Демократия.Ру




Власть существует не для себя самой, а для эффективного управления страной в интересах граждан. И именно к такой модели нам нужно стремиться. Дмитрий Медведев


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 13:20

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по состоянию на сентябрь 2001г.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) представляет собой новую редакцию названного Федерального закона.

Подготовка законопроекта продиктована необходимостью учета практики применения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также необходимостью обеспечения согласованности законодательных норм, касающихся участия общественных объединений в выборах и референдумах, в связи с принятием Федерального закона "О политических партиях".

Основные новеллы, содержащиеся в законопроекте, представляют собой реализацию положений доклада рабочей группы, созданной распоряжением Президента Российской Федерации от 26 августа 2000 г. N372-рп для подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, а также рекомендаций парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе 16 октября 2000 г.

В законопроекте предлагается новое содержание понятия "избирательное объединение". При проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные отделения, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - также иные общественные объединения, созданные и зарегистрированные в форме общественной организации либо общественного движения. При этом необходимо отметить, что в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона "О политических партиях" избирательными объединениями (наряду с политическими партиями) будут также признаваться общероссийские политические общественные объединения, созданные и зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Ряд положений законопроекта направлен на стимулирование участия политических партий в выборах различного уровня. Так, статьей 32 законопроекта предусматривается возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями и избирательными блоками, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога. При этом следует отметить, что такая возможность предоставляется лишь тем избирательным объединениям и избирательным блокам, кандидаты которых по результатам предыдущих выборов были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления либо списки кандидатов которых приняли участие в распределении депутатских мандатов.

Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, в отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям и избирательным блокам, выдвинувших кандидатов, может быть предоставлено дополнительное платное и бесплатное эфирное время, а также предоставлена дополнительная платная и бесплатная печатная площадь для проведения своей избирательной камлании (статьи 45 и 46 законопроекта).

Активизация роли политических партий в электоральных процессах создает предпосылки для более широкого применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в Российской Федерации. В связи с этим законопроектом устанавливаются общие правила применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 законопроекта конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации или в одной из его палат распределяется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями и избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, преодоление которого позволяет этому списку кандидатов принять участие в распределении депутатских мандатов. К распределению депутатских мандатов должно быть допущено не менее двух списков кандидатов, которые в совокупности получили более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Целый ряд изменений направлен на исключение возможности использования при проведении выборов и референдумов так называемого административного ресурса. В частности, предусматривается, что не только государственные и муниципальные служащие, но и лица, замещающие государственные и муниципальные должности категории "А" (за исключением Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации в случае исполнения им обязанностей Президента Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в случае их регистрации в качестве кандидатов должны временно освобождаться от исполнения своих полномочий (статья 34 законопроекта).

Лицам, не являющимся кандидатами и замещающим государственные и муниципальные должности, запрещено использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях оказания предпочтения тому или иному кандидату,, избирательному объединению, избирательному блоку. В частности, они не могут проводить предвыборную агитацию в средствах массовой информации, быть доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также не могут быть наблюдателями.

В целях обеспечения наиболее полного информирования избирателей о претендентах на политическую власть в законопроекте предусмотрена необходимость опубликования кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками своих предвыборных программ, а также обязательность представления всеми кандидатами сведений о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, по прилагаемой к законопроекту форме. Недостоверность представленных кандидатом сведений о себе может служить основанием для отказа в его регистрации, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов или исключения из списка кандидатов, если недостоверность сведений выявлена после регистрации кандидата или списка кандидатов. При этом отмена регистрации кандидата или списка кандидатов по указанному основанию может бьггь осуществлена только в судебном порядке и только при наличии в соответствующем законе перечня признаков, позволяющих установить, что недостоверность сведений носит существенный характер (статьи 27, 32, 42 и 69 законопроекта).

Значительным изменениям подверглись положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", касающиеся системы избирательных комиссий. Эти изменения направлены на усиление влияния вышестоящих комиссий на процесс формирования нижестоящих комиссий и на более четкое определение их статуса, что позволит придать системе избирательных комиссий большую стабильность. Согласно законопроекту формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а избирательных комиссий муниципальных образований - с учетом предложений избирательных комиссий соответствующих субъектов Российской Федерации. Формирование иных избирательных комиссий (окружных, территориальных, участковых) предлагается осуществлять вышестоящими комиссиями на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков и других уполномоченных на то субъектов (статья 22 законопроекта).

Законопроект содержит значительное количество норм, уточняющих или развивающих те положения названного Федерального закона, неясность и несовершенство которых выявились в ходе правоприменительной практики. Так, во многом обновлен и уточнен перечень используемых в законе основных терминов, более четко определены признаки предвыборной агитации, а также более полно и последовательно урегулированы вопросы, касающиеся подготовки и проведения референдумов в Российской Федерации.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта