Демократия.Ру




Вот страж закона - охраняет его так строго, что им никто не может воспользоваться. Станислав Ежи Лец (1909-1966), польский поэт, философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 16:26


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

А. Булычев. О некоторых аспектах использования средств массовой информации для ведения негативной кампании

© J.Napolitan, А. Булычев
Воспроизведение и распространение в любой
форме без письменного согласия автора
запрещено по закону.

Опыт проведения избирательных кампаний в России в последние годы свидетельствует, что политические партии и движения, а также отдельные кандидаты активно стремятся использовать средства массовой информации для ведения негативной кампании против своих оппонентов, особенно если последние занимают высокие должности в органах законодательной или исполнительной власти. При этом весьма эффективно используются следующие мотивации избирателей и особенности работы СМИ:

    - народ в России, как, впрочем, и в большинстве стран мира, всегда относится к власти весьма критично,

    - любая негативная информация о власти, ее отдельных представителях, как, впрочем, и о лидерах оппозиции, вызывает у избирателя больше доверия, чем рапорты об успехах,

    - отмечается определенное «привыкание» к жесткости и интенсивности нападок политических деятелей друг на друга, что ведет к ужесточению негативных кампаний,

    - возможности средств массовой информации распространять негативную информацию в мощной эмоциональной форме,

    - предметом критики все чаще становится не отношение политика к серьезнейшим проблемам, а его поведение, личная и семейная жизнь, его доходы и законность их получения,

    - преобладание эмоций и чувства страха за собственное будущее над логикой и прагматизмом,

    - стремление выбрать «меньшее зло», а не перспективную программу выхода страны из кризиса.

Средства массовой информации в ходе освещения избирательных кампаний чаще всего используют следующие параметры для критики кандидатов, политических партий или избирательных объединений:

1. Общественная репутация:

    - заявления политика,

    - голосование по тому или иному вопросу,

    - позиции по наиболее важным вопросам,

    - невыполненные обещания,

    - неадекватное поведение на общественных мероприятиях и на публике в целом и т. п.

2. Неудачные заявления:

    - косноязычие,

    - использование ненормативной лексики,

    - прогнозы, не подтвержденные дальнейшим развитием событий,

    - неспособность кратко сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу.

3. Непродуманное голосование в законодательных органах:

    - факты голосования по тому или иному вопросу, противоречащие публичной позиции политического деятеля или движения.

4. Предвыборные обещания, которые невозможно выполнить:

    - обещания общего характера без бюджетного обоснования и анализа затрат,

    - обещания, заведомо невыполнимые из-за отсутствия средств,

    - обещания, которые изначально не будут поддержаны в обществе.

5. Отказ занять определенную позицию по конкретному вопросу.

Например, некоторые фракции в Государственной Думе неоднократно уклонялись от публичного осуждения заявлений своих членов, в то же время и не поддерживая их публично.

6. Отказ раскрыть источники собственных доходов (в частности, использованных для покупки недвижимости, иномарок и т. п.).

7. Стремление уклониться от раскрытия источников финансирования избирательной кампании.

8. Факты использования бюджетных средств для избирательной кампании.

9. Получение средств на избирательную кампанию от конкретных организаций и лиц, ранее обвинявшихся в финансовой нечистоплотности (уклонение от уплаты налогов, перевод средств за рубеж и т. п.).

10. Использование служебного положения для оказания содействия в любой форме (налоговые и/или таможенные льготы и т. п.) фирмам и организациями, оказывающим финансовую поддержку избирательной кампании.

11. Безразличие к реальным проблемам населения. Например, игнорирование требований забастовочного движения и т. п.

12. Уголовное прошлое.

Избиратели имеют право знать о таких фактах в биографии нынешних политиков, как мошенничество, растрата, алименты или нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжелые последствия, даже если судимость уже снята.

13. Увольнение со службы (государственная служба, служба в вооруженных силах или силовых структурах) за серьезные нарушения.

14. Отсутствие квалификации или опыта для работы на искомом посту.

Внимание избирателя акцентируется на том, каков уровень опыта и квалификации соперника (работа на конкретном участке в экономике или просто партийный кабинет).

15. Отсутствие знаний о фактах повседневной жизни. Часто лица, занимающие высокие посты, не знают, сколько стоит батон хлеба или проезд в метро.

16. Непоследовательность.

Конкретный политик часто не имеет твердых взглядов, подобен флюгеру. Успешно используются результаты голосований в органах законодательной власти.

17. Позиции по спорным вопросам. Выявляется вопрос, по которому у соперника нет четкой позиции, он ставится в положение, когда вынужден уклоняться от изложения своих взглядов.

18. Поддержка позиции, против которой выступает большинство населения.

19. Отказ от дебатов. Обычно трактуется как неуверенность в победе, пренебрежение к соперникам, высокомерие. В России большинство претендентов отказываются от очной дискуссии с оппонентом, традиция публичных дебатов не сложилась.

20. Косвенные обвинения. Прием, увязывающий соперника с кем-либо, пользующимся дурной репутацией.

21. Представление ситуации так, чтобы показать, что лидер партии (движения) не контролирует положения в собственной партии или подведомственных ему структурах.

22. Совмещение работы на государственной должности или выборном посту с коммерческой деятельностью. То же для членов семьи.

Некоторые характерные особенности негативной кампании в средствах массовой информации.

Подобные обвинения:

    - обычно редко посвящены существу вопроса, не имеют отношения к главным темам кампании,

    - ориентированы на чисто эмоциональное восприятие и реакцию, обращены к низменным инстинктам,

    - часто содержат лишь крупицу правды, которая чрезмерно раздута,

    - редко высказываются прямо, в основном используются намеки,

    - часто используют символику и термины, обращенные к эмоциям избирателей,

    - содержат преувеличение, раздувают небольшой инцидент,

    - в некоторых конкретных случаях представляют дело так, как будто соперник мог контролировать ситуацию, однако не сделал этого,

    - выдвигаются через третьих лиц, а ответственность отрицается. В крайнем случае увольняется мелкий функционер, на которого сваливается вся ответственность,

    - часто построены на искаженных фактах,

    - используются до тех пор, пока не будет доказана их несостоятельность,

    - основаны на теории «нет дыма без огня» - как минимум удастся заронить у избирателя некоторые сомнения.

Эффективные формы распространения обвинений:

    - на Западе эффективно используется адресная рассылка информации сегменту электората, которая может сыграть определяющую роль в конкретном округе. Обычно это делается буквально накануне голосования, что не оставляет сопернику времени выступить с опровержением,

    - обычно используются авторитетные средства массовой информации, т. е. для обеспечения достоверности используется прикрытие журналистской объективности.

Средства массовой информации должны быть готовы к тому, что подвергнутые критике кандидаты или избирательные блоки:

    - потребуют немедленного опровержения,

    - на средство массовой информации или конкретного журналиста будет возложена персональная ответственность за распространение ложных обвинений,

    - для опровержения опубликованных или распространенных другим путем сведений будут привлечены люди и организации, пользующиеся доверием населения,

    - подадут иск в суд,

    - обвинят орган СМИ или журналиста в очернительстве, поставят под сомнение его честность и порядочность.

Ведущие политические консультанты стран Запада признают, что начиная с 60-х годов избирательные кампании приобретают все более негативный характер, акцентируют внимание избирателей не на существе программ или предложений того или иного кандидата, а на его недостатках как политика и человека. С ростом негативных аспектов избирательных кампаний они связывают и низкую явку избирателей, потерю интереса к политическим процессам общенационального характера, отвращение к политике в целом. Опыт последних лет свидетельствует о том, что и в России негативные формы и методы ведения избирательных кампаний приобретают все больший вес.

Использование изложенных выше методов при наличии достоверной и доказанной информации не может рассматриваться как нарушение закона в отличие от форм «грязного PR» (двойники, использование компромата, полученного с нарушением закона, аморальные методы и т. д.). Тем не менее всегда разумно заблаговременно получить заключение юриста по каждому конкретному случаю.

А. Булычев,
член Совета директоров
Международной ассоциации политических консультантов

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта