Демократия.Ру




Демократия - есть правление неимущего большинства ради собственного блага. Аристотель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.11.2024, понедельник. Московское время 02:30


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

VI. Корректируя системы пропорционального представительства

Попытки обеспечить представительство в законодательных органах для политических и социальных меньшинств без разрастания политических партий привели к корректировке систем пропорционального представительства с целью устранения их худших последствий. Две характерные особенности избирательных систем пропорционального представительства влияют на число небольших политических, получающих места в законодательных органах: значимость округа и порог голосования.

Значимость округа связана с количеством законодателей, избранных от одного округа. (Значимость округа не следует путать с физическими размерами и протяженностью округа; в крупных одномандатных округах даже существует тенденция уменьшения возможности быть представленными для политических и социальных меньшинств). Значимость большего округа, с большим числом мест оспариваемых в одном округе, означает, что партиям необходимо получить меньший средний процент голосов для того, чтобы выиграть (Сравните округ с пятьюдесятью мандатами [2% или более могут получить места] c пятимандатным округом [20% или более могут получить места]). Значимость большего округа обеспечивает большую возможность для соблюдения точного соответствия при распределении мест, что желательно, но, в то же время, - еще большую возможность разрастания слишком большого числа мелких партий, что нежелательно.27

Порог голосов - это минимальный совокупный процент голосов, который партия должна набрать, чтобы получить места, в соответствии с законом о выборах. Пороги являются определяющими жизнеспособности и смысла существования партии и обычно устанавливаются в пределах от трех до пяти процентов.28 Применение процентного порога может иметь серьезные последствия, когда некоторые партии уже близки к тому, чтобы победить, но проигрывают, как это было на выборах в Государственную Думу Российской Федерации при пятипроцентном пороге: избирательное объединение «Женщины России» получила 4.61%, «Коммунисты - Трудовая Россия за Советский Союз» - 4.53%, «Конгресс русских общин» - 4.31%, и еще три других - более 3.75%. В одном недавнем исследовании отмечается: «Когда многие партии находятся на волосок от достижения порога, общее число не представленных избирателей может достигать 51%, как это произошло на выборах 1995 г. в России.»29

Израиль часто приводится, как пример страны, где многочисленные мелкие партии оказывают подрывное влияние. Однако, система Израиля не является типичной системой пропорционального представительства. Вся страна - это большой избирательный округ, от которого избираются все 120 депутатов в Кнессет; до недавних пор любая партия, набравшая 1% и более голосов, получала одно или более мест. При том, что в законодательных органах представлены около десятка партий, такой подход способствует появлению слишком большого количества мелких партий. Для сравнения, в Ирландии использование трех-, четырех- и пяти-мандатных округов и требование установления более высокого процентного порога помешало разрастанию числа партий.

Многие специалисты предлагают идеальную систему пропорционального представительства с многомандатными округами, которая бы использовала бы величины округа с числом мест от пяти до девяти от округа и порог - от трех до четырех процентов. Этот подход обеспечивает существование меньшего числа мелких партий, не создавая предельной раздробленности, и иногда называется «умеренным пропорциональным представительством.»30 От округов должны избираться пять и более кандидатов с тем, чтобы политические и социальные меньшинства не исключались из избирательной кампании, и уменьшить значение или влияние «предвыборных махинаций».

В системах пропорционального представительства с «дополнительным членом», таких, как в Германии, величина округа слишком большая - это целая страна - для голосования партийным списком за половину законодательного органа. Это позволяет добиться точного соответствия числа мест голосам, полученным партией, компенсируя итоги, полученные по одномандатными округам. Использование порога голосования (5% в Германии) сокращает побудительные мотивы для раскола партий на небольшие фракции; таким образом, пороги особенно важны при этом виде систем компенсирования с голосованием партийными списками в общенациональном масштабе.


27 «Подавляющее большинство» стран с пропорциональным представительством, рассмотренных в книге Сравнивая Демократии (22 из 25) используют округа, меньших общенационального, «что, в общем, соответствует административному делению.» Блэ и Массикот, «Избирательные Системы», стр.57, Так, в Испании:

350 членов испанских Кортесов (Конгресса депутатов) избираются в 52 избирательных округах: каждая из 50 провинций является избирательным округом, как и африканские анклавы Сеута и Мелилья. Последние являются одномандатными округами, учитывая их небольшое население. Число мест в провинциях варьируется от трех в Сорье до 34 в Мадриде.

Это приводит к значимости мелких округов, что неоднократно позволяло побеждающей партии получить абсолютное большинство мест относительным большинством голосов.

Там же.

28 Блэ и Массикот отмечают:

Пороги, действительно, широко используются. Только девять стран, имеющие системы пропорционального представительства с голосованием списком [из 24] не устанавливают порогов... В восьми странах пороги установлены на местном уровне; в пяти - на общенациональном; в Греции, Польше и Швеции сочетают местные и общенациональные пороги. Закон может требовать, чтобы фиксированный процент голосов, полученных по округам и в общенациональном масштабе, или определенное число голосов или мест на уровне округа давали право на получение мест на общенациональном уровне. Более высокие пороги могут быть установлены для коалиций. Наиболее известным порогом является норма, действующая в Германии, которая препятствует избранию в Бундестаг любой партии, не сумевшей набрать 5% голосов в масштабе страны или избрать трех кандидатов по одномандатным округам. Турция пошла дальше всех, потребовав 10% общенациональных голосов для получения места в законодательных органах на уровне округа, а Польша - установив общенациональный порог в 7% для избрания в национальный парламент. Во всех других странах требуется 5% и менее голосов на национальном или региональном уровне. Там же., стр.62

29 Там же.

30 «В системах пропорционального представительства, по мере усиления значимости системы, повышается уровень многопартийности, хотя и во все уменьшающихся масштабах. Для достижения относительно низкого уровня многопартийности в законодательных органах в рамках пропорционального представительства и многомандантых округов, и , в то же время, для обеспечения обоснованного уровня пропорциональности при пересчете голосов в места одновременно с, по меньшей мере, некоторой степенью представленности партий меньшинства в законодательных органах (при условии, что все остальные факторы остаются неизменными), оптимальным вариантом является умеренно эффективная величина.» Джонс, Избирательные законы и выживание президентских демократий Выше,стр.16.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта