«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ
4. Международные стандарты
Международное право ставит отдельные цели в отношении проведения периодических свободных и справедливых выборов, а также определяет ряд связанных с ними обязанностей. Главным образом, если речь не идет исключительно об образе действий, государство само решает, каким образом лучше всего достигнуть этих целей, исходя из политической, культурной и исторической обстановки. Однако, вершина оценки - это не то же самое, что полная свобода выбора, и даже там, где есть свобода действий, международное право устанавливает определенные условия. Например, принцип недискриминации исключает ряд мер, которые лишают граждан гражданских прав, одновременно с этим виды ограничивающего и, определяя возможность разного подхода к определению границ округов и относительного веса голосов, рассматриваются в свете дополняющих друг друга принципов представительства населения и равного избирательного права. Правило, относящееся к тайному голосованию, - это результат сочетания обязательств по получению результатов и обязательств в отношении образа поведения; альтернативы не допускаются. Наоборот, государство обязано предпринять такие шаги, которые необходимы не только для того, чтобы соблюдалась и сохранялась тайна голосования, но и для того, чтобы защищалась полнота и целостность выбора при последующем подсчете голосов и реализации результатов голосования.
Основные права человека, такие как право иметь и выражать свое мнение, получать и обмениваться информацией, а также свобода перемещения, право на объединение и свобода собраний, обеспечивают специальное содержание выбора и, таким образом, ограничивают выбор, который открыт перед государствами в отношении регулирования избирательной кампании. Если воля народа должна найти выражение в настоящих выборах, в политике и своих представителях, то права человека следует уважать и защищать таким образом, чтобы у человека был осознанный выбор. Допускаются лишь самые минимальные ограничения, соразмерные с потребностями демократического общества, и в первую очередь с учетом того, что выборы должны отражать волю народа.101
Поэтому выбор государства должен осуществляться таким образом, чтобы он был эффективным, то есть, чтобы он был ориентирован на достижение цели свободных и справедливых выборов, и чтобы выполнялись обязательства по отношению к правам человека. Дополнительные принципы обоснованности и пропорциональности действуют одновременно, чтобы показать, когда и где выбор государства, включая упущения, не соответствует международным требованиям.
Обязательства в международном праве не выполняются сами по себе - необходимо, чтобы они осуществлялись на местном уровне. Сложности и внутренние связи между избирательными правами и целями требуют установленных законом рамок и соответствующего механизма, однако, ни всеобщие, ни региональные средства обеспечения прав человека не предусматривают формального обязательства введения в действие избирательного законодательства. Практический выбор, который открыт перед государствами при выполнении ими своих международных обязательств, неограничен, а некоторые средства особенно предпочтительны. Статья 2(2) Договора о гражданских и политических правах 1966 года, например, говорит о том, что «там, где это не предусмотрено уже существующим законодательством или другими мерами, каждое государство, в соответствии со своими конституционными предписаниями и положениями настоящего договора, должно предпринимать необходимые шаги к тому, чтобы принять такое законодательство или другие меры, которые бы обеспечили признание прав человека...». Цель свободных и справедливых выборов, основой которой является признание прав человека и наличие регулярных и открытых процедур, ограничивает диапазон выбора. Таким образом, законодательство можно считать необходимой частью введения схемы представительства в конкретной стране, определения приемлемых прав человека и тех, на кого эти права распространяются (например, прав тех, кто имеет право голосовать) и гарантии эффективных средств судебной защиты. Это не является окончательным ответом на поставленный вопрос, поскольку ни свободу, ни справедливость нельзя законодательно ввести в каждую клеточку избирательного процесса.
С точки зрения международного права, зачитывается то, что дает результат, а традицию свободных и справедливых выборов следует поддерживать и укреплять в течение длительного времени. В этом смысле выборные обязательства и цель представительной демократии имеют программное измерение, включающее ожидание прогресса в деле построения демократических институтов, укрепление веры людей в демократический процесс и следования по пути, который приведет к лучшему и более демократичному правительству. Поэтому, если дальше говорить об этих задачах, государства должны:
- в соответствии со своими обязательствами, предусмотренными международным правом, предпринять необходимые законодательные шаги для закрепления прав человека и установления институционных рамок для проведения периодических свободных и справедливых выборов;
- и предпринимать необходимые политические и институционные шаги для обеспечения прогресса и достижения демократических целей.
На основе обзора практической деятельности государства, которая рассматривается как неотъемлемая часть и дополнение к руководящим нормам и принципам, предлагается следующий минимум международных правовых стандартов, которые для простоты классификации можно разделить на три категории: 1) цели или задачи, определяемые международным правом; 2) права и обязанности личности и политических партий и групп; 3) сочетание специфических обязанностей, программных обязательств, и ответственности и прав, являющихся обязательными для государства.
4.1. Цели или задачи
Цели международного права и средства, с помощью которых эти цели должны осуществляться, можно определить очень просто: в каждом государстве должно быть управление, властные структуры которого исходят из воли народа, выраженной принципом тайного голосования при подлинных свободных и справедливых выборах, которые проводятся регулярно на основе всеобщего и равного избирательного права.
4.2. Права и обязанности личности и политических партий и групп
В своем законодательстве и на практике государства должны признавать и обеспечивать следующие права:
- право личности принимать участие в голосовании на парламентских выборах на основе недискриминации
- право личности иметь доступ к эффективной, беспристрастной и недискриминационной процедуре регистрации избирателей
- право каждого гражданина, который имеет право быть избранным, зарегистрироваться в качестве избирателя, который может быть подвергнут лишь дисквалификации в соответствии с четкими критериями, установленными законом и поддающиеся объективной проверке, но не подвергаемые произвольному решению
- право личности, право участия которого в голосовании или регистрации для голосования нарушается действием или упущением со стороны государства или его должностных лиц, иметь доступ к процедуре, установленной законом для того, чтобы пресечь неправомерные действия или исправить допущенные ошибки оперативно и эффективно
- право личности иметь равный и эффективный доступ к избирательному участку для того, чтобы реализовать свое право на участие в голосовании
- право личности реализовывать свое право наравне с другими и пользоваться правом, обеспечивающим равный по значению голос по сравнению с другими голосами
- право личности голосовать тайно; данное право не должно ограничиваться никоим образом и должно включать в себя уважение неприкосновенности выбора личности
- право личности выдвигать себя в качестве кандидата на выборах
В добавление к этому личность имеет право на объединение в общества, например, право создавать или вступать в политические партии, и вместе с такими политическими партиями пользоваться правами, относящимися к проведению избирательной кампании. Поэтому государства должны обеспечивать следующие права:
- право личности вступать или вместе с другими создавать политическую партию для того, чтобы состязаться на выборах
- право выражать политические мнения без какого-либо вмешательства за исключением случаев вмешательства, предусмотренных международным правом
- право вести поиск, получать и передавать информацию и делать осознанный выбор
- право свободно перемещаться в пределах страны для участия в избирательной кампании
- право участвовать в избирательной кампании на равной основе с другими политическими партиями, включая партию, представляющую существующее правительство
- право иметь доступ к средствам массовой информации, особенно к электронным СМИ, с целью выражения своих политических взглядов
- право кандидатов, политических партий и членов партий на охрану жизни и имущества
- право на защиту закона и на правовую защиту в случае нарушений политических и избирательных прав
Избирательные и политические права влекут за собой ответственность перед обществом. Государственное законодательство должно признавать:
- обязанность личности и политических партий не участвовать в актах насилия и не побуждать к насилию
- обязанность кандидатов, политических партий и членов партий уважать права и свободы других граждан
- обязанность кандидатов, политических партий и членов партий соглашаться с результатами свободных и справедливых выборов
4.3. Права и ответственность правительства
Опыт и практика государства подтверждают необходимость наблюдения за избирательным процессом, возложения ответственности на организаторов выборов за беспристрастное проведение выборов и за гражданское образование. Механизм наблюдения, который предполагает наличие доверия партий и электората, оказывает особое давление в период перехода, например, от однопартийной к многопартийной системе или в случаях, когда ставится под сомнение беспристрастность властей. Эффективная институционализация основных избирательных и политических прав обязывает государства не только создать соответствующую избирательную систему и ввести международные обязательства относительно прав человека, но также и:
- предусмотреть проведение регулярных выборов в законодательные органы
- создать нейтральный, беспристрастный и/или сбалансированный механизм для проведения выборов в законодательные органы
- разработать эффективную беспристрастную и недискриминационную процедуру регистрации избирателей
- законодательно закрепить четкие критерии для регистрации избирателей, такие как возраст, гражданство и место жительства, и следить за тем, чтобы эти критерии применялись без дискриминации
- законодательно закрепить положения, относящиеся к образованию, регистрации и функционированию политических партий
- там, где это необходимо исходя из обстоятельств, обеспечить или регулировать процесс финансирования политических партий и избирательных кампаний, содействуя укреплению принципа равных возможностей
- обеспечить отделение партии от государства
- обеспечить условия для завершения выборов в законодательные органы на справедливой основе
- обеспечить избирателям свободу выбора путем поддержания жизнеспособности политических партий, например, с помощью финансирования и/или гарантированного эфирного времени в средствах массовой информации
- обеспечить партиям и кандидатам равный доступ к СМИ, контролируемым государством
- ознакомить население с избирательными процедурами и вопросами, касающимися выборов, посредством программ гражданского образования
В дополнение к этим мерам государства должны также придерживаться необходимой политики и предпринимать шаги к тому, чтобы обеспечить достижение демократических задач и постепенное укрепление демократических традиций, например, путем создания нейтрального, беспристрастного или сбалансированного механизма для проведения выборов. Любая организация, созданная для этих целей, должна:
