Проект закона о СМИ от 21 января 2003 года (автор – Индустриальный комитет)
ПРОЕКТ
(21 января 2003 года)
Федеральный закон
«О средствах массовой информации»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение свободы массовой информации в Российской Федерации, и регулирует организационные, имущественные и иные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации.
2. В настоящем Федеральном законе под средством массовой информации понимается объект гражданских прав, специально предназначенный для распространения массовой информации в определенной форме среди потенциально неограниченного круга лиц.
Средство массовой информации представляет собой периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности и создается в форме периодического печатного или электронного издания, радио- или телеканала, либо иной не запрещенной законом форме периодического распространения массовой информации.
Создание и использование средства массовой информации осуществляется под постоянным названием, индивидуализирующим данное средство массовой информации в обороте.
Статья 2. Применение настоящего Федерального закона
1. Настоящий федеральный закон применяется в отношении средств массовой информации, создаваемых и используемых на территории Российской Федерации. Для средств массовой информации, создаваемых за пределами Российской Федерации, настоящий Федеральный закон применяется в части, касающейся их использования на территории Российской Федерации.
2. Правила, установленные настоящим Федеральным законом для граждан и юридических лиц, применяются к гражданам Российской Федерации независимо от их места жительства, а к юридическим лицам - независимо от их места нахождения в пределах территории Российской Федерации.
3. Правила, установленные настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом.
4. Имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и связанные с созданием и использованием средств массовой информации, регулируются настоящим Федеральным законом в части, не урегулированной гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство о средствах массовой информации
1. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Федерального закона, а также соответствующих ему иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Положения нормативных правовых актов, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если положения, нормативного правового акта, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации, противоречат настоящему Федеральному закону, то применяются нормы настоящего Федерального закона.
3. Если общепризнанными принципами и нормами международного права либо международным договором Российской Федерации предусмотрены для создания и использования средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Федеральным законом, применяются правила, предусмотренные этими принципами, нормами или международным договором.
Статья 4. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:
массовая информация - информация, распространяемая через средства массовой информации и предназначенная для потенциально неограниченного круга лиц в виде текстов, звуков или изображений, содержащая сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, а также мнения о них;
владелец средства массовой информации - лицо, обладающее исключительными правами на его создание и использование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
создание средства массовой информации - деятельность по сбору и обработке информации, производству массовой информации и подготовке средства массовой информации к использованию;
использование средства массовой информации - деятельность по распространению средства массовой информации либо обеспечению доступа к средству массовой информации либо иная деятельность по введению средства массовой информации в оборот;
печатное средство массовой информации (периодическим печатным изданием) понимается - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное изделие полиграфического производства, предназначенное для распространения массовой информации, имеющее постоянное наименование, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
продукция печатного средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания.
тираж печатного средства массовой информации - совокупность экземпляров одного выпуска (номера) печатного средства массовой информации.
периодическое электронное издание - зарегистрированное в соответствии с настоящим Федеральным законом средство массовой информации, предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через информационные системы общего пользования (глобальные компьютерные сети) и с использованием иных электронных способов распространения (включая оптические и магнитно-оптические носители), имеющее постоянное название и обновляемое не реже одного раза в год;
издатель - лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по созданию и использованию периодического печатного или электронного издания;
теле-, радио- канал как средство массовой информации - совокупность аудио-, визуальных-, аудиовизуальных сообщений и материалов (программ), анонсов, заставок и других материалов оформления, рекламных материалов, распространяемых в информационной среде аналогового или цифрового типа с помощью технических средств эфирного, кабельного и спутникового телерадиовещания и/или иными способами;
общероссийский теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории половины и более субъектов Российской Федерации;
межрегиональный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
региональный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый не менее чем на двух третьих территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
муниципальный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории одного или нескольких муниципальных образований, составляющих менее двух третей территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
вещание - деятельность по распространению теле- радио- канала в соответствующей информационной среде;
вещатель - юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее распространение теле- или радио- канала на основании лицензии на вещание и в соответствии с настоящим федеральным законом;
информационная среда - физическое ограниченное и/или неограниченное пространство, в котором осуществляется распространение теле- и/или радиоканалов;
уномедийная (одноканальная) среда - информационная среда, в которой в едином физическом сигнале присутствует один основной содержательный информационный поток;
мультимедийная (многоканальная) среда - информационная среда, в которой в едином физическом сигнале присутствует несколько основных содержательных информационных потоков;
социальный стандарт при вещании в уномедийной среде - устанавливаемый в соответствии с требованиями настоящего федерального закона минимальный уровень обязательств вещателя по распространению сообщений, материалов и/или иной информации (включая социальную рекламу), направленных на достижение общественно полезных целей.
регистрирующий орган - федеральный орган исполнительной власти (федеральный регистрирующий орган) или его территориальный орган (территориальный регистрирующий орган), уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять регистрацию средств массовой информации;
лицензирующий орган - федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган (территориальный регистрирующий орган), уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять лицензирование телерадиовещания;
редакция средства массовой информации - юридическое лицо, оказывающее редакционные услуги, необходимые для создания средства массовой информации, на основании договора владельцу средства массовой информации, вещателю или издателю либо соответствующее подраздление владельца средства массовой информации, вещателя, издателя, осуществляющее создание средства массовой информации;
главный редактор - физическое лицо, которому владелец средства массовой информации или по его поручению вещатель, издатель вправе передать руководство редакцией средства массовой информации либо единоличное осуществление ее функций;
журналист - физическое лицо, занимающееся по трудовому или иному договору сбором информации, подготовкой и (или) редактированием сообщений и материалов, необходимых для создания средства массовой информации;
Статья 5. Свобода массовой информации
1. В Российской Федерации:
поиск, получение и производство информации, предназначенной для массового распространения,
распространение массовой информации,
владение средствами массовой информации,
создание и использование средств массовой информации,
изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств, оборудования и материалов, предназначенных для создания и использования средств массовой информации,
не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
2. Не основанное на законе вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, политических партий и/или их должностных лиц либо работников в деятельность владельца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста либо в их отношения между собой запрещается.
3. Государственная поддержка средств массовой информации, в том числе путем выделения бюджетных средств, осуществляется на основе принципов гласности и равенства прав на получение государственной поддержки.
Статья 6. Недопустимость цензуры
1. Цензура массовой информации, то есть требование от владельца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных или религиозных объединений, политических партий и/или со стороны их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора или интервьюируемого), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
2. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.
Статья 7. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
1. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также для распространения материалов и/или программ, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
2. Не допускается использование средств массовой информации для распространения экстремистских материалов, а также информации, распространение которой запрещено законом о терроризме.
3. Запрещаются распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
4. Запрещается использование в средствах массовой информации скрытых вставок и технических приемов и средств, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Глава 2. Право на информацию
Статья 8. Право на получение информации
1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, политических партий, общественных и религиозных объединений и их должностных лиц.
2. Органы, организации, объединения и лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, информируют общественность о своей деятельности путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, в иных формах, а также предоставляют сведения о своей деятельности по запросам владельцев средств массовой информации, издателей, вещателей, редакции, журналистов.
Статья 9. Запрос информации
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция (главный редактор), журналист вправе запрашивать информацию о деятельности органов, организаций, объединений и лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Запрашиваемую информацию в трехдневный срок обязаны предоставлять пресс-службы указанных органов и организаций, а в случае отсутствия таковых - руководители этих органов и организаций либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
2. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.
Статья 10. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
1. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается информацию владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции или журналисту в той же форме, в какой был сделан запрос, в трехдневный срок со дня его получения.
В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
3) дата принятия решения об отказе в предоставлении информации.
2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в трехдневный срок.
Уведомление об отсрочке вручается информацию владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции или журналисту в той же форме, в какой был сделан запрос, в трехдневный срок со дня его получения.
В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в трехдневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку предоставления информации;
4) дата принятия решения об отсрочке предоставления информации.
3. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации возможна на срок не более 30 дней.
Статья 11. Конфиденциальная информация
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция, журналист не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные им гражданином с условием сохранения их конфиденциальности.
2. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция, журналист обязаны сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее им сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее решение о раскрытии источника информации принято судом в связи с находящимся в его производстве делом. Не допускается раскрытие источника информации, если таким раскрытием может быть нанесен вред охраняемым законом интересам источника информации.
3. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция (главный редактор), журналист не вправе разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого либо признанного виновным в совершении преступления, либо признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя.
Статья 12. Письма
Письмо, адресованное владельцу, издателю (вещателю), редакции, журналисту может быть использовано в сообщениях и материалах средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего федерального закона.
Владелец, издатель (вещатель), редакция, журналист не обязаны отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.
Статья 13. Использование сообщений и материалов средств массовой информации
При использовании сообщений и/или материалов, впервые распространенных в одном средстве массовой информации, другими средствами массовой информации, ссылка на средство массовой информации, в котором сообщение и/или материал был впервые распространен, обязательна, если иное не предусмотрено договором об использовании сообщений и/или материалов.
Статья 14. Право на опровержение
Гражданин или юридическое лицо вправе потребовать опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство или деловую репутацию сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.
Статья 15. Порядок опровержения
1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены в данном средстве массовой информации.
2. Опровержение в периодическом печатном или электронном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал.
По радио и телевидению опровержение должно быть передано, как правило, в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.
3. Объем опровержения должен быть достаточным для достижения целей опровержения.
4. Опровержение должно последовать:
1) по теле- или радиоканалу, а равно в периодических печатных и электронных изданиях, распространяемых или обновляемых не реже одного раза в неделю, - в течение месяца со дня получения требования об опровержении или его текста;
2) в других средствах массовой информации - в ближайшем планируемом номере или обновлении.
5. В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста владелец средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны в письменной форме уведомить заинтересованного гражданина о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.
6. Если решение, обязывающее владельца средства массовой информации, вещателя или издателя распространить опровержение, принято судом, то опровержение должно последовать в срок, определенный в судебном акте.
Статья 16. Основания отказа в опровержении
1. В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:
1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;
2) противоречит вступившему в законную силу судебному акту;
3) является анонимным.
2. В опровержении может быть отказано, если:
1) опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном или ином средстве массовой информации;
2) требование об опровержении поступило по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
3. Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд.
Статья 17. Право на ответ
1. Гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности, имеет право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.
В отношении ответа и отказа в таковом соответственно применяются правила статей 14 - 16 настоящего Федерального закона.
2. При обнаружении фактической ошибки, в том числе искажения имени физического лица, в материалах средства массовой информации владелец средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны по собственной инициативе либо по требованию заинтересованного лица обнародовать поправку в том же средстве массовой информации. Отказ в распространении поправки может быть обжалован в суд.
Глава 3. Права и обязанности журналиста
Статья 18. Права журналиста
1. Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать органы, организации и объединения, перечисленные в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами и иными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением документов и материалов или их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований пункта 1 статьи 11 настоящего федерального закона и подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать, с соблюдением установленных федеральным законом правил, специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность информации, а также документов и материалов, полученных им в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения под его именем или псевдонимом;
10) запретить использование своего имени или псевдонима под сообщением или материалом, которые противоречат его убеждениям;
11) снять свое имя или псевдоним под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала под его именем или псевдонимом;
12) распространять в средстве массовой информации подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью или под псевдонимом или без подписи.
2. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
3. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, преследующему общественно полезные цели и осуществляющему защиту общественных интересов.
Статья 19. Обязанности журналиста
1. Журналист обязан:
1) соблюдать заключенный с ним трудовой или иной договор, на осуществление сбора информации, подготовки и (или) редактирования сообщений и материалов, необходимых для создания средства массовой информации;
2) проверять достоверность информации, содержащейся в подготавливаемых им для распространения в средствах массовой информации сообщениях и материалах;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно обнародуется впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона;
7) ставить в известность лицо (или определенного им представителя), с которым журналист заключил соответствующий трудовой или иной договор о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию документ, удостоверяющий его полномочия как журналиста.
2. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
3. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь, достоинство и деловую репутацию граждан, а также деловую репутацию организаций.
Статья 20. Аккредитация
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция вправе обращаться в органы, организации и объединения, перечисленные в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, с просьбой об аккредитации при них своих журналистов.
2. Органы, организации и объединения, к которым обращены просьбы об аккредитации, обязаны аккредитовать заявленных журналистов при условии соблюдения правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, объединениями.
3. Правила аккредитации могут содержать обоснованные нормативы (квоты), определяющие количество журналистов, аккредитуемых от одного средства массовой информации. Установление таких нормативов должно осуществляться на основе принципов открытости, равенства и справедливости, чтобы обеспечить реализацию права граждан на получение общественно значимых сведений через максимально широкий круг средств массовой информации.
4. Правила аккредитации не могут содержать каких-либо дополнительных требований к аккредитуемым журналистам помимо вытекающих из положений настоящего Федерального закона.
5. Аккредитовавшие журналистов органы, организации и объединения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, представляющих общественный интерес, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи и передачи информации, оказывать содействие в организации индивидуальных встреч и бесед с должностными лицами.
6. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями и объединениями и представляющих общественный интерес, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Аккредитованные журналисты обязаны уважать правила внутреннего распорядка, установленные в аккредитовавших их органах, организациях или объединениях, и не создавать помех их деятельности.
7. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или владельцем средства массовой информации, издателем, вещателем или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
8. Отказ в аккредитации, а равно лишение аккредитации либо ущемление прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы в суд.
Статья 21. Скрытая запись
Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается в случаях:
1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
3) если демонстрация записи производится на основании судебного акта.
Статья 22. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
1. Злоупотребление установленными настоящим Федеральным законом правами журналиста в корыстных целях, для сведения личных счетов, а также в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица, не являющегося владельцем средства массовой информации, издателем, вещателем либо редакцией, с которым журналист связан трудовым или иным договором, запрещается.
2. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция
Статья 23. Владелец средства массовой информации
1. Владельцем (совладельцем) средства массовой информации может выступать физическое лицо или юридическое лицо. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования могут на равных началах с иными владельцами - участниками отношений, регулируемых настоящим федеральным законом, выступать в качестве владельцев средств массовой информации в лице органов государственной власти в пределах их компетенции.
Органы государственной власти и/или органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут выступать в качестве владельцев печатных средств массовой информации, создаваемых исключительно для целей опубликования нормативных актов и иных документов указанных органов, а также документов, относящихся к сфере их деятельности.
Владелец средства массовой информации осуществляет свои права и обязанности с момента регистрации средства массовой информации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Исключительные права владельца в отношении средства массовой информации означают право осуществлять и/или разрешать осуществление следующих действий:
1) использование названия средства массовой информации;
2) создание и использование (включая размещение рекламных сообщений и материалов и/или реализацию права на размещение рекламы) средства массовой информации;
3) приостановление создания и использования средства массовой информации;
4) прекращение создания и использования средства массовой информации;
5) использовать принадлежащие владельцу средства массовой информации информационные ресурсы, сформированные в процессе создания данного средства массовой информации.
Владелец средства массовой информации имеет также иные права и несет обязанности, установленные настоящим Федеральным законом.
Исключительные права владельца на средство массовой информации могут быть переданы новому владельцу только в полном объеме.
Новый владелец приобретает права на средство массовой информации и несет обязанности с момента перерегистрации средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
3. При наличии у средства массовой информации нескольких владельцев, их взаимные права и обязанности, в том числе в отношениях по созданию, производству (составлению) и распространению средства массовой информации, а также связанные с регистрацией средства массовой информации, и порядок осуществления прав владельцев средства массовой информации, определяются соглашением между ними.
В указанном договоре между совладельцами могут также регулироваться вопросы, связанные с порядком осуществления функций издателя (вещателя), а также с порядком оказания услуг, в том числе и редакционных.
Если иное не установлено соглашением между совладельцами, совладелец может передать свои права в отношении средства массовой информации иному лицу без согласия иных совладельцев.
Если иное не установлено соглашением между совладельцами, совладелец может во всякое время выйти из числа совладельцев средства массовой информации, без согласия иных совладельцев. Соглашением между совладельцами могут быть установлены условия и порядок выхода совладельца из числа совладельцев.
4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции вправе создавать и использовать периодические печатные издания, предназначенные исключительно для целей опубликования нормативных актов, иных документов и материалов, относящихся к сфере деятельности указанных органов. Совладельцами таких средств массовой информации наряду органами государственной власти и/или органами местного самоуправления могут выступать исключительно государственные (муниципальные) предприятия и/или учреждения, на которых возлагаются функции редакции, издателя данных средств массовой информации.
Статья 24. Отношения владельца средства массовой информации с издателем, вещателем, редакцией
1. Владелец средства массовой информации может одновременно выступать издателем, вещателем, редакцией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Владелец средства массовой информации вправе заключить договор с издателем, вещателем, редакцией по созданию и использованию средства массовой информации. В договоре должно быть указано, какие из исключительных прав, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, сохраняются за владельцем, какие - осуществляются издателем, вещателем, какие - осуществляются совместно владельцем и издателем, вещателем.
3. Редакция вправе осуществлять функции редакции иного средства массовой информации с согласия владельца (совладельцев), если иное не предусмотрено договором с редакцией.
4. Если иное не установлено договором, заключенным владельцем средства массовой информации с издателем, вещателем, последние вправе заключить договор с редакцией, а также иные договоры, связанные с созданием и использованием средства массовой информации.
5. Заверенные соответственно владельцем, издателем, вещателем, редакцией копии договоров, указанные в пункте 2 настоящей статьи, направляются в регистрирующий орган не позднее одного месяца с момента заключения договора. При этом лицо, направляющее договор, вправе исключить сведения, содержащиеся в договоре и составляющие коммерческую тайну.
При изменении и (или) дополнении договоров, представленных в регистрирующий орган в соответствии с настоящим пунктом, соответствующие изменения (дополнения) должны быть представлены в регистрирующий орган в месячный срок с момента их принятия.
6. Права владельца в отношении средства массовой информации могут быть предметом любых сделок, не запрещенных законодательством и применимых в отношении этих прав.
Статья 25. Ограничения, связанные с владением теле-, радиоканалом и участием в организации, осуществляющей телевещание
1. Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе выступать владельцами теле-, радиоканалов, а также не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации.
2. Не допускается отчуждение акций (долей) организации, являющейся владельцем общероссийского теле-, радиоканала либо организации, осуществляющей вещание общероссийского теле-, радиоканала, а равно отчуждение акций (долей) организации, являющейся владельцем теле-, радиоканала либо организации, осуществляющей вещание теле-, радиоканала на территории, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации, в случае, если такое отчуждение приведет к:
а) появлению в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более;
б) появлению в их уставном (складочном) капитале более 50 процентов доли (вклада) российского юридического лица с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более.
Статья 26. Ограничения, связанные с финансированием создания и использования периодических печатных изданий и деятельности владельца и/или издателя периодического печатного издания за счет средств бюджетов
В Российской Федерации не допускается финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, создания и использования периодических печатных изданий, а также деятельности владельца и/или издателя периодического печатного издания, за исключением случаев, когда такое финансирование осуществляется:
- в отношении периодических печатных изданий, являющихся официальными источниками опубликования федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов;
- в отношении периодических печатных изданий, создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целей опубликования нормативных актов и иных документов указанных органов, а также документов и материалов, относящихся к сфере их деятельности;
- в отношении периодических печатных изданий культурно-просветительского, научного и образовательного характера, а также предназначенных исключительно для детей и инвалидов. Порядок финансирования периодических печатных изданий, указанных в настоящем абзаце, устанавливается Правительством Российской Федерации;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной поддержке районных (городских) газет;
- в отношении государственных информационных агентств.
Глава 5. Регистрация средств массовой информации
Статья 27. Порядок регистрации средства массовой информации
1. Деятельность по созданию и использованию средства массовой информации допускается только после его регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Регистрация средства массовой информации осуществляется регистрирующим органом в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации.
3. Форма свидетельства о регистрации средства массовой информации утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 28. Заявление о регистрации
1. В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:
1) сведения о заявителе (заявителях): наименование и организационно - правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
2) название средства массовой информации;
3) язык (языки);
4) форма средства массовой информации;
5) основные тематические направления и (или) специализация;
6) предполагаемая периодичность выпуска;
7) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является владельцем, издателем (вещателем), редакцией.
2. Сведения, указанные в подпунктах 1-5 пункта 1 включаются в Свидетельство о регистрации средства массовой информации.
3. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора, копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц, выступающих в качестве заявителей; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве заявителя; копию документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, выступающего в качестве заявителя.
При наличии нескольких заявителей средства массовой информации к заявлению прилагается также соглашение между заявителями, предусмотренное пунктом 3 статьи 23 настоящего федерального закона.
4. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
5. Заявителю высылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Свидетельство о регистрации средства массовой информации или решение об отказе в регистрации должно быть выдано (направлено) заявителю в месячный срок с даты принятия заявления.
6. Заверенные соответственно владельцем, издателем (вещателем) копии договоров, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего федерального закона, направляются в регистрирующий орган не позднее одного месяца с момента заключения договора. При этом лицо, направляющее договор, вправе исключить сведения, содержащиеся в договоре и составляющие коммерческую тайну.
7. С момента регистрации средства массовой информации заявитель (заявители) становится владельцем (совладельцами) средства массовой информации.
Статья 29. Название средства массовой информации
1. Название средства массовой информации признается средством индивидуализации средства массовой информации.
2. Название средства массовой информации должно быть указано на государственном языке Российской Федерации и может быть указано на языках народов Российской Федерации, а также на иных языках.
3. В названии средства массовой информации не допускается использование:
1) слов и словосочетаний, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;
2) наименований международных организаций, членом которых является Российская Федерация, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления без согласия указанных органов и организаций;
3) бранных слов и словосочетаний, образованных на их основе (нецензурная брань).
Использование в названии средства массовой информации наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, когда эти наименования и образованные на их основе слова и словосочетания используются в соответствии с законами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 30. Освобождение от регистрации
Не требуется регистрация периодических печатных изданий тиражом одного номера (выпуска) менее одной тысячи экземпляров.
На владельцев, издателей, редакции таких средств массовой информации соответствующий статус, установленный настоящим федеральным законом, распространяется с момента начала деятельности по созданию и использованию средства массовой информации.
Статья 31. Отказ в регистрации
1. Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:
1) если в заявлении содержатся не все сведения, предусмотренные в п. 1 ст. 28, или указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
2) если примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;
3) если название средства массовой информации нарушает правила, установленные пунктом 3 статьи 29 настоящего Федерального закона.
4) если название заявленного на регистрацию средства массовой информации совпадает или имеет сходство до степени смешения с названием ранее зарегистрированного тем же территориальным регистрирующим органом или федеральным регистрирующим органом средства массовой информации той же формы периодического распространения массовой информации;
5) если имеется нарушение требований, установленных п. 4 ст. 23, ст. 25, ст. 26 настоящего Федерального закона.
2. Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
3. Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:
1) если указанные в заявлении сведения являются неполными;
2) если заявление подано с нарушением требований пунктов 1 или 3 статьи 28 настоящего Федерального закона;
3) если заявление от имени заявителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
4) если не уплачен регистрационный сбор.
После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.
Статья 32. Перерегистрация и уведомление
1. При смене владельца, изменении состава совладельцев, а равно наименования, в том числе на основании судебного решения о запрете использования в наименовании товарных знаков без разрешения их правообладателей, языка, формы средства массовой информации, средство массовой информации подлежит перерегистрации.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом для регистрации средства массовой информации.
2. При изменении местонахождения (места жительства) или наименования (фамилии, имени, общества) владельца (одного из совладельцев) средства массовой информации владелец обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.
Статья 33. Регистрационный сбор
1. За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор, равный пятикратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
2. Для средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера, регистрационный сбор устанавливается в размере, равном стократному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. Для детских, юношеских, образовательных, научных, культурно-просветительских, экологических средств массовой информации, а также для предназначенных преимущественно для инвалидов, пенсионеров и других малообеспеченных групп населения регистрационный сбор устанавливается в размере, равном одному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. Сумма регистрационного сбора зачисляется в федеральный бюджет.
3. В случае отказа в регистрации, а равно отказа от регистрации заявитель имеет право на возврат регистрационного сбора.
Статья 34. Полномочия регистрирующего органа по контролю за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Регистрирующий орган осуществляет контроль за соблюдением владельцем средства массовой информации, издателем, вещателем, редакцией требований настоящего Федерального закона.
2. При выявлении нарушения владельцем положений настоящего федерального закона регистрирующий орган вправе вынести предписание об устранении таких нарушений. Предписание регистрирующего органа являются обязательным для исполнения владельцем.
В случае если предписание регистрирующего органа не выполнено владельцем в месячный срок, регистрирующий орган вправе вынести повторное предписание об устранении допущенных и не устраненных нарушений. При неисполнении владельцем средства массовой информации такого повторного предписания регистрирующий орган вправе в течение шести месяцев с момента окончания срока для устранения нарушений, установленного повторным предписанием, обратиться в суд с требованием об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации.
3. При выявлении нарушения владельцем положений статьи 7 настоящего федерального закона регистрирующий орган вправе вынести предупреждение.
4. Предписания и предупреждения регистрирующего органа выносятся в письменной форме.
5. Предписание и предупреждение могут быть обжалованы в судебном порядке.
6. Предписания и предупреждения регистрирующего органа выносятся не позднее шести месяцев с момента совершения нарушения.
7. Предписания и предупреждения регистрирующего органа считаются действительными в течение одного года со дня их вынесения, если до истечения этого срока регистрирующим органом не будет принято решение о прекращении их действия, либо их недействительность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда.
Статья 35. Аннулирование и приостановление действия свидетельства о регистрации средства массовой информации
1. Свидетельство о регистрации средства массовой информации подлежит аннулированию регистрирующим органом:
1) по заявлению владельца об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации;
При аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии с настоящим подпунктом владелец должен:
- представить согласие всех совладельцев (при их наличии) на аннулирование свидетельства о регистрации средства массовой информации,
- копию уведомления издателю (вещателю) о подаче заявления об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации с приложением доказательств его отправления.
В случае, если право на прекращение создания и использования средства массовой информации передано издателю (вещателю), владелец наряду с документами указанными в настоящем абзаце, представляет согласие издателя (вещателя) на аннулирование свидетельства о регистрации средства массовой информации;
2) если владелец - юридическое лицо, общественное или религиозное объединение, государственный орган ликвидированы и отсутствуют лица, которым переданы их права и обязанности в отношении средства массовой информации.
3) по решению суда.
2. Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть аннулировано регистрирующим органом по решению суда, принятому по иску регистрирующего органа если:
1) свидетельство о регистрации получено обманным путем;
2) средство массовой информации не обновляется (выпускается) более двух лет;
3) владельцем не выполнены требования повторного предписания регистрирующего органа об устранении допущенных нарушений настоящего федерального закона;
4) имеются неоднократные действующие (не утратившие силу) предупреждения регистрирующего органа, вынесенные Владельцу в соответствии с настоящим федеральным законом.
3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации в течение шести месяцев с момента вынесения второго действующего предупреждения. По истечении этого срока регистрирующий орган не вправе требовать аннулирования свидетельства о регистрации средства массовой информации.
4. При решении судом вопроса об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, не учитываются вынесенные регистрирующим органом предписания и предупреждения, которые оспаривались в судебном порядке и по которым отсутствуют вступившие в законную силу судебные акты, а также предписания и предупреждения, утратившие силу в связи с решением регистрирующего органа о прекращении их действия либо истечением срока их действия в соответствии с пунктом 7 статьи 34 настоящего Федерального закона.
5. Одновременно с подачей заявления в суд об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации регистрирующий орган вправе обратиться с заявлением о приостановлении создания и использования средства массовой информации, если отсутствуют иные способы обеспечить соблюдение владельцем положений настоящего федерального закона, за нарушение которых регистрирующим органом выносились предупреждения.
6. Создание и использование средства массовой информации может быть приостановлено по решению регистрирующего органа в случае выявления регистрирующим органом нарушений владельцем средства массовой информации требований пункта 2 статьи 7 настоящего федерального закона.
7. При аннулировании свидетельства о регистрации регистрационный сбор возврату не подлежит.
Статья 36. Государственный реестр средств массовой информации
1. В Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий общедоступные сведения о регистрации средств массовой информации.
2. Ведение государственного реестра осуществляется федеральным регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава 6. Создание и использование средств массовой информации
§1. Общие положения
Статья 37. Порядок распространения
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании созданию и использованию средства массовой информации со стороны физических и юридических лиц, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц - не допускается.
Статья 38. Обязательные сообщения
1. Владелец средства массовой информации, вещатель, издатель обязаны опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.
Владелец средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны опубликовать бесплатно и в предписанный срок сообщения, обязательность бесплатного опубликования которых установлена федеральным законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
2. Государственные средства массовой информации обязаны распространять сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
Статья 39. Средства массовой информации рекламного характера
1. Рекламным признается средство массовой информации, объем рекламы которого или фактическое время вещания рекламы в котором превышает пределы, установленные законодательством Российской Федерации о рекламе для средств массовой информации не специализирующихся на распространении рекламных материалов.
2. Периодическое печатное издание не может быть признано рекламным исключительно исходя из некоммерческого (бесплатного) способа его распространения.
Статья 40. Средства массовой информации эротического характера
1. Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера для целей настоящего Федерального закона понимается периодическое печатное и/или электронное издание, или теле-, радио- канал, иди иное средство массовой информации, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
2. Распространение специализированных радио- и телеканалов эротического характера, а равно отдельных передач эротического характера, без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении радио- или телеканалов, распространяемых исключительно в пределах их территорий.
3. Перед началом демонстрации передач эротического характера, вещатель обязан сделать звуковое и текстовое предупреждение, информирующее об эротическом характере последующей за сигналом передачи и нежелательности ее просмотра зрителями, не достигшими шестнадцатилетнего возраста.
4. Издатели периодических печатных и электронных изданий при распространении программ теле- и радиопередач обязаны указывать, какие передачи носят эротический характер, предупреждая о нежелательности их просмотра зрителями, не достигшими шестнадцатилетнего возраста.
5. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется органами местного самоуправления.
Привлекать лиц моложе 18 лет к распространению и продаже продукции периодических печатных изданий эротического характера запрещается.
6. Реклама продукции периодических печатных изданий эротического характера, воспроизводящая фрагменты их содержания, допускается только в средствах массовой информации эротического характера.
§2. Создание и использование периодических печатных изданий
Статья 41. Особенности правового положения владельца печатного средства массовой информации
1. Владелец передает все права на производство и распространение печатного средства массовой информации издателю, если иное не предусмотрено договором между ними. С момента заключения договора ответственность за соответствие производства и распространения печатного средства массовой информации требованиям настоящего федерального закона несет издатель. Заключение договора с издателем не освобождает владельца от ответственности, в порядке предусмотренном ст. 7 настоящего федерального закона.
2. Договором между владельцем и издателем помимо условий, установленных п.2 ст.24 должно быть предусмотрено:
- права издателя при смене владельца;
- условия и порядок расторжения договора, в том числе, при смене владельца;
- порядок приостановления и прекращения выпуска печатного средства массовой информации.
В договоре также могут предусматриваться и иные условия.
При смене владельца новый владелец не вправе расторгнуть договор с издателем до истечения срока его действия, если иное не установлено договором. Новый владелец вправе расторгнуть договор с издателем, заключенный на неопределенный срок только по основаниям и в порядке, предусмотренном таким договором.
3. При наличии договора с издателем право владельца прекратить или приостановить выход печатного средства массовой информации в период действия договора ограничивается положениями настоящего федерального закона и условиями договора с издателем.
Статья 42. Особенности правового положения издателя средства массовой информации.
1. Издатель периодического печатного издания осуществляет производство и распространение периодического печатного издания как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц на основании соответствующих договоров, в том числе об оказании редакционных и иных услуг.
2. Издатель периодического печатного издания:
- самостоятельно принимает решения о порядке и способах выпуска периодического печатного издания, производства и распространения его продукции, если его договором с владельцем средства массовой информации не предусмотрено иное;
- определяет тираж периодического печатного издания;
- обладает правом собственности и иными правами на продукцию периодического печатного издания;
- имеет иные права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Издатель несет ответственность за достоверность указания тиража периодического печатного издания в выходных данных в соответствии с действующим законодательством.
3. Заключение издателем договоров с третьими лицами на выполнение ими работ (услуг) по производству продукции периодического печатного издания не влечет перехода к последним предусмотренных настоящим Федеральным законом прав и обязанностей издателя, если иное не установлено договором между ними.
Статья 43. Выходные данные периодического печатного издания
1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1) название периодического печатного издания;
2) регистрационный номер свидетельства о регистрации средства массовой информации и наименование органа, зарегистрировавшего издание;
3) наименование и место нахождения владельца - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество владельца - для физических лиц;
4) наименование и место нахождения издателя - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество и место жительства издателя - для физических лиц;
5) порядковый номер выпуска и дата подписания его в печать;
6) тираж;
7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
8) наименование и адрес типографии;
9) указание на специализированный характер периодического печатного издания.
2. Издатель вправе указывать и иные сведения в перечне выходных данных зарегистрированного им периодического печатного издания.
Статья 44. Обязательные экземпляры
1. Доставка обязательных экземпляров периодических печатных изданий осуществляется в порядке, установленном федеральным законом об обязательном экземпляре документов.
