Демократия.Ру




Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели. Бернард Шоу (1856-1950), ирландский драматург и романист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 16:34


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава IV. Избирательные комиссии

Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Статья 20. Порядок формирования окружной избирательной комиссии

Статья 21. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

Статья 21-1. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

Статья 22. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Статья 23. Статус члена избирательной комиссии

Статья 24. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Статья 25. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Статья 26. Полномочия окружной избирательной комиссии

Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Статья 30. Иностранные (международные) наблюдатели


Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

1. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют:

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

    избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

    окружные избирательные комиссии;

    территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

    участковые избирательные комиссии.

2. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

3. Решения вышестоящей избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

4. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, политической партией, избирательным блоком, эти кандидат, политическая партия, избирательный блок или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. В случае нарушения кандидатом политической партией, избирательным блоком настоящего Федерального закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, политической партии, избирательному блоку предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

41. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, если же представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

5. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, политических партиях, избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов.

6. Решение избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, противоречащее федеральным законам либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено.

7. Государственные органы, государственные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Российской Федерации, и обеспечивать охрану предоставляемых избирательным комиссиям помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

71. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

72Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

8. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 20. Порядок формирования окружной избирательной комиссии

1. Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе.

2. Окружная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 75 дней до дня голосования в количестве 8 - 14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий избирательный округ, с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом избирательная комиссия субъекта Российской Федерации устанавливает срок приема предложений по составу окружной избирательной комиссии. Указанный срок не может составлять менее десяти дней. Информация об установленном сроке публикуется.

3Если избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не назначила состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, формирование окружной избирательной комиссии либо назначение части ее состава производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.

Статья 21. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

1. Территориальные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», осуществляют полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы. Если на соответствующей территории отсутствует сформированная в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальная избирательная комиссия, такая комиссия формируется в соответствии с указанным Федеральным законом не ранее чем через 30 и не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, при этом избирательная комиссия субъекта Российской Федерации устанавливает и публикует срок приема предложений по кандидатурам в состав территориальной комиссии, который не может быть менее 1 месяца.

2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо нескольких территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо нескольких территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

4. Территориальные избирательные комиссии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи формируются с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования территориальных комиссий, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

Статья 21-1. Порядок формирования участковых избирательных комиссий [3]

1. Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования участковых комиссий, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:

до 1000 избирателей - 3 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

от 1001 до 2000 избирателей - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

более 2000 избирателей - 5 - 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов избирательной комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производится за счет средств соответствующего бюджета.

3. Территориальная избирательная комиссия устанавливает срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии. Указанный срок не может составлять менее десяти дней. Информация об установленном сроке публикуется.

4. На избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, в труднодоступной и отдаленной местности состав участковой избирательной комиссии назначается в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.

5. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

Статья 22. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

1.  Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, со дня представления документов для регистрации федерального списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую окружную, территориальную, участковую избирательные комиссии.

2.  Выдвинутый по одномандатному избирательному округу кандидат вправе со дня представления документов для регистрации в окружную избирательную комиссию назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в эту окружную избирательную комиссию, а также в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии того одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат выдвинут.

3.  Политическая партия, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, выдвинувшие зарегистрированного по одномандатному избирательному округу кандидата (кандидатов), также вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

4.  Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.

5.  Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

6.  Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.

7.  За кандидатами, которые были избраны депутатами, а также за политическими партиями, избирательными блоками, выдвинутые которыми списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата (депутатов) сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.

Статья 31. 22-1 Организация деятельности избирательных комиссий

1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. В период избирательной кампании общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 15 минут эфирного времени, а региональные государственные организации телерадиовещания - избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени, окружным избирательным комиссиям - не менее 5 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналах для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей. Общероссийские государственные организации телерадиовещания также безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для указанных выше целей в период, который начинается за 90 дней до истечения срока, когда должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, и заканчивается в день официального опубликования решения о назначении выборов.

3. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставляют избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади, а окружным избирательным комиссиям - не менее одной двухсотой от еженедельного объема печатной площади. Избирательные комиссии используют указанную печатную площадь для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, кандидатах, политических партиях, избирательных блоках, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей.

Статья 23. Статус члена избирательной комиссии

Статус членов избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 24. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:

а) руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы;

б) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;

в) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы схему одномандатных избирательных округов, а в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 8 статьи 12 настоящего Федерального закона, утверждает схему одномандатных избирательных округов;

г) при определении схемы одномандатных избирательных округов решает вопрос о приписке избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, к соответствующим одномандатным избирательным округам;

д) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;

ж) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы, ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;

з) регистрирует избирательные блоки;

и) заверяет федеральные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам политическими партиями, избирательными блоками;

к) регистрирует федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками;

л) публикует зарегистрированные федеральные списки кандидатов;

м) регистрирует доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам политических партий, избирательных блоков;

н) выдает кандидатам, зарегистрированным по федеральному избирательному округу, доверенным лицам, уполномоченным представителям политических партий, избирательных блоков по финансовым вопросам удостоверения установленного образца;

о) обеспечивает для всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;

п) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

п-1) устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации;

р) устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением;

с) устанавливает форму открепительного удостоверения, обеспечивает изготовление указанных открепительных удостоверений и снабжение ими избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

т) утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке для голосования по федеральному избирательному округу;

у) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;

ф) утверждает по согласованию с Федеральной архивной службой Российской Федерации порядок хранения и передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

х) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, эксплуатации и развития средств автоматизации и обучение организаторов выборов и избирателей, осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств, а также средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков;

ц) осуществляет меры по реализации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации;

ч) разрабатывает нормативы технологического оборудования, необходимого для работы окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

ш) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения выборов;

щ) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических партиях, избирательных блоках;

ы) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

э) устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, избраны депутатами Государственной Думы по федеральному избирательному округу, и выдает им удостоверения об избрании;

ю) определяет общие результаты выборов депутатов Государственной Думы в целом по Российской Федерации и осуществляет их официальное опубликование;

я) составляет списки лиц, избранных депутатами Государственной Думы, и передает эти списки и необходимые документы в Государственную Думу;

я1) назначает и организует повторные выборы депутатов Государственной Думы и выборы депутатов Государственной Думы вместо выбывших (дополнительные выборы);

я2) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 25. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

а) координирует деятельность избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;

б) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

г) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;

г-1) осуществляет меры по распределению эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов;

д) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

д1) формирует окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы и назначает их председателей;

е) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, образованным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и снабжение ими окружных и территориальных избирательных комиссий;

ж) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений, других избирательных документов;

з) распределяет денежные средства, выделенные ей на подготовку и проведение выборов в субъекте Российской Федерации, в том числе распределяет часть этих средств между окружными и территориальными избирательными комиссиями, и осуществляет контроль за целевым использованием этих средств, а также за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков на территории субъекта Российской Федерации;

и) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;

к) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования, порядка хранения и передачи в архив или уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

л) контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

м) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

н) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) окружных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, а если на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации возложены полномочия окружной избирательной комиссии - жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

о) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических партиях, избирательных блоках, кандидатах;

п) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 26. Полномочия окружной избирательной комиссии

1. Окружная избирательная комиссия:

а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Федерального закона на территории избирательного округа;

б) координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

в) обеспечивает доступ к сведениям о кандидатах, выдвинутых по соответствующему одномандатному избирательному округу, публикует сведения о зарегистрированных кандидатах;

г) регистрирует кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

д) обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;

д-1) обеспечивает на территории округа использование государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

е) заслушивает сообщения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

ж) обеспечивает контроль за целевым использованием денежных средств, выделенных ей на подготовку и проведение выборов, а также за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов;

з) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу, а при наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу;

и) обеспечивает снабжение территориальных избирательных комиссий избирательными бюллетенями по федеральному и одномандатному избирательным округам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

к) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений, других избирательных документов в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

л) контролирует соблюдение на территории избирательного округа единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

м) определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу и итоги голосования по федеральному избирательному округу, направляет данные о результатах выборов по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по федеральному избирательному округу на соответствующей территории в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, публикует общие данные о результатах выборов и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий, в порядке и сроки, установленные настоящим Федеральным законом;

н) выдает удостоверение об избрании зарегистрированному кандидату, избранному депутатом Государственной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу;

о) контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов;

п) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования, порядка хранения и передачи в архив или уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

р) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах;

с) проводит повторные и дополнительные выборы депутатов Государственной Думы;

т) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Срок полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы истекает в день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы нового созыва.

Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии

1. Территориальная избирательная комиссия:

а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы на соответствующей территории;

а1) формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей;

б) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

в) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

г) составляет списки избирателей по соответствующей территории отдельно по каждому избирательному участку, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона;

д) распределяет денежные средства, выделенные ей на подготовку и проведение выборов, в том числе распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями, и контролирует их целевое использование;

е) обеспечивает совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории для всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;

е-1) обеспечивает на соответствующей территории использование государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

ж) организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям;

з) выдает избирателям открепительные удостоверения;

и) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;

к) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

л) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию;

м) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в соответствии с утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядком, уничтожает избирательные документы по истечении сроков хранения;

н) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования;

о) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, зарегистрированных кандидатах;

п) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;

б) уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил проведения предвыборной агитации;

е) выдает избирателям открепительные удостоверения;

ж) организует на участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протоколы об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию;

и) в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в соответствии с утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядком;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования общих результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступило жалоб (заявлений) и протестов на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста.

Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, избирательного блока, федеральный список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с указанными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей также вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, каждого кандидата, зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенное лицо, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя или доверенное лицо каждой из политических партий, каждого из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с указанными в пункте 1 настоящей статьи избирательными документами.

3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, списков кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов и иные данные о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату, федеральному списку кандидатов.

5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

7. Всем членам избирательной комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.

8.Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу кандидат, каждая из политических партий, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в соответствии с федеральным законом. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

9. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным по одномандатному избирательному округу кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, избирательным блоком, иным общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, а также номер избирательного участка, наименования избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой), куда он направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

10. Указанный в пункте 9 настоящей статьи документ может быть предъявлен в избирательную комиссию (участковую либо иную) в любое время со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии и до окончания работы по составлению протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

101. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.

11. Наблюдатель вправе:

а) знакомиться со списками избирателей;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;

в) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

г) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

д) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;

е) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

ж) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколу об итогах голосования, результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии;

з) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

12. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

ж) вести предвыборную агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

13. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с решениями и протоколами всех избирательных комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных решений и протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию решения, протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов.

14. Копии протоколов и иных документов избирательных комиссий заверяются председателем или заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Верно», расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии.

15. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, присутствующие при голосовании и подсчете голосов в участковых избирательных комиссиях, вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, назначивших (направивших) члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса (наблюдателя) в комиссию. Форма указанного нагрудного знака устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 30. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Государственная Дума направляет приглашения в соответствии с предложениями каждой из политических партий, избирательных блоков, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе.

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца в соответствии с представленными им документами, удостоверяющими наличие приглашения любого из органов или лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Такое удостоверение дает право иностранному (международному) наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов.

4. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов.

6. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя производится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

7. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать ему необходимое содействие.

8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе после дня голосования излагать свое мнение об избирательном законодательстве и о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, уполномоченными представителями политических партий, избирательных блоков, доверенными лицами кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов или общепризнанных принципов и норм международного права.


[3] Подчеркнуты новые названия глав и статей.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта