существенно расширен, одновременно были усилены меры ответственности за соответствующие правонарушения.
Основные термины и понятия
В пособии используется три категории терминов и понятий.
Во-первых, это термины и понятия, определенные в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая так и называется «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе».
Во-вторых, это термины и понятия, которые определены в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».
В-третьих, это термины, которые хотя и не применяются в избирательном законодательстве, однако их использование помогает усвоить некоторые технически сложные конструкции избирательного законодательства. В частности, к числу таких терминов относится вводимое понятие «регулируемые СМИ».
Регулируемые СМИ - это организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, которым присуще хотя бы одно из следующих свойств:
учредителем (соучредителем) данной организации или издания должны являться государственные или муниципальные органы, организации, учреждения;
эта организация или издание должны финансироваться не менее чем на 15 процентов от собственного бюджета за год до назначения выборов за счет средств, выделенных соответственно федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» из числа регулируемых СМИ исключены редакции периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов. Эти издания не вправе предоставлять свои площади под предвыборную агитацию.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечень регулируемых СМИ определен в пункте 1 статьи 39.
В подпунктах «а» - «д» статьи 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» указаны разновидности регулируемых СМИ. Они включают:
Общероссийские государственные организации телерадиовещания - организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Региональные государственные организации телерадиовещания - организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения общероссийских государственных организаций телерадиовещания.
Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий - редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, если учредителями (соучредителями) этих редакций либо этих периодических печатных изданий являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если эти редакции финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением редакций периодических печатных изданий, указанных в пункте 2 статьи 47 Закона.
Редакции региональных государственных периодических печатных изданий - редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, если учредителями (соучредителями) этих редакций либо этих периодических печатных изданий являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если эти редакции финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением редакций периодических печатных изданий, указанных в пункте 2 статьи 47 Закона.
Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических изданий - организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий или их редакций являются органы местного самоуправления либо если указанные организации, редакции финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления, за исключением редакций периодических печатных изданий, указанных в пункте 2 статьи 47 Закона
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий - это организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, которые не относятся ни к государственным, ни муниципальным регулируемым СМИ. Разновидности этих организаций и редакций (общероссийские, региональные) определяются в подпунктах «е» - «и» пункта 1 статьи 47 Закона.
Специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий - это особая категория организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, которые выделяются в отдельную группу не в зависимости от того, кто учредил соответствующую организацию или редакцию и кто их финансирует, а в связи с их специализацией по культурно-просветительской, детской, технической, научной и иной подобной тематике.
Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (статья 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Соответственно граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения являются субъектами предвыборной агитации.
Вопросы и ответы
1. Какими законодательными актами устанавливаются дополнительные обязанности редакций периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания в период проведения выборов?
В период проведения выборов различных уровней (федерального, регионального, местного) на периодические печатные издания и организации телерадиовещания возлагается целый ряд дополнительных обязанностей, что является важным условием проведения открытых, свободных и демократических выборов.
1.1. Общие обязанности редакций периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания, действующие на всех выборах, проводимых в Российской Федерации, устанавливаются в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года, который в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года. По сравнению с другими избирательными законами этот Федеральный закон имеет более высокую юридическую силу.
1.2. Конкретизация обязанностей редакций периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания применительно к выборам Президента Российской Федерации содержится в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 года.
1.3. Обязанности редакций периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания при проведении выборов в субъектах Российской Федерации (выборов главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутатов законодательных органов государственной власти, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. На какие редакции периодических печатных изданий и организации телерадиовещания возлагаются дополнительные обязанности, связанные с проведением выборов? Как дифференцируется объем этих обязанностей?
2.1. Есть целый ряд обязанностей периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания, которые в равной степени распространяются на все СМИ и организации телерадиовещания в период выборов: это, в частности, обязанности не допускать злоупотребления свободой массовой информации, соблюдать установленные сроки проведения предвыборной агитации, публиковать в установленном порядке результаты социологических исследований и ряд других.
2.2. Вместе с тем на регулируемые СМИ возлагается максимальный объем обязанностей, связанных с проведением избирательных кампаний.
На регулируемые СМИ, в частности, возлагаются обязанности по обеспечению зарегистрированным кандидатам равных условий проведения предвыборной агитации, предоставлению им бесплатного эфирного времени, бесплатного места на полосе печатных изданий, по публикации решений избирательных комиссий, а также данных о финансовых операциях, совершаемых по специальным счетам избирательных фондов кандидатов.
2.3. Объем обязанностей, возлагаемых на государственные, муниципальные1 и негосударственные организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий при проведении выборов Президента Российской Федерации, является неодинаковым.
В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что государственные и муниципальные организации телерадиовещания и государственные и муниципальные редакции периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации, представления избирателям своих предвыборных программ (пункт 2 статьи 48 Федерального закона).
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь за плату (пункт 3 статьи 48 Федерального закона). При этом порядок такого предоставления регламентируется Федеральным законом.
3. Каким образом фиксируется принадлежность той или иной организации телерадиовещания или редакции периодического печатного издания к категории общероссийских или региональных государственных регулируемых СМИ?
3.1. Согласно пункту 3 статьи 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» перечень общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее чем на десятый день2 после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации. В указанном перечне особо отмечаются общероссийские государственные периодические печатные издания, выходящие реже чем один раз в неделю.
3.2. В то же время перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации. В указанном перечне особо отмечаются региональные государственные периодические печатные издания, выходящие реже чем один раз в неделю.
4. Каким образом организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий могут участвовать в предвыборной агитации?
4.1. Организации телерадиовещания, а равно редакции периодических печатных изданий не относятся к самостоятельным субъектам предвыборной агитации. Однако данная агитация может осуществляться посредством этих организаций и СМИ теми субъектами, за которыми это право признано в законодательстве.
4.2. Следует иметь в виду, что в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения (п.5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» к перечню субъектов, которым запрещено участвовать в предвыборной агитации, добавляет воинские части, военные учреждения, организации, а также избирательные комиссии (пункт 3 статьи 44 Федерального закона).
4.3. Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане (за исключением случая, когда они в соответствии с международным договором имеют избирательные права при проведении муниципальных выборов), лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов (п.8 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (статья 11) в числе организаций, на которые распространяется запрет на ведение указанной деятельности, отнесены также международные организации и международные общественные движения. Соответственно исключается участие всех вышеуказанных субъектов в предвыборной агитации. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны обеспечить соблюдение вышеуказанных запретов.
5. Сроки проведения предвыборной агитации через организации телерадиовещания и периодические печатные издания.
5.1. Проведение предвыборной агитации через организации телерадиовещания и периодические печатные издания должно укладываться в те сроки, которые установлены для предвыборной агитации за или против кандидатов. Общее правило заключается в том, что предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования (пункты 1 и 4 статьи 45 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
5.2. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» особо оговариваются сроки проведения предвыборной агитации через организации телерадиовещания и периодические печатные издания. Согласно пункту 5 статьи 48 Федерального закона предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания проводится по рабочим дням в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, предвыборная агитация в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 40 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования. В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях проводится по рабочим дням в период, который начинается через два дня после назначения повторного голосования и оканчивается за день до дня голосования.
Следует обратить внимание на некоторые различия в порядке исчисления сроков агитации через организации телерадиовещания и периодические печатные издания.
Так, если число зарегистрированных кандидатов менее десяти, бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания предоставляется не за 30, а за 20 дней. Применительно к печатной прессе таких различий не установлено.
Следует также отметить, что период предоставления эфирного времени за плату не меняется в зависимости от числа кандидатов (т.е. 30 дней до дня голосования). Кроме того, необходимо помнить, что нынешние выборы досрочные, поэтому все сроки осуществления избирательных действий (в т.ч. сроки проведения предвыборной агитации) сокращаются на четверть.
6. Какой установлен порядок взаимодействия организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий с избирательными комиссиями?
6.1. Общероссийские и региональные государственные организации, осуществляющие телерадиовещание, и редакции общероссийских и региональных периодических печатных изданий должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах, а также для ответов на вопросы избирателей.
6.2. Согласно п. 17 ст. 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации3 общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 15 минут эфирного времени, а региональные государственные организации телерадиовещания _ избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на своих каналах.
6.3. Согласно п. 18 ст. 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади. В то же время редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в вышеуказанный период безвозмездно предоставляют избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади.
6.4. Иные организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий и их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам Президента Российской Федерации необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за день до дня выборов и в день выборов _ немедленно (п. 8 ст. 12 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
Также следует иметь в виду, что акты и решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий.
7. Порядок предоставления бесплатного эфирного времени организациями телерадиовещания.
7.1. Государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам. Это эфирное время предоставляется зарегистрированным кандидатам на равных условиях (по продолжительности предоставленного эфирного времени, времени выхода в эфир и другим условиям) (п.1 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
7.2. Расходы организаций телерадиовещания, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени зарегистрированным кандидатам, покрываются за счет средств текущего бюджетного финансирования этих организаций.
7.3. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням в период проведения предвыборной агитации на каналах указанных организаций. Для региональных государственных организаций телерадиовещания общий объем бесплатного эфирного времени должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням в соответствующий период, а если общее время вешания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день - не менее одной четверти общего времени вещания.
7.4. В соответствии с законом бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
7.5. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания в рамках форм, не запрещенных законом (п.2 ст. 44 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). В то же время федеральными законами устанавливаются отдельные изъятия из этого правила. Так, пунктом 6 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено, что половина (а в случае проведения повторного голосования две трети) общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого государственными организациями телерадиовещания, отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, «круглых столов» и иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. При этом к использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях. Федеральный закон регламентирует ситуацию использования эфирного времени в случае отказа зарегистрированного кандидата (кандидатов) использовать бесплатное эфирное время, отведенное для совместных агитационных мероприятий (п.7 ст. 49 Федерального закона).
Если во время парламентских выборов на дебаты являлся только один кандидат, они отменялись, а дисциплинированный кандидат также лишался возможности использовать свою долю эфирного времени. Закон о выборах Президента решает эту задачу иначе. Теперь, если на дебаты придет только один кандидат, он будет вправе использовать приходящееся на его долю эфирное время.
Распределение оставшейся части бесплатного эфирного времени осуществляется путем жеребьевки, проводимой избирательными комиссиями в порядке, установленном Федеральным законом. Закон устанавливает, что не менее трех четвертей предоставляемого бесплатного эфирного времени должно быть использовано зарегистрированным кандидатом для его выступлений, пресс-конференций, интервью (п.9 ст.49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Тем самым ограничивается общий объем политической рекламы.
В результате жеребьевки определяются дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. Жеребьевку для распределения эфирного времени на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания проводит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
8. Порядок предоставления платного эфирного времени организациями телерадиовещания.
8.1. Порядок предоставления платного эфирного времени отличается для государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами за плату. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема эфирного времени, выделенного бесплатно, но при этом не может превышать его более чем в два раза. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов (п.п. 12, 13 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Таким образом, все зарегистрированные кандидаты имеют право на равную долю зарезервированного платного эфирного времени. Следует отметить, что законодатель не требует предоставлять время за плату (в отличие от бесплатного) непременно в прайм-тайм.
8.2. Муниципальные организации телерадиовещания, которые в установленном законом порядке предварительно опубликовали сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, предоставляют зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации эфирное время за плату. При этом размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, однако общий объем эфирного времени, предоставляемого муниципальной организацией телерадиовещания, определяется самой организацией телерадиовещания (п. 15 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
8.3. Негосударственные организации телерадиовещания, которые в установленном законом порядке предварительно опубликовали сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях (п. 17 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Данное регулирование не предусматривает возможности для указанных организаций телерадиовещания не предоставлять или предоставлять на дискриминационных условиях эфирное время отдельным зарегистрированным кандидатам. Организации телерадиовещания, не выполнившие вышеизложенных условий предоставления эфирного времени кандидатам, вообще не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время в целях предвыборной агитации. То есть либо всем на равных условиях, либо - никому.
8.4. Платное эфирное время предоставляется по требованию зарегистрированного кандидата. Для определения даты и времени выхода в эфир предвыборных агитационных материалов каждого из зарегистрированных кандидатов государственными и муниципальными организациями телерадиовещания проводятся жеребъевки в порядке, установленном Федеральном законом. Негосударственные организации телерадиовещания не обязаны проводить такую жеребьевку. Эфирное время выделяется на основе договора на предоставление платного эфирного времени, который заключается между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом. Сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания не позднее чем через 30 или 22 (в случае досрочных выборов) дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации и представлены с уведомлением о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время: в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации - общероссийскими организациями телерадиовещания; в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - региональными и муниципальными организациями телерадиовещания.
