«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Об оценке ряда материалов «Блока Юрия Болдырева», распространенных через средства массовой информации в ходе предвыборной кампании по избранию депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга 2-го созыва
Экспертное заключение N 3(48) от 25 февраля 1999 г.
В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации обратился депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации А.В. Шишлов с просьбой оценить ряд печатных материалов общественно-политического движения «Блок Юрия Болдырева», опубликованных в печатных СМИ Санкт-Петербурга в период проведения выборов депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга 2-го созыва, на предмет их принадлежности к «агитационным печатным материалам».
В случае обнаружения такой принадлежности А.В. Шишлов просит дать заключение о том, были ли нарушены распространением такого рода материалов требования законодательства, регулирующего осуществление предвыборной агитации во время указанных выборов депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, и если такое нарушение имело место, то как оно могло повлиять на результаты выборов депутатов Законодательного собрания?
Ознакомившись с представленными печатными материалами и руководствуясь п. 21 Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Судебная палата приняла следующее заключение.
В ходе осуществления предвыборной агитации по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга 2-го созыва (ноябрь-декабрь 1998 г.) в ряде СМИ Санкт-Петербурга были опубликованы печатные материалы, содержащие информацию об общественно-политическом движении «Блок Юрия Болдырева» - одного из участников избирательного процесса по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Так, в специальном выпуске газеты «МиД», вышедшем в свет в ноябре 1998 г., на стр. 2 под общей рубрикой: «Общественно-политическое движение «Блок Юрия Болдырева» рядом с крупноформатной фотографией Ю.Ю. Болдырева помещен текст за его подписью, разъясняющий избирателям, за что именно «будут бороться» представители «Блока Юрия Болдырева» в случае их избрания в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
На странице 7 этого же спецвыпуска газеты «МиД» опубликована схема избирательных округов Санкт-Петербурга с указанием 24 фамилий кандидатов «Блока Юрия Болдырева», зарегистрированных в избирательных округах.
В газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 4 декабря 1998 г. под рубрикой «Политическая реклама» опубликовано обращение Ю.Ю. Болдырева к жителям Санкт-Петербурга. Смысл обращения - в изложении предвыборной программы участников движения «Блок Юрия Болдырева». Под этим обращением помещен список кандидатов в депутаты Законодательного собрания, выдвинутых «Блоком Юрия Болдырева», с указанием районов города и избирательных округов, по которым выдвинуты эти кандидаты.
Рассмотрев эти и другие факты участия Ю.Ю. Болдырева в предвыборной агитации в пользу общественно-политического движения «Блок Юрия Болдырева», Санкт-Петербургская избирательная комиссия своим решением N 89-4.1 от 10.12.98 г. предупредила заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации Болдырева Ю.Ю. о недопустимости его «участия в предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга второго созыва».
Однако 16.12.98 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» опять же под рубрикой «Политическая реклама» появляется объемный материал А. Тихоновой под выразительной шапкой «Юрий Болдырев не агитирует, а информирует...». Содержание этого материала составила подробная печатная и фотоинформация о прошедшей накануне встрече Ю.Ю. Болдырева с жителями Московского района Санкт-Петербурга.
В ходе этой встречи, как отражено в указанном материале А. Тихоновой, Ю.Ю. Болдырев несколько раз оговорился, что, выступая перед жителями, он, мол, «агитации не ведет» и «просит не считать это агитацией против «Яблока» и т.д. По его оценке, он лишь информирует «жителей Петербурга о том, что происходит в городе и стране».
Вместе с тем в ходе этого «информирования», впоследствии воспроизведенного в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 16.12.98 г., Ю.Ю. Болдырев довольно подробно останавливался именно на предвыборной программе «Блока Юрия Болдырева»; употреблял выражения типа «наши будущие депутаты, которых вы выберете«; описывал механизм, позволивший «сконцентрировать средства наших 24 кандидатов на то, чтобы лидер блока имел возможность выступать и разъяснять суть наших идей», а также прямо признался, что хоть и не основная, но определенная часть его «выступлений по радио и телевидению» связана именно с интересами предвыборной кампании.
Оценивая в целом принадлежность вышеуказанных печатных материалов к материалам предвыборной агитации, Судебная палата отмечает отсутствие в них прямых призывов голосовать за или против определенных кандидатов в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Однако правовой режим распространения «агитационных» материалов, действующий в период осуществления предвыборной агитации в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 2-го созыва, предполагает более широкое понимание «агитационности» тех или иных материалов, чем просто наличие или отсутствие в них прямых призывов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», действующего в период избирательной кампании в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 2-го созыва, в соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предвыборной агитацией является «деятельность граждан Российской Федерации по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов)». Именно в соответствии с этим законодательным критерием Судебная палата квалифицирует вышеназванные печатные материалы, опубликованные в газетах «МиД» и «Санкт-Петербургские ведомости», как предвыборную агитацию, имеющую целью побудить избирателей принять участие в голосовании за кандидатов «Блока Юрия Болдырева» и против кандидатов «Яблока».
Поскольку указанная агитационная информация по большей части исходила именно от Ю.Ю. Болдырева, то тем самым нарушалось требование Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», запрещающее (ст. 23 ч. 4) «должностным лицам государственных органов» (Ю.Ю. Болдырев является заместителем председателя Счетной палаты Российской Федерации) участие в предвыборной агитации.
Что же касается вопроса о том, как такое нарушение могло повлиять на результаты выборов, то Судебная палата, не вдаваясь в оценку степени такого влияния, само его наличие считает фактом вполне реальным и доказанным.
Информация, содержащаяся в указанных печатных материалах, распространенная через СМИ перед выборами в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, вполне могла реально повлиять на исход этих выборов.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|