Демократия.Ру




Чем более коррумпировано государство - тем многочисленнее законы. Тацит, 56-120 г. н.э


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:29


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

3. Федеральные законы, определяющие порядок проведения выборов Президента Российской Федерации

Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации в принципе определен двумя Федеральными Законами, которые действуют с 1994 года: Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и Законом «О выборах Президента Российской Федерации». Помимо этого отдельные компоненты избирательного процесса находятся в сфере действия и ряда других федеральных законов. К таким законам относится, например, Закон «О средствах массовой информации», который непосредственным образом регулирует некоторые вопросы освещения предвыборной борьбы и доступа кандидатов к средствам массовой информации. Положения Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают санкции по ряду нарушений избирательного процесса. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции и наказания в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение различных аспектов избирательного процесса.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

20 декабря 1993 года российский Президент Борис Ельцин издал указ N2227 «Об учреждении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в качестве постоянно действующего государственного органа, уполномоченного разрабатывать федеральное законодательство по организации и проведению выборов». После проведения консультаций с законодателями и политиками, а также с ведущими учеными, члены Центральной избирательной комиссии пришли к общему мнению, что в качестве первого шага необходимо принять усилия по созданию основополагающего закона, в котором были бы изложены основные принципы демократического общества и перечислены права граждан. Как только такой закон будет принят, полагали члены Центральной избирательной комиссии, он станет как бы рамочным документом для разработки всех последующих законов о выборах, проводимых на всех уровнях государственной власти. При разработке проекта такого основополагающего закона по выборам, члены специально созданной Рабочей группы Центральной избирательной комиссии обратились за рекомендациями и соображениями к региональным избирательным инстанциям, парламентариям и представителям исполнительной власти. Свои подробные соображения и пожелания по проекту закона высказали около 25 региональных избирательных комиссий. Политические партии также имели возможность высказать свои рекомендации по этому вопросу. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» был утвержден Государственной Думой 26 октября 1994 года, одобрен Советом Федерации 15 ноября 1994 года и подписан Президентом Российской Федерации 6 декабря 1994 года. Как и задумывалось, данный Закон, являющийся уникальным для государства, которое недавно было известно как Советский Союз, действительно создал базу для конкретизации полномочий, прав, обязанностей и процедур, определенных в последующих законах о выборах в исполнительные и законодательные органы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» содержит основополагающие принципы, на которых построены все другие законы, определяющие порядок проведения различных выборов. В частности, данный Закон гарантирует следующие основные права граждан при проведении выборов.

- Народ Российской Федерации имеет право на самоуправление, и законность власти зависит от свободного волеизъявления голосующих граждан.
- Положения данного Закона относятся ко всем выборам на всех уровнях государственной власти на всей территории Российской Федерации (хотя представительные органы субъектов Российской Федерации вправе издавать свои законы, предусматривающие дополнительные избирательные права).
- Избирательные объединения (политические партии) и избирательные блоки (коалиции политических партий) признаются в качестве полноправных элементов общественно-политической системы Российской Федерации.
- Граждане имеют право на участие во всеобщих, прямых и равных выборах при тайном голосовании.
- Граждане имеют право избирать и быть избранными независимо от половой и расовой принадлежности, национальности, происхождения, языка, вероисповедания, принадлежности к общественному объединению, места жительства, имущественному и должностному положению.
- Независимые избирательные комиссии создаются и наделяются полномочиями для исполнения федерального законодательства на федеральном, региональном, окружном, территориальном и участковом уровне. Согласно положениям Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», соответствующие избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, окружная, территориальная и участковая избирательные комиссии) призваны выполнять свои функции в атмосфере открытости и гласности.
- В соответствии с действующим избирательным законодательством, кандидатам гарантируются равные условия для проведения предвыборной агитации, равноправный доступ к средствам массовой информации и общественным местам для проведения агитационных мероприятий.

Помимо этих основных гарантий, Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» также содержит ключевые процедурные положения, на которых базируются все последующие законы о выборах.

- Закон определяет порядок составления избирательных списков и предписывает местным властям участвовать в подготовке и обновлении этих документов. Закон также защищает право избирателя быть внесенным в список избирателей и право обжаловать решения, ошибки и упущения, которые ущемляют его избирательное право.
- Местные власти уполномочены создавать избирательные округа с учетом того, что по количеству избирателей расхождение не превышало 10%. (Для отдаленных районов допускается расхождение в пределах 15%.)
- Местные власти также наделены полномочиями формировать избирательные участки, которые вправе обслуживать не более 3 000 избирателей. Предусмотрены специальные положения для обеспечения голосования на военных объектах, в санаториях, домах отдыха и в отдаленных и труднодоступных районах.
- Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определяет требования к членам Центральной избирательной комиссии, фиксирует их полномочия и предоставляет право предписывать процедуры регистрации избирателей, заполнения протоколов, а также порядок административно-технического обеспечения избирательных комиссий и отчетности по финансовой поддержке предвыборной агитации.
- Закон содержит ключевые положения о порядке голосования и работе избирательных комиссий. В частности, статьи Закона дают подробное описание процедуры голосования, порядка подсчета голосов избирателей и протоколирования итогов голосования, запрета голосовать от имени других лиц, правил, гарантирующих тайну голосования, а также мер по защите избирателя от незаконного влияния или вмешательства при голосовании.
- Положения Закона фиксируют права граждан и участников выборов обжаловать решения, действия (бездействия) избирательных комиссий, а также предписывают процедуру оформления такого рода жалоб и заявлений.
- В общих чертах определен порядок выдвижения и регистрации кандидатов избирательными объединениями и блоками, включая требование для избирательных объединений и блоков выдвигать своих кандидатов тайным голосованием, а также процедуру прямого выдвижения, если кандидат выдвигается непосредственно избирателями.
- Закон в общих чертах определяет нормы и правила финансового обеспечения предвыборной агитации, которое включает использование средств из федерального бюджета и частных пожертвований.
- Определены основные права кандидатов, избирательных и общественных объединений, международных наблюдателей по наблюдению за голосованием, подсчетом голосов и протоколированием итогов голосования.
- Закон требует опубликования результатов выборов в течение трех месяцев после дня выборов и сохранения избирательных материалов по крайней мере в течение одного года. Закон также гарантирует гражданам и участникам выборов возможность ознакомления с результатами выборов и избирательными документами.

Федеральное законодательство о выборах Президента Российской Федерации

Первоначальный проект Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 года. Отклонив проект закона один раз, Совет Федерации все же утвердил его 4 мая 1995 года, а 13 дней спустя Президент Ельцин подписал этот Закон. Основной вопрос спора между законодателями и Президентом состоял в количестве подписей избирателей, которые необходимо собрать для того, чтобы быть выдвинутым в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации. Администрация Президента настаивала на более высоком пороге в 2 млн. подписей, в то время как некоторые фракции в Государственной Думе предлагали установить потолок на уровне 500 тыс. подписей. Компромиссное решение было найдено Согласительной комиссией, установившей предел на уровне 1 млн. подписей избирателей. Действующий Закон трудно сравнивать с соответствующим Законом 1991 года, так как на предыдущих выборах в России, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была частью Советского Союза, выбирался не глава единого государства, а глава республики. Более того, в новом Законе «О выборах Президента Российской Федерации» в значительно большей степени детализированы порядок и правила подготовки и проведения голосования. В то время как в предшествующем Законе было всего лишь 17 статей, новый Закон содержит 62 статьи.

В данном отчете самым внимательным образом будут рассмотрены конкретные положения Закона «О выборах Президента Российской Федерации». Начнем мы с обсуждения общих вопросов, определяющих принципиальные условия проведения президентских выборов.

Право избирать и быть избранным

Первая статья Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане в данном случае, согласно статьям 3 и 24 Закона, должны быть гражданами Российской Федерации, достигшими на день выборов 18 лет. Граждане, признанные по решению суда недееспособными или отбывающими срок наказания в местах лишения свободы, не участвуют в выборах. Граждане, находящиеся в местах предварительного заключения и ожидающие решения суда, имеют право голоса. Предусмотрены специальные условия голосования для военнослужащих и членов их семей, находящихся в труднодоступных и удаленных районах, избирателей, находящихся вне пределов Российской Федерации, а также для избирателей в домах отдыха, санаториях, госпиталях или больницах.

Президентом Российской Федерации может быть избран любой гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не имеют право быть избранным Президентом Российской Федерации граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В предыдущем Законе содержалось верхнее возрастное ограничение для кандидатов в Президенты. Граждане старше 65 лет были не вправе выдвигаться кандидатами на должность Президента Республики. Несмотря на настойчивые попытки сохранить это ограничение в новом Законе, оно было снято. В соответствии с новой российской Конституцией, Закон «О выборах Президента Российской Федерации» требует, чтобы кандидат в Президенты на момент выдвижения проживал в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «О выборах Президента Российской Федерации», Президент избирается сроком на 4 года.

Назначение выборов Президента Российской Федерации

Статья 4 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Закон 1991 года не предписывал порядка передачи власти. Новый Закон «О выборах Президента Российской Федерации» в этом отношении содержит недостаточные положения. В соответствии со статьей 92 Конституции Российской Федерации, победивший на выборах Президент вступает в должность с момента принятия присяги и пребывает в должности до истечения срока, то есть до момента принятия присяги вновь избранным Президентом. Статья 4 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» не совсем ясна и, пожалуй, некоторым образом расходится с соответствующим конституционным положением, так как днем выборов она определяет первое воскресенье «после истечения конституционного срока», на который был избран Президент Российской Федерации. Несмотря на такую нечеткую формулировку, Закон «О выборах Президента Российской Федерации» однозначно предписывает, что срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Выборы 1996 года были назначены на 16 июня.

При прекращении Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации на последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. В этом случае все установленные Законом избирательные сроки сокращаются на одну чет верть. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий вследствие добровольной отставки, по болезни или по причине отрешения от должности статья 92 Конституции Российской Федерации гласит, что в этих случаях обязанности Президента Российской Федерации временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, а выборы назначаются на последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности, не назначит выборы Президента Российской Федерации, дату выборов объявляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Некоторые аналитики отмечают, что положения о досрочном прекращении исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации содержат серьезную правовую недоработку. В частности, вызывает опасение то обстоятельство, что Конституция не содержит никаких критериев физической неспособности Президента исполнять свои полномочия. Нет и положения, которое бы предписывало конкретной инстанции принимать окончательное решение, а также того, в какой форме это решение должно быть объявлено. В статье 92 не оговаривается и тот срок, в течение которого Председатель Правительства Российской Федерации вправе исполнять обязанности Президента до назначения новых выборов.

В дальнейших разделах данного отчета будут конкретным образом проанализированы положения Закона «О выборах Президента Российской Федерации». В отчете также будут предложены рекомендации, адресованные законодателям и должностным лицам, участвующим в работе по развитию правовой реформы и совершенствованию процедурных положений избирательного законодательства в России.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта