«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Глава IV. Избирательные комиссии
Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы
Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
Статья 20. Порядок формирования окружной избирательной комиссии
Статья 21. Порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий
Статья 22. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
Статья 23. Статус члена избирательной комиссии
Статья 24. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Статья 25. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
Статья 26. Полномочия окружной избирательной комиссии
Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии
Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Статья 30. Иностранные (международные) наблюдатели
Статья 31. Организация деятельности избирательных комиссий
Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы
1. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
3. Решения вышестоящей избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, принятые ею в пределах своей компетенции (полномочий), обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
4. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню. голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, -немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение затрагивает интересы кандидатов, политических партий, избирательных блоков, эти кандидаты, политические партии, избирательные блоки или их уполномоченные представители вправе давать объяснения по существу обращения.
41. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, если же представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
5. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, политических партиях, избирательных блоках.
6. Решение избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, противоречащее федеральным законам либо принятое с превышением установленной компетенции (полномочий), подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.
7. Государственные органы, государственные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности безвозмездно предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Российской Федерации, и обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, охрану избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы и иной избирательной документации, а также предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
71. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения, необходимые для голосования и размещения участковых избирательных комиссий.
72. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, должны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации, а также бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий производятся за счет их текущего бюджетного финансирования.
8. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе государственные, муниципальные и негосударственные организации телерадиовещания, редакции государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно.
Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с' Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 20. Порядок формирования окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе.
2. Окружная избирательная комиссия формируется не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8-14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий избирательный округ.
3. Половина членов окружной избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а вторая половина исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Члены окружной избирательной комиссии назначаются производится на основе предложений политических партий, иных избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, представительных органов местного самоуправления, соответствующей окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
4. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной трети от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, федеральные списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, избирательных блоков, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) иных политических партий в случае, если указанные выше политические партии, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений.
По решению руководящего органа избирательного блокад предложения по кандидатурам в состав избирательной комиссии от имени избирательного блока вправе вносить одна из политических партий, входящих в избирательный блок.
В окружную избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой из политических партий, каждого из избирательных блоков.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации право внесения предложений о составе окружной избирательной комиссии сохраняется за политическими партиями, избирательными блоками, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации последнего созыва.
6. Если избирательная комиссия законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации не назначила состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, формирование окружной избирательной комиссии либо назначение части ее состава производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
7. Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.
Статья 21. Порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий
1. Если территориальная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, была сформирована на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы либо территориальная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе и сформированная в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на соответствующей территории отсутствует, новая территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется не ранее чем за 70 и не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 5-9 членов с правом решающего голоса вышестоящей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений политических партий, иных избирательных, общественных объединений, избирательных блоков, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, формируются несколько территориальных избирательных комиссий. Если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом " Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что на соответствующей территории на постоянной основе действует территориальная избирательная комиссия, сформированная в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после проведения предыдущих выборов депутатов Государственной Думы, она осуществляет свою деятельность на постоянной основе, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации может возложить полномочия территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы на указанную избирательную комиссию.
11. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение об образовании одной либо нескольких территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.
12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение об образовании одной либо нескольких территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
13. Территориальные избирательные комиссии, указанные в пункте 12 настоящей статьи формируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 35 и не позднее чем за 25 дней до дня голосования не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений политических партий, иных избирательных объединений, общественных объединений, избирательных блоков, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
до 1000 избирателей - 3 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
от 1001 до 2000 избирателей - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
более 2000 избирателей - 5 - 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
З. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена. При этом дополнительная оплата труда данных членов избирательной комиссии производится за счет средств соответствующего бюджета.
4. Соответствующая избирательная комиссия обязана Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления обязан (обязаны) назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательных комиссий на основе поступивших предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 статьи 20 настоящего Федерального закона;
б) избирательных объединений, избирательных блоков, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления;
в) иных политических партий в случае, если указанные выше политические партии, избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений.
По решению руководящего органа избирательного блока предложения по кандидатурам в состав избирательной комиссии от имени избирательного блока вправе вносить одна из политических партий, входящих в избирательный блок.
В территориальную, участковую избирательную комиссию. При этом может быть назначено не более одного представителя каждой политической партии, каждого избирательного объединения, избирательного блока, иного политического общественного объединения.
5. В случае, если в формировании избирательной комиссии принимают участие два и более представительных органа местного самоуправления, порядок принятия решения в составе избирательной комиссии устанавливается указанными представительными органами самостоятельно.
6. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе территориальной, участковой избирательных комиссий сохраняется за политическими партиями, избирательными блоками, списки которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва, политическими партиями, избирательными объединениями, входившими в состав избирательных блоков, списки которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
7. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательных комиссий. Указанная норма может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территории воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.
8. Если окружная, территориальная избирательная комиссия не назначила представительный орган (представительные органы) местного самоуправления не назначил (не назначили) состав либо часть состава территориальной, участковой избирательной комиссии в срок, установленный пунктами 1 и 2 настоящей статьи, либо если на данной территория представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование либо назначение части состава территориальной, участковой избирательной комиссии производится соответствующей вышестоящей избирательной комиссией, а формирование либо назначение части состава участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
9. На избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, в труднодоступной и отдаленной местности состав участковой избирательной комиссии назначается на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового или воинского коллектива соответственно руководителем полярной станции, капитаном судна, командиром воинской части в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
10. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
11. В субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии образуются представительными и исполнительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Статья 22. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
1. Политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральный список кандидатов, вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую окружную, территориальную, участковую избирательные комиссии.
2. Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, а также в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии того одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат зарегистрирован.
3. Политическая партия, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, выдвинувшие зарегистрированного по одномандатному избирательному округу кандидата (кандидатов), также вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
4. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены доверенные лица кандидатов, политических партий, избирательных блоков, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры.
5. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
7. За кандидатами, которые были избраны депутатами, а также за политическими партиями (в том числе входившими в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата (депутатов) сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Статья 23. Статус члена избирательной комиссии
1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
б) выборные должностные лица органов государственной власти и выборные должностные лица местного самоуправления;
в) судьи, прокуроры;
г) кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители, уполномоченные представители и доверенные лица политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов;
д) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
е) супруги и близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка) кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
ж) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
з) лица, выведенные из состава избирательной комиссии по решению суда;
и) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо подвергнутые в судебном порядке административному взысканию за нарушение избирательных прав граждан.
2. Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
21. Положения подпунктов "г", "е" и "ж" пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
22. Орган, назначающий в состав избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить его письменное согласие на вхождение в состав этой комиссии.
3. Член избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы с правом решающего голоса не может быть одновременно членом другой избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы с правом решающего голоса.
4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в течение месяца, а в период подготовки и проведения выборов - в течение трех дней освобождается по решению назначившего его органа от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий в случае:
а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 51 настоящей статьи.
51. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае выдвижения его кандидатом либо появления оснований, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются решением соответствующей избирательной комиссии, если такое приостановление не ведет к тому, что комиссия остается в неправомочном составе.
6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
в) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
г) смерти члена избирательной комиссии;
д) признания члена избирательной комиссии принятым на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не исполняющим свои обязанности либо препятствующим деятельности комиссии, в том числе путем предоставления преимуществ какому-либо кандидату, политической партии, избирательному блоку;
е) расформирования избирательной комиссии в порядке, установленном Федеральным законом " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
61. Если орган, назначивший члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии в течение месяца, а в период проведения выборов депутатов Государственной Думы - в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган письменного заявления члена избирательной комиссии о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена избирательной комиссии принимается избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
7. В период подготовки и проведения выборов орган, назначивший члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, обязан назначить нового члена избирательной комиссии с правом решающего голоса вместо члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, который выбыл из состава избирательной комиссии по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. В случае невыполнения уполномоченным на то органом этого требования нового члена избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
8. Председатели, заместители председателей и секретари избирательных комиссий, а также члены избирательных комиссий, работающие на постоянной (штатной) основе, несут за нарушения настоящего Федерального закона ответственность, установленную законодательством Российской Федерации для должностных лиц.
9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные и муниципальные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса - без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
11. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть переведены на другую работу без их согласия или уволены с работы по инициативе администрации (работодателя).
12. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой теми же правами по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, что и член избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением права:
а) проверять подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов;
б) выдавать и подписывать избирательные бюллетени, выдавать открепительные удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы,
в) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней, в погашении избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, в работе со списком избирателей,
г) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов,
д) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии.
Деятельность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса не подлежит оплате за счет средств, выделенных избирательной комиссии, за исключением оплаты командировочных расходов произведенных на основании решения избирательной комиссии.
13. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам;
в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами депутатов Государственной Думы, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, подписных листов, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом). По его требованию избирательная комиссия обязана заверить эти копий (за исключением копий документов на машиночитаемых носителях). Ознакомление с документами и материалами, содержащими информацию, отнесенную к государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, производится в соответствии с федеральными законами;
д) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
14. Полномочия членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса в случае, если зарегистрированный кандидат, их назначивший, был избран или если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, их назначившими, допущен к участию в распределении депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (федеральных списков кандидатов) на следующих выборах депутатов Государственной Думы. Полномочия остальных членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы в данной избирательной кампании, а в случае, если в вышестоящую избирательную комиссию поступили жалобы (заявления) и протесты на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по этим фактам ведется судебное разбирательство, - после вынесения окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом. Полномочия членов остальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий.
8. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссия, и переданы другому лицу.2
Статья 24. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:
а) руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы;
б) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;
в) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы схему образования одномандатных избирательных округов;
г) на основании данных, представленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, при определении схемы образования одномандатных избирательных округов решает вопрос о приписке избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, к соответствующим одномандатным избирательным округам;
д) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона;
е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;
ж) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы;
з) регистрирует избирательные блоки;
и) заверяет федеральные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам политическими партиями, избирательными блоками;
к) регистрирует федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками;
л) публикует зарегистрированные федеральные списки кандидатов;
м) регистрирует доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам политических партий, избирательных блоков;
н) выдает кандидатам, зарегистрированным по федеральному избирательному округу, доверенным лицам, уполномоченным представителям политических партий, избирательных блоков по финансовым вопросам удостоверения установленного образца;
о) обеспечивает для всех кандидатов зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
п) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
п-1) устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации;
р) устанавливает форму, в том числе степень защищенности, избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением;
с) устанавливает форму открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, обеспечивает изготовление указанных открепительных удостоверений и снабжение ими избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
т) утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке для голосования по федеральному избирательному округу;
у) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
ф) утверждает по согласованию с Федеральной архивной службой Российской Федерации порядок хранения и передачи в архив избирательных документов;
х) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, контролирует целевое использование указанных средств, а также средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков;
ц) осуществляет меры по реализации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации;
ч) разрабатывает нормативы технологического оборудования, необходимого для работы территориальных и участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;
ш) контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
щ) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;
ы) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
э) устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, избраны депутатами Государственной Думы по федеральному избирательному округу, и выдает им удостоверения об избрании;
ю) определяет общие результаты выборов депутатов Государственной Думы в целом по Российской Федерации и осуществляет их официальное опубликование;
я) составляет списки лиц, избранных депутатами Государственной Думы, и передает эти списки и необходимые документы в Государственную Думу;
я1) назначает и организует повторные выборы депутатов Государственной Думы и выборы депутатов Государственной Думы вместо выбывших (дополнительные выборы);
я2) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, установленный федеральным законом, истекает в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сохраняются вплоть до представления ею палатам Федерального Собрания Российской Федерации финансового отчета о расходовании средств федерального бюджета и сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, но не более срока, установленного настоящим Федеральным законом для представления указанного финансового отчета.
