Демократия.Ру




Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей. Ли Якокка


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 04:06


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VII. Предвыборная агитация


Статья 44. Предвыборная агитация и формы ее проведения

Статья 45. Сроки проведения предвыборной агитации.

Статья 46. Опросы общественного мнения.

Статья 47. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые в предвыборной агитации

Статья 48. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и периодических печатных изданиях.

Статья 49. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

Статья 50. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания.

Статья 51. Условия предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий

Статья 52. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Статья 53. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации


Статья 44. Предвыборная агитация и формы ее проведения

1. Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) в иных не запрещенных законом формах.

2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. При этом зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно избрать форму и характер своей предвыборной агитации.

3. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые предвыборные агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Статья 45. Сроки проведения предвыборной агитации.

1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

2. Со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации до регистрации кандидата, а также в день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

3. Предвыборные агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

4. В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Статья 46. Опросы общественного мнения.

1. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

2. Со дня окончания регистрации кандидатов организации, проводящие связанные с выборами Президента Российской Федерации опросы общественного мнения в целях опубликования их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться лицам, указанным в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования.

3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (обнародование) в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов Президента Российской Федерации, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Статья 47. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые в предвыборной агитации

    1. Зарегистрированные кандидаты для проведения предвыборной агитации на выборах Президента Российской Федерации могут пользоваться услугами следующих организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий:

а) общероссийские государственные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) региональные государственные организации телерадиовещания, то есть организаций телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

в) редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, то есть редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, если учредителями (соучредителями) этих редакций либо этих периодических печатных изданий являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если эти редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением редакций периодических печатных изданий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

г) редакции региональных государственных периодических печатных изданий, то есть редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, если учредителями (соучредителями) этих редакций либо этих периодических печатных изданий являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если эти редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением редакций периодических печатных изданий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

д) муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий, то есть организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий или их редакций являются органы местного самоуправления либо если указанные организации, редакции финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления, за исключением редакций периодических печатных изданий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

е) общероссийские негосударственные организации телерадиовещания, то есть не подпадающих под действие подпунктов

"а" р "д" настоящего пункта организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

ж) региональные негосударственные организации телерадиовещания, то есть не подпадающие под действие подпунктов

"а" р "д" настоящего пункта организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации;

з) редакции общероссийских негосударственных периодических печатных изданий, то есть не подпадающие под действие подпунктов

"а" р "д" настоящего пункта редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

и) редакции региональных негосударственных периодических печатных изданий, то есть не подпадающие под действие подпунктов

"а" р "д" настоящего пункта редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации;

к) специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других).

2. Редакции периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

3. Перечень общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации. В указанном перечне особо отмечаются общероссийские государственные периодические печатные издания, выходящие реже чем один раз в неделю.

4. Перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации. В указанном перечне особо отмечаются региональные государственные периодические печатные издания, выходящие реже чем один раз в неделю.

Статья 48. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и периодических печатных изданиях.

1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях может предоставляться зарегистрированным кандидатам бесплатно либо за плату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона.

2. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации, представления избирателям предвыборных программ зарегистрированных кандидатов.

3. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе за плату предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. В случае предоставления эфирного времени и печатной площади размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов.

4. Сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем за 95 дней до дня голосования и представлены с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам: в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации р общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации р региональными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий.

5. Предвыборная агитация на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания проводится в период, который начинается за 35 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, по рабочим дням. Предвыборная агитация в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 45 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования.

6. В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за восемь дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования.

7. Предвыборная агитация на каналах негосударственных организаций телерадиовещания и в негосударственных периодических печатных изданиях может начинаться после регистрации кандидата.

8. Допускается отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций негосударственных и муниципальных периодических печатных изданий, а также редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме. Допускается отказ специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии полного их неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Таким отказом считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

9. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, предоставившие зарегистрированным кандидатам бесплатные или платные эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данные этого учета обязаны представлять за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования: общероссийские организации телерадиовещания и редакции общероссийских периодических печатных изданий - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, региональные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции региональных и муниципальных периодических печатных изданий - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

10. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а региональные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции региональных и муниципальных периодических печатных изданий также по запросам избирательных комиссий субъекта Российской Федерации обязаны представлять в них документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата на выполнение для него платных работ и оплату услуг.

Статья 49. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).

2. Бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания предоставляется в период, указанный в пункте 5 статьи 48 настоящего Федерального закона.

3. В случае проведения повторного голосования бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания предоставляется двум зарегистрированным кандидатам, по которым проводится повторное голосование, в период, указанный в пункте 6 статьи 48 настоящего Федерального закона.

4. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

5. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания выделяет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням в период, установленный пунктами 5 или 6 статьи 48 настоящего Федерального закона. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания выделяет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням в этот же период, а в случае если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, р не менее одной четвертой части общего времени вещания.

6. Одна треть общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, указанными в пункте 5 настоящей статьи, отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях.

7. Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных агитационных мероприятиях, указанных в пункте 6 настоящей статьи, не влечет за собой увеличения объема эфирного времени, бесплатно предоставляемого им в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

8. Оставшаяся часть (две трети) бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, указанными в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение недели по завершении регистрации кандидатов, распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке.

9. Жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания, проводит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. Жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, проводит избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется соответственно в общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданиях.

10. Расходы организаций телерадиовещания, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени зарегистрированным кандидатам, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций телерадиовещания.

11. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем эфирного времени, резервируемого для платного предоставления каждой государственной организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, но не может превышать его более чем в два раза.

12. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.

13. Эфирное время, указанное в пункте 11 настоящей статьи, должно предоставляться государственной организацией телерадиовещания в период, установленный пунктами 5 или 6 статьи 48 настоящего Федерального закона. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов определяются жеребьевкой, проводимой государственной организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. Эфирное время предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.

14. Муниципальные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам для целей предвыборной агитации эфирное время за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем эфирного времени, предоставляемого зарегистрированным кандидатам муниципальной организацией телерадиовещания, определяется этой организацией телерадиовещания. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов каждого из зарегистрированных кандидатов определяются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи. Эфирное время предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.

15. В случае если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, он обязан не позднее чем за два дня до выхода в эфир сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.

16. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях. Негосударственные организации телерадиовещания, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время для целей предвыборной агитации.

17. Предоставление эфирного времени за плату на каналах организаций телерадиовещания производится в соответствии с договором, заключенным между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом.

18. В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

19. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств для оплаты стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней - в пределах Российской Федерации.

20. Оплата эфирного времени должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата.

21. В случае если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат нарушит условия, установленные настоящим Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации.

22. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, в том числе для рекламы товаров, работ и услуг.

23. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных предвыборных агитационных материалов.

24. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками и инициативными группами избирателей должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности.

25. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, иные предвыборные агитационные материалы, распространяемые организациями телерадиовещания, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ, материалов в эфир. Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени, указанные в пункте 9 статьи 48 настоящего Федерального закона, в течение пяти лет со дня голосования.

Статья 50. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания.

1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже чем один раз в неделю, на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия).

2. Бесплатная печатная площадь предоставляется редакциями государственных периодических печатных изданий в период, указанный в пункте 5 статьи 48 настоящего Федерального закона.

3. В случае проведения повторного голосования бесплатная печатная площадь предоставляется редакциями государственных периодических печатных изданий двум зарегистрированным кандидатам, по которым проводится повторное голосование, в период, указанный в пункте 6 статьи 48 настоящего Федерального закона.

4. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный пунктами 5 или 6 статьи 48 настоящего Федерального закона. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации в указанный период, декларируется редакцией данного издания не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

5. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированный редакцией государственного периодического печатного издания, в соответствии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение недели по завершении регистрации кандидатов, распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке.

6. Жеребьевку, в результате которой определяются даты бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, проводит редакция государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответственно Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

7. Расходы редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатной печатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих редакций.

8. Редакции государственных периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления каждой редакцией такого периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не может превышать его более чем в два раза.

9. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.

10. Печатная площадь, указанная в пункте 9 настоящей статьи, должна предоставляться редакцией государственного периодического печатного издания, выходящего не реже чем один раз в неделю, в период, установленный пунктами 5 или 6 статьи 48 настоящего Федерального закона. Дата опубликования предвыборных агитационных материалов определяется жеребьевкой, проводимой редакцией такого периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответственно Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

11. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, а также редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам печатную площадь за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, предоставляемой зарегистрированным кандидатам редакциями указанных периодических печатных изданий, определяется этими редакцией. Дата публикации предвыборных агитационных материалов каждого из зарегистрированных кандидатов определяется жеребьевкой, проводимой редакциями указанных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

12. В случае если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования печатной площади, он обязан не позднее чем за пять дней до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.

13. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, обязаны предоставлять печатную площадь зарегистрированным кандидатам на равных условиях оплаты. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам печатную площадь для целей предвыборной агитации.

14. Предоставление печатной площади за плату производится в соответствии с договором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом.

15. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств для оплаты стоимости печатной площади в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом не позднее чем за два дня до дня публикации. В случае нарушения указанного условия предоставление печатной площади не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней - в пределах Российской Федерации.

16. Оплата печатной площади должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата.

17. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами.

18. Требование о предоставлении печатной площади на равных условиях оплаты не распространяется на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (зарегистрированными кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, и периодическое печатное издание является негосударственным.

19. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае если публикация предвыборных агитационных материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатной ее публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

20. Редакции периодических печатных изданий обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатной и платной печатной площади, указанные в пункте 9 статьи 48 настоящего Федерального закона, в течение пяти лет со дня голосования.

Статья 51. Условия предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения предвыборных массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц с избирателями. В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из зарегистрированных кандидатов либо его доверенному лицу, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату либо его доверенному лицу в предоставлении помещения на таких же условиях. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборных массовых мероприятий.

4. Зарегистрированные кандидаты вправе на договорной основе арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от формы собственности на эти здания и помещения, для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий.

5. Для агитационных целей не могут предоставляться здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

6. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается. Встречи зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до встречи всех зарегистрированных кандидатов (их доверенных лиц).

7. Обязанность обеспечения безопасности при проведении массовых предвыборных агитационных мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 52. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

1. Зарегистрированные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.

3. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть получены от зарегистрированного кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Вместе с указанными материалами в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о местах нахождения (об адресах места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление, распространение предвыборных печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов не допускаются.

4. Предвыборные агитационные материалы не могут содержать иную рекламу, кроме политической.

5. Распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2, 3 и 4 настоящей статьи, запрещается.

6. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную в них информацию. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.

7. В случаях, не предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников, владельцев указанных объектов.

8. Оказывающие рекламные услуги организации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения или которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов.

9. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования или у входа в них.

10. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 4, 7 и 9 настоящей статьи, принимает соответствующие меры и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов.

Статья 53. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством Российской Федерации. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

2. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам избирателей, их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании и оплаченных из избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

3. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата на основаниях, предусмотренных пунктом 16 статьи 49, пунктами 13 и 19 статьи 50 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

4. Теле-, радиопрограммы на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), если эти теле-, радиопрограммы и редакции периодических печатных изданий не могут предоставить зарегистрированному кандидату (зарегистрированным кандидатам) возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его (их) чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату (зарегистрированным кандидатам) возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту его (их) чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), может являться основанием для привлечения этих организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

5. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пункта 1 настоящей статьи Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 1 статьи 79 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением об отмене регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается Верховным Судом Российской Федерации в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов - немедленно. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом иных правил проведения предвыборной агитации, установленных настоящим Федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим решением выносит предупреждение этому зарегистрированному кандидату либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом она вправе также отменить решение о регистрации кандидата. Такое решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации передается в средства массовой информации.

6. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, установленного настоящим Федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

7. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответственно Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о выявленных фактах и принятых мерах.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта