«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие выводы и рекомендации
Подводя итоги проведенного исследования судебных дел, возникших в связи с проведением выборов, следует сделать ряд выводов, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего выборы в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также практики его применения судами и избирательными комиссиями.
1. Необходимо ускорить приведение правовых норм субъектов Российской Федерации в полное соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это относится как к определению условий осуществления гражданином активного и пассивного избирательного права, так и к порядку подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями, осуществлению избирательных действий гражданами, кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками. В законах субъектов Российской Федерации не должно допускаться никакого, непосредственного или эвентуального, нарушения норм Конституции Российской Федерации и ряда основополагающих международно-правовых документов, устанавливающих равноправие человека и гражданина.
2. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» требуется уточнить соотношение принципов примерного равенства избирательных округов и единства территории избирательного округа, установив приоритет первого из них.
3. Содержащиеся в федеральных законах гарантии обеспечения права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления приобретают действенность в случае, если существуют четкие критерии для признания соответствующей территории в качестве муниципального образования. Требуется внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с тем, чтобы определение муниципального образования, данное в этом законе, в большей степени учитывало специфику различных муниципальных образований (в частности, в которых еще не приняты Уставы муниципальных образований, не сформирована муниципальная собственность, отсутствует местный бюджет и т.д.).
4. Следует принять федеральные правовые нормы, обязывающие избирательные комиссии, регистрирующие кандидатов, получать и делать доступными для избирателей важнейшие данные биографии регистрируемого кандидата. Эти данные, в частности, должны включать сведения об образовании, семейном положении, наличии детей и их занятии, наличии судимости (ее отсутствии) и основаниях ее снятия, основных местах трудовой деятельности кандидата и т.п. Сбор и оглашение таких сведений не ограничивает права гражданина и кандидата, но будут полезными для избирателей, желающих сознательно сделать свой выбор.
5. Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о разрешении каждому избирателю своей подписью поддержать выдвижение любого или всех кандидатов в депутаты представительного органа, на территории которого проживает избиратель, вне зависимости от того, обладает ли он активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут данный конкретный кандидат. Интерес избирателя к результатам формирования представительного органа не должен быть ограничен отношением к одному конкретному кандидату даже по соображениям избирательной техники. В наибольшей степени кандидат заинтересован в формировании отражающего его взгляды и интересы представительного органа в целом.
6. Нуждаются в уточнении и конкретизации правовые нормы, относящиеся к требованиям об оформлении подписных листов и сведений, которыми подтверждается подлинность подписи избирателя, поддерживающего выдвижение кандидата. Представляется, что для подтверждения действительности подписных листов и подписей избирателей не имеет значение, подписан или не подписан лист лично кандидатом, который, как правило, не присутствует при внесении избирателями своих подписей в подписной лист, да и не обязан при этом присутствовать. Вполне достаточно было бы представления кандидатом в избирательную комиссию списка лиц, уполномоченных им собирать подписи в его поддержку.
Следует критически также отнестись к установленному порядку оформления поддержки избирателями кандидата. Требование собственноручной подписи избирателя и собственноручного же внесения им иных записей в подписной лист нарушает права неграмотных, лиц, стесняющихся неспособности писать, и инвалидов. Получается, что при заполнении бюллетеня избирателю может быть оказана помощь посторонним лицом, а при заполнении подписного листа он лишен возможности воспользоваться чьей-либо помощью.
На практике острым является вопрос о допустимости сокращений при написании избирателем своего адреса. Подписи в поддержку кандидата нередко признаются недействительными из-за того, что при написании адреса допущены сокращения отдельных слов. Но известно, что сокращения допускаются почтовым ведомством и паспортными службами.
Нужно решить проблему с указанием адреса избирателя и по другим соображениям. При существующем порядке могут быть лишены права поддержки кандидата вынужденные переселенцы. Так, паспортные данные вынужденных переселенцев, естественно, не соответствуют их месту проживания, а выдаваемые им справки не заменяют паспорта.
Иначе говоря, настоятельно необходимо решить указанные выше вопросы в строгом соответствии с требованиями части 2 ст.19 Конституции Российской Федерации.
7. Необходимо четко определить процедуру проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Это тем более необходимо, что при проверке нередко ставится вопрос об их фальсификации, то есть о совершении умышленного и наказуемого правонарушения. Представляется, в частности, что результаты проверке подлинности подписей должны оформляться только формальным и мотивированным решением соответствующей избирательной комиссии. В случае несогласия с этим решением кандидата комиссия может принять решение о направлении подписей лицам и учреждениям, компетентным проводить соответствующие исследования, список которых по федеральным выборам должен быть утвержден Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в установленном порядке.
8. Следует внести изменения в главу 23 ГПК РСФСР в соответствии с теми новеллами в рассмотрении избирательных споров, которые введены законодательством, регулирующим избирательные права граждан.
9. При решении избирательных споров судам следует воздерживаться от выполнения функций, присущих избирательным комиссиям, в частности, связанных с установлением итогов голосования и результатов выборов. Задача судов должна состоять в контроле над законностью деятельности избирательных комиссий.
10. С учетом того, что Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» введено значительное количество новых оснований для обжалования в суд нарушений избирательных прав граждан, и впредь требуется систематическое обобщение практики рассмотрения избирательных споров судами в субъектах Российской Федерации. Эту работу желательно проводить как в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, так и в рамках Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
11. Для преодоления противоречий при разрешении судами аналогичных по содержанию судебных дел, связанных с проведением выборов как в федеральные органы государственной власти, так и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, было бы целесообразно выработать руководящие указания Верховного Суда Российской Федерации на основе обобщения судебных дел в 1995-1998 годах.
Л.А. Окуньков
Б.С. Крылов
А.Е. Постников
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ
|