- гарантировать, что лица, ответственные за проведение выборов, прошли соответствующую подготовку и действуют беспристрастно
- гарантировать, что будут разработаны четкие процедуры голосования, с которыми будут ознакомлены избиратели
- гарантировать, что в установленном порядке будут осуществлены регистрация избирателей, сверка списков избирателей и голосование при содействии внутренних и международных наблюдателей
- поддерживать партии, кандидатов и СМИ в вопросе принятия Кодекса Поведения для организации контроля за проведением избирательной кампании и в период голосования
- гарантировать целостность избирательного бюллетеня с помощью мер по предотвращению голосования одним лицом более одного раза и недопущению махинаций
- гарантировать целостность процесса подсчета голосов
- объявлять о результатах выборов и помогать осуществлять процесс передачи полномочий
Принцип тайного голосования предполагает наличие минимальных условий для голосования, начиная с кабин для голосования и материалов для голосования и заканчивая оборудованием избирательных участков и организацией последовательного процесса голосования. Опыт показывает, что выборы бывают свободными (то есть, выполняется международное требование), если все основные партии выставляют своих наблюдателей. Поэтому государство должно гарантировать, чтобы
- избиратели имели возможность свободно отдать свои голоса, без страха или запугивания; власти предприняли такие шаги, которые необходимы, чтобы защитить избирателей от угроз или насилия
- сохранялся принцип тайного голосования
- избирательные бюллетени были защищены от подделок и махинаций
- сохранялась целостность процесса, подсчет бюллетеней проводился обученными людьми, которые в состоянии контролировать этот процесс и проводить беспристрастную проверку процедуры
В соответствии с международным законодательством государства обязаны уважать и гарантировать права человека для всех граждан, проживающих на их территории и входящих в их юрисдикцию. Эта основная обязанность особенно важна во время проведения выборов, когда реализация прав человека непосредственно связана с целью свободных и справедливых выборов, при которых может реализоваться воля людей. Поэтому посредством законов и политики государство или органы власти государства должны гарантировать:
- соблюдение права свободы перемещений, права на объединение в союзы и свободы собраний в отношении проведения политических митингов и собраний
- соблюдение свободы партий и кандидатов выражать свои мнения электорату и равного права доступа к государственным и общественным средствам массовой информации, которые должны обеспечивать неполитическое освещение избирательных кампаний
- партиям и кандидатам пользоваться возможностью представлять свои избирательные платформы
- партиям, кандидатам и сторонникам одинаковую безопасность, выражающуюся в том, чтобы власти предпринимали необходимые меры для предотвращения избирательного насилия
Правительства, даже невыбранные, также несут ответственность перед обществом, частью которого они являются. В интересах мирных преобразований и для защиты прав и свобод граждан правительства могут иметь право и обязанность ограничивать свободы и деятельность тех граждан, поведение которых является побуждением к насилию, что приводит к подрыву демократического процесса. Однако, в соответствии с общими положениями международного права:
- избирательные права должны быть ограничены в исключительных случаях, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), для зашиты здоровья общества или общественной морали, или для защиты прав и свобод других граждан при условии, что они согласуются с обязанностями Штатов в соответствии с международным правом.
- допустимые ограничения, налагаемые на кандидатов, образование и деятельность политических партий и права в отношении проведения избирательных кампаний не должны применяться в случае, если при этом нарушается принцип недискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или каких-либо еще взглядов, национальности или социального происхождения, имущества, рождения или другим признакам.
Наконец, система свободных и справедливых выборов должна эффективно справляться с различного рода спорами, которые неизбежны. Принцип эффективности обязанностей и право человека на правовую защиту от посягательств требуют:
- чтобы споры и проблемные ситуации решались независимыми и беспристрастными представителями власти, такими как избирательная комиссия или суды, чтобы решения принимались оперативно, в рамках выборов, и чтобы процедуры были открыты и известны электорату и партиям.
5. Выводы
В начале данного исследования были приведены осторожные высказывания некоторых публицистов относительно той точки зрения, что международное право может потребовать, а может и не потребовать, представительного или демократического правительства. Настоящий обзор практики государства и повышенная нормативная деятельность межправительственных и неправительственных организаций требуют пересмотра этой природной осторожности. Сейчас время перемен, время, когда нужно не обязательно отвергать, а дать переоценку традиционной доктрины по некоторым фундаментальным вопросам системы международной организации, включая вопросы предоставления права представлять государство.
Может быть, сейчас не тот момент, когда необходимо, чтобы представительная демократия ставилась условием членства в обществе наций, но несомненно, что сейчас не слишком рано утверждать, что способ, посредством которого воля народа преобразуется в представительную власть, стал темой международного права.
101 Временами будет прослеживаться явная натянутость между признанием потребностей демократического общества и тем, что необходимо претерпеть для обеспечения свободных и справедливых выборов. Эти вопросы ни в коем случае не являются новыми в отношении прав человека, и им можно дать объективную оценку, не прибегая к основополагающим теориям о государственной безопасности.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ
|