Демократия.Ру




Дайте мне хорошую политику, и я вам дам хорошие финансы. А. Тюрго


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:53


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

«Заставляя» демократию работать

В 1987 г., когда был образован Международный фонд избирательных систем, никто не мог предположить, что мир сможет так радикально измениться за столь короткое время. И все же, основатель этой организации, Ф.Клифтон Уайт, чувствовал толчки приближающегося землетрясения, признаки невиданной ранее волны демократических преобразований. Он знал, что для того, чтобы такие преобразования были мирными и упорядоченными, молодым странам, вставшим на путь демократии, необходима помощь. Он также осознавал, что демократия и справедливая система государственной власти не устанавливаются сами по себе. Для их создания нужны знания, опыт и умелая организация.

Одно было ясно: не существует идеального плана построения демократии. Демократия означает «власть народа», и поэтому сами люди должны решить, какая у них должна быть власть. Международный фонд избирательных систем всегда понимал, как важно уважать культурные особенности и традиции народов, и что не только нежелательно, но и невозможно навязывать какой-либо стране какую-либо жесткую избирательную модель. За последние десять лет МФИС завоевал репутацию независимой, политически нейтральной организации, умеющей разобраться в самой сложной ситуации и принять мудрое решение. Избирательные комиссии, должностные лица государственных органов власти, общественные деятели, ученые, представители средств массовой информации и деятели некоммерческих организаций обращаются в Международный фонд избирательных систем за наиболее полной информацией, за советом и технической помощью по всем вопросам, связанным с избирательным процессом.

Концепции, разрабатываемые Международным фондом избирательных систем, всегда рассчитаны на дальнюю перспективу. Способности и возможности людей, работающих в МФИС - членов Совета директоров, сотрудников и консультантов - хорошо известны. Отличительные черты особо выделяют МФИС среди некоммерческих организаций, деятельность которых посвящена достижению демократических преобразований.

    МФИС - это международная организация. У нас имеются представительства более чем в двадцати странах, наш Международный совет директоров и Консультативный совет, а также двести сотрудников представляют более двадцати национальностей и говорят более чем на тридцати языках. Глубокие знания и богатый опыт персонала позволяют Международному фонду избирательных систем чутко реагировать и правильно ориентироваться в сложной ситуации, сложившейся в странах, где он проводит работу.

    Деятельность МФИС направлена на обеспечение демократических прав и свобод. Международный фонд избирательных систем в своей деятельности добивается обеспечения избирательных прав и демократических свобод, как для отдельных граждан, так и для групп лиц, не обладающим такими правами. МФИС проводит работу со всеми слоями общества, стремясь обеспечить должное функционирование ответственных демократических органов власти. Фонд предоставляет важную информационно-техническую поддержку в процессе подготовки и проведения выборов, для обеспечения законности, построения и укрепления гражданского общества и демократических институтов.

    МФИС предоставляет информационные ресурсы. Ресурс-центр имени Ф. Клифтон Уайта является одним из крупнейших в мире собраний документов и справочных материалов, в нем имеется коллекция оборудования, используемого в процессе подготовки и проведения как выборов, так и других политических мероприятий. Большинство представительств МФИС на местах имеет ресурс-центры, доступные широкой аудитории пользователей. На странице в Internet Международного фонда избирательных систем помещена важная информация, доступ к которой возможен со всех уголков мира.

    Особый акцент МФИС делает на достижение результатов работы. В своей деятельности МФИС добился измеримых и объективных результатов: хорошо организованные и открытые выборы, повышение уровня правовой защиты, учреждение постоянно действующих избирательных комиссий, создание более прочного гражданского общества с эффективно действующими неправительственными организациями, более эффективная деятельность органов местной власти, повышение уровня информированности избирателей.

Способы и методы, к которым прибегает Международный фонд избирательных систем, обеспечивая должное функционирование демократических институтов, включают:

    укрепление гражданских общественных организаций за счет повышения их активности и развития самодеятельной инициативы, что обеспечивает эффективную связь с выборными должностными лицами и представителями органов власти;

    обеспечение законности и уважения к закону за счет оказания содействия странам в разработке конституций, правовых кодексов и развития независимой журналистики;

    предоставление необходимой методической и учебной подготовки членам парламентов и представителям органов местной власти;

    проведение аналитических исследований по вопросам подготовки и проведения выборов, обеспечения законности, справедливого государственного правления, построения гражданского общества как в целях разработки программ, так и оценки их возможных результатов;

    создание условий для создания и работы независимой прессы, которые обеспечивают освоение новых рубежей в построении демократической культуры общества.

Наряду с расширением своей деятельности по вышеуказанным направлениям Международный фонд избирательных систем продолжает работу в области подготовки и проведения выборов по следующим аспектам:

    разработка законодательных актов, механизмов и процедур проведения выборов;

    укрепление избирательных комиссий как института государственной власти;

    разработка учебных материалов для лиц, ответственных за подготовку и проведение выборов;

    оказание содействия в усовершенствовании деятельности государственных органов, а именно: помощь в процессе регистрации граждан, использование новых технологий при подготовке и проведении выборов;

    работа с организаторами выборов в регионах, направленная на повышение их квалификации и обеспечение профессионального подхода при подготовке и проведении выборов.

Основная задача Международного фонда избирательных систем заключается в содействии установлению сильных и прочных демократических порядков, значимых для людей. Каждая страна должна найти свой собственный путь к демократии, основываясь на своих собственных социальных, экономических и исторических традициях. МФИС предоставляет информационно-технические ресурсы, протягивает руку помощи и является партнером в таком процессе. Мы помогаем четко сформулировать вопросы и предлагаем возможные пути для их решения.

Черногория, ФРЮ: продвижение реформ

В мае 1998 г., когда избиратели в Черногории, Федеративная Республика Югославия (ФРЮ), шли на избирательные участки на выборах нового парламента и муниципальных органов власти, многие задавали себе вопросы:

    могут ли эти выборы пройти без насилия и вмешательства со стороны федеральных властей, как это было в октябре 1997 г. на президентских выборах?

    сможет ли республика в составе Югославии создать легитимную избирательную структуру и выбрать лидеров, приверженных демократическому пути развития?

    сможет ли Черногория стать демократической моделью для Югославии и других балканских государств?

При содействии Международного фонда избирательных систем результаты выборов в Черногории не просто превзошли ожидания, но и дали положительные ответы на все выше поставленные вопросы.

По мере приближения выборов в мае 1998 г. существовали опасения, что стоявший у власти руководитель, потерпев поражение на выборах, призовет своих сторонников взяться за оружие и выступит против надвигающегося «преступного режима», что приведет к волнениям и террористическим актам, как это случилось в октябре 1997 г. Чтобы предотвратить такое развитие событий, что, к счастью, было возможно за счет усовершенствования техники проведения выборов, МФИС организовал следующие мероприятия:

    обучение инструкторов-методистов - Международный фонд избирательных систем вооружил черногорцев методическими знаниями и приемами, позволяющими проводить инструкторско-методическую подготовку с представителями муниципальных избирательных комиссий и активистами политических партий, ответственными за подготовку работы на избирательных участках;

    информирование избирателей и кандидатов - Международный фонд избирательных систем разработал высокоэффективную программу работы с избирателями, которая предусматривала размещение рекламы на радио и телевидении, развешивание плакатов и распространение информационных листовок, рассчитанных на широкие слои населения. Специальные информационные материалы также были ориентированы на такие категории избирателей, как: женщины, этнические албанцы, молодые избиратели и избиратели, которые впервые должны были прийти на избирательные участки. Международный фонд избирательных систем разработал и выпустил политически нейтральный блокнот в помощь кандидатам, в котором были собраны все соответствующие законодательные и информационные материалы, связанные с выборами;

    оказание содействия избирательной комиссии - Международный фонд избирательных систем оказывал политически беспристрастную консультационную помощь избирательным комиссиям для того, чтобы обеспечить уверенность избирателей в справедливости избирательного процесса и гарантировать, что на все вопросы, возникающие в отношении технической стороны подготовки и проведения выборов у какой-либо стороны, будут даны ответы.

Подготовка и проведение выборов были безукоризненными. Все партии признали легитимность результатов. В результате плавного перехода власти большинство мест в парламенте получили реформаторы. В настоящее время они занимают ключевые позиции как в исполнительных, так и в законодательных органах власти Черногории.

Парагвай: подотчетность выборных лиц

Работа Международного фонда избирательных систем в Парагвае началась в 1989 г. и достигла пика своей активности в 1998. За 1998 финансовый год Международный фонд избирательных систем:

    предоставил техническое содействие органам, ответственным за подготовку и проведение выборов, внеся, таким образом, свой вклад в проведение наиболее открытых за всю историю страны национальных выборов;

    применил новаторский подход в работе с гражданами, направленной на повышение их активности на выборах и в управлении страной в целом, а также на повышение отчетности должностных лиц местных выборных органов власти перед избирателями.

10 мая 1998 г. в Парагвае были проведены общенациональные выборы. Существовало опасение, что в связи с широкомасштабной предвыборной борьбой на общенациональном уровне основное внимание избирателей будет обращено на шумную президентскую кампанию, а выборы в местные органы власти будут проигнорированы. Недостаточное освещение мер правительства, направленных на децентрализацию власти, усугублялось полным незнанием граждан о том, какую роль они должны играть в системе местного самоуправления.

Чтобы решить эту проблему. Международный фонд избирательных систем в сотрудничестве с 14 местными неправительственными организациями в ходе выборов проводил работу по информированию избирателей. Неправительственные организации разработали информационные материалы и организовали семинарские занятия во многих уголках Парагвая с такими группами лиц и организациями, как: кооперативы, профсоюзы, церковные приходы. В ходе таких мероприятий до сведения избирателей доводилась информация о выборах как на местном, так и общенациональном уровне, а также излагались политические программы и платформы кандидатов. Эти усилия принесли свои плоды - более 80 процентов избирателей пришли на избирательные участки и проголосовали.

Однако наиболее серьезные преобразования произошли после выборов 1998 г. До этого выборные должностные лица часто игнорировали наказы своих избирателей. Зная это, МФИС вел работу с большим количеством гражданских общественных организаций, направленную на повышение активности и инициативы граждан Парагвая в осуществлении своих прав и выполнении обязанностей в повседневной жизни, а не только во время выборов.

В 17 провинциях и в столице было организовано 17 общих съездов общественности. Повестка дня для каждого такого форума определялась местными гражданскими общественными организациями. В работе каждого форума принимало участие более 200 человек. На этих мероприятиях участники имели возможность встретиться с вновь избранными должностными лицами и довести до них свои заботы, планы и надежды. С каждого съезда велась прямая трансляция по радио, и таким образом граждане Парагвая даже в наиболее удаленных селениях могли услышать, как завязывается значимый диалог между местными выборными должностными лицами и гражданами.

Результаты проделанной работы были впечатляющими: возросла ответственность местных выборных должностных лиц за выполнение наказов избирателей. В четырех провинциях на гражданских форумах было положено начало процессу децентрализации власти при широком участии общественности.

Либерия: восполнение информационного пробела

После того, как Либерия вышла из семилетней гражданской войны, жизнеспособность и информированность гражданского общества являлись центральными факторами, определяющими, сможет ли нация залечить свои раны, вновь объединиться, провести реконструкцию и превратиться в относительную демократическую страну, будут ли граждане должным образом информироваться о деятельности органов власти, порядке и ходе проведения выборов, а также смогут ли они обеспечить подотчетность выборных государственных должностных лиц перед избирателями?

Для того, чтобы на каждый из этих вопросов был получен положительный ответ, Международный фонд избирательных систем проводит большую работу, направленную на то, чтобы либерийские граждане имели доступ к достоверной, беспристрастной информации. Поскольку такая информация была, как правило, недоступна. Международный фонд избирательных систем в рамках совместного проекта МФИС и фонда «Fondation Hirondelle» (швейцарской неправительственной организации) оказал существенную поддержку радиокомпании «Star Radio». Радиостанция «Star Radio» осуществляет трансляции на либерийском, английском, французском и еще 14 языках народностей, проживающих в этой стране. Аудитория радиостанции насчитывает более 1 млн. слушателей.

При финансовой поддержке Агентства международного развития США МФИС оказывает помощь в организации и проведении высококачественных информационных радиопрограмм, которые освещают ключевые вопросы избирательного процесса, деятельности органов власти, процесса примирения и развития страны. Всеохватывающие, подробные и правдивые репортажи обеспечили этой радиостанции репутацию одной из наиболее уважаемых и солидных станций в Либерии.

Однако 8 января 1998 г. по приказу министра почты и телекоммуникаций Либерии радиостанция «Star Radio» была закрыта, как раз в то время, когда было начато наступление на другие независимые средства массовой информации. «Star Radio» возобновила свою работу в феврале, после того, как правительство Либерии восстановило ее лицензию, в основном, благодаря международному давлению.

В октябре правительство запретило трансляцию передач «Star Radio» на коротких волнах, которая велась на сельские районы, обвинив радиостанцию в несанкционированной передаче новостей через сеть Internet. Также правительство пригрозило выслать из страны двух технических консультантов из «Foundation Hirondelle» несмотря на то, что «Star Radio» является признанной органами власти местной неправительственной организацией, руководимой либерийским советом директоров. Заплатив штраф, радиостанция «Star Radio» возобновила передачи 10-минутных информационных программ по Internet, но радиотрансляции осуществляет только на ультракоротких, а не коротких волнах.

«Star Radio» является одной из трех наиболее популярных среди радиослушателей станций в Либерии. Программа на радиостанции готовится командой, состоящей из 40 либерийских журналистов и дикторов, ведущих передачи на различных языках. В ежедневные программы, транслируемые «Star Radio», входят и передачи, подготовленные студией «Search for Common Ground» (»Поиск общих позиций») и «Radio Monrovia» (»Радио Монровии»), посвященные проблемам здоровья, ухода за детьми, а также укрепления и восстановления семьи. По каналам данной радиостанции также транслируются специальные программы от UNICEF и организации «Save the Children» (»Спасите детей»).

«Star Radio» вносит много положительного в общественную жизнь Либерии. Местные журналисты имеют уникальную возможность вырабатывать объективный независимый подход в журналистике и совершенствовать свое мастерство. Следует отметить, что, отчасти благодаря работе радиостанции «Star Radio», общий качественный уровень и объем освещаемых вопросов в стране значительно возрос.

Катар: предоставление демократических прав женщинам

В 1998 г. в Катаре было намечено проведение первых в истории страны выборов в муниципальный совет, состоящий из 29 членов. Выборы были намечены на начало 1999 г. В отличие от других монархий Персидского залива, в Катаре в настоящее время женщины имеют право голосовать, а также баллотироваться на выборные должности, что делает выборы в муниципальные органы власти Катара поистине уникальным событием в жизни этого региона.

МФИС был первой международной организацией, посетившей Катар для обсуждения вопросов организации и проведения выборов, и им первым был поднят вопрос об участии женщин в выборах. Несмотря на то, что во всех странах мира происходит процесс либерализации политических систем, женщины попадают в одну из категорий граждан, участие которых в политическом процессе сталкивается с большим количеством официальных и неофициальных препятствий и барьеров. Основные усилия в работе МФИС направил на повышение активности женщин и повышение их роли в общественной жизни, для чего занимался распространением практического опыта и информации, учитывая местные особенности региона.

В 1998 г. МФИС оказал содействие Подготовительному комитету по организации муниципальных выборов, группе женщин-активисток Катара, которые проводили программы информирования женщин-избирателей о выборах. МФИС:

    провел учебно-методические занятия на арабском языке (основной темой которых было выдвижение кандидатуры на выборную должность) более чем с 40 катарскими женщинами, включая женщин-кандидатов и представительниц групп проведения предвыборной кампании;

    провел индивидуальную работу с кандидатами и группами их поддержки по разработке предвыборных обращений и планированию избирательной кампании;

    разработал всеобъемлющее пособие на арабском языке по вопросам выдвижения кандидатуры на выборную должность с учетом особенностей Катара;

    провел брифинг с Подготовительным комитетом, посвященный вопросам реализации программ работы с женщинами-избирателями в арабском мире, и разработал материалы для проводимой под эгидой МФИС просветительской программы в районе Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

В Катаре МФИС занимался ключевыми аспектами обеспечения демократических прав женщинам в контексте проходивших и будущих выборов, прививая им практические навыки и передавая знания. Как сказала одна из женщин-участниц программы обучения: «Семинарские занятия расчистили дорогу для катарских женщин-кандидатов, открыв для нас путь к новым знаниям в области избирательного процесса».

Гана: укрепление гражданского общества

«Они вовсе не мешают работать, а, наоборот, оказывают всяческое содействие», - так, благодаря проведенному Международным фондом избирательных систем проекту «ECSELL» (»Повышение эффективности общественной инициативы на местах»), меняется взгляд многих должностных лиц, выбираемых в местные органы власти Ганы, на гражданские общественные организации.

Чтобы укрепить местные организации, поднять квалификацию их лидеров, повысить понимание и начать новый диалог, направленный на поиск наиболее эффективных путей разрешения стоящих перед обществом проблем. Международный фонд избирательных систем в 1998 г. провел три семинарских занятия в рамках проекта «ECSELL», в работе которых приняло участие приблизительно 700 человек. Каждое семинарское занятие проводилось в 20 из 110 районов Ганы - в результате более половины территории страны было охвачено этой программой. Семинарские занятия проводились для смешанной аудитории, состоявшей из лидеров гражданских общественных организаций и официальных представителей районной ассамблеи (местных органов власти), многие из которых впервые увидели друг друга в учебном помещении.

Семинарские занятия помогли завязать диалог между лидерами общественных организаций и представителями местных выборных органов власти. Например, в одном районе общественные деятели планируют проведение совместных работ с районными органами здравоохранения и санитарии по поиску решений наиболее острых санитарно-эпидемиологических проблем. Инспектор местного органа власти в Дунква заявил: «Благодаря тому, что МФИС 'свел' гражданских лидеров и представителей [районной ассамблеи], мы смогли лучше понять друг друга.»