2. Федеральный регистрирующий орган вправе обязать издателя направлять платные экземпляры также и в другие учреждения и организации.
Статья 45. Порядок распространения
1. Издатель свободен в выборе способа распространения продукции периодического печатного издания, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и договором с владельцем средства массовой информации.
2. Распространение продукции периодического печатного издания считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.
3. Принудительное изъятие или уничтожение тиража или его части допускается только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Статья 46. Электронная версия периодического печатного издания
1. Электронная версия периодического печатного издания информации является одним из способов распространения периодического печатного издания.
2. Издатель периодического печатного издания вправе распространять электронную версию периодического печатного издания на магнитных, оптических и (или) магнитно-оптических носителях и в электронном виде (в том числе через глобальную компьютерную сеть «Интернет») без регистрации электронной версии в качестве самостоятельного средства массовой информации при условии идентичности содержания печатной и электронной версии соответствующего средства массовой информации.
Не рассматривается как нарушение идентичности содержания исключение из электронной версии и (или) замена полностью или частично рекламных сообщений, содержащихся в печатной версии периодического печатного издания, а также уменьшение объема, представленных в электронной версии материалов, по сравнению с печатной версией.
3. Издатель периодического печатного издания обязан уведомить уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области средств массовой информации о распространении электронной версии периодического печатного издания.
§3 Создание и использование телевизионных и радиоканалов
Статья 47. Лицензия на вещание
1. Право на осуществление деятельности по использованию информационной среды для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации) возникает с момента получения лицензии на вещание.
Лицензии на вещание выдаются лицензирующим органом. Порядок лицензирования определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.
2. Лицензирование наземного эфирного вещания в уномедийной среде в столицах субъектов Российской Федерации и в городах с населением более 200 тысяч человек осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения таких конкурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Лицензия на вещание в уномедийной информационной среде дает ее держателю право использовать с соблюдением лицензионных условий радиочастотный канал (частоту) в определенной лицензией уномедийной среде на указанной в лицензии территории.
4. Лицензия на вещание в мультимедийной информационной среде, дает ее держателю право использовать с соблюдением лицензионных условий ресурсы информационных сред цифрового типа на указанной в лицензии территории.
5. Право использования радиочастотных каналов, предусмотренное пунктами 3 и 4 настоящей статьи, осуществляется вещателем самостоятельно в случае, если он одновременно является оператором связи, или на основании соответствующих договоров с оператором (операторами) связи в случае, если вещатель не является оператором связи.
6. В лицензии на вещание в мультимедийной информационной среде указывается территория действия лицензии:
лицензия на осуществление вещания на территории соответствующего муниципального образования;
лицензия на осуществление вещания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
лицензия на осуществление вещания на территории нескольких определенных лицензией субъектов Российской Федерации;
лицензия на осуществление вещания на территории Российской Федерации;
лицензия на осуществление вещания на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Осуществление вещания в мультимедийной среде за пределами территориального действия лицензии (осуществление вещания с нарушением уровня выданной лицензии) запрещено.
7. В выдаче лицензии на вещание должно быть отказано, если отсутствует техническая возможность осуществлять вещание с заявленными характеристиками.
В выдаче лицензии на вещание может быть отказано по основаниям, предусмотренным условиями конкурса, если заявки рассматриваются на конкурсной основе.
8. Права и обязанности вещателя могут переуступаться вещателем третьим лицам. Переуступка прав и обязанностей вещателя осуществляется только в полном объеме. Переуступка прав и обязанностей вещателя в соответствии с положениями настоящей статьи влечет за собой переоформление лицензии в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона.
9. Размеры и порядок взимания сборов за получение лицензии на вещание, за переоформление лицензии, а также порядок определения конкурсных сборов при предоставлении права на вещание на конкурсной основе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. Получение лицензии на вещание влечет за собой заключение договора на оказание услуг связи по распространению теле-, или радиоканала с соответствующим оператором связи.
11. Оператор связи обязан заключить договор с вещателем телевизионного или радиоканала особой социальной значимости об их распространении в мультимедийной среде в соответствии с условиями, определенными для распространения телерадиоканалов особой социальной значимости.
Критерии определения каналов особой социальной значимости, их перечень и условия распространения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Содержание социального стандарта при вещании в уномедийной среде определяется лицензирующим органом, а в случае получения лицензии в конкурсном порядке - лицензирующим органом на основании решения Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.
Статья 48. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию
1. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию образуется при лицензирующем органе в целях обеспечения рационального использования ограниченного количества радиочастотных каналов (радиочастот) для телерадиовещания, развития добросовестной конкуренции в сфере телерадиовещания, соблюдения общественных интересов в области телерадиовещания.
2. Порядок формирования и деятельности Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 49. Срок действия лицензии
1.Срок действия лицензии на вещание составляет десять лет.
2. По истечении срока действия лицензии на вещание она автоматически пролонгируется выдавшим ее лицензирующим органом на последующий десятилетний срок, за исключением случаев, когда вещателем допускались нарушения требований настоящего Федерального закона, по поводу которых имеются действующие (не утратившие силу) предупреждения лицензирующего органа.
3. Отказ в продлении срока действия лицензии может быть обжалован в суд.
Статья 50. Форма лицензии на вещание
1. Форма лицензии на вещание устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Лицензия на вещание должна содержать:
1) наименование лицензирующего органа;
2) вид вещания (телевизионное или ралиовещание);
3) наименование с указанием организационно-правовой формы вещателя - для юридических лиц, фамилия, имя, отчество с указанием места жительства - для физических лиц;
4) социальный стандарт - для лицензии на вещание в уномедийной среде;
5) параметры информационной среды;
6) номер лицензии;
7) дата выдачи лицензии и дата начала вещания;
8) срок действия лицензии;
9) для лицензии на вещание в уномедийной среде - территория действия лицензии, мощности передатчиков и номеров частотных каналов;
10) для лицензии на вещание в мультимедийной среде - территория действия лицензии.
Статья 51. Переоформление лицензии на вещание
1. Лицензия на вещание подлежит переоформлению в следующих случаях:
1) реорганизация организации, являющейся вещателем;
2) переуступка прав и обязанностей вещателя в порядке, предусмотренным пунктом 8 статьи 47 настоящего федерального закона;
3) изменения местонахождения или наименования организации, являющейся вещателем;
4) изменение фамилии, имени, отчества или места жительства физического лица, являющегося вещателем;
5) для лицензии на вещание в уномедийной среде:
- изменения данных о радиочастотном канале, на котором осуществляется вещание;
- существенного увеличения территории, покрываемой вещанием, за исключением случаев, когда в результате этого в территорию, покрываемую вещанием, попадают населенные пункты, указанные в п. 2 ст. 47 настоящего Федерального закона;
- изменения содержания информационного социального стандарта;
6) для лицензии на вещание в мультимедийной среде - изменения территориального уровня лицензии;
7) снижение уровня социального стандарта.
2. В случае получения лицензии на вещание по конкурсу, держатель лицензии (вещатель) вправе снизить уровень социального стандарта только с согласия Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.
3. Переоформление лицензии не влечет изменения срока ее действия.
Статья 52. Полномочия лицензирующего органа по контролю за исполнением условий выданной им лицензии
1. Лицензирующий орган осуществляет контроль за соблюдением вещателем условий выданной ему лицензии.
2. При выявлении нарушения вещателем положений настоящего федерального закона лицензирующий орган вправе вынести предписание об устранении таких нарушений.
Предписание лицензирующего органа являются обязательным для исполнения вещателем. В случае если предписание лицензирующего органа в установленный предписанием срок вещателем не выполнено, лицензирующий орган вправе вынести повторное предписание об устранении допущенных и не устраненных нарушений. При неисполнении вещателем повторного предписания лицензирующий орган вправе в течение шести месяцев с момента окончания срока для устранения нарушений, установленного повторным предписанием, обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии на вещание.
3. При выявлении нарушения вещателем положений п. 2 ст. 7 настоящего федерального закона, несоблюдения условий лицензии о территории вещания либо снижения уровня социального стандарта, лицензирующий орган вправе вынести ему предупреждение.
4. Предписания и предупреждения лицензирующего органа выносятся в письменной форме.
5. Предписание и предупреждение могут быть обжалованы в судебном порядке.
6. Лицензирующий орган в любое время вправе принять решение о прекращении действия предписания и предупреждения.
Статья 53. Аннулирование и приостановление действия лицензии.
1. Лицензия на вещание подлежит аннулированию лицензирующим органом:
1) по заявлению вещателя об аннулировании лицензии на вещание;
2) по истечению срока действия лицензии, если лицензия не подлежит пролонгации в соответствии с настоящим федеральным законом;
3) если держатель лицензии - юридическое лицо, общественное или религиозное объединение, государственный орган ликвидированы и отсутствуют лица, которым их права и обязанности в отношении лицензии могут быть переданы.
2. Лицензия может быть аннулирована судом только на основании заявления выдавшего ее органа если:
1) лицензия была получена обманным путем;
2) вещатель не осуществляет теле- или радиовещание более шести месяцев;
3) вещателем не выполнены требования повторного предписания лицензирующего органа об устранении допущенных нарушений настоящего федерального закона, вынесенного в соответствии с п. 2 ст. 52 настоящего федерального закона;
4) имеются неоднократные действующие (не утратившие силу) предупреждения лицензирующего органа, вынесенные Владельцу в соответствии с настоящим федеральным законом.
3. Лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии на вещание в течение шести месяцев с момента вынесения второго действующего предупреждения. По истечении этого срока лицензирующий орган не вправе требовать аннулирования лицензии на вещание.
4. При решении судом вопроса об аннулировании лицензии на вещание по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, не учитываются вынесенные лицензирующим органом предписания и предупреждения, которые оспаривались в судебном порядке и по которым отсутствуют вступившие в законную силу судебные акты, а также предписания и предупреждения, утратившие силу в связи с решением лицензирующего органа о прекращении их действия либо истечением срока их действия.
5. Одновременно с подачей заявления в суд об аннулировании лицензии на вещание лицензирующий орган вправе обратиться с заявлением о приостановлении лицензии на вещание, если отсутствуют иные способы обеспечить соблюдение вещателем положений настоящего федерального закона, за нарушение которых лицензирующим органом выносились предупреждения.
6. Действие лицензии на вещание может быть приостановлено по решению лицензирующего органа в случае выявления лицензирующим органом нарушений вещателем пункта 2 статьи 7 настоящего федерального закона.
7. При аннулировании лицензии на вещание все платежи за лицензию возврату не подлежат.
Статья 54. Недопустимость воспрепятствования телерадиовещанию
1. Воспрепятствование уверенному приему радио- и (или) телеканалов путем создания искусственных помех в полосе радиочастот, на которых осуществляется вещание по лицензии, влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Индустриальные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, подлежат устранению за счет лиц, в собственности (ведении) которых находятся источники этих помех.
Статья 55. Хранение материалов радио- и телеканалов
1. В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров вещатель обязан:
сохранять распространенные им материалы (программы, передачи) теле-, радиоканала;
фиксировать в регистрационном журнале распространенные им материалы (программы, передачи) теле-, радиоканала.
2. В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и основные участники.
3. Сроки хранения:
материалов (программ, передач) - не менее одного месяца со дня их распространения;
регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.
§4. Информационные агентства
Статья 56. Информационные агентства
1. Информационное агентство осуществляет сбор, подготовку и оперативное распространение массовой информации по каналам связи в режиме реального времени (лента новостей), а также дополнительно в форме бюллетеней, вестников, других периодических печатных изданий, в форме периодических электронных изданий в иных формах.
2. Ленты новостей, периодические печатные и электронные издания информационного агентства являются средствами массовой информации, исключительные права в отношении которых принадлежат информационному агентству.
3. Вся продукция информационных агентств, указанная в пункте 1 настоящей статьи, подпадает по действие правил, предусмотренных в настоящем Федеральном законе в отношении продукции периодического печатного издания.
4. Информационное агентство должно располагать собственной корреспондентской сетью. Не менее 75 процентов информационных сообщений информационного агентства, распространяемых в ленте новостей, должно исходить от собственной корреспондентской сети и не может являться простой переработкой сообщений в других средствах массовой информации. Несоблюдение этого требования является основанием для применения мер, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального закона.
5. При использовании сообщений и материалов информационного агентства другими средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна, если иное не предусмотрено договором с информационным агентством.
§5. Создание и использование электронных периодических изданий
Статья 57. Создание и использование электронных периодических изданий
1. Правила, установленные настоящим Федеральным законом в отношении зарегистрированных периодических печатных изданий, применяются, если иное не установлено настоящим федеральным законом, к периодическим электронным изданиям.
2. Владелец информационного ресурса, размещенного в информационной системе общего пользования (глобальных компьютерных сетях), вправе не представлять его на регистрацию в качестве периодического электронного издания. В этом случае на такой информационный ресурс, его владельца, издателя, редакцию не распространяются правила, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
3. Выходные данные периодического электронного издания, доступ к которому открыт через информационные системы общего пользования (глобальные компьютерные сети), должны содержать следующие сведения:
1) название периодического электронного издания;
2) регистрационный номер свидетельства о регистрации периодического электронного издания и наименование регистрирующего органа;
3) наименование и место нахождения владельца - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество владельца - для физических лиц;
4) дата последнего полного или частичного обновления.
Глава 7. Международное сотрудничество в области массовой информации
Статья 58. Международные договоры и соглашения
Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации.
Владельцы средств массовой информации, издатели, вещатели, редакции, их профессиональные объединения участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с иностранными гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями.
Статья 59. Распространение зарубежной информации
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.
2. Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных международными договорами, заключенными Российской Федерацией.
3. Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, то есть не зарегистрированного в Российской Федерации и создаваемого за его пределами, необходимо получить разрешение федерального регистрирующего органа, если иной порядок распространения не установлен международным договором Российской Федерации.
Размер и порядок определения сборов за выдачу разрешений на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания определяется Правительством Российской Федерации.
4. Для распространения зарубежного теле-, радиоканала, т.е. не зарегистрированного и создаваемого за ее пределами, не требуется разрешения, за исключением случаев его вещания в уномедийной среде или в кабельных сетях, функционирующих на территории Российской Федерации.
Размер и порядок определения сборов за выдачу разрешений на вещание зарубежного теле-, радиоканала в уномедийной среде или в кабельных сетях, определяется Правительством Российской Федерации.
5. Распространение продукции зарубежного периодического печатного издания, теле-, радиоканала может быть запрещено по решению суда в том случае, если будет доказано, что распространение такого средства массовой информации нарушает требования ст.7 настоящего Федерального закона.
Статья 60. Зарубежные корреспонденты
1. Представительства иностранных средств массовой информации в Российской Федерации создаются с разрешения Министерства иностранных дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
2. Аккредитация в Российской Федерации зарубежных корреспондентов, то есть журналистов иностранных средств массовой информации, осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
3. На зарубежных корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации в этом качестве, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Федеральным законом.
4. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации.
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
Статья 61. Возложение ответственности
1. Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации может быть возложена на владельцев средств массовой информации, издателей, вещателей, редакции, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные и религиозные объединения, учрежденные ими организации, должностных лиц, журналистов - в зависимости от того, чьи действия (бездействие) являются основанием для привлечения к ответственности.
Статья 62. Освобождение от ответственности
Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, либо деловую репутацию организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, если эти сведения:
1) присутствуют в обязательных сообщениях;
2) получены от информационных агентств;
3) содержатся в ответе на запрос информации;
4) содержатся в распространяемых для информирования общественности материалах органов, организаций, объединений и лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а равно их пресс-служб и представителей;
5) являются дословным или добросовестным воспроизведением фрагментов высказываний лиц, занимающих выборные должности либо должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных и религиозных объединений;
6) содержатся в авторских произведениях, в том числе авторских информационно-аналитических программах, идущих в эфир без предварительной записи;
7) если они являются дословным и (или) добросовестным воспроизведением сообщений или их фрагментов, распространенных в другом средстве массовой информации, которое может быть установлено и владелец (издатель, вещатель, редакция) которого может быть привлечен к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 63. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
1. Ущемление свободы массовой информации, в том числе посредством:
- осуществления цензуры;
- не основанного на законе вмешательства в деятельность владельца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста;
- незаконного прекращения либо приостановления деятельности по созданию и использованию средства массовой информации;
- нарушения прав на запрос и получение информации;
- незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
- принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
- установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- нарушения прав журналиста, установленных настоящим Федеральным законом,
влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 64. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 7 настоящего Федерального закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 21 и 22 настоящего Федерального закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, - влечет уголовную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 65. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся в:
получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем;
незаконном создании и использовании средства массовой информации без его регистрации либо после решения об аннулировании или приостановлении действия свидетельства о регистрации средства массовой информации, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Федеральным законом требований;
воспрепятствовании осуществляемому на законном основании телерадиовещанию, производству или распространению продукции периодического печатного издания;
осуществлении вещания без соответствующей лицензии на вещание либо с нарушением лицензионных условий;
нарушении правил распространения обязательных сообщений, средств массовой информации эротического характера;
нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиоканалов;
создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телеканалов,
- влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 66. Права органов саморегулирования в сфере массовой информации
1. Органы саморегулирования в сфере массовой информации - общественные организации, их ассоциации и союзы юридических лиц:
привлекаются к участию в разработке нормативных правовых актов;
проводят общественную экспертизу материалов и сообщений средств массовой информации на предмет установления их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;
вырабатывают правила профессиональной этики журналистов;
привлекаются регистрирующими органами и лицензирующим органом к осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;
направляют в органы прокуратуры материалы, обращаются в регистрирующие органы и лицензирующий орган, предъявляют в установленном порядке иски в суд в интересах, как владельцев средств массовой информации, издателей,
вещателей, редакций, журналистов, так и представителей аудитории средств массовой информации, в том числе в интересах неопределенного круга таких лиц, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
2. Споры и жалобы, связанные с нарушением правил профессиональной этики, разрешаются органами саморегулирования.
Глава 9. Заключительные и переходные положения
Статья 67. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
2. С момента введения в действие настоящего федерального закона правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствии с настоящим федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
3. Учредители средства массовой информации, зарегистрировавшие средства массовой информации до введения в действие настоящего федерального закона, должны подать заявление на перерегистрацию средства массовой информации в соответствии с требованиями настоящего федерального закона в течение года с момента его вступления в силу.
При возникновении споров между учредителями в отношении реализации прав владельцев, а также между учредителями (владельцами) и издателями (вещателями), иски о рассмотрении указанных споров должны быть поданы в соответствующие судебные органы в течение года с момента вступления в силу настоящего Федерального закона. В этом случае заявление на перерегистрацию средства массовой информации должно быть подано в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта.
В том случае, если заявление на перерегистрацию средства массовой информации не подано в сроки, установленные настоящим пунктом, регистрирующий орган выносит предписание об устранении нарушений сроков перерегистрации средства массовой информации, предусмотренных настоящим пунктом.
Регистрирующий орган вправе аннулировать свидетельство о регистрации соответствующего средства массовой информации, если заявление на перерегистрацию не подано в течение месяца со дня получения предписания регистрирующего органа, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В случае, если единственным учредителем средства массовой информации выступает объединение граждан, владельцем средства массовой информации становится издатель (вещатель).
4. Держатели лицензии на вещание (вещатели), получившие лицензию на вещание до введения в действие настоящего федерального закона, должны подать заявление о переоформлении лицензии в федеральный орган исполнительной власти в области средств массовой информации в течение года с момента его вступления в силу.
Лицензирующий орган обязан переоформить лицензии на вещание в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение трех месяцев с момента введения в действие Положения о лицензировании телерадиовещания, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
При переоформлении лицензии на вещание в соответствии с настоящим пунктом, срок действия лицензии исчисляется с даты выдачи лицензии, подлежащей переоформлению.
5. Если иное не вытекает из содержания настоящего федерального закона сведения о существенных условиях договоров (соглашений), предусмотренные статьей 24 настоящего федерального закона, должны быть предоставлены в регистрирующий орган в течение трех месяцев с момента перерегистрации средства массовой информации.
6. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
В. Путин
|