Три источника, три составные части марксизма
Фирсов А.
Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
В.И.Ленин
Кто сейчас навскидку вспомнит, каковы три источника, три составные части марксизма? Вспомнили? А, ведь, раньше знали наизусть.
Сейчас, когда приближается 190-летие Маркса, имеет смысл вспомнить основные постулаты марксизма и то, как марксизм был использован на практике.
Начнем с источников и составных частей марксизма. Сам Владимир Ильич Ленин называл такие источники и составные части:
- немецкая философия,
- английская политическая экономия,
- французский социализм.
Логику марксизма в отношении развития человечества (в рассуждениях Маркса и Энгельса) можно свести к трем постулатам:
1) Материальное существование любого человека в конечном итоге определяет его сознание.
2) Рост человеческих возможностей (производительности труда) происходит в геометрической прогрессии, а рост человеческих потребностей в арифметической.
3) При капитализме все большая часть производимой прибавочной стоимости присваивается капиталом, что неизбежно приводит ко все большему расслоению общества и росту классовой борьбы.
Первый постулат как бы проистекал из диалектики Гегеля.
Второй постулат как бы проистекал из исторического материализма Маркса.
Третий постулат как бы проистекал из теории прибавочной стоимости.
Вывод у Маркса делался достаточно простой:
Из третьего постулата (неизбежность и рост классовой борьбы) делался вывод, что рано или поздно произойдет экономический кризис и революция.
Из него же делался вывод, что в конечном счете средства производства рано или поздно перейдут рабочим и крестьянам.
После чего в соответствии со вторым постулатом рост производительности труда рано или поздно приведет к тому, что человеческие возможности опередят человеческие потребности (общественные богатства польются нескончаемым потоком, наступит коммунизм).
В этих условиях начнет работать первый постулат. Каждый получит материальные блага по потребностям. И все люди станут автоматически счастливы. Наступит эра всеобщего счастья.
Вот как говорится об усилении классовой борьбы в «Манифесте коммунистической партии»:
«Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества… Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее»
Из трех постулатов делался вывод о:
- неизбежности революции,
- неизбежности коммунизма, и
- неизбежности всеобщего счастья.
Ленинизм взял из марксизма отрывочность рассуждений и основные выводы. Ленин и его окружение, опираясь не столько на постулаты и логику марксизма, сколько на его выводы (коммунизм - это неизбежное будущее всего человечества, достижимое только через диктатуру пролетариата), построили тактические шаги, необходимые для завоевания власти партией, которая сможет позиционировать себя, как наилучшим образом выражающая интересы пролетариата.
Верные ленинисты-сталинисты построили диктатуру пролетариата так, как ее себе представляли. Дальше все остановилось, потому что теория отказалась работать. Производительность труда выросла, а коммунизм не наступил и даже не просматривался. Возникла тупиковая ситуация.
Чтобы выйти из тупика, надо вернуться к исходным постулатам.
Приведенные выше постулаты теории Маркса и Энгельса не являются верными. Все с точностью до наоборот:
1) Классовая борьба в современном обществе может не обостряться. Имеющиеся межклассовые противоречия не являются на 100% антагонистическими.
2) Производительность труда никогда не опережает человеческие потребности, а, наоборот, движется следом за человеческими потребностями.
3) Человек, у которого удовлетворены все материальные потребности, совсем не обязательно становится на 100% счастливым.
Соответственно, выводы, которые сделал в свое время Маркс, оказались неверными.
Жизнь показала, что все с точностью до наоборот с выводами Маркса:
- революция для дальнейшего развития общества не обязательна,
- человеческое вечное и всеобщее счастье – это утопия,
- коммунизм, как общество полностью удовлетворенных потребностей, невозможен, поскольку человеческие потребности развиваются теми же темпами, что и человеческие возможности. Или, что чаще бывает, человеческие желания опережают человеческие возможности.
Практика внедрения коммунизма показала, что бытие не полностью определяет сознание. Что человеку свойственно не хотеть работать и желать как можно больше. Соответственно, что есть, как минимум, два пункта, которые никакое бытие не способно изменить:
- Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда хотели работать.
- Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда довольствовались меньшим, чем они могут получить.
Пусть Карл Маркс и Фридрих Энгельс и ошибались, но они внесли огромный вклад в развитие общественных наук.
Карл Маркс считал, что революцию лучше всего делать в одной из отсталых капиталистических стран, например, в России. Попытки применить марксизм в одних из самых отсталых стран мира (Россия, Кампучия, и т.п.) привели к резкому сокращению населения этих стран. Но в этом вина не автора Капитала, а его ученика, у которого были свои ошибки - как нелады с логикой, так и постановка во главу угла тактических, а не стратегических задач.
Александр Фирсов
05.05.2008
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Великий выстрел Авроры
Демократия.Ру: Фирсов А., Слоеный пирог российского общества
Демократия.Ру: С.Ланаускас, Диктатура посредственности
Демократия.Ру: Фирсов А., Тезисы о Либерализме и Тоталитаризме
Демократия.Ру: Смолин О., Проблема демократии в посткоммунистической России: некоторые вопросы теории
Демократия.Ру: Фурман Д., Идеологические страдания. Постсоветская социально-политическая практика в поисках теории
Демократия.Ру: Бовт Г., Нищета философии «оттепели»
Демократия.Ру: Смолин О., Три трагедии российской демократии
|