Демократия.Ру




Лучшая слава и украшение монарха - его правосудие. Александр Васильевич Суворов (1730-1800), российский полководец


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 14:47


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

9. Избирательный бюллетень

По российскому законодательству форма и текст бюллетеня для выборов Президента Российской Федерации определяется Центральной избирательной комиссией, хотя изготовление этих бюллетеней является ответственностью избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Территориальные избирательные комиссии организуют доставку избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии. В соответствии со статьей 50 форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 28 дней до дня выборов. В соответствии с Законом «О выборах Президента Российской Федерации» отводится еще 8 дней для изготовления бюллетеней. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов.

Русский язык является официальным языком, на котором выполнен текст избирательных бюллетеней. Однако в соответствии с решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетень может содержать текст на других языках народов Российской Федерации на территории их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом избирательном бюллетене.

Текст избирательного бюллетеня должен также содержать указания относительно порядка его заполнения. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов. В соответствии с данным Законом избирательный бюллетень предлагает вариант данных о кандидатах, однако предлагаемая основа для выбора, который будет делать избиратель, остается неясной. Статья 50 гласит, что избирательный бюллетень должен включать данные, указанные в части 5 статьи 32 и части 3 статьи 33. Согласно требованиям этих статей должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место работы и место жительства кандидата. В соответствии же со статьей 32 необходимо указывать и дату рождения, хотя эти данные необязательно должны быть указаны в соответствии с требованиями статьи 33.

Если кандидат выдвинут избирательным объединением или блоком, избирательный бюллетень должен содержать название избирательного объединения или избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или к другому общественному объединению, составляющему избирательный блок. Кандидаты, выдвинутые инициативными группами граждан, могут указывать свою принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, если они этого пожелают. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат, в котором избиратель должен сделать отметку, обозначающую его выбор. В конце перечня кандидатов избирателям предлагается еще один выбор. Избиратель может также проголосовать против всех кандидатов, сделав соответствующую отметку в пустом квадрате, размещенном в отдельной строке справа от слов «против всех кандидатов».

Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать числа избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5%. Каждый избирательный бюллетень должен быть заверен участковой избирательной комиссией. Избирательные бюллетени должны иметь подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Эти отметки проставляются в правом верхнем углу избирательного бюллетеня. Незаверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями недействительными или неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

В соответствии со статьей 37 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» кандидат имеет право снять свою кандидатуру «в любой день до дня выборов». В том случае, когда кандидат снимает свою кандидатуру после того, когда бюллетени уже изготовлены, члены участковой избирательной комиссии обязаны вычеркнуть имя данного кандидата из текста бюллетеней на своем избирательном участке. Статья 50 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что это действие осуществляется в соответствии с распоряжением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Предложения

10.1 Закон «О выборах президента Российской Федерации» не определяет действия по обеспечению безопасности избирательных бюллетеней во время их транспортировки и хранения, включая их изготовление, доставку и сбережение на избирательных участках вплоть до дня выборов. Закон мог бы предусмотреть более высокий уровень сохранности избирательных бюллетеней, предписав соответствующую цепочку контрольных действий, начиная с типографии, которой официально поручено печатать избирательные бюллетени. Такой контроль должен охватывать все этапы движения избирательных бюллетеней. На каждом передаточном пункте количество избирательных бюллетеней должно проверяться, а получатели избирательных бюллетеней должны расписываться за получение соответствующего количества избирательных бюллетеней. Закон должен также предписывать, чтобы бюллетени, доставленные на избирательный участок, хранились там до дня выборов в надежно закрытом помещении.

10.2 Единственной верной мерой безопасности, призванной обеспечить подотчетность и сохранность выдаваемых избирательных бюллетеней, является практика, в соответствии с которой избирательные бюллетени «заверяются» подписями членов участковой избирательной комиссии, а также печатью избирательной комиссии. Эти отметки, конечно, позволяют отличить избирательные бюллетени, выданные надлежащим образом, от тех избирательных бюллетеней, которые оказались вложенными в ящик для бюллетеней в нарушение требований Закона. Вместе с тем, Закон не дает конкретных указаний относительно того, в какой момент именно эти избирательные бюллетени должны заверяться. Это обстоятельство имеет очень большое значение, ибо процедура их заверения может повысить уровень сохранности избирательных бюллетеней. При отсутствии соответствующих законоположений или распоряжений официальным лицам избирательных комиссий остается самим решать, каким образом осуществлять эту процедуру. Вполне вероятно, что многие официальные лица в процессе общей подготовки к выборам могут принять решение и заверить все имеющиеся у них в наличии избирательные бюллетени и поставить на них печать заблаговременно. Случаи такого рода, по-видимому, имели место при выборах президента Российской Федерации. Заблаговременная постановка подписей и печатей на избирательных бюллетенях, по сути, исключает единственную меру безопасности, которую призван обеспечить процесс заверения избирательных бюллетеней. Согласно некоторым предложениям, для того, чтобы эта мера имела смысл, по крайней мере часть заверяющих отметок на избирательных бюллетенях должна быть сделана в момент выдачи избирательных бюллетеней. Если же все заверяющие отметки проставлены на избирательных бюллетенях заблаговременно, каждый избирательный бюллетень таким образом становится «официальным», что делает невозможным отличить бюллетень, выданный избирателю установленным порядком, от бюллетеня, брошенного в избирательный ящик в нарушение установленных правил. Даже если заверяющие подписи поставлены на избирательных бюллетенях заблаговременно, постановка печати избирательной комиссии на каждом бюллетене в момент выдачи избирательных бюллетеней никак не вызвала бы серьезной задержки в процессе голосования. Такой процесс помог бы членам избирательной комиссии отличить действительные бюллетени от недействительных бюллетеней. Более того, усилению контроля способствовало бы и то, что невыданные избирательные бюллетени не имели бы заверяющих отметок.

10.3 В то время как официальные лица избирательной комиссии стремятся совершенствовать избирательный процесс, происходят качественные сдвиги в подготовке и изготовлении избирательных бюллетеней. На это вопрос безусловно необходимо обратить внимание. К избирательным бюллетеням надо относиться также, как к денежным купюрам, и более жесткие требования к процессу изготовления избирательных бюллетеней безусловно способствовали бы увеличению надежности и степени неподдельности избирательных бюллетеней.

Бумага, которая в настоящее время используется для изготовления избирательных бюллетеней, позволяет потенциальным злоумышленникам легко подделывать бюллетени. Закон не дает никаких указаний относительно качества бумаги и техники изготовления бюллетеней. В качестве варианта уменьшения риска подделки избирательного бюллетеня можно было бы предложить применять бумагу с водяными знаками. В качестве альтернативного варианта можно предложить применение специальных чернил, которые бы использовались в качестве фона для текста бюллетеня в момент изготовления самого избирательного бюллетеня. Имеющаяся в настоящее время техника печати позволяет в рамках одной технической операции наносить на бумагу защитную чернильную основу и печатать текст бюллетеня. Это позволило бы избежать значительного увеличения расходов на изготовление избирательных бюллетеней.

В целях облегчения упаковки и рассылки избирательных бюллетеней было бы целесообразно рассмотреть вопрос брошюровки бюллетеней в пакеты определенного объема. Стандартная пакетировка или брошюровка избирательных бюллетеней также позволила бы официальным лицам избирательной комиссии обеспечить более жесткий контроль за сохранностью бюллетеней на их избирательных участках.

Было бы целесообразным дать избирательным бюллетеням порядковые номера, причем каждая территория получала бы свою группу номеров. По решениям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации избирательные бюллетени территорий имели бы свои порядковые номера, начинающиеся с номера территории. Находясь в ведении территорий, вопрос нумерации избирательных бюллетеней решался бы довольно легко. Порядковые номера избирательных бюллетеней позволяли бы избирательным комиссиям территорий и субъектов Российской Федерации поддерживать жесткий централизованный контроль, который позволял бы документировать не только количество избирательных бюллетеней, направленных на тот или иной избирательный участок, но и цифровые группы бюллетеней, назначенных каждому избирательному участку. В протоколах, составляемых по итогам голосования, можно было бы указывать номера выданных бюллетеней, номера испорченных избирательных бюллетеней или призванных недействительными, а также номера бюллетеней, которые оказались невыданными. В качестве дополнительной меры диапазон номеров для избирательных бюллетеней данного избирательного участка можно было бы держать в тайне до дня получения избирательных бюллетеней избирательными участками. Эти меры сняли бы необходимость заверять избирательные бюллетени подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также печатью участковой избирательной комиссии.

На каком-то этапе было бы целесообразным рассмотреть вопрос об изготовлении бюллетеней в блокнотной форме с тем, чтобы после выдачи бюллетеня оставался корешок. Таким образом, блокнот с корешками выданных бюллетеней мог бы служить частью документов, поставляемых по итогам голосования на каждом избирательном участке. Эта мера улучшила бы работу по обеспечению сохранности избирательных бюллетеней.

10.4 Было бы целесообразно, если бы Закон «О выборах Президента Российской Федерации» не допускал снятия кандидатур после изготовления бюллетеней. Работа по вычеркиванию имен кандидатов из избирательных бюллетеней довольно трудоемкая и занимает много времени. Более того она допускает риск совершить ошибку и может сбить с толку избирателей, которые получают избирательный бюллетень и видят, что там уже есть какие-то пометки. Статья 37 Закона разрешает Центральной избирательной комиссии налагать штрафные санкции на кандидатов, которые сняли свои кандидатуры без достаточных на то оснований. Эти санкции предполагают покрытие «соответствующей части предвыборных расходов, включая возврат средств, выделенных на проведение предвыборной агитации». Однако Закон не дает определения этим, так называемым, «вынуждающим обстоятельствам», что создает опасность субъективного толкования и применения этих санкций. Определение предельного срока для выхода из предвыборной гонки в значительной степени устранило бы эту проблему и предотвратило бы «политические сделки» или сговоры в последние моменты перед днем выборов. В более широком плане это создало бы благоприятные условия для изготовления избирательных бюллетеней в удобное для избирательной комиссии время. Закон мог бы также более четко прописать те чрезвычайные обстоятельства, при которых несоблюдение срока снятия кандидатуры не вызывало бы наложения соответствующих штрафных санкций.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта