«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
V. Представительство для политических и социальных меньшинств
Многие критические замечания в адрес системы пропорционального представительства связаны с проблемами политической раздробленности и нестабильности, которые могут возникнуть в многопартийных избирательных системах. В то же время, новые демократические государства часто должны преодолевать колоссальное политическое сопротивление с тем, чтобы включить расовые, этнические и лингвистические меньшинства, а также сильные политические фракции в рамки избирательного процесса. Голосование абсолютным или относительным большинством в одномандатных округах ведет к исключению этих групп и обострению политических противоречий:
«Избирательная система в странах с несколькими крупными группами меньшинства может способствовать национальному единству или привести к расколу нации. Если значительная группа меньшинства способна избрать только нескольких депутатов или вообще не способна избрать ни одного депутата в общественные учреждения, усилится необходимость смены власти и создания нового правительства. Одна избирательная система, пропорционального представительства, может гарантировать группе меньшинства непосредственное представительство, пропорционально набранным голосам, препятствуя, тем самым, расколу нации.»22
Представляется также, что пропорциональное представительство способствует избранию большего числа женщин в законодательные органы.23 Конечно, представительство женщин отличается от представительства других социальных и политических меньшинств, поскольку женщины составляют немногим более половины населения и, в общем, распространены в населении более равномерно, чего нельзя сказать о равенстве в оплате труда или географическом распределении.24 Тем не менее, системы пропорционального представительства обычно демонстрируют большую способность избрания женщин в качестве законодателей, чем мажоритарные системы: «... Дополнительное число женщин-кандидатов выдвигается партиями в многомандатных округах и... избиратели более склонны отдать свой голос женщине-кандидату, когда должно быть избрано более одного кандидата.»25 Согласно одному исследованию: «Среднее пропорциональная доля женщин, избранных в законодательные органы по системе пропорционального представительства в 1987-1991 гг., составляла 19,5%, по сравнению с 8,5% в странах, не использующих систему пропорционального представительства.»26
22 Джозеф Ф.Циммерман, «Равенство представительства для Женщин и Меньшинств», «Избирательные системы в сравнительной перспективе « Выше, (Westport, Conn.: Greenwood Press, 1994), стр.3.
23 «Мы располагаем многочисленными свидетельствами того, что в странах с одномандатными округами доля женщин-депутатов меньше, чем в многомандатных округах с системой пропорционального представительства. Более того, чем крупнее многомандатный округ, тем более широко в нем представлены женщины.» Рейн Таджпира, «Beating the Law of Attrition of Minority Attrition», Избирательные системы в сравнительной перспективе, там же, стр.242
24 «Представительство этническо-расовых меньшинств должно было бы зависеть от их географического сосредоточения. При пропорциональном представительстве с долей голосов свыше 25% , им было бы обеспечено место в трехмандатном округе, при 17% - место в округе с пятью мандатами. Этот результат лучше всего того, что могут предложить одномандатные округа.» Там же, стр.244
25 Циммерман, «Равенство в представительстве для женщин и меньшинств», чтр.4
26 Уилма Рул, «Парламенты народа, избранные народом и для народа: Кроме Женщин.», в Избирательных системах в сравнительных перспективах, там же, стр.18 Г-жа Рул далее замечает:
«Обычно чрезвычайно важно, чтобы число представителей от округа было пять и более , чтобы можно было говорить об имеющем смысл избрании женщин». Там же.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|