ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Модели планирования
В 50-х годах в одном месте в Соединенных Штатах Америки действовали две компании, занимающиеся производством мышеловок. В то время они процветали - дело шло хорошо, спрос на мышеловки был стабильным, компании получали большие прибыли, служащие были довольны. Несмотря на то, что обе компании претендовали на лидирующее место в производстве мышеловок, спрос на продукцию был настолько высок, что между ними не было серьезной конкуренции. Эти две компании производили высококачественные мышеловки, которые было трудно отличить друг от друга, разве что по клейму компаний. Мышеловки имели деревянные основания, а запорный механизм с пружиной был сделан из высококачественной медной проволоки. Да и сами названия компания - «Лучшие мышеловки» и «Ловушки высочайшего качества» - говорили сами за себя, - о том, что производство было налажено на самом высоком уровне.
Несмотря на то, что обе компании производили одну и ту же продукцию, методы и стиль руководства в них отличался. Компания «Лучшие мышеловки» представляла собой семейное дело четырех поколений. Президент компании гордился, что он ведет дело, начатое еще его прадедушкой и развиваемое его отцом и дедом. «Мы производим тот же продукт, что и производили всегда, - обычно хвастался он. - И я не сомневаюсь, что все четыре поколения пользователей нашей продукции полностью удовлетворены ее качеством». Президент компании «Ловушки высочайшего качества» начал это дело сравнительно недавно. Он был выпускником бизнес-школы и огромное внимание уделял исследованию продукции, изучению рынка, а также вопросам стратегического планирования. Президент компании «Лучшие мышеловки» извлекал все больше и больше прибылей из своей компании, в то время как президент другой компании стал направлять часть полученных средств на работу планового отдела в целях проведения экспериментов с использованием других материалов при производстве ловушек, изучения возможностей использования этой продукции в других целях и оценки изменения потребительского спроса.
В 70-х годах обе компании переживали сложные времена, поскольку спрос на мышеловки упал, а цены на материалы резко возросли. Цена на медь увеличилась в 2 раза практически за полтора года, при этом потребительский спрос неожиданно, без каких-либо очевидных на то оснований, понизился. Просто мышеловки перестали покупать в таких объемах, как это было в 50-х годах, несмотря на то, что общее число населения увеличилось. Такое, на первый взгляд необъяснимое падение спроса было обусловлено нефтяным кризисом, разразившимся в начале 70-х годов. Поскольку цена на нефть резко возросла, и наблюдался постоянный дефицит бензина, многие люди стали меньше путешествовать и больше времени проводили дома. Оставаясь дома, они чувствовали себя одиноко, и многие из них решили завести домашних животных. В основном это были кошки, а поскольку кошки ловят мышей, то необходимость в мышеловках отпала.
Для компании «Лучшие мышеловки» увеличение цены на материалы и снижение спроса означали катастрофу. Президент, который привык делать все так, как делали три предыдущих поколения, был уверен, что пройдет сложный период, и что настойчивость, трудолюбие и верность традициям в конечном счете принесут свои плоды. Он ошибался. В 1981 г. компания «Лучшие мышеловки» была объявлена банкротом. Что же касается компании «Ловушки высочайшего качества», то здесь мы видим совершенно другое развитие событий. Когда цена на медь возросла, компания решила использовать блестящую стальную проволоку, заявляя, что десятилетние испытания продукции показали, что новая менее дорогая мышеловка на 22% более эффективна, чем старые модели. В течение последующих 5 лет эта компания завоевывала все большую и большую долю на рынке ловушек, что создавало еще большие проблемы для компании «Лучшие мышеловки». Однако президент компании «Ловушки высочайшего качества» знал, что это всего лишь временное решение, что производство ловушек обречено в связи с изменением в привычках традиционных потребителей.
В 1977 г. эта компания создала дочернее предприятие под названием «Ловушки высочайшего качества/компьютеры». Такое название осталось, потому что компания по-прежнему производила продукцию, аналогичную той, благодаря которой она прославилась. Теперь компания производила высококачественные зажимы для распечаток. Зажимы, которые по форме имели поразительное сходство с мышеловками, которые продолжала производить материнская компания, за исключением, пожалуй, лишь одной детали: деревянное основание было украшено не головой мышки, а красочным изображением компьютера и принтера, обвитых рулонами бумаги, которые аккуратно собирались с помощью зажимов. В течение следующих трех лет эта компания занималась маркетинговым исследованием этой продукции. В результате выяснилось, что данный продукт будет пользоваться огромным спросом, а поскольку компания имела патент на него, то она могла не бояться серьезной конкуренции.
В тот же год, когда компания «Лучшие мышеловки» объявила о банкротстве, компания «Ловушки высочайшего качества» прекратила производство мышеловок. Вернее сказать, что эта компания перестала называть свой продукт мышеловкой. Новые зажимы приносили большую прибыль, и президент компании купил остатки предприятия «Лучшие мышеловки» и нанял на работу бывших служащих разорившейся компании. В этом же году произошло акционирование компании, и она была зарегистрирована на Американской фондовой бирже. Президент компании отклонил предложение занять одну из руководящих позиций в компании «Дженерал Моторс». Именно в этот год он выплатил все долги, причитающиеся за обучение в бизнес-школе.
Из этого рассказа мы можем сделать вывод о важности планирования. Две компании, занимающиеся аналогичным производством на одном и том же рынке, пришли к диаметрально противоположным результатам, в основном потому, что в одной компании вопросам планирования уделяли серьезное внимание, а в другой этот вопрос был проигнорирован. Компания, достигшая успеха, выделяла часть средств из полученной прибыли на работу группы планирования, в то время как разорившаяся компания этого не делала. Плановики компании «Ловушки высочайшего качества» оценили условия производства компании, определили тенденции развития рынка на долгую перспективу и рассмотрели целый ряд различных альтернативных проектов. В компании «Лучшие мышеловки» эта деятельность не производилась. Несмотря на то, что компания «Лучшие мышеловки» была более прибыльной в 50-х годах, нежелание выделить некоторую часть из своих средств на планирование в конце концов привело к финансовому краху. Президент этой компании слишком поздно осознал, что планирование - это не роскошь, это необходимость.
ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|