«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Занятие N2: гражданин и власть
Знакомы ли вам эти понятия? Попробуйте дать краткое объяснение каждому.
- Иерархия
|
- Диктатура
|
- Власть
|
- Автократия
|
- Авторитет
|
- Демократия
|
- Репрессии
|
- (прямая и представительная)
|
- Авторитаризм
|
- Свобода
|
Разговор о назначении и сущности власти можно начать с примеров того, где мы встречаемся с проявлением власти:
· родители в семье;
· учитель в школе;
· командир в армии;
· тренер в команде;
· правитель и подданные.
На основе этого попробуйте сформировать понятие «власть». Подумайте, на чем основывается власть.
Вероятно, итогом ваших размышлений может стать вывод о том, что власть - это способность и возможность влиять на поведение людей.
Теперь мы должны обратиться к пониманию властной иерархии. Сам термин «иерархия» означает расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например:
Средневековое государство
|
Власть в школе
|
Власть в армии
|
Король
герцоги, графы
бароны
рыцари
крестьяне
ремесленники
|
директор
администрация
(заместители директора)
учителя
ученики
|
главнокомандующий
министр обороны
начальник Генерального штаба
генералы
офицеры
сержанты
солдаты
|
Итак, разобравшись с иерархией, отметим, что власть включает в себя два основных элемента: личную власть, основанную на силе авторитета и способности человека создать вокруг себя атмосферу сотрудничества, и должностную власть, которая дает возможность использовать то или иное количество поощрений и наказаний по отношению к подчиненным.
Здесь важно понять разницу оснований личной и должностной власти. Для первой - это доверие, уважение, авторитет; для второй - возможность поощрений и наказаний.
На этих основаниях выстраиваются стили руководства руководителей любого уровня.
· А Вы, оказавшись руководителем, могли бы осуществлять власть так, чтобы люди могли сотрудничать?
· Какие, на ваш взгляд, качества нужны для этого?
Толерантность (терпимость)
Жадность
Независимость
Скромность
Интеллигентность
Дисциплинированность
Справедливость
Зависть
Правдивость
Хитрость
Эгоизм
Честность
Запишите в две колонки качества, которые пригодятся людям, использующим в руководстве:
Личную власть
|
должностную власть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь обратимся к власти государственной и к тому, каким должен быть правитель. Попробуем «нарисовать» портрет идеального правителя государства.
Идеальный правитель
- Заботящийся о процветании страны
|
- Культурный
|
- Миролюбивый
|
- Привлекательный
|
- Умный
|
- Дальновидный
|
- Думающий о благе народа
|
- Примерный семьянин
|
- Честный
|
- Хороший организатор
|
- Справедливый
|
- Хороший оратор
|
- Гибкий политик
|
- .....................................
(можно продолжить)
|
Перечень можно увеличить или уменьшить. Но главное, что с его помощью Вы сможете «протестировать» любого известного Вам правителя, и это должно натолкнуть Вас еще на два вопроса:
· Может ли царь (правитель, диктатор) быть добрым?
· Почему?
Ведь правитель (например, царь) - это должность, государственный институт, который не может быть ни добрым, ни злым. Важно лишь понимать, какие задачи государства тот или иной правитель выделяет, формулирует, и видеть, какими методами он осуществляет достижение поставленной цели, пользуясь своей должностной и личной властью.
Тезис: «Если хочешь узнать человека, дай ему власть».
· А что думаете Вы по этому поводу?
· Оцените с этой точки зрения деятельность:
Петра I,
Гитлера,
Сталина.
· Что Вы знаете об их исторических эпохах?
· Как их деятельность оценивают историки, Ваши знакомые, Вы сами?
· Кто из них пришел к власти через процедуру выборов?
Трудно? Не отступайте! Помните, что
роль гражданина, как и любая другая роль и профессия,
требует тщательной подготовки.
А теперь речь пойдет о формах политической власти.
Формы политической власти
Авторитарная
|
Демократическая
|
отрицает право народа на...
|
форма народовластия
|
личная диктатура
|
прямая демократия
|
Автократия
|
представительная демократия
|
Обсудите со сверстниками:
· Что, на Ваш взгляд, является лучшей формой власти: авторитаризм или демократия?
И еще: главная ценность, вокруг которой не утихают страсти, - свобода. (Ее часто путают с вседозволенностью: если свободен, значит, что хочу, то и делаю!)
· При какой власти, по вашему, у простого честного гражданина больше свободы и почему?
Поспорьте с высказываниями Муссолини:
1. «Демократический режим лишь время от времени дает людям иллюзию суверенитета, в то время как на самом деле управление обществом осуществляется скрытыми силами».
2. «Для того чтобы жить в цивилизованном обществе, необходимо быть бдительным по отношению к своим современникам, необходимо следить за их мыслями и интересами».
Первый и главный Ваш выбор должен касаться того, какую стратегию государства Вы выбираете: демократическую или авторитарную.
Перед Вами логическая цепочка, ведущая к пониманию того, что гражданин в государстве - фигура центральная. Именно позиция гражданина (избирателя и налогоплательщика в одном лице) должна определять сущность и траекторию развития государства.
«Я не знаю, кому еще можно доверить управление обществом, кроме самих людей...»
Т. Джефф
Спасибо!
И не теряйте своей демократичности!
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|