Кроме того, сейчас сами общественные организации стали более тесно сотрудничать друг с другом. Представители общественных организаций из пяти районов, принявшие участие в семинарских занятиях, создают официальную коалицию. Один из гражданских лидеров заявил: «Мы должны быть более организованными, действовать как команда и решать свои проблемы совместно и в духе сотрудничества». В МФИС также поступают отчеты о проведении заседаний районных ассамблей по вопросам стратегического планирования, на которых представители органов власти пытаются лучше понять свои обязанности перед обществом, которому они служат.

Успешное проведение проекта «ECSELL» заложило основу для более тесного взаимодействия между выборными должностными лицами и их избирателями, предоставило возможность создания сильных демократических институтов в Гане, повысило и обеспечило официальное признание роли, которую играют гражданские организации в жизни общества, а также дало начало процессу, направленному на обеспечение грамотных решений и достижение более ощутимых преобразований в повседневной жизни граждан Ганы.

Осуществление проекта «ECSELL» является логическим продолжением работы Международного фонда избирательных систем в Гане. С 1993 по 1997 г. Международный фонд избирательных систем сотрудничал с Избирательной комиссией Ганы по вопросам организации и проведения выборов в 1996г., которые получили высокую оценку.

Украина: выборы и обеспечение законности

На Украине ситуативный подход к организации и проведению выборов был преградой на пути перехода к демократии. 1998 г., когда парламент принял новые законы о выборах, и с успехом были проведены парламентские выборы, стал поворотным годом.

Методическая и учебная подготовка сыграла критически важную роль в разработке нового усовершенствованного законодательства о выборах. Несмотря на то, что до выборов оставалось менее четырех месяцев (они прошли 29 марта 1998 г.), МФИС провел успешную работу с вновь учрежденной, действующей на постоянной основе Центральной избирательной комиссией Украины и помог обеспечить достаточную подготовку как органов, ответственных за подготовку и проведение выборов, так и избирателей к голосованию по новой, смешанной системе выборов.

Новые законы о выборах, получившие международное признание как шаг вперед в установлении постоянной и эффективно действующей системы выборов законодателей на национальном и местном уровне, являлись важнейшим фактором для обеспечения легитимности и открытости этих выборов.

МФИС:

    разработал «Руководство по процедурным вопросам для членов участковых избирательных комиссий» и выпустил его тиражом 70 000 экземпляров для того, чтобы у каждой участковой избирательной комиссии было не менее двух экземпляров;

    подготовил и провел девять одноминутных и восемь пятиминутных телевизионных программ, посвященных разъяснению особенностей новой системы проведения выборов и изменениям в порядке голосования, с которыми пришлось столкнуться избирателям на избирательных участках. Пятиминутные программы транслировались по национальному телевидению, а одноминутные - как общенациональными, так и региональными телевизионными станциями;

    оказал содействие в адаптации телевизионных объявлений общественной службы новостей для радио трансляций;

    выпустил и распространил два плаката тиражом более 270 000 экземпляров (тираж одного из них финансировался за счет средств посольства Канады), разъясняющих новый порядок проведения выборов;

    опубликовал всю соответствующую информацию на представительской странице МФИС/Украина в Internet.

МФИС также помог упростить форму избирательного бюллетеня. В Верховную Раду (парламент) баллотировались кандидаты от 30 политических партий, поэтому изначально, в соответствии с положениями законов, избирательный бюллетень должен был быть длиной 2 м 58 см. Однако МФИС предоставил вниманию Центральной избирательной комиссии Украины образцы избирательных бюллетеней с аналогичным количеством партийных списков, имеющихся в Ресурсном центре имени Ф.Клифтона Уайта, что помогло убедить украинских парламентариев уменьшить длину бюллетеней до более разумных размеров - около двух футов (66 см).

Как выборы, так и новое законодательство, регулирующее их проведение, оказались весьма успешными: высокой была явка избирателей, количество испорченных избирательных бюллетеней было минимальным, восемь политических партий получили представительство в парламенте, депутатские мандаты достались также 114 независимым кандидатам.

Проект «Организация, проведение и стоимость выборов» (АСЕ)

В 1998 г. Ресурсный центр имени Ф.Клифтона Уайта Международного фонда избирательных систем совместно с Организацией объединенных наций и Международным институтом содействия демократии и избирательному процессу начал осуществление проекта «Организация, проведение и стоимость выборов» (АСЕ), первой в мире глобальной подