Выбирайте выражения!
Башканова В.
«СМИ и выборы» двухдневный семинар с таким названием провели для калининградских журналистов, представителей избирательных комиссий разных уровней, политических и общественных деятелей специалисты московского Института развития избирательных систем («ИРИС»).
На открытии семинара председатель областной избирательной комиссии Василий Зюбанов подчеркнул важность ответственного подхода СМИ к освещению общественной жизни области в преддверии выборов в Государственную думу и местных, а губернатор Владимир Егоров, похвалив поначалу местные СМИ за то, что в них «присутствует тенденция к объективной оценке предвыборных кампаний, программ и личности кандидатов», все же посетовал, что «идет много словесной шелухи, а иногда прямое искажение фактов». Опасным сигналом губернатор посчитал опубликованную недавно в одной из местных газет статью о действующем главе Багратионовского района Олеге Шлыке (напомним, что в этом районе пройдут выборы главы), изобилующую искажениями фактов. Собственно, об искажениях, а точнее, об ответственности СМИ за публикуемую в период предвыборной гонки информации, и шла речь на семинаре.
В этом году большие и малые выборы в России будут проходить по новому Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятому Госдумой 18 июня 2003 года. Всем участникам выборного процесса предписано быть честными и непредвзятыми. Особую ответственность законодатели, как водится, возложили на «четвертую власть», для чего предусмотрели карающие меры по правками в закон о СМИ, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В новых условиях все непосредственные участники избирательного процесса, а также лица, им «сочувствующие», при размещении в СМИ соответствующих материалов (будь то интервью, политическая аналитика или результаты опросов общественного мнения, должны различать тонкую грань между такими понятиями, как «информирование избирателей» и «предвыборная агитация». По мнению члена ЦИК РФ Сергея Большакова, в этом нет ничего сложного. Правила информирования избирателей и порядка ведения предвыборной агитации сформулированы в главе VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» и в главе VIII Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы...». Авторам достаточно руководствоваться правилами статьи 45 закона «Об основных гарантиях...», а именно следить, чтобы в их материалах не было предпочтения кому бы то ни было.
На деле же соблюсти новые законодательные нормы не так-то легко – главным образом потому, что расплывчатое определение понятия «предвыборная агитация» в принципе позволяет признать любую информацию о кандидате, даже достоверную, противозаконной предвыборной агитацией со всеми вытекающими последствиями. На сайте «ИРИС» размещена любопытная статья политолога К. Катаняна, являющаяся хорошей иллюстрацией очень возможных «выборных битв» со СМИ. Экспертам (членам ЦИК, политтехнологам, представителям различных общественных и политических институтов, имеющих отношение к выборам) предложили шесть небольших фрагментов текста, моделирующих выдержки из статей, которые могли бы появиться в прессе накануне парламентских выборов. На взгляд простого читателя и неискушенного в политике журналиста, эти тексты – совершенно невинная информация о тех или иных политических ньюсмейкерах. Однако результат оценочной экспертизы превзошел ожидания исследователей даже эзопов язык, оказывается, может привести к санкциям. Нечего и говорить, что оценки одного и того же текста «на признак предвзятого отношения автора» оказались совершенно разными. Так что СМИ, которые не желают заплатить дорогую цену за нарушения законодательства (допущенные своими журналистами или кандидатами) предстоит проявить недюжинную предусмотрительность. Какие же главные «можно» и «нельзя» должен знать каждый журналист, пишущий на политические темы? До официального старта избирательной кампании аналитические и новостные публикации о кандидатах никоим образом не нарушают избирательного законодательства, поскольку оно признает агитацией только деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании. А после старта избирательной кампании все содержащие признаки предвыборной агитации материалы можно публиковать только по заказу соответствующих кандидатов или партий — с оплатой из их избирательного фонда. В журналистские материалы агитирующие фрагменты помещать запрещено. Можно ли помещать агитацию в письма читателей? Формально такого запрета нет, но закон толкуется (в том числе ЦИКом и Верховным судом) таким образом, что нельзя. Сам по себе не будет агитационным материал, лишь информирующий избирателей о заявленных партией (например, в предвыборной программе) целях, о действиях, которые будут предприняты ею в случае победы на выборах. Дело избирателя — решить, отвечает ли его интересам такая программа. А вот спорить с тем или иным положением партийной программы и склонять избирателя в ту или другую сторону должно не СМИ, а другая партия. За последние годы сложилась определенная правоприменительная практика, связанная с подходами к разрешению информационных споров в сфере избирательных правоотношений. Многочисленные судебные решения по такого рода делам не дают оснований считать, что любые упоминания о кандидатах, партиях в СМИ в период избирательной кампании признаются агитацией. Многое определяется целенаправленностью, систематичностью публикаций и передач пристрастного содержания. Так что, несмотря ни на какие сложности выборной кампании, СМИ будут информировать своих читателей, телезрителей и радиослушателей – а как же иначе?
Вера БАШКАНОВА
21.08.2003
Статья опубликована в газете Калининградская Правда 21 августа 2003 г.
Постоянный URL статьи http://www.kaliningradka.ru/newshow.php?newsid=3195
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Медиа программа ИРИС в Калининграде
|