Статья 25. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:
а) координирует деятельность избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;
б) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
г) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
д) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
е) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, образованным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и снабжение ими окружных и территориальных избирательных комиссий;
ж) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, других избирательных документов;
з) распределяет денежные средства, выделенные ей на подготовку и проведение выборов в субъекте Российской Федерации, в том числе распределяет часть этих средств между окружными и территориальными избирательными комиссиями, и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств, а также за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков на территории субъекта Российской Федерации;
з1) формирует территориальные избирательные комиссии;
и) присваивает наименования территориальным избирательным комиссиям, устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;
к) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования, порядка хранения и передачи в архив избирательных документов;
л) контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;
м) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
н) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
о) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;
п) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, установленный законом субъекта Российской Федерации, истекает в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы, полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации сохраняются вплоть до представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации финансового отчета о расходовании средств федерального бюджета и сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, но не более срока, установленного настоящим Федеральным законом для представления указанного финансового отчета.
Статья 26. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Федерального закона на территории избирательного округа;
б) координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
в) обеспечивает доступ к сведениям о кандидатах, выдвинутых по соответствующему одномандатному избирательному округу, публикует сведения о зарегистрированных кандидатах;
г) регистрирует кандидатов в депутаты по соответствующему одномандатному избирательному округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
д) обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
д-1) обеспечивает на территории округа использование государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
е) заслушивает сообщения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
ж) распределяет денежные средства, выделенные ей на подготовку и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств, а также за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
з) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу, а при наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссий Российской Федерации обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу;
и) обеспечивает снабжение территориальных избирательных комиссий избирательными бюллетенями по федеральному и одномандатному избирательным округам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
к) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, других избирательных документов в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
л) контролирует соблюдение на территории избирательного округа единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;
м) определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу и итоги голосования по федеральному избирательному округу, направляет данные о результатах выборов по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по федеральному избирательному округу на соответствующей территории в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, публикует общие данные о результатах выборов и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий, в порядке и сроки, установленные настоящим Федеральным законом;
н) выдает удостоверение об избрании зарегистрированному кандидату, избранному депутатом Государственной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу;
о) контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов;
п) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования, порядка хранения и передачи в архив избирательных документов;
р) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;
с) проводит повторные и дополнительные выборы депутатов Государственной Думы;
т) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Срок полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы истекает в день первого заседания окружной избирательной комиссии, сформированной для проведения выборов депутатов Государственной Думы нового созыва в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы на соответствующей территории;
а1) формирует участковые избирательные комиссии;
б) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
в) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
г) составляет списки избирателей по соответствующей территории отдельно по каждому избирательному участку, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3-6 статьи 15 настоящего Федерального закона;
д) распределяет денежные средства, выделенные ей на подготовку и проведение выборов, в том числе распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями, и контролирует их целевое расходование;
е) обеспечивает совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
е-1) обеспечивает на соответствующей территории использование государственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
ж) организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям;
з) выдает избирателям открепительные удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы;
и) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
к) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;
л) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию;
м) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в соответствии с утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядком;
н) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования;
о) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;
п) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы истекает через-15 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб (заявлений) и протестов на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия территориальной избирательной комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы (заявления), протеста.
Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
б) уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 3-6 статьи 15 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;
д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил проведения предвыборной агитации;
е) выдает избирателям открепительные удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы;
ж) организует на участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протоколы об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию;
и) в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
к) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в соответствии с утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядком;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования общих результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступило жалоб (заявлений) и протестов на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста.
Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, протоколами об итогах голосования, о результатах выборов вправе присутствовать члены этой комиссии" члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель, уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, избирательного блока, зарегистрировавших федеральный список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, каждого кандидата, зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенное лицо, или его уполномоченного представителя, уполномоченного представителя или доверенное лицо каждой из политических партий, каждого из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с перечисленными избирательными документами.
3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, списков кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов и иные данные о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату, федеральному списку кандидатов.
5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
7. Всем членам избирательной комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке. Указанные лица, кроме членов комиссии с правом решающего голоса, не позднее чем за три дня до дня голосования уведомляют председателя участковой избирательной комиссии о своем намерении присутствовать в указанных помещениях.
8.Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат, каждая из политических партий, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в соответствии с федеральным законом вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
9. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным по одномандатному избирательному округу кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель, с указанием фамилии, имени и отчества наблюдателя, адреса его места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой), куда он направляется. Этот документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
10. Указанные в пункте 9 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в избирательную комиссию (участковую либо иную) в любое время со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии и до окончания работы по составлению протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.
101.Не допускается одновременное осуществление своих полномочий в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока, общественного объединения. Участковые и другие избирательные комиссии не вправе устанавливать какие-либо иные ограничения, касающиеся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования, кроме установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом.
11. Наблюдатель вправе:
а) знакомиться со списками избирателей;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;
в) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
г) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
д) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;
е) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
ж) знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов иной избирательной комиссии, в которую он направлен, с документами, приложенными к протоколу об итогах голосования, результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать ему заверенные копии указанных документов;
з) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
12. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
ж) вести предвыборную агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
13. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с решениями и протоколами всех избирательных комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных решений и протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию решения, протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов.
14. Копии протоколов и иных документов избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Копия верна", расписываются и ставят печать соответствующей избирательной комиссии и дату и время заверения.
15. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, и наблюдатели и представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов в участковых избирательных комиссиях, вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации значки или планки, на которых обозначается, кем и в каком статусе они делегированы.
Статья 30. Иностранные (международные) наблюдатели
1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Государственная Дума направляет приглашения в соответствии с предложениями каждой из политических партий, избирательных блоков, допущенных к распределению мандатов имеющих фракции в Государственной Думе.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца в соответствии с представленными им документами, удостоверяющими наличие приглашения любого из органов или лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Такое удостоверение дает право иностранному (международному) наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов.
4. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов.
6. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя производится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
7. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать ему необходимое содействие.
8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе после дня голосования излагать свое мнение об избирательном законодательстве и о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.
9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями политических партий, избирательных блоков, доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков.
10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.
11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов или общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 31. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее истечения срока полномочий избирательной комиссии прежнего состава. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Избирательная комиссия, действующая не на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем через три дня после ее сформирования. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
31. Председатели окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями. Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
4. Председатель, Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, а также по требованию не менее одной трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Дата, время и место первого заседания территориальной, участковой избирательной комиссии назначаются избирательной комиссией, осуществлявшей ее формирование. До избрания председателя избирательной комиссии заседание ведет старейший по возрасту член избирательной комиссии.
6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
7. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует соответственно не менее двух третей от установленного числа членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.
8. Решения избирательной комиссии об избрании, назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов), об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных и дополнительных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
10. При принятии комиссией решения член комиссии может голосовать только за" или ''против". Если при принятии решения избирательной комиссией количество голосов "за" и "против" окажется равным, голос председателя избирательной комиссии является решающим.
11. Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена либо представителя вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
12. На всех заседаниях избирательной комиссии ведется протокол. Решения избирательной комиссии, Все документы, поступающие в избирательную комиссию и направляемые избирательной комиссией, регистрируются.
13. Решения и протоколы заседаний избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
14. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
15. Избирательная комиссия может в пределах выделенных ей средств федерального бюджета привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных работников (Вариант: граждан) по трудовым и гражданско-правовым договорам.
16. В период подготовки и проведения выборов общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 15 минут эфирного времени, а региональные государственные организации телерадиовещания - избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени, окружным избирательным комиссиям - не менее 5 минут эфирного времени еженедельно на своих каналах для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей.
17. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период подготовки и проведения. выборов безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставляют избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади, а окружным избирательным комиссиям - не менее одной двухсотой от еженедельного объема печатной площади. Избирательные комиссии используют указанную печатную площадь для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, кандидатах, зарегистрированных кандидатах, политических партиях, избирательных блоках, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей.
2 Перенесена в статью 22.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|