«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
3. Свободные и честные выборы
3.1. Составляющие элементы
В теоретическом плане государства обязуются проводить такую внутреннюю политику, при которой «авторитет власти базируется на воле народа, выраженной в ходе регулярных и честных выборов». Согласно принципу эффективности взятых на себя обязательств, государства обязаны принимать такие законы, нормативные акты и системы внутреннего устройства, которые бы не только не препятствовали достижению целей, зафиксированных в международном праве, но и способствовали их достижению. Этот принцип предполагает использование различных вариантов обеспечения свободных и честных выборов, хотя ни один из них не предполагается в качестве международного обязательства. Практика устоявшихся демократий и переходных стран, опыт которых рассматривался с точки зрения успехов или неуспехов в обеспечении взятых на себя обязательств, дает достаточные основания для идентификации так называемых «маркерных» признаков свободных и честных выборов. В целях данного исследования основные сферы рассматриваемой нами деятельности и существенные критерии условно разбиты на следующие десять категорий: (1) законы о выборах и избирательная система; (2) нарезка избирательных округов; (3) организация выборов; (4) избирательное право; (5) регистрация избирателей; (6) информационная работа с избирателями; (7) кандидаты, политические партии, политические организации, финансирование; (8) предвыборная кампания, защита и обеспечение основных прав человека, политические митинги и собрания, доступ к средствам массовой информации (СМИ), освещение выборов и предвыборной кампании в СМИ; (9) голосование, работа наблюдателей, подведение результатов выборов; (10) разрешение спорных вопросов, рассмотрение жалоб и обращений в суд.
3.1.1. Законы о выборах и избирательная система
Согласно региональным правовым источникам и последним резолюциям, принятым Генеральной ассамблеей ООН, «ни одна политическая система и ни одна методика проведения выборов не могут быть в равной мере приемлемы для всех стран и народов. Усилия международного сообщества по повышению эффективности принципа периодичности и честности выборов никоим образом не должны ущемлять суверенное право каждого государства свободно и в соответствии с волей своего народа выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, независимо от того, отвечают эти системы пожеланиям других государств или нет».69 Более того, «политические системы и избирательные процессы подвержены воздействию исторических, политических, культурных и религиозных факторов»70. Таким образом, вопрос о том, примет ли государство мажоритарную систему голосования или предпочтет ту или иную форму пропорционального представительства, является классическим примером проблемы, разрешаемой в рамках внутренней юрисдикции71.
Как свидетельствует практика, ни один из вариантов избирательной системы72, при условии что с правовой и практической точек зрения все они вполне согласуются с требованиями соответствующих международных ориентиров, не может считаться наилучшим. Среди прочих рекомендаций МПС отмечает насущную потребность добиваться сбалансированности между двумя ключевыми моментами. Во-первых, выборы законодательной власти должны, прежде всего, обеспечивать формирование слаженно работающего правительства, способного проводить ответственную политику. Во-вторых, избирательный процесс должен гарантировать представительство всего спектра политических сил страны на национальном уровне, при котором парламент, действительно, был бы слепком политических интересов действующих партий, движений и организаций73. МПС также отмечает важность поддержания разумных контактов между избирателями и избранниками с учетом элементов пропорциональности74, что также предполагается руководящими принципами международного права, относящимися к избирательному процессу.
Таким образом, облюбованная избирательная система должна способствовать свободному волеизъявлению народа в ходе регулярных и честных выборов, проводимых на основе всеобщего избирательного права и тайного голосования. Понятие «регулярности» или «периодичности» также по-разному интерпретируется разумно мыслящими людьми. Согласно статье 3 Первого протокола Европейской конвенции о правах человека, интервалы между выборами должны быть не долги, не коротки и отражать практику, действующую в свободных государствах.75 Международный опыт подтверждает разумность такой ориентировки. В этом отношении можно привести следующие примеры: члены Палаты представителей в США избираются каждые два года, в Австралии и Новой Зеландии - три года, Австрии и Бельгии - четыре года, Ботсване и Великобритании - пять лет. Согласно постановлению Межпарламентской комиссии по правам человека, отсрочка выборов сроком на десять лет является нарушением положений Американской декларации о правах человека76, что также дает представление о том, как следует применять принципы пропорциональности и периодичности в конкретной ситуации.
Периодические и честные выборы, проводимые на основе всеобщего избирательного права, также предполагают равенство каждого поданного голоса. В принципе, равенство всех поданных голосов еще не предполагает пропорционального представительства в выборном органе. В ответ на обращение одного члена малочисленной политической партии в Великобритании Европейская комиссия по правам человека, сославшись на статью 3 Первого протокола, дала следующее разъяснение: «Различным политическим партиям должна быть предоставлена разумная возможность выдвинуть своих кандидатов для участия в выборах. Однако действующая избирательная система не обязана гарантировать такой порядок проведения голосования, при котором общее количество голосов, поданных за каждого кандидата или партийный список, обязательно нашли бы свое отражение в составе законодательного органа77.
Выбор избирательной системы и ее применение, тем не менее, может непосредственным образом отражаться на условиях реализации политических прав. Как показывает опыт, мажоритарные избирательные системы наиболее приемлемы в условиях двухпартийной политической системы в стране. Они довольно просты и открыты. Однако в условиях многопартийного контекста мажоритарная система сохраняет свою стабильность, но теряет способность обеспечивать справедливое представительство. Ущемленными оказываются малые и новые политические партии, и даже парламентское большинство может быть обеспечено за счет незначительного процентного перевеса при подсчете голосов избирателей78. Системы пропорционального представительства имеют целью обеспечить такой состав парламента, который бы отражал итоги подсчета голосов на выборах. Однако эта система способствует созданию большого количества политических партий и предполагает голосование по партийным спискам, что ограничивает возможности независимых кандидатов на выборах и усиливает отчуждение между избирателями и избранниками79. Разные формулы распределения голосов и мест могут также существенным образом влиять на структуру представительства в законодательном органе. Они применяются для того, чтобы ни одна из политических партий не завладела большинством в парламенте80, чтобы обеспечить соответствующее соотношение между представителями города и села81, а также обеспечить иные «балансировки»82 или гарантировать представительство меньшинств или специальных социальных групп83.
Принцип равного избирательного права действует и применительно к так называемым «пороговым» лимитам, которые могут применяться и применяются для того, чтобы лишить парламентского представительства партии, которые не набрали установленного процента голосов избирателей84. Эти ограничения широко применяются для снижения количества малых политических партий и специальных групп в парламенте, а также для создания более действенной власти85. Однако при отсутствии определенных компенсационных мер, такой подход может фактически лишить избирательного права заметные в обществе меньшинства и группы граждан. И, тем не менее, международные стандарты определенным образом ограничивают и структурируют варианты избирательной системы, предлагаемые для внедрения. В этих условиях основополагающее обязательство государства выйти на желаемый результат в сочетании с применением принципов равенства, разумности и пропорциональности могут успешно сбалансировать намеченную цель и выбранные средства для ее достижения, а также показать на деле, насколько данная избирательная система и ее реализация соответствуют той модели, которую предлагает в общих очертаниях международное право. Короче говоря, государство не вправе полагать себя совершенно свободным в использовании «итоговых» ограничений для того, чтобы лишить определенные группы избирателей права быть представленными в парламенте86.
Богатая избирательная практика свидетельствует о широком диапазоне форм и способов проведения выборов. Во многих случаях выбор избирательной системы определяется не специально принятым законом, а ходом исторического и политического процесса в условиях данной страны. Хотя представительные цели отдельных избирательных систем и могут привлекать страны с переходной политической системой, где общественный консенсус по демократическим основам власти пока отсутствует, любую модель следует заимствовать с учетом местной специфики. Общая и долгосрочная цель, предлагаемая международным правом и состоящая в проведении честных и регулярных выборов, гарантирующих свободу волеизъявления избирателей и создающих основу авторитета власти, вполне допускает значительные вариации в содержательном плане. Вопрос о том, насколько та или иная избирательная система выходит за рамки предлагаемых стандартов, может быть разрешен, если проанализировать и другие нормы международного права, а именно: принцип недискриминации. Если данный вариант избирательной системы применяется для того, чтобы по существу лишить определенные группы населения избирательного права или обесценить полученные ими голоса в целях, хотя и не связанных с расовой, религиозной, национальной принадлежностью избирателей, социальным происхождением, полом, языком, политическими или иными взглядами, объединением в рамках национального меньшинства, местом рождения или какими-либо другими признаками, то такой вариант может потенциально войти в противоречие с положениями международного права.
3.1.2. Нарезка избирательных округов
Вопрос нарезки избирательных округов также связан с определенной спецификой, касающейся намерений, целей, результатов и даже географии. Народное представительство является таким же неотъемлемым признаком демократии, как и всеобщее избирательное право. В каждой конкретной ситуации вопрос касается того, насколько полным должно быть равенство избирательного права, и какие ограничения все-таки возможны. Верховный суд Соединенных Штатов, например, принял в свое время решение о неконституционности нарезки избирательных округов для проведения выборов в Конгресс США, поскольку права избирателей не обеспечивались в равной мере во всех округах87. В другом случае расхождение в численности избирателей по округам, отмеченное всего лишь на уровне 0,6984 %, также было признано неконституционным88.
Другие государства, будучи более прагматичными, признают важность численности избирателей, но вместе с тем обязательно учитывают и дополнительные факторы. Например, в 1986 году Конституционный совет Франции принял решение, которым утвердил критерии нарезки избирательных округов, которые базировались на том принципиальном положении, что численные расхождения по населению не должны превышать 20 % от усредненной численности по избирательному округу89. В Великобритании члены Комиссии по административным границам должны таким образом определять пределы избирательных округов, чтобы обеспечить усредненные региональные квоты в максимальной степени90. Решение Канады в 1989 году пересмотреть вопрос о нарезке избирательных округов в Британской Колумбии привело к усилению влияния местного электората. Верховный суд посчитал, что «равенство избирательных прав является единственно важным фактором, который необходимо учитывать при нарезке округов», но вместе с тем отметил, что «представители могут быть избраны и при относительном равенстве количества голосов, поданных за каждого из них». Однако объяснения властей по этому вопросу были недостаточно адекватны. В отдельных случаях было трудно понять, насколько жестко действует «основополагающий принцип численности населения при определении границ избирательного округа»91. Совсем недавно Верховный суд Канады констатировал, что целью избирательного права согласно третьему разделу Хартии является не столько обеспечение равных прав при голосовании на выборах, сколько обеспечение «эффективного представительства». При этом относительное равенство избирательных округов будет главным условием, которое учитывает такие факторы, как география, местная история, местные интересы и представительство меньшинств92.
Немногие государства заимствуют модель абсолютного равенства, внедряемую в США. В разных странах, как правило, места в законодательных органах лишь в общих чертах увязываются с численностью избирателей по округам. Например, новая нарезка избирательных округов в Монголии при проведении выборов в 1992 году изменила ситуацию периода выборов 1990 года, когда сельские избирательные округа обладали численным преимуществом93. Принцип «эффективного представительства», очевидно, был принят во внимание при создании дополнительных избирательных округов в Замбии в 1991 году, особенно в труднодоступных районах. При нарезке избирательных округов центральная избирательная комиссия руководствовалась следующими тремя критериями: географические особенности данного района, наличие коммуникаций, численность населения. Было решено учитывать данные факторы и не придерживаться строго критерия численности населения94. В результате получились серьезные расхождения между округами по численности: от 63 76 избирателей в одном до 70 739 избирателей в другом95. И хотя все политические партии согласились с такой нарезкой, многие избирательные голоса оказались в значительной степени девальвированы.
Хотя применение принципа относительного равенства избирательных голосов и обеспечивает более-менее приемлемую справедливость на выборах, которая не может не учитывать местные и региональные особенности, на сегодня не существует правила, которое бы предписывало идеальное соотношение между избирателями и избранниками. Согласно предварительным оценкам, проведенным Международным фондом избирательных систем в Того, соотношение между избранниками и избирателями в среднем составляло 1:25 000. Этот показатель является весьма слабым96, учитывая, что численность электората составляет 1,7 млн. при численности населения страны 3,6 млн. жителей. Разумеется, многое зависит от местных условий. Однако на выборах в Латвии в 1990 году все избирательные округа насчитывали примерно по 10 000 избирателей, в Литве на выборах 1989 года - по 18 400 избирателей97. Согласно ирландскому законодательству на одно парламентское место приходится 30 000 жителей98. На выборах в сентябре 1992 года в Румынии на каждого депутата приходилось по 70 000 жителей, на выборах 1991 года в Бангладеш избирательный округ в среднем насчитывал 207 631 жителя99, в то время как в Китае за каждым из 2 978 народных депутатов стоит примерно 335 000 жителей100. Уровень представительства находится в зависимости не только от численности населения по избирательным округам и географии, но и от общей политической системы данной страны. Например, избирательные системы федеральных государств с эффективными законодательными органами на местах или унитарных государств с их развитой системой местного самоуправления могут вполне соответствовать международным стандартам даже при относительно слабом представительстве в высшем законодательном органе страны. С точки зрения международного права, то, как данное государство осуществляет нарезку избирательных округов, в значительной степени зависит от выбора варианта избирательной системы. Однако общая цель остается неизменной и состоит в том, чтобы трансформировать волю народа в представительную власть. Вместе с тем, следует подчеркнуть и то обстоятельство, что как государственная практика, так и различия между странами по признакам численности населения, географии, распределения населения по округам и располагаемым ресурсам свидетельствуют о разнообразии возможных и вполне приемлемых вариантов избирательных систем. И все же, существенные расхождения между избирательными округами по численности избирателей в пределах одной страны вызывают ряд вопросов, требующих разрешения. Например, способствуют ли такие расхождения лишению группы или групп населения избирательного права, что может противоречить международной норме недискриминации избирателей? Имеет ли несправедливая нарезка избирательных округов какие-либо политические последствия в смысле влияния на исход выборов? В любом случае, здесь просматривается опасность нарушения норм международного права, хотя любое нарушение можно обнаружить лишь после анализа состоявшегося события.
69 См., напр., резолюцию ООН N46/137, Усиление эффективности принципа периодичности и честности выборов, 17декабря 1991 года; также см. резолюции ООН NN47/130, 18декабря 1992 года; 48/124, 20 декабря 1993 года.
70 См. резолюцию ООН N46/130, «Уважение принципов национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств в ходе избирательных процессов», 17 декабря 1991 года.
71 См. Межпарламентский союз. Избирательные системы. Женева, (1993); Надайс А., «Выбор избирательной системы» в кн. Гарбера, Ларри и Бьернмунда Новый демократический горизонт: отчеты о выборах в странах Центральной и Восточной Европы. Национальный демократический институт международных отношений, Вашингтон, O.K. (1992), стр. 190, (далее Гарбер и Бьернмунд. Новый демократический горизонт).
72 См., Межпарламентский союз. Избирательные системы. Женева (1993).
73 Там же, стр. 3.
74 По поводу исследования понятие «пропорциональности» применяется в международно-правовом смысле и означает «разумное отношение между желаемой целью и избранными средствами». По вопросу о пропорциональности и недискриминации см. Гудвин-Джилл Г.С. Международное право и миграция населения между странами, (1978), стр. 75-82. В данном смысле «пропорциональность» не имеет ничего общего с избирательной системой, основанной на «пропорциональном представительстве».
75 Гой, «Европейские гарантии прав человека и выборных свобод», стр. 1280.
76 Третий доклад о развитии ситуации с правами человека в Чили (документ АР 1977 года, N'77-99). Статья XX Декларации прав человека гласит: «Каждый правоспособный гражданин имеет право участвовать в работе властных органов своей страны лично или через своих представителей, а также принимать участие в регулярных, свободных и честных выборах, проводимых на основе тайного голосования».
77 Обращение N7140/75, стр. 7; Решения и отчеты, стр. 95; Зигхарт П., Международно-правовые аспекты прав человека. (1983), стр. 364, (далее Зигхарт. Права человека). Также см. Гой. Европейские гарантии прав человека и избирательных свобод, стр. 1303-1308 (в разделе, озаглавленном «Отсутствие гарантий справедливого представительства»).
78 МПС. Избирательные системы, стр. 6. См. также Совет свободно избранных глав государств и Центр имени Картера при университете Эмори. Избирательная реформа в Мексике. Осc. Paper Ser. Том. IV, N1, ноябрь 1993 года, стр. 16-17 (далее: Свободно избранные главы государств. Избирательная реформа в Мексике).
79 МПС. Избирательные системы, стр. 7-8. Как показывает специальное исследование, проведенное МПС, смешанные избирательные системы также применяются. Наиболее удачные комбинированные системы используются в Германии и Венгрии. На выборах 1990 года в Чехословакии в партийных списках фигурировали и независимые кандидаты. На выборах в Болгарии, проходивших в том же году, применялась смешанная мажоритарная и пропорциональная представительная система, о чем свидетельствует отчет Американской комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (»Выборы в странах Центральной и Восточной Европы»). Группа отчетов о выборах, проходивших в марте-июне 1990 года, Вашингтон, O.K., июль 1990 года, стр. 127, 147. (Далее - Комиссия США. Центральная и Восточная Европа, 1990 год). Выборы на Сейшельских островах в июле 1993 года показали, как работает мажоритарная система при выборах президента и двух третей парламента и как действует принцип пропорционального представительства при выборах одной трети членов парламента (См. Бюллетень Национальной ассамблеи, N14, 5 октября 1993 года, стр. 61). На выборах в Российской Федерации 10 декабря 1993 года половина Думы, состоящей из 450 депутатов, избиралась по одномандатным округам, где применялся мажоритарный принцип, а другая половина избиралась в соответствии с требованиями системы пропорционального представительства (см. Комиссия США по безопасности и сотрудничеству в Европе. Парламентские выборы и конституционный референдум в России, 12 декабря 1993 года. Вашингтон, O.K., январь 1994 года, стр. 7; далее: Комиссия США. Россия, 1993 год).
80 Такова, по-видимому, была цель выборов в Иордании в ноябре 1993 года. Антуан Бошар, «Подготовленный результат», Журналъ де Женев от 10 ноября 1993 года, стр. 3.
81 В Египте половина мест в парламенте, имеющем 444 места, должна быть заполнена рабочими или фермерами. МПС. Хроника парламентских выборов и событий. N25, 1990-1991, стр. 65-66. См. также Брик, Гастил и Кимберлинг. Монголия: анализ выборов в Великий народный хурал, июнь 1992 года. Международный фонд избирательных систем, Вашингтон, O.K., 1992 год, стр. 9, 17 (далее Брик, Гастил и Кимберлинг. Монголия, 1992). По Замбии см. примечание 26 и соответствующий текст.
82 В Тонго, например, только девять из тридцати парламентских мест занимаются по итогам голосования, в котором участвуют 45 000 избирателей. Двенадцать мест на постоянной основе принадлежат королю и Тайному совету - кабинету министров, состоящему из одиннадцати членов; девять мест замещаются по итогам голосования представителей «знати». Хроника мировых событий, Крисинг. Сборник новостей за февраль 1993 года. Палата представителей на Фиджи состоит из 70 депутатов, избираемых сроком на пять лет; 37 депутатов избираются по списку Фиджийской общины, 27 депутатов - по списку индийской общины, один - от Ротуман-ской общины, пять - по общему списку. Межпарламентский союз. Хроника парламентских выборов и событий. N26, 1991-1992,стр.71.
83 В Иране, например, всем зороастрийцам, евреям, ассирийцам, халдейским и армянским христианам южных и северных провинций гарантировано по одному месту в национальном законодательном органе. МПС. Хроника парламентских выборов и событий. N26, 1991-1992, стр. 83. В Новой Зеландии по четырем избирательным округам избираются только представители племени Маори, составляющих 12 % всего населения страны; там же, N25, 1990-1991, стр. 111. Согласно Конституции Кипра, население греческой и турецкой общин представлено в парламенте пропорционально объявленной численности; там же, стр. 57. В парламентах Бангладеш и Танзании гарантированы места для женщин; там же, стр. 37, 123. В Ливане избиратели голосуют по спискам кандидатов от различных религиозных общин, которые имеют квоты в парламенте; там же, N27, 1992-1993, стр. 135-138. В хорватском парламенте этнические меньшинства представлены пропорционально своей численности. Национальные меньшинства в Хорватии, в целом, составляют 8 % от всего населения; там же, стр. 71-74. В Румынии, объединения граждан, представляющих интересы какого-либо национального меньшинства и не получившие по итогам выборов ни одного депутатского или сенатского места, имеют право на одно депутатское место, если за их кандидатов проголосовало не менее 5 % избирателей; там же, стр. 181-185.
84 МПС. Избирательные системы. «Итоговые» лимиты варьируются от 0,67% в Нидерландах до 8 % в Лихтенштейне.
85 Например, пятипроцентный порог был установлен на выборах 1993 года в России для того, чтобы не допустить в Думу малые, «шумливые» политические партии. Комиссия США. Россия, 1993 год, стр. 4.
86 См. примеры, приведенные в сноске 15 выше.
