Демократия.Ру




Самое лучшее правительство не то, которое делает людей наиболее счастливыми, но то, которое делает счастливыми наибольшее число людей. Ш. Дюкло


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


30.12.2024, понедельник. Московское время 18:23

Экспертиза проекта федерального закона N 132611-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Проект федерального закона направлен на существенное реформирование избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов Государственной Думы. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые нововведения направлены на устранение недостатков действующего порядка распределения мандатов по федеральному избирательному округу, который "не стимулирует избирательные объединения включать в партийные списки политиков, авторитетных в регионах". Решение этой задачи достигается путем введения порядка, согласно которому избиратели голосуют только по одному бюллетеню и количество голосов, распределяемых между избирательными объединениями и избирательным блоками по федеральному избирательному округу, пропорционально общему числу голосов, полученных кандидатами от этих объединений и блоков по 225 одномандатным избирательным округам.

Прежде всего, следует отметить, что вопрос о целесообразности изменения избирательной системы является в большей степени политическим, чем правовым. Вместе с тем, с учетом опыта развития избирательных систем в России и за рубежом, нельзя не спрогнозировать важнейшие последствия инициируемых изменений в избирательном законодательстве. По нашему мнению, предлагаемая система подачи голосов способна оказать значительное воздействие на ход избирательной кампании и ее результаты. Несомненно то, что политическими партиями и избирательными блоками больше внимания будет уделяться агитационной работе с избирателями на региональном уровне, возрастет роль региональных отделений политических партий и их лидеров. В результате среди депутатов Государственной Думы в большей степени будут представлены политики, пользующиеся поддержкой избирателей в регионах.

Следует отметить, что принятие предлагаемых поправок к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" повлечет усиление мажоритарных начал в смешанной избирательной системе, так как максимальные преимущества получают избирательные объединения и блоки, получившие наибольшее число голосов в результате голосования именно по мажоритарным округам. В частности, голоса, отданные за кандидатов, включенных в федеральный список и победивших по одномандатному округу, учитываются повторно _ при распределении мандатов между федеральными списками.

Вместе с тем, по нашему мнению, в рамках данной избирательной системы не предлагается приемлемого решения существенной проблемы, стоящей перед многими избирателями, которые поддерживают определенного кандидата, выдвинутого некоторой партией, но не хотят голосовать за соответствующий список кандидатов от партии, или, напротив, поддерживают партию в целом, но не конкретного кандидата по округу. В рамках же предлагаемой избирательной системы допускается искажение волеизъявления указанных избирателей.

Весьма спорным решением авторов законопроекта является то, что избирательное объединение (блок), которое включило максимальное число кандидатов в федеральный список кандидатов, получает наиболее благоприятные условия участия в предвыборной агитации, а также имеет более высокие шансы участвовать в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу. Данное решение вопроса представляется чисто механистическим, никак не направленным достижение таких целей избирательного закона как: обеспечение представительного характера избираемого органа и создание условий для свободного волеизъявления граждан (что вытекает из положений, содержащихся в ч. 3 ст. 3, ст. 94 Конституции Российской Федерации).

Законопроект не лишен логических противоречий. Так, предлагаемое для внесения в п. 10 ст. 38 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" положение о том, что избирательное объединение, избирательный блок вправе заменить кандидату одномандатный избирательный округ, не соответствует п. 9 ст. 40 новой редакции указанного закона.

Вопреки мнению авторов законопроекта, изложенному в приложенном к законопроекту Перечне актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению, о том, что принятие предлагаемого проекта федерального закона не повлечет изменений в федеральном законодательстве, такие изменения будут неизбежны в связи с несоответствием ряда его норм Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В частности, новый порядок предоставления бесплатного эфирного времени и печатной площади избирательным объединениям и избирательным блокам не соответствует п. 1 ст. 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концепция законопроекта и конкретные нормативные решения, содержащиеся в нем, нуждаются в уточнении и доработке.

Доктор юридических наук
А.Е.Постников




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта