Демократия.Ру




Фанатик - это глухой, как пень оратор. Джебран Халиль Джебран (1883-1931), ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 11:55

Решение суда об отмене регистрации А.Климентьева

Дело N2-5044/02

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

14 сентября 2002 года Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Вавилычевой Т.Ю., народных заседателей Пономаревой В., Просвирниной О.А., с участием прокурора Верстуковой Л.В. и адвокатов Юрасовой Г.А., Цалолихина Д.В., при секретаре Трошиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Грязнова Олега Юрьевича об отмене (аннулировании) регистрации кандидата на должность Главы г. Н.Новгорода Климентьева Андрея Анатольевича,

Установил:

Грязнов О.Ю., зарегистрированный кандидатом по выборам Главы местного самоуправления г. Н.Новгорода, обратился в суд с жалобой об отмене (аннулировании) регистрации кандидата на должность Главы г .Н.Новгорода Климентьева А.А., указывая на то, что 05 августа 2002 года в газете «Нижегородский вариант», выпуск которой согласно записи на последней полосе оплачен из избирательного фонда зарегистрированного кандидата на должность Главы города Н.Новгорода Климентьева А.А., было опубликовано интервью с Климентьевым А.А. под заголовком «Моя опора - нижегородцы», в интервью содержится следующий текст:

« - Андрей Анатольевич, многие избиратели спрашивают: дорого ли обходятся Вам выборы и где Вы берете деньги? Есть ли у вас спонсоры, помогают ли Вам материально какие-то партии и движения?

По закону я на эти выборы могу истратить 6 миллионов рублей. Эту сумму я возьму из бюджета моей семьи».

26 августа 2002 года в газете «Нижегородский вариант», выпуск которой согласно записи на последней полосе также полностью оплачен из избирательного фонда зарегистрированного кандидата на должность Главы г .Н.Новгорода Климентьева А.А., была опубликована статья «Обратная сторона Луны», где содержится следующий текст: «Единственный человек, чьи средства на предвыборную кампанию прозрачны, - Андрей Климентьев. Он открыто заявил в СМИ, что возьмет деньги из семейного бюджета. (...) К заявлению Климентьева об источнике финансирования выборов следует отнестись серьезно. Климентьев, как никто другой, находится под самым пристальным вниманием всевозможных «компетентных органов». (...) Официально максимальный размер избирательного фонда кандидата в мэры - шесть миллионов рублей. Солидна цифра, но и Климентьев - бизнесмен солидный, основательный. Его открытое заявление говорит о том, что Климентьев - исправный налогоплательщик. Его налоговая декларация честна и правдива, у налоговиков нет к Климентьеву претензий».

Полностью аналогичное заявление Климентьев А.А. сделал в прямом эфире телеканала «ННТВ» в 20 часов 30 минут в авторской программе Ольги Носковой 3 сентября 2002 г., сказав, что финансирует свою избирательную кампанию исключительно из собственных средств, из семейного бюджета.

Приведенные выдержки из агитационных материалов кандидата Климентьева А.А. свидетельствуют о том, что утверждение о финансировании избирательной кампании исключительно из собственных средств, Климентьев А.А. использовал в целях агитации. В статье «Обратная сторона Луны» проводится сравнение источников финансирования избирательных кампаний других кандидатов, которые используют не только собственные денежные средства, данное сравнение имеет целью побудить избирателей голосовать за Климентьева А.А. При этом ст. 4б Закона Нижегородской области «О выборах глав местного самоуправления» установлено, что предельный размер собственных средств кандидата, внесенных в его избирательный фонд, не должен превышать 300 000 рублей, расходы кандидата Климентьева А.А. только на оплату изготовления и распространения агитационных печатных материалов, на оплату эфирного времени на радио и телевидение на сегодняшний день составили не менее 2 700 000 рублей. Согласно подп. И) п. 2 ст. 67 Закона Нижегородской области «О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области», регистрация кандидата может быть отменена судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, если зарегистрированный кандидат использовал незаконные пожертвования, поступившие в его избирательный фонд в размерах, превышающих 1% от установленной Законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата., незаконным в силу ст. 46 указанного Закона является в том числе пожертвование, превышающее установленные данной статьей размеры, сам кандидат вправе пожертвовать в свой избирательный фонд не более 300 000 рублей, таким образом, незаконное пожертвование кандидата Климентьева А.А. в его избирательный фонд, как минимум, в 40 раз превышает сумму, составляющую 1% от установленной Законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата. Просит отменить регистрацию кандидата на должность Главы города Нижнего Новгорода Климентьева А.А. 13.09.2002 года представитель заявителя предъявила дополнительные основания к требованиям, указанным в первоначальных жалобах, указав на то, что в общественно-политической газете «Нижегородский вариант» на страницах 4-5 опубликован материал, оплаченный из избирательного фонда кандидата на должность Главы г. Н.Новгорода Климентьева А.А. «Десять заповедей. Из предвыборной программы кандидата на должность Главы г. Н.Новгорода А.А. Климентьева», из которого следует, что кандидат Климентьев А.А. обещал избирателям получение ими денежных средств и других материальных благ, предоставление услуг, не предусмотренных нормативными актами, что является нарушением п. 4 ст. 44 Закона Нижегородской области «О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области», а именно:

«Заповедь седьмая: введу комплексную программу всемерной поддержки семьи как самого надежного института государства, обеспечу поддержку многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми - инвалидами.

Гарантирую в городе защиту всех прав, предоставляемых государством пенсионерам, ветеранам и инвалидам. С помощью системы социальных магазинов осуществлю программу снижения цен для этой категории граждан. Добьюсь прикрепления каждого инвалида к коммерческой структуре для оказания помощи в размере их ежемесячного содержания. Введу для них дополнительное время для бесплатных телефонных разговоров.

Обеспечу существенное снижение стоимости ритуальных услуг. Пенсионерам будет гарантирована возможность получения места на кладбище, заказанного заранее».

В судебном заседании представитель заявителя - Владимирова В.Г., допущенная судом в порядке ст. 43 ГПК РСФСР жалобы поддержала в полном объеме, указав суду, что допущенные Климентьевым А.А. нарушения в ходе предвыборной кампании на должность Главы местного самоуправления г. Н.Новгорода привели к искажению воли избирателей, введению их в заблуждение при выборе кандидатов, в том числе и путем подкупа избирателей, обещанием предоставления различных материальных благ и оказания услуг. Кроме того, Климентьев А.А. допустил нарушения в порядке формирования избирательного фонда в части добровольных пожертвований физических лиц. Просит суд отменить Постановление избирательной комиссии г. Н.Новгорода от 11.07.2002 г. N24 «О регистрации кандидата на должность Главы г. Н.Новгорода Климентьева Андрея Анатольевича», исключить Климентьева А.А. из избирательного бюллетеня для голосования на выборах Главы г. Н.Новгорода, назначенных на 15.09.2002 г. Кроме того, Владимирова В.Г. просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление в исполнении решения суда приведет к нарушению законных прав граждан - жителей г. Н.Новгорода.

Заинтересованное лицо - кандидат на должность Главы г. Н.Новгорода Климентьев А.А., его представители - Чумак В.И., Юрасова Г.А., Цалолихин Д.В., допущенные судом в порядке ст. 43 ГПК РСФСР жалобы заявителя не признали, считают их незаконными, пояснив суду следующее, что в порядке, предусмотренном гл. 23 ГПК РСФСР действия зарегистрированных кандидатов не обжалуются, заявителем и его представителем не представлено доказательств нарушения Климентьевым А.А. норм избирательного законодательства, а поэтому в удовлетворении жалоб просят отказать. Кроме того просят вынести частное определение по нарушениям законодательства, установленным в ходе судебного разбирательства.

Представитель Избирательной комиссии города Нижнего Новгорода - Синицын М.К. считает жалобы необоснованными, нарушений избирательного законодательства кандидатом Климентьевым А.А. в ходе предвыборной кампании не допущено, комиссией нарушения не установлены, Климентьев А.А. к ответственности за нарушения избирательного законодательства не привлекался. Просит в удовлетворении жалоб отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить жалобы заявителя, считает требования заявителя законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Ратифицированная РФ Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях его реализации - обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N1). Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных, периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (ст. 25). Как следует из ст. 15 ч. 4 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 17 ч. 1, названные принципы избирательного права, закрепленные в нормах, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации признаются и гарантируются Российской Федерацией в качестве конституционных прав и свобод.

Статья 64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации» нормативно предусматривает основания для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Статьей 67 Закона Нижегородской области «О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области» от 04.06.2002 г. предусмотрены основания отмены регистрации кандидата на должность главы местного самоуправления в Нижегородской области избирательной комиссией муниципального, образования или судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования в случаях установления нарушений Закона, перечисленных в данной статье.

Судом установлено, что Постановлением N24 Избирательной комиссии города Нижнего Новгорода от 11.07.2002 года Климентьев А.А. зарегистрирован кандидатом на должность Главы города Нижнего Новгорода, выбора которого назначены на 15 сентября 2002 года.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 53-56 ГПК РСФСР, установив истину по делу, считает, что Климентьев А.А. допустил нарушения правил ведения предвыборной агитации, предусмотренных действующим избирательным законодательством.

Этот вывод суд делает из следующих доказательств. «Судом установлено, что в общественно-политической газете «Нижегородский вариант» от 22.07.2002 г., 02.09.2002 г.» оплаченной из избирательного фонда кандидата на должность Главы г. Н.Новгорода Климентьева А.А опубликованы десять заповедей из предвыборной программы кандидата на должность главы города Нижнего Новгорода А.А. Климентьева заповеди за NN4, 7, 8, в оспариваемой части заявителем являются нарушением избирательного законодательства:

1. «Введу городскую шкалу зарплат для рабочих и служащих:

    номинальная зарплата - 2000 руб.;
    нормальная зарплата - 5000 руб.;
    хорошая зарплата - 10 000 руб.» (заповедь четвертая).

2. «Квартиры для молодых семей буду предоставляться по цене 120 долларов (= 3700 рублей) за квадратный метр на условиях ипотеки на 10-12 лет с ежемесячными выплатами в пределах 1000 - 1400 рублей» (заповедь восьмая).

Суд расценивает указанные обещания Климентьева А.А. в предвыборной программе как запрещенные п. 4 ст. 44 Закона Нижегородской области «О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области»: «Зарегистрированные кандидаты... не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами решений органов местного самоуправления».

В соответствии с п. З ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, оплата труда в силу Конституции РФ, является прерогативой работодателя в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и локальными нормативными актами, принятыми на конкретном предприятии, зависит от качества и количества труда работника, системы i оплаты труда, режима учета рабочего времени на предприятии.

Установление же городской шкалы зарплат для всех рабочих и служащих всего города Нижнего Новгорода, а не только i муниципальных служащих, нарушает гарантированные Конституцией РФ и ТК РФ трудовые права и свободы всех нижегородцев и работодателей независимо от организационно-правовой формы юридического лица либо гражданина, осуществляющего свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Обещание Климентьевым А.А. предоставление квартир для молодых семей по конкретной цене на условиях ипотеки, с ежемесячными конкретными выплатами, указанными в восьмой заповеди программы кандидата также является незаконными, воздействуют на волю избирателей и их адекватное восприятие.

Согласно п. 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Порядок же предоставления жилья, в том числе и для молодых семей, регулируется нормами жилищного законодательства. Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с соблюдением санитарных норм и очередности в предоставлении жилья.

В силу п. 2 ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления лишь поощряют жилищное строительство и создают условия для обеспечения права на жилище.

В заповеди восьмой Климентьев А.А. дает обещание по обеспечению всех молодых семей жильем на его предлагаемых условиях, что является обещанием передачи им материальных благ путем предоставления жилища, что запрещено п. 4 ст. 44 Закона Нижегородской области.

Заповедь седьмая: «Введу комплексную программу всемерной поддержки семьи как самого надежного института государства, обеспечу поддержку многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами. Гарантирую в городе защиту всех прав, предоставляемых государством пенсионерам, ветеранам и инвалидам. С помощью системы социальных магазинов осуществлю программу снижения цен для этой категории граждан. Добьюсь прикрепления каждого инвалида к коммерческой структуре для оказания помощи в размере их ежемесячного содержания. Введу для них дополнительное время для бесплатных телефонных разговоров. Обеспечу существенное снижение стоимости ритуальных услуг. Пенсионерам будет гарантирована возможность получения места на кладбище, заказанного заранее.»

Данное обещание, по мнению суда, являются обманом, попыткой ввести в заблуждение конкретных социально незащищенных слоев жителей города Нижнего Новгорода. Этот вывод суд делает из следующего.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов.

Закон РФ «О ветеранах» также нормативно обеспечивает ветеранам и инвалидом реализацию гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Закон РФ «О погребении и похоронном деле» в статье 4 определяет место погребения гражданина в соответствии с отведенным по этическим, санитарным и экологическим требованиям участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков умерших...).

Согласно данному закону погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков человека) ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ и в соответствии с обычаями и традициями.

Более того, Климентьев А.А. предлагает оказание услуг, что в силу ФЗ «О защите прав потребителей» не относится к компетенции Главы города как должностного лица.

Исполнителями услуг в силу вышеуказанного ФЗ «О защите прав потребителей» являются организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, но глава местного самоуправления.

Снижение цен и прикрепление каждого инвалида к коммерческой структуре является незаконным воздействием на избирателей путем предоставления услуг и обещания материальных благ. Вопрос о предоставлении социальных льгот указанным субъектам является компетенцией и правом конкретных предприятий и их руководителей, что соответствует их уставной деятельности, а не определяется компетенцией Главы города.

Кроме того, суд считает, что Климентьев А.А. нарушил требования главы 8 Закона Нижегородской области «О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области» в части порядка формирования избирательного фонда зарегистрированного кандидата.

Согласно п. З ст. 46 указанного Закона Нижегородской области «Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих средств:

    собственных средств кандидата, предельных размер которых не может превышать 300 000 рублей,

    средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединениям, избирательным блокам, предельный размер которых не может превышать 300 000 рублей,

    добровольных пожертвований физических и юридических лиц из их собственных средств, предельный размер пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 30 000 рублей».

Судом достоверно установлено, что при формировании избирательного фонда Климентьева А.А. путем внесения пожертвований физических лиц, нарушен принцип добровольности вносимых пожертвований и источник внесения этих пожертвований из собственных средств.

Допрошенная судом в качестве свидетеля Педро И.А. показала суду, что деньги в размере 30 000 рублей ей передала Белова И.А. и указанные денежные средства она (Педро И.А.) перечислила в избирательный фонд Климентьева А.А. по просьбе Беловой И.А., и деньги ей не принадлежали, чьи это деньги она не знает.

Свидетель Сидорова О.И. показала суду, что никакие денежные средства в избирательный фонд Климентьева А.А. она не перечисляла, никаких банковских документов не оформляла, а паспорт у нее был утрачен.

Оснований не доверять показаниями вышеуказанных свидетелей у суда не имеется. Кроме того, Климентьев А.А. в силу ст. 50 ГПК РСФСР не предъявил суду доказательств обратного. Доводы Климентьева А.А. и его представителей о том, что на свидетелей со стороны органов милиции оказывалось давление, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сами свидетели: Педро И.А., Сидорова О.И. не указали на этот факт суду.

Показания свидетелей Балахоновой Л.В., Умановой Л.В., Гороховой Л.В., Гороховой В.В., Семенец М.В., Сизова В.К. судом не могут быть приняты во внимание, поскольку добровольность внесения ими пожертвований в избирательный фонд Климентьева А.А. сторонами не оспаривалась.

Остальные мотивы, указанные заявителем для отмены регистрации кандидата на должность Главы города Нижнего Новгорода Климентьева А.А. не нашли подтверждения в судебном заседании, а заявитель и его представитель, в нарушение ст. 50 ГПК РСФСР, не представили суду в этой части достоверных доказательств.

Отмена регистрации кандидата Климентьева А.А., выступающей в качестве санкции за совершенные правонарушения Закона Нижегородской области, как связанная с ограничением избирательных прав, должна осуществляться на основе вытекающего из статьи 55 часть 3 Конституции РФ принципа соразмерности.

Следовательно, отмена регистрации кандидата является способом восстановления нарушенных прав других лиц. Кроме того, суд считает, что обнаруженные нарушения в ходе избирательной кампании Климентьева А.А. являются существенными и могут привести к искажению воли избирателей г. Нижнего Новгорода, что является в силу п.б ст. ЗЗ, п. 2 »а», п. 2 »ж» ст. 67 Закона Нижегородской области «О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области» основанием для отмены регистрации кандидата на должность Главы города Нижнего Новгорода Климентьева А.А.

Требование заявителя о применении ст. 211 ГПК РСФСР подлежит удовлетворению, поскольку замедление в исполнении решения приведет к нарушению избирательных прав граждан - жителей Нижнего Новгорода. Руководствуясь ст.ст.14,50,191-197 ГПК РСФСР, суд решил:

Отменить регистрацию. Постановление городской избирательной комиссии города Нижнего Новгорода от 11 июля 2002 года N24 о регистрации Климентьева Андрея Анатольевича в качестве кандидата на должность Главы города Нижнего Новгорода.

Исключить Климентьева Андрея Анатольевича из избирательного бюллетеня для голосования на выборах Главы города Нижнего Новгорода, назначенных на 15 сентября 2002 года.

Решение обратить к немедленному исполнению в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья Вавилычева Т.Ю.
Народные заседатели Пономарева В., Просвирнина О.А.
Копия верна, судья: Т.Ю. Вавилычева

По материалам официального сайта Андрея Клементьева.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта