ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
СМИ и выборы (настроения в преддверии)
Чем ближе 19 декабря, тем заметнее становятся волнения в обществе по поводу грядущих выборов. За последнее десятилетие россиянами уже накоплен большой опыт в проведении выборов, однако это не застраховывает страну от возможности неучастия большей части населения в голосовании. К сожалению, авторитет выборов как института демократии в России весьма низок. Опыт проведения прошлых выборов показывает, что часты случаи фальсификации результатов выборов и нарушения избирательных прав граждан. Зачем же участвовать в выборах, если в Думу все равно пройдет тот кандидат, который угоден ныне власть предержащим?.. Однако, как сказал Джи Натан, плохие чиновники избираются хорошими гражданами, которые не голосуют. Зачем же другим давать возможность решить за вас судьбу государства?!
Закон «О выборах депутатов Государственной Думы» от 24 июня 1999 года внес определенные новшества в избирательный процесс. Это проявилось уже на начальном этапе избирательной кампании, на стадии выдвижения и регистрации кандидатов. ЦИК оказался в центре кипения предвыборных страстей. Отказ в регистрации ЛДПР произвел довольно сильное впечатление на общество: это был первый случай столь радикального применения избирательного законодательства. Можно сказать, что ЦИК присвоил себе функции органа, чуть ли не определяющего исход выборов, в то время, как право избирать представительный орган государства принадлежит исключительного гражданам Российской Федерации. Газеты пишут о необъективности ЦИК по отношению к разным партиям (ЛДПР и Яблоко). Используемое при вынесении решения о регистрации понятие «существенной или несущественной недостоверности сведений» является оценочной категорией, возможно, применяемой для того, чтобы скрыть «политические симпатии» его членов (Известия.) Однако, как убежден Председатель ЦИК Вешняков А.А., комиссия действует в строгом соответствии с законом. И даже это обстоятельство подвергается средствами массовой информации сомнению. В ответ на отказ в регистрации ЛДПР в Независимой газете была опубликована статья Валентины Лапаевой, утверждающей, что решение ЦИК было неправомерным в силу расширительного толкования закона «О выборах депутатов Государственной Думы». Когда упорно распространяются слухи о миллионных ценах за одно место в избирательном блоке ЛДПР, решение о том, что весь список можно перечеркнуть из-за какой-то старой машины, вызывает некоторое подозрение... Но правовая сторона решений ЦИК никого всерьез не волнует.
По утверждению газеты Сегодня , выборы перестали быть убыточной статьей бюджета, ведь не пройдя регистрацию, ЛДПР «подарила» государству два миллиона рублей избирательного залога.
К роковой дате 24 октября (окончание принятия списков избирательных объединений/блоков центральной избирательной комиссией) было зарегистрировано всего 5 партий. С момента регистрации избирательное объединение, избирательный блок может вести предвыборную агитацию. Именно на данную стадию избирательного процесса приходиться большая часть правонарушений. Как отметил член ЦИК Сергей Большаков, со стороны СМИ имеются свидетельства нарушения закона при предоставлении и использовании эфирного времени или печатной площади. Очень часто, по его словам, ведущие сопровождают сюжеты субъективными комментариями, «соответствующими негативными или, напротив, позитивными характеристиками участников избирательного процесса».
Время предвыборной агитации - это горячая пора для PR-консультантов, имиджмейкеров и иных специалистов в области избирательных технологий. Как утверждает Коммерсантъ-Власть, выборы являются источником процветания для отдельных слоев населения. За несколько часов работы на свежем воздухе распространитель листовок получает 50-100 рублей, заработок специалистов среднего звена составляет около $ 3-5 тыс. ежемесячно, профессионалы же получают гонорары, которые, по их словам, измеряются шестизначными числами со знаком $. Сами же имиджмейкеры опровергают сложившийся стереотип политического консультанта, «который промывает мозги своему клиенту - кандидату, чтобы вытянуть из него как можно больше денег». По словам Игоря Минтусова, председателя Совета директоров центра политического консультирования «Николло М», клиенты значительно поумнели за годы проведения демократических выборов в России. И это действительно радует. Однако рынок избирательных технологий в России, по сравнению с западными странами, весьма ограничен. Недостаточно задействованы технологии директ-маркетинга и ресурсы всемирной сети Интернет.
Кстати, одним из признанных средств «раскрутки» является проведение рейтингов популярности политиков. При том, что достоверность рейтингов достаточно условна, пишет тот же Коммерсантъ-Власть, сама их публикация представляет собой эффективный инструмент предвыборной борьбы. Неважно какое место занимает политик, важно само присутствие его в списке и то, что отношение к нему общества постоянно преподносится избирателю. Неудивительно, что в опросе, проводимом в Интернете независимой газетой, 166 голосов из поданных за В. Жириновского, по словам редакции, были добавлены искусственной накруткой счетчика в обход защиты.
Некоторые политики уже высказывают свои сомнения в объективности предстоящих выборов. Отчасти поводом к тому стало заявление А. А. Вешнякова о том, что в связи со сложившейся в Чечне ситуацией, выборы по 31-округу (Чеченская республика) 19 декабря проводиться не будут, но это не означает, по его словам, что они не будут проведены никогда. Возможность предоставить избирателям Чеченской республики право на свободное волеизъявление появится только после проведения выборов Государственной Думы третьего созыва. Однако сейчас стоит вопрос о гарантированности избирательных прав вынужденных переселенцев. Смогут ли они проголосовать на предстоящих выборах?
До выборов осталось совсем немного времени. Это время имеет значение как для кандидатов, так и для избирателей. Первые должны предоставить как можно больше информации о себе, а вторые - ее получить. Хочется надеяться, что россияне сделают осознанный выбор на парламентских выборах 1999 года.
ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|