Демократия.Ру




"Государственная польза" ... Таинственная фраза эта придумана ловкими политиканами для того, чтобы освятить и обтяпать свои неправые делишки. Сент-Эвремон


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:16


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

4. Административная структура

Административная структура, обеспечивающая избирательный процесс, довольно четко описана в законодательстве. Административная иерархия возглавляется Центральной избирательной комиссией, которой подчинены избирательные комиссии 89 субъектов Российской Федерации. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации подчиняются примерно 2 700 территориальных избирательных комиссий, обслуживающих районы, города и другие административные единицы субъектов Российской Федерации. Территориальным избирательным комиссиям подчинены участковые избирательные комиссии, обеспечивающие работу избирательных участков. Для проведения выборов в Государственную Думу создается еще один административный уровень в виде окружных избирательных комиссий, отвечающих за подготовку и проведение выборов в 225 округах.

Правовая основа: Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Существующая структура избирательных комиссий представляет собой серьезный шаг в направлении создания более независимой и многоярусной административной иерархии, отражающей всю палитру общественных интересов. Согласно старой Конституции, Центральная избирательная комиссия была лишь придатком российского парламента и состояла из 29 членов, назначаемых исключительно Съездом Народных Депутатов. В связи с досрочным роспуском Верховного Совета осенью 1993 года Центральная избирательная комиссия также прекратила свое существование. В разгар политического кризиса Борис Ельцин издал указ о создании новой Центральной избирательной комиссии в составе 21 члена, назначаемых Президентом. Эта Центральная избирательная комиссия отвечала за подготовку и проведение выборов в Государственную Думу в декабре 1993 года и Референдума по новой Конституции Российской Федерации. В декабре 1993 года вышел еще один президентский указ, в соответствии с которым Центральная избирательная комиссия становилась постоянно действующим органом, уполномоченным проводить выборы в федеральные органы власти, референдумы и выборы в представительные органы государственной власти регионального и местного уровня. В связи с тем, что членов Центральной избирательной комиссии назначал только Президент, а также с тем, что Центральная избирательная комиссия находилась в зависимости от Администрации Президента и принимаемых ею решений, возникали серьезные вопросы о том, насколько Центральная избирательная комиссия независима в своих действиях.

С выходом Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 12 декабря 1994 года статус Центральной избирательной комиссии как постоянно действующего органа был подтвержден. В соответствии со статьей 11 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» на всех уровнях государственной власти создаются избирательные комиссии, которые являются юридическими лицами. Определяя правовую основу деятельности избирательных комиссий, Закон гласит, что «при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления». Закон также предписывает требования и членам Центральной избирательной комиссии, которые должны иметь высшее юридическое образование и ученую степень в области права.

Пожалуй, наиболее важным положением Закона является статья, согласно которой назначения в состав избирательной комиссии могут производиться на более справедливой основе, отражать политическое разнообразие общества и не зависеть от какой-либо одной партии. Положения данного Закона требуют сбалансированного состава избирательных комиссий, где были бы представлены как законодательные, так и исполнительные ветви власти. Согласно этому Закону 1/3 из 15 членов Центральной избирательной комиссии назначается Государственной Думой из числа лиц, представленных политическими партиями и фракциями Государственной Думы. 5 членов Центральной избирательной комиссии назначаются Советом Федерации Федерального Собрания из числа лиц, предложенных органами законодательной и исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации. И еще 5 членов назначаются непосредственно Президентом Российской Федерации. Руководители Центральной избирательной комиссии избираются членами комиссии тайным голосованием.

Действующая Центральная избирательная комиссия была сформирована в соответствии с требованиями данного Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» в марте 1995 года. В новую Центральную избирательную комиссию вошли несколько членов предыдущей комиссии, включая Николая Рябова, назначенного Президентом Российской Федерации, и Александра Иванченко, назначенного Государственной Думой. Оба были переизбраны на руководящие должности председателя и заместителя председателя, соответственно. В состав Центральной избирательной комиссии также были назначены представители от следующих фракций Государственной Думы: «Новая региональная политика», «Выбор России», Либерально-демократическая партия России и Аграрная партия. Последствия новой процедуры формирования незамедлительно выразились в более независимой политике по избирательной реформе. В ряде случаев члены Центральной избирательной комиссии открыто подвергали критике предложения Президента Российской Федерации по развитию избирательного законодательства.

В соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», за подготовку и проведение выборов отвечают четыре уровня избирательных комиссий, которым посвящены статьи 10-18 данного Закона. На двух уровнях избирательные комиссии создаются в качестве постоянных органов. К ним относятся Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии 89 субъектов Российской Федерации. На других, нижестоящих, уровнях избирательные комиссии создаются непосредственно перед выборами. Территориальные избирательные комиссии создаются не позже 60 дней до дня выборов, а участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 44 дня до дня выборов. В соответствии с Законом о выборах Президента 1991 года, избирательные комиссии создавались только на трех уровнях: участковые, территориальные и Центральная избирательные комиссии. Тогда полномочия и обязанности избирательных комиссий не были подробно расписаны.

Право кандидатов иметь своих представителей в составе избирательных комиссий

Другим важным моментом Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» является положение, в соответствии с которым кандидаты или выдвинувшие их организации имеют право включать своих представителей в состав избирательных комиссий. Закон «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что каждый кандидат имеет право назначать одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса на всех уровнях. Эти члены избирательных комиссий с правом совещательного участвуют в обсуждении вопросов, возникающих при подготовке и проведении выборов. Однако они не участвуют в принятии решений избирательных комиссий. Представители кандидатов в избирательных комиссиях обеспечивают гласность и открытость в работе комиссий. Как предписано Законом, интересы кандидатов могут быть представлены на всех уровнях избирательной административной структуры. Их участие в работе комиссий гарантирует, что кандидаты получат доступ ко всей информации, касающейся взглядов, решений и действий членов избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов.

Согласно статье 13 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования результатов выборов, кроме членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представляющих кандидатов, победивших на выборах. В этом случае их полномочия сохраняются до прекращения регистрации победившего кандидата на следующих выборах в тот же орган государственной власти. С учетом того, что повторное голосование назначается на срок не позднее чем через 15 дней после подведения итогов первого раунда голосования, это положение фактически означает, что члены избирательных комиссий всех уровней сохраняют свои полномочия на первом и втором раундах. По итогам последних президентских выборов лишь представитель Президента Ельцина сохранил свои полномочия до окончания регистрации Президента Ельцина на следующих президентских выборах.

В период действия своих полномочий члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса имеют доступ к материалам и документам соответствующих избирательных комиссий и уведомляются о всех заседаниях избирательных комиссий. Они также вправе выступать по обсуждаемым вопросам на любом заседании соответствующих избирательных комиссий. Например, согласно положению Закона «О выборах Президента Российской Федерации», члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса уведомляются о заседаниях избирательных комиссий «заблаговременно». В Законе также усилено право иметь доступ к материалам и документам нижестоящих избирательных комиссий. Помимо этого, весьма содержательный текст Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса также имеют право получать заверенные копии материалов и документов избирательных комиссий.

Предложения

5.1. В соответствии с Законом «О выборах Президента Российской Федерации», только зарегистрированные кандидаты вправе назначать своих членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Однако, как гласит статья 13 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», право назначать своих членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса после регистрации кандидата (списка кандидатов) имеют «сами кандидаты или выдвинувшие их избирательные объединения». Если смысл формулировки Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» состоит в том, что на тех выборах, где регистрируются «списки кандидатов», избирательные объединения уполномочены назначать своих представителей в качестве членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в то время как на выборах по одномандатным округам только кандидаты уполномочены делать такие назначения, то эта мысль выражена недостаточно ясно. Это положение требует уточнения и согласования формулировок обоих Законов. Очевидно, что Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» является основополагающим Законом, определяющим принципы, которые должны найти свое отражение во всех избирательных законах. Когда имеет место расхождение в двух законах, бывает трудно разобраться в том, какой закон в том или ином случае что предлагает. Учитывая такого рода обстоятельства, в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» должны быть внесены уточнения, которые бы конкретно указывали, какие именно статьи данного Закона и в каких случаях вытесняются соответствующими статьями других федеральных или местных законов.
5.2. Существует, по всей вероятности, тонкое различие между зафиксированными в Законе полномочиями членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и правом совещательного голоса. Как гласит статья 19 Закона «О выборах Президента Российской федерации», члены комиссии с правом решающего голоса уполномочены присутствовать на «всех» заседаниях избирательной комиссии, однако слово «всех» не упоминается в соответствующей формулировке с более широким контекстом, где также речь идет о членах комиссии с правом решающего голоса и совещательного голоса. В положении об общих правах этих членов комиссии Закон говорит об их праве «уведомляться о заседаниях» избирательной комиссии. Согласно этому положению, они также вправе выступать на «собраниях», задавать вопросы и получать ответы по существу от других участников «заседаний» избирательных комиссий. Дело в том, что слово «всех», упомянутое в отношении членов комиссии с правом решающего голоса, отсутствует в формулировке применительно к членам комиссии с правом совещательного голоса. В связи с этим возникает вопрос, не идет ли речь о таких заседаниях избирательных комиссий, которые члены комиссий с правом совещательного голоса не могут посещать? Более того, если действительно есть разница между терминами «собрания» и «заседания» в данном контексте, она должна быть четко определена в тексте Закона.
5.3. Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса получать заверенные экземпляры материалов и документов, а также иметь равноправный доступ к документам нижестоящих избирательных комиссий должны быть также записаны в Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Эти привилегии имеют исключительно важное значение для обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, и они должны быть едиными для всех видов выборов.
5.4. Законы очень скупо описывают функциональные обязанности членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, особенно в день выборов. Для того, чтобы в дальнейшем избежать тех нестыковок и неувязок, которые имели место при проведении выборов Президента, следует внести в Законы четкие формулировки, которые определяли бы обязанности и полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в день выборов. (Этот вопрос также затрагивается в главе 11 «Проведение голосования» и главе 12 «Подсчет голосов избирателей и отчеты о результатах выборов».)
5.5. Статья 19 должна быть расширена за счет включения положения, уточняющего сроки действия полномочий членов комиссий с правом совещательного голоса, которые представляют кандидатов, не прошедших во второй тур голосования. В настоящем виде Закон предполагает, что все члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса независимо от успеха или неуспеха своих кандидатов на выборах сохраняют свои полномочия и во втором раунде голосования. Однако существует техническая зацепка, позволяющая трактовать Закон в широком контексте, поскольку текст гласит, что только «зарегистрированные кандидаты» уполномочены назначать своих членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Существует и вопрос относительно того, сохраняют ли статус «зарегистрированных кандидатов» кандидаты, не прошедшие во второй тур голосования. В интересах Закона дать более четкое определение статуса членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса, особенно тех, чьи кандидаты не будут включены в бюллетени для повторного голосования.

Полномочия Центральной избирательной комиссии

Центральная избирательная комиссия организует подготовку к проведению выборов, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, издает руководящие документы и обеспечивает единообразное применение избирательного законодательства. В пределах своей компетенции Центральная избирательная комиссия также принимает решения, обязательные для нижестоящих избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, государственных предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации. В соответствии с законом Центральная избирательная комиссия вправе издавать распоряжения и нормативные акты по вопросам применения избирательного законодательства. Помимо этого, Центральная избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидатов на должность Президента Российской Федерации при проведении президентских выборов. Хотя избирательные объединения (политические партии) и регистрируются Министерством юстиции, коалиции избирательных объединений или неполитических объединений, называемые избирательными блоком, также регистрируются Центральной избирательной комиссией. По согласованию с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия организует единую федеральную систему регистрации избирателей.

Центральная избирательная комиссия несет основную нагрузку по административно-техническому обеспечению выборов, включая распределение и использование средств, выделяемых из федерального бюджета для проведения выборов, выделение для нижестоящих избирательных комиссий помещений, транспорта, средств связи и других предметов материально-технического снабжения. Центральная избирательная комиссия также выделяет средства зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации и издает распоряжения о порядке выделения эфирного времени в средствах массовой информации кандидатам как на платной, так и на бесплатной основе. Хотя непосредственное изготовление бюллетеней осуществляется нижестоящими избирательными комиссиями, форма и содержание избирательных бюллетеней, протоколов и других отчетных документов определяется Центральной избирательной комиссией.

Центральная избирательная комиссия уполномочена рассматривать жалобы и заявления по вопросам, относящимся к решениям или действиям (бездействиям) избирательных комиссий. Согласно Закону, Центральная избирательная комиссия самостоятельно принимает решения по рассмотренным жалобам и заявлениям. И, наконец, Центральная избирательная комиссия имеет право отменять решения нижестоящих избирательных комиссий.

Согласно действующему законодательству, только Центральная избирательная комиссия уполномочена устанавливать единый порядок обработки итогов голосования. Центральная избирательная комиссия объявляет результаты выборов в средствах массовой информации, а также предписывает процедуру передачи отчетных избирательных документов в архивы. В случае необходимости Центральная избирательная комиссия организует и проводит повторное голосование.

В соответствии со статьей 12 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», член Центральной избирательной комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей решением того органа, который назначил его на эту должность, или при следующих обстоятельствах:

- сложение полномочий на основании личного заявления в письменной форме;
- утрата гражданства Российской Федерации;
- вступление в силу обвинительного приговора суда;
- признание решением суда недееспособности или ограниченной дееспособности члена Центральной избирательной комиссии;
- смерть члена Центральной избирательной комиссии.

Предложения

5.6 Статья 12 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и статья 15 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» имеют единые формулировки, согласно которым Центральная избирательная комиссия работает на постоянной основе. Однако Законы ничего не говорят о сроках полномочий членов Центральной избирательной комиссии. Согласно статье 12 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», какой-то срок полномочий все же предполагается в тексте, содержащем описание оснований, которые могут быть достаточными для освобождения члена Центральной избирательной комиссии от исполнения своих обязанностей «до истечения срока». Это упущение необходимо исправить.
При определении срока полномочий для членов Центральной избирательной комиссии необходимо предусмотреть стыковку сроков таким образом, чтобы одновременно лишь не более половины членов Центральной избирательной комиссии покидали свои должности. Помимо этого такое же правило следует применить и к тем группам из пяти лиц, назначаемым соответствующими ветвями власти для работы в Центральной избирательной комиссии.
Такой порядок смены членов Центральной избирательной комиссии способствовал бы решению следующих двух задача. Во-первых, избирательный процесс только бы выиграл от сохранения преемственности и традиций проведения выборов. При таком подходе в составе Центральной избирательной комиссии всегда были бы члены комиссии с большим опытом организации и проведения выборов. Во-вторых, это усилило бы независимую роль Центральной избирательной комиссии. При системе с установленным сроком полномочий только определенная часть членов комиссии будет назначаться одним составом Государственной Думы, Совета Федерации или одним Президентом. Все остальные члены будут сохранять свои полномочия до следующих выборов до истечения их срока, после чего вновь избранным органом будут назначены новые члены.
5.7 Согласно статье 11 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», конкретные полномочия и процедуры Центральной избирательной комиссии и подчиненных избирательных комиссий, создаваемых для проведения выборов в федеральные органы власти, определяются в соответствии с федеральными законами. Эта статья также предписывает, что избирательные комиссии, формируемые для проведения выборов в органы государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации или в представительные органы местного самоуправления, учреждаются законами или постановлениями соответствующих представительных органов.
Закон ничего не говорит о полномочиях Центральной избирательной комиссии в отношении выборов, проводимых на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Это упущение, безусловно, вызывает дополнительные споры в условиях, когда субъекты охотно пользуются своими полномочиями и издают свои законы о выборах. Вопрос юрисдикции в этой сфере станет еще более острым в республиках и автономных областях. Независимо от того, будет ли роль Центральной избирательной комиссии при проведении региональных и местных выборов контрольной или чисто консультативной, она должна быть четко зафиксирована в законе.

Нижестоящие избирательные комиссии

При проведении президентских выборов в Российской Федерации руководство избирательным процессом осуществляют избирательные комиссии трех нижестоящих уровней: избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

- Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации создаются в каждом из 89 субъектов Российской Федерации. В состав избирательной комиссии входит от 10 до 14 членов, назначаемых органами представительной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно статье 13 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации должны принимать во внимание предложения общественных организаций, выборных органов местного самоуправления и групп избирателей, созданных по месту работы, службы, учебы или места жительства. Не менее половины членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации назначаются представительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации. В порядке общего правила председатель, его заместитель и секретарь избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование. Члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации исполняют свои обязанности в течение 4 лет.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает взаимодействие с Центральной избирательной комиссии, с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и координирует деятельность подчиненных избирательных комиссий в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации уполномочена рассматривать жалобы и заявления по вопросам, относящимся к решениям и действиям (бездействиям) нижестоящих избирательных комиссий и отменять эти решения, когда для этого есть основания. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение об изготовлении и рассылке избирательных бюллетеней по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссии. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации создают избирательные участки в пределах своей юрисдикции и несут ответственность за подведение итогов голосования в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации.

- Территориальные избирательные комиссии создаются в пределах территориальных административных единиц субъектов Российской Федерации. В состав территориальных избирательных комиссий входит от 5 до 9 членов, назначаемых выборными органами города, района или других административных единиц в пределах данных территорий. При назначении членов территориальной избирательной комиссии выборные органы обязаны принимать во внимание предложения общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. По согласованию с Центральной избирательной комиссией, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе создавать более чем одну территориальную избирательную комиссию в пределах административной единицы, если в данном районе зарегистрировано исключительно большое количество избирателей.
Территориальные избирательные комиссии информируют избирателей о местонахождении избирательных участков, организуют доставку на избирательные участки избирательных бюллетеней и необходимых материалов, а также контролируют деятельность участковых избирательных комиссий в пределах соответствующих территорий. Территориальные избирательные комиссии играют ключевую роль в создании кандидатам равных правовых условий для проведения предвыборной агитации на территориальном уровне. Эту работу они проводят в тесном контакте с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Помимо этого территориальные избирательные комиссии уполномочены заслушивать жалобы и заявления по вопросам, относящимся к решениям, действиям (бездействиям) участковых избирательных комиссий, а также отменять эти решения, когда для этого есть основания. Территориальные избирательные комиссии подводят итоги голосования в пределах своей территории и докладывают о результатах выборов в вышестоящие инстанции. Полномочия членов территориальных избирательных комиссий прекращаются после официального опубликования результатов выборов Президента.

- Участковые избирательные комиссии имеют в своем составе от 5 до 9 членов, назначаемых выборными органами местного самоуправления с учетом предложений местных общественных организаций и групп граждан. Участковые избирательные комиссии играют важную роль в информировании избирателей о составе избирательных комиссий, часах работы, дне выборов и местонахождении избирательных участков. Участковые избирательные комиссии уточняют списки избирателей и предъявляют их избирателям для ознакомления и внесения необходимых поправок. В день выборов участковые избирательные комиссии организуют работу избирательных участков, голосование избирателей, подсчет голосов в конце дня выборов. Полномочия членов участковых избирательных комиссий прекращаются после официальной публикации результатов выборов Президента.

- Окружные избирательные комиссии представляют собой дополнительный иерархический уровень в административной структуре избирательной системы. Эти комиссии работают на уровне округов и отвечают за координацию действий участковых избирательных комиссий при проведении выборов в Государственную Думу.

Предложения

5.8 Согласно статье 13 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и статье 12 Закона «О выборах Президента Российской Федерации», назначение в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления и групп избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Такие же условия должны соблюдаться при назначениях в территориальные и участковые избирательные комиссии. Однако Закон не предписывает, в какой мере назначающие органы обязаны руководствоваться поступившими предложениями. Для того чтобы обеспечить присутствие всего общественного среза в составе избирательных комиссий, в Законе должны быть зафиксированы конкретные параметры, которыми надлежит руководствоваться при назначении в соответствующие избирательные комиссии. При этом количество назначений от какой-либо одной общественной организации или группы должно быть четко ограничено.

5.9 Статья 11 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» провозглашает, что «избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления при подготовке и проведении выборов». Однако на нижестоящих уровнях избирательные комиссии, фактически, полностью зависимы от местных исполнительных властей в смысле финансового, административного и технического обеспечения. Местные исполнительные власти также принимают участие в назначениях в избирательные комиссии. Есть основания полагать, что независимость избирательных комиссий нижестоящих звеньев вызывает сомнения, особенно если учесть то, какую роль играют местные органы исполнительной власти в обеспечении деятельности, относящейся к юрисдикции соответствующих избирательных комиссий. С тем, чтобы уменьшить риск такого потенциального вмешательства, в законе должно быть конкретно записано, что лица, представляющие органы местной исполнительной власти и выдвинутые ими, не могут занимать более 1/3 мест в составе избирательных комиссий нижестоящего уровня. Помимо этого, в законе должно быть также зафиксировано, что лица, представляющие органы местного самоуправления или предложенные ими в состав избирательных комиссий, не могут быть избраны председателем соответствующей избирательной комиссии. (Более подробно данный вопрос рассмотрен в главе 15 «Общие вопросы» «Влияние местных администраций»).

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта