«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Направление жалоб в Европейский Суд в Страсбурге
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). В то время число членов Совета Европы (СЕ) было незначительно. Сейчас эта цифра возросла в несколько раз, а ЕКПЧ в настоящее время ратифицировало 40 государств - членов СЕ. В результате этого увеличилась нагрузка и количество жалоб, поступающих в контрольные органы ЕКПЧ, что не могло не сказаться на качестве их работы и сроках рассмотрения жалоб. Учитывая такую ситуацию, 11 мая 1994 года члены СЕ приняли Протокол N11 к ЕКПЧ, который предоставил право отдельным гражданам, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции (жалобы) непосредственно в Суд. Этот Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 года и стал обязательным для государств - членов Совета Европы.
Согласно Протоколу Европейская Комиссия по правам человека упраздняется и единственным органом европейского правосудия становится Суд, который действует на постоянной основе. Новая система защиты прав человека с Единым Европейским Судом начала функционировать с 1 ноября 1998 года. Эта система призвана рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека. Другим важным изменением является то, что новая судебная система обязывает государства признавать юрисдикцию Единого Суда без истечения сроков давности.
Число Судей в новом составе Суда будет равно числу государств - участников Конвенции. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. По достижении 70 лет Судья должен уйти в отставку.
Суд рассматривает поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах, включающих семь Судей, и в Большой Палате, насчитывающей в своем составе 17 Судей. Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной основе. Если петиция (жалоба) признана неприемлемой, то такое решение комитета не подлежит обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по существу.
Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает против этого. Большая Палата, как указывалось выше, состоит из 17 судей. Председатель Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения Большой Палаты являются окончательными.
Государства - участники Конвенции взяли на себя обязательство выполнять решения Суда по любому спору, сторонами которого они являются. Окончательное решение Суда по рассмотренному делу направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением.
От Российской Федерации в состав Суда избран доктор юридических наук Ковлер Анатолий Иванович.
Возможность обратиться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге вовсе не означает, что он решает все проблемы тех, кто счел себя обиженным. Существуют очень строгие правила приема жалоб, и лишь крошечная доля всех поступающих дел проходит сквозь сито отсева. Достаточно сказать, что из 5875 писем с жалобами, которые поступили в Секретариат упраздненной Комиссии по правам человека, только 1861 жалоба смогла быть зарегистрирована, а из них только 10 процентов (189 жалоб) было принято к рассмотрению. Уже в самом начале Комиссия отклонила все другие жалобы по причинам, определенным Европейской конвенцией прав человека, в первую очередь, в связи с явной несостоятельностью самих жалоб или же в силу того, что не были использованы все существующие в данной стране возможности требования удовлетворения своих прав. Поэтому, прежде чем обращаться с жалобой в Страсбург, необходимо тщательно обдумать принятое Вами решение. Благодаря этому Вы сэкономите время и силы, избежите тщетных надежд и лишних трат.
Суд не рассматривает жалобы, которые:
являются анонимными;
являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования;
являются необоснованными;
представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.
Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если:
жалоба не соответствует вышеназванным правилам;
заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
вопрос был уже решен;
по любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение петиции.
Перечень прав и свобод содержится в тексте Европейской Конвенции прав человека и дополнительных Протоколах N 1, 4, 6 и 7, принятых большинством государств - участников Конвенции. Жалобу на нарушение прав и свобод, которые гарантируют Конвенция и дополнительные протоколы, можно подать при условии, что нарушение права (свободы) произошло после ратификации Россией и введения в действие Конвенции и соответствующих Протоколов. Подать жалобу на нарушение Конвенции ратифицировавшим ее государством имеют право как граждане данной страны, так и иностранцы, временно или постоянно проживающие в стране, где, по их мнению, были нарушены их права и свободы.
До того как принять решение о подаче жалобы, следует тщательно ознакомиться с текстом Конвенции.
Если, по Вашему мнению, власти нарушили то или иное гарантируемое Конвенцией право и тем самым нанесли Вам ущерб, то стоит подумать о подаче жалобы в Европейский Суд по правам человека.
Жалобы в Европейский Суд по правам человека могут относиться только лишь к вопросам, находящимся в ведении публичных властей, а именно: органов власти, государственной администрации, судов и т.п. Суд не занимается ни жалобами на частных лиц, ни на такие институты и учреждения, как объединения, акционерные общества, предприятия, кооперативы, фонды, профсоюзы. Жалобы на эти организации рассматриваются лишь только в тех случаях, когда вышеупомянутые организации и институты действовали по поручению государственных властей, - например, подлежит рассмотрению жалоба на решение союза ветеранов по вопросу о льготах и пособиях.
