Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О Государственной автоматизированном системе Российской Федерации «Выборы»
Президент Российской Федерации
Необходимость принятия настоящего федерального закона определяется:
отсутствием четкого законодательного закрепления правовых, организационных, программно-технических мер, обеспечивающих достоверность обработки данных средствами ГАС «Выборы» и невозможность их фальсификации;
несогласованностью и противоречивостью нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по использованию и развитию ГАС «Выборы»;
недостаточной урегулированностью общественных отношений, возникающих при использовании и развитии ГАС «Выборы» (статус ГАС «Выборы»; правовой режим - комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов; безопасность информации системы; юридическая сила документов, получаемых с использованием ГАС «Выборы»; доступ к информационным ресурсам; финансирование использования и развития системы и т.п.);
наличием в ГАС «Выборы» информационных ресурсов, содержащих данные персонального характера более чем на 108 миллионов граждан Российской Федерации, сбор и обработка которых должны регулироваться исключительно федеральным законом;
отсутствием разграничения сфер ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению комплексами средств автоматизации и информационными ресурсами ГАС «Выборы» в связи использованием системы при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней.
Указанный законопроект направлен на повышение уровня гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации путем:
обеспечения достоверности и полноты информации, обрабатываемой с использованием ГАС «Выборы»;
повышения эффективности, надежности и оперативности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи информации при подготовке и проведении выборов, референдума;
обеспечения гласности избирательных процессов за счет максимально быстрого, всестороннего информирования избирателей и обеспечения их прав в условиях автоматизированной обработки данных;
создания условий независимости проведения выборов, референдума от органов государственной власти и местного самоуправления за счет формирования вертикали организационной структуры ГАС «Выборы», установления жестких мер ответственности за правонарушения в этих процессах.
В настоящее время нормативно-правовую основу процессов создания, использования и развития ГАС «Выборы» составляют:
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»;
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».
В состав правовой базы настоящей сферы входят также 5 указов и распоряжений Президента Российской Федерации. 4 постановления Правительства Российской Федерации, 4 нормативных акта федеральных органов исполнительной власти, 41 нормативный акт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 528 актов субъектов Российской Федерации по вопросам создания и использования ГАС «Выборы».
В федеральных законах вопросам регулирования отношений в области использования и развития ГАС «Выборы» посвящены лишь отдельные статьи (Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» - статья 39, федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - статья 62, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - статья 86, «О выборах Президента Российской Федерации» - статьи 7, 14, 17, 25, 58. 61, 76). Указанные нормативно-правовые акты не в полной мере определяют правовой статус ГАС «Выборы», правовой режим имущественного комплекса системы и юридическую силу документов, подготавливаемых с ее использованием; не отражают вопросы обеспечения безопасности ГАС «Выборы» и защиты персональных данных, содержащихся в ней, а также вопросы использования средств автоматизации и информационных ресурсов системы для решения задач, не связанных с проведением выборов и референдумов. На исправление недостатков и противоречий нормативно-правовой основы процессов создания, использования и развития ГАС «Выборы» и направлен данный законопроект.
В результате применения Федерального закона «О ГАС «Выборы» прогнозируется:
полное исключение возможности фальсификации результатов голосования за счет надежной и «прозрачной» системы контроля обрабатываемой информации в ГАС «Выборы», введения правовых и программно-технических средств и механизмов ее защиты;
повышение уровня гласности, общедоступности и оперативности получения информации о выборах, референдуме;
обеспечение правовой защиты информационных ресурсов и персональных данных в ГАС «Выборы», а также установление механизмов борьбы с нарушениями в ходе избирательных кампаний;
эффективное использование программно-технических, информационных и кадровых ресурсов ГАС «Выборы» для решения задач, не связанных с проведением выборов, референдумов.
Проект федерального закона разработан Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации.
|