87 Рейнольдс против Симса (I964) 12. L.Ed.(2d) стр. 506, 536; в данном случае численные уровни расходились в максимальных пределах 41:1.
88 Карчер против Даггета (1983) 77 L.Ed.(2d) 133. Данные расхождения были терпимы на уровне выборов в законодательные органы штаты. Также см. Махон против Хауэлла (1973) 34 L.Ed(2d) 320; Гафни против Камингса (1973) 37 L.Ed(2d) 298.
89 Решение N86-218 от 16 ноября 1986 года.
90 Европейский центр парламентских исследований и документации. Законодательство по избирательной системе. Национальные отчеты: часть вторая (май 1993 года), стр. 473 (Далее см. ЕЦПИД. Законодательство по избирательной системе}. Квоты на 1992 год были следующие: Англия - 69 534; Шотландия - 54 570; Уэльс - 58 383; Северная Ирландия - 67 145.
91 Диксон против Британской Колумбии (Генеральный прокурор) [1989] W.W.R., стр. 393. Например, в избирательном округе Атлин насчитывалось 2 420 избирателей, а в Кокитлам-Муди - 36 318 избирателей. В результате голос в первом округе был в 15 раз более ценным чем во втором. «Такие аномалии есть грубейшее нарушение фундаментальной идеи представительной власти, которая лежит в основе нашей политической системы».
92 Справочник по избирательным округам Саскачевана [1991] S.C.J. No. 46. См. решения Австралийского верховного суда по аналогичным вопросам в Attorney-General of the Commonwealth (ex. rel. McKinlay) v. Commonwealth of Australia (1995) 135 C.L.R 1.
93 Брик, Гастил и Комберлинг. Монголия, 1992, стр. 17. Отклонения от нормы в 13 000 избирателей на одно законодательное место отмечались в пределах плюс-минус 2 500 избирателей. Численность избирателей по округам колебалась в пределах 16 000-11 000 избирателей. Хотя такие расхождения неприемлемы в США, «в Монголии это вполне оправдано, особенно учитывая демографические особенности и традиционные административные границы»: ibid.
94 Секретариат Британского содружества наций. Выборы президента и национальной ассамблеи Замбии, 31 октября 1991 года. Отчет миссии наблюдателей от Содружества, 1992 год, стр. 4 (Далее см. Миссия наблюдателен Содружества. Замбия. 1992).
95 Национальный демократический институт международных отношений. Центр имени Картера при университете Эмори. Национальные выборы в Замбии 31 октября 1991 года. Вашингтон, O.K., 1992 год, стр. 32-33 (Далее см. «HDU/Центр Картера. Замбия, 1991).
96 Брюкет Г., Маршан М. и Негер Л. Того: оценка предвыборной ситуации. Международный фонд избирательных систем, 31 марта 1992 года, стр. 21. (Далее см. Брюкет, Маршан и Негер. Того, 1992). Как канадский Верховный суд отметил в своем постановлении по делу Диксона (см. примечание 23), «хорошая власть не допускает такой ситуации, когда электорат одного парламентария значительно превышает электорат другого».
97 Комиссия США по безопасности и сотрудничеству в Европе. Выборы в странах Прибалтики и Советских республиках. Сборник отчетов о парламентских выборах 1990 года. Вашингтон, O.K., декабрь 1990 года; стр.22,64.
98 ЕЦПИД. Законодательство по избирательной системе, стр. 302.
99 Секретариат Британского содружества. Парламентские выборы в Бангладеш, 27 февраля 1991 года. Отчет группы наблюдателей Содружества, (1991), стр. 11. (Далее см. Группа наблюдателей Содружества. Бангладеш, 1991). Избирательные округа были созданы в 1984 году на основе переписи населения 1981 года с целью обеспечить справедливое представительство и выполнить необходимые требования. Наблюдатели порекомендовали изменить нарезку избирательных округов с учетом миграций населения и изменений, произошедших после 1981 года.
100 МПС. Хроника парламентских выборов и событий. N27, 1992-1993 гг., стр. 59-61. Согласно законам Доминиканской Республики, на каждого депутата должно приходиться 50 000 жителей при минимально допустимом количестве не менее 25 000 жителей. Там же, N24, 1989-1990 гг., стр. 67. В Мексике на каждого депутата приходится 25 000 жителей; там же, N26, 1991-1992 годы, стр. 113.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|