8.5. Форма использования платного эфирного времени определяется зарегистрированным кандидатом самостоятельно. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» определяет условия и последствия отказа зарегистрированного кандидата от использования платного эфирного времени после проведения жеребьевки (п.16 ст. 49 Федерального закона).
8.6. Во всех случаях, независимо от характера организации, осуществляющей телерадиовещание, оплата эфирного времени осуществляется исключительно через избирательные фонды зарегистрированных кандидатов и должна производиться в полном объеме до предоставления им эфирного времени.
9. Требования к договору о предоставлении эфирного времени за плату зарегистрированному кандидату и порядок его исполнения.
9.1. Договор должен быть составлен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом обязательных требований, содержащихся в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».
9.2. В пункте 19 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено, что в договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле- или радиопередачи. После выполнения условий договора оформляется акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир. Федеральным законом также установлено, что в случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат нарушит условия, установленные данным Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации.
Закон не содержит запрета на заключение указанных договоров через посредников. Практика парламентских выборов показала, что все основные вещательные организации продавали свое платное эфирное время через те или иные рекламные агентства. В этом случае между организацией телерадиовещания и посредником (рекламным агентством) должен быть заключен соответствующий агентский договор или договор поручения.
10. Порядок предоставления бесплатной печатной площади печатными изданиями
10.1. При проведении выборов Президента Российской Федерации зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже чем один раз в неделю, на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия) (п.1 ст. 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
10.2. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций общероссийских государственных периодических печатных изданий предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 5 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный для проведения агитации через соответствующие СМИ. При этом редакция указанного издания обязана декларировать общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации, не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.
10.3. В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» жеребьевка, в результате которой определяется дата бесплатных публикаций агитационных предвыборных материалов зарегистрированных кандидатов, проводится редакцией общероссийского государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц в течение недели после завершения регистрации кандидатов (пункты 5-6 статьи 50 Федерального закона).
10.4. При бесплатной публикации агитационных материалов в самой публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации (п. 19 ст. 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
10.5. Расходы редакций общероссийских государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатной печатной площади в целях предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих редакций (п. 7 ст. 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
10.6. Форма использования бесплатных печатных площадей в периодических печатных изданиях определяется зарегистрированными кандидатами самостоятельно (п. 2 ст. 44 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
11. Порядок предоставления печатных площадей на платной основе печатными изданиями
11.1. При проведении выборов Президента Российской Федерации редакции общероссийских государственных и региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами за плату. При этом размер и условия оплаты печатных площадей должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов и быть опубликованы в установленном законом порядке не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации, а также представлены с уведомлением о готовности представить зарегистрированным кандидатам печатную площадь: в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (для общероссийских изданий), в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (для региональных и муниципальных изданий). Общий объем печатной площади, резервируемой каждой редакцией общероссийского государственного периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой для предвыборной агитации, но не может превышать этот объем более чем в два раза. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций региональных государственных периодических печатных изданий резервирует для предоставления зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 5 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период проведения предвыборной агитации. Каждый зарегистрированный кандидат вправе получить из общего объема зарезервированной платной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов (п.п. 8, 9 ст. 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
Дата опубликования предвыборных агитационных материалов определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки (пункт 10 статьи 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
11.2. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, а также редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз, в неделю в случае, если они в установленном законом порядке опубликовали сведения о размере и об условиях оплаты печатной площади, предоставляют зарегистрированным кандидатам печатную площадь за плату. Общий объем предоставляемой печатной площади определяется редакциями самостоятельно. Дата публикаций определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакциями с участием заинтересованных лиц на основании письменной заявки на участие в жеребьевке, поданной зарегистрированным кандидатом. После проведения жеребьевки печатная площадь предоставляется на основании договора (п.11 ст. 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
11.3. Редакции негосударственных периодических печатных изданий в случае, если они в установленном законом порядке опубликовали сведения о размере и об условиях оплаты печатной площади, обязаны предоставлять печатную площадь кандидатам на равных условиях оплаты. При этом, подчеркивает закон, указанные редакции вправе отказать в предоставлении печатной площади зарегистрированному кандидату. Если же данные редакции не соблюдают требований закона по порядку предоставления печатных площадей, они не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам печатную площадь в целях предвыборной агитации (п.13 ст.50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). В то же время в соответствии с п.18 ст. 50 Федерального закона требование о предоставлении печатной площади на равных условиях оплаты не распространяется на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (зарегистрированными кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими зарегистрированного кандидата, и периодическое печатное издание является негосударственным.
11.4. Во всех случаях, независимо от характера печатного издания, оплата печатной площади осуществляется исключительно через избирательные фонды зарегистрированных кандидатов и должна производиться в полном объеме до предоставления им печатной площади (п.п. 15, 16 ст.50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
В материалах, публикуемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации (п.19 ст. 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
11.5. Форма использования платных печатных площадей в периодических печатных изданиях определяется зарегистрированными кандидатами самостоятельно (п. 2 ст. 44 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
12. Учет предоставления эфирного времени и печатной площади. Запись теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию.
12.1. Согласно п. 8 ст. 48 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, предоставившие зарегистрированным кандидатам бесплатно или за плату эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и предоставлять данные этого учета за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования соответственно в Центральную избирательную комиссию, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. По запросам указанных выше избирательных комиссий им предоставляются также документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата на выполнение для него платных работ и согласие на оплату услуг.
12.2. Согласно п. 26 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборные агитационные материалы, распространяемые организациями телерадиовещания, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ, материалов в эфир. Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени в течение пяти лет со дня голосования.
13. Условия участия в предвыборной агитации специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий.
Специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других) вправе отказаться от участия в освещении избирательной кампании (то есть выполнения обязательств по предоставлению платных и бесплатных эфирного времени и печатной площади, возложенных на регулируемые СМИ). Таким отказом согласно п.7 ст. 48 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь.
14. Требования к содержанию и форме информации, публикуемой, передаваемой в эфир периодическими печатными изданиями, организациями телерадиовещания в период проведения выборов.
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливается ряд специальных требований к содержанию и форме информации, которая публикуется либо передается в эфир периодическими печатными изданиями и организациями телерадиовещания в период проведения выборов.
14.1. Нейтральность. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (п. 25 ст. 49) устанавливает, что в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности. Таким образом, по сути, вводится требование политической нейтральности организаций телерадиовещания в период избирательной кампании, недопустимости ведения ими собственной предвыборной агитации. В отношении печатных изданий пунктом 17 статьи 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» дополнительно предусмотрено, что публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами.
Вышеуказанным Федеральным законом также установлено, что запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, в том числе для рекламы товаров, работ и услуг, а равно запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных предвыборных агитационных материалов (пункты 23-24 статьи 49).
14.2. Опросы общественного мнения. Законодательством устанавливаются специальные правила опубликования (обнародования) СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами в период проведения выборов. В соответствии с п.1 ст. 46 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (обнародование) в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов Президента Российской Федерации, иных исследований, связанных с выборами, не допускается (п.3 ст.46).
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (п.2 ст.46) устанавливает, что со дня окончания регистрации кандидатов организации, проводящие связанные с выборами Президента Российской Федерации опросы общественного мнения в целях опубликования их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным представителям по финансовым вопросам, представителям средств массовой информации, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования.
14.3. Реклама коммерческой и иной деятельности участников избирательных кампаний и порядок ее оплаты. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (п.3 ст.53) устанавливает, что реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании может осуществляться только в период, когда разрешено проведение предвыборной агитации, и только за счет средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата с соблюдением требований равных условий оплаты, установленных в Федеральном законе. Соответственно в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
14.4. Защита чести, достоинства, деловой репутации кандидатов. Согласно п.4 ст.53 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» теле- и радиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), если эти теле- и радиопрограммы и редакции периодических печатных изданий не могут предоставить зарегистрированному кандидату (зарегистрированным кандидатам) возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его (их) чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредставление этой возможности может явиться основанием для привлечения этих организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством. В то же время Федеральный закон предусматривает, что вышеуказанные правила не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случае, если редакция и (или) издание учреждены зарегистрированным кандидатом (зарегистрированными кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими зарегистрированного кандидата, и периодическое печатное издание является негосударственным.
14.5. Самостоятельность зарегистрированных кандидатов в определении формы и характера своей агитации через организации телерадиовещания, периодические печатные издания. В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» при проведении предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации в рамках форм, предусмотренных законом, а также иных не запрещенных законом форм.
15. Обязанности государственных периодических печатных изданий по публикации информации об операциях со средствами избирательных фондов.
Редакции государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Обязательному опубликованию подлежат сведения:
а) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер более чем в 2 тысячи раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации4;
б) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд пожертвования на сумму, более чем в тысячу раз превышающую минимальный размер оплаты труда;
в) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд пожертвования на сумму, более чем в сто раз превышающую минимальный размер оплаты труда;
г) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;
д) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него (п.6 ст.58 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».
16. Обязанности для персонала СМИ, участвующего в избирательных кампаниях.
16.1. Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заверенную копию соответствующего приказа или распоряжения (о временном освобождении от служебных обязанностей) не позднее трех дней со дня регистрации либо копии документов, удостоверяющих, что в этот срок было подано заявление об освобождении от своих обязанностей, и при ведении собственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (п. 3 ст. 40 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Под использованием преимуществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный доступ (по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами) либо обеспечение преимущественного доступа к государственным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации (подпункт «е» пункта 4 статьи 35 Федерального закона).
16.2. Должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций телерадиовещания и редакций средств массовой информации запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами, или их доверенными лицами, или уполномоченными представителями по финансовым вопросам зарегистрированных кандидатов, или уполномоченными представителями инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов (п.6 ст.40 Федерального закона).
17. Рассмотрение споров, связанных с проведением предвыборной агитации через СМИ
Споры, возникающие в связи с проведением предвыборной агитации через СМИ, рассматриваются избирательными комиссиями и судами.
Вместе с тем некоторые споры, связанные с предвыборной агитацией в средствах массовой информации, рассматриваются Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Данная палата осуществляет деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 января 1994 г.
Судебная палата по информационным спорам вправе принять к рассмотрению информационные споры и иные дела как по жалобам, заявлениям заинтересованных сторон, так и по собственной инициативе. С соответствующими заявлениями в Судебную палату обращаются граждане, средства массовой информации, избирательные комиссии.
Судебная палата, ее члены вправе запрашивать у государственных органов и редакций средств массовой информации материалы, необходимые для осуществления функций Судебной палаты. Предоставление таких материалов является обязательным. Судебная палата по информационным спорам вправе требовать от руководителей редакций средств массовой информации, иных должностных лиц, журналистов письменные объяснения по поводу имевших место допущенных неэтичных действий.
В целом ее решения носят рекомендательный характер, они не имеют юридической силы судебного решения. Вместе с тем государственные органы и их должностные лица, к которым обращено решение Судебной палаты, в 2-недельный срок сообщают Судебной палате об исполнении решения. Судебная палата вправе вносить представления соответствующим органам о вынесении ими письменных предупреждений учредителю и (или) редакции (главному редактору) в соответствии с требованиями ст. 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», а также вносить в суд представления о прекращении деятельности средства массовой информации, учредителю и (или) редакции (главному редактору) которого в установленный Законом срок были сделаны письменные предупреждения.
18. Ответственность СМИ за нарушение правил ведения предвыборной агитации.
Пунктом 6 статьи 53 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, установленных Федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
В частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях устанавливает ответственность за целый ряд нарушений в сфере предвыборной агитации.
А.Постников,
доктор юридических наук
1 Данные определения СМИ как «государственных» либо «муниципальных» носят условный характер, так как к государственным или муниципальным относятся СМИ, которые могут не находиться в государственной или муниципальной собственности, а лишь отчасти финансироваться из средств соответствующего бюджета.
2 Здесь и далее следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» сроки осуществления избирательных действий, предусмотренных данным Федеральным законом, в случае проведения досрочных выборов Президента Российской Федерации сокращаются на четверть.
3 Очевидно, что данный период начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
4 Далее упоминается как «минимальный размер оплаты труда».
ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|