Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации на основании конституции (устава) субъекта, может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Отсутствие в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в. Российской Федерации» императивной нормы об учреждении указанной должности, сдерживает, в настоящее время, процесс формирования системы Уполномоченных по правам человека в нашей стране, призванных обеспечить единообразную защиту прав и свобод человека и гражданина в условиях федеративного государственного устройства.
Закрепление в Конституции Российской Федерации неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина не является само по себе достаточным условием демократизма государства и общества, если наряду с этим не будет конституционно провозглашено равенство всех перед законом и .органами отправления правосудия (статья 19). Неразрывная связь этих положений проходит красной нитью через Основной закон.
Гарантированное статей 19 Конституции равенство прав и свобод человека и гражданина, относится в полной мере и к праву на их защиту всеми предусмотренными законом способами. Институт Уполномоченного по правам человека является одним из механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. И в этой связи отсутствие этой должности во всех субъектах Российской Федерации ставит жителей одних субъектов Федерации в неравное положение с жителями других, в которых данная должность учреждена.
Основной закон определяет особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигает защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Развитие этого конституционного положения должно быть подкреплено наличием действенных механизмов.
реализации, защиты и гарантий прав личности.
Каждому должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми основными правами и свободами. Государство же, в свою очередь, обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами (статья 45).
Гарантированность прав и свобод - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Защита прав человека и гражданина неотделима от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных.
В целях обеспечения указанных гарантий, являющихся в соответствии со статьей 72 Основного Закона предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов, учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Для обеспечения равенства граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства на защиту прав и свобод от неправомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, необходимо создать равные правовые условия для учреждения должности Уполномоченного по правам человека во все субъектах Российской Федерации.
Предлагаемое изменение в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» позволит ускорить процесс формирования единой системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации.
Принятие закона не потребует финансирования из федерального бюджета и изменения действующего законодательства Российской Федерации.
|