Перечень прав и свобод, в связи с нарушением которых, можно подавать жалобы в ЕСПЧ:
право на жизнь (ст. 2 Конвенции);
свобода от пыток или бесчеловечного либо унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 3);
свобода от рабства, подневольного состояния и принудительного или обязательного труда (ст. 4)2
право на свободу и личную неприкосновенность и гарантии прав арестованного (ст. 5);
право на справедливый и беспристрастный суд в разумные сроки, а также минимальные гарантии прав обвиняемого в совершении уголовного преступления (ст. 6);
запрет уголовного наказания за действия, которые в момент их совершения не являлись уголовным преступлением (ст. 7);
право на уважение личной жизни, неприкосновенности жилища и тайну переписки (ст. 8);
свобода мысли, совести и религии (ст. 9);
свобода слова и информации (ст. 10);
свобода собраний и ассоциаций (объединений) (ст. 11);
право на вступление в брак (ст. 12);
право на защиту нарушенных прав (ст. 13);
свобода от дискриминации (ст. 14);
право беспрепятственного пользования своим имуществом (ст. 1 Протокола N1);
право на образование, включая право родителей давать детям образование и воспитание в соответствии со своими религиозными или иными убеждениями (ст. 2 Протокола N1);
избирательное право (ст. 3 Протокола N1);
запрет лишения свободы в связи с неспособностью выполнить какое-либо договорное обязательство3 (ст. 1 Протокола N4);
право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную (ст. 2 Протокола N4);
запрет высылки лица из страны гражданства (ст. 3 Протокола N4);
запрет коллективной высылки иностранцев (ст. 4 Протокола N4);
отмена смертной казни (ст. 1 Протокола N6);
процессуальные гарантии, относящиеся к высылке иностранцев (ст. 1 Протокола N7);
право на пересмотр уголовного дела вышестоящей судебной инстанцией (ст. 2 Протокола N7);
право на компенсацию в случае незаконного осуждения (ст. 3 Протокола N7);
право не быть судимым или наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола N7);
равенство прав и обязанностей между супругами (ст. 5 Протокола N7).
Перед подачей жалобы в Суд следует использовать все доступные в данной стране меры апелляции и обжалования, предусмотренные законодательством страны в той области, к которой относится жалоба. В частности, если дело рассматривалось судом, то его решение следует обжаловать в вышестоящей суд, а по административным вопросам - в вышестоящий административный орган и затем - в суд. Обжалование должно содержать сведения о нарушении прав и свобод, аналогичные тем, которые будут представлены в жалобе, направляемой в Комиссию. Не ставится требование чрезвычайной ревизии или возобновления производства по делу.
Писать в Страсбург можно либо на языке той страны, на которую Вы подаете жалобу, либо по-английски, либо по-французски. Письмо должно содержать:
краткое изложение дела;
указание, какое право было, по Вашему мнению, нарушено;
информацию, какие средства были уже использованы;
изложение принятых по данному делу решений, сжатую информацию о содержании этих решений. Необходимо также указать, когда и кем (дата и орган) было принято решение;
копии принятых по Вашему делу решений.
При указании данных относительно даты, краткого содержания и инстанции, принявшей решение, необходимо послать вместе с письмом копии этих решений.
Жалоба относительно судебного приговора не требует пересмотра решения суда в порядке надзора, если были использованы обыкновенные способы обжалования. При обжаловании необходимо соблюдать все процессуальные правила, а также предписанные законами РФ сроки.
После вынесения решения высшей судебной инстанцией жалобу необходимо подать в течение шести месяцев. Если жалоба касается решения суда, то срок исчисляется с момента вынесения приговора (в рамках обыкновенной судебной процедуры обжалования), а не с момента отказа в пересмотре решения суда.
Жалобы следует направлять прямо в Страсбург, не прибегая к посредничеству каких-либо институтов.
Решения Европейского Суда носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Эти решения обязательны для государств-участников, однако сами решения не могут в автоматическом порядке отменить противоречащее им решение суда данного государства. Государство обязано предпринять все необходимые шаги по приведению правового и фактического состояния в соответствие с требованиями Конвенции.
Ответ на вопрос, как это сделать, должно дать само государство.
К примеру, можно возобновить судебный процесс, принять решение о выплате денежного возмещения или изменить правовые урегулирования. Если само дело или нарушение исключают возможность предпринять конкретные действия, то на основании 50-й статьи Конвенции следует соответствующим образом возместить ущерб.
Адрес Европейского Суда по правам человека:
Le Secretaire de la Cour Europeenne
Des Droits de l'Homme
Conseil de l'Europe
F - 67075 Strasbourg Cedex
France
Кроме того, можно направить информацию о нарушениях прав человека другим органам
Совета Европы, таким, как Парламентская Ассамблея или Директорат по правам человека,
по следующему адресу:
Le Secretaire General
Conseil de l'Europe
F - 67075 Strasbourg Cedex
France
2 Принудительный или обязательный труд в местах лишения свободы не может служить поводом для подачи жалобы, так как такой труд допускается международными нормами.
3 Так называемая «долговая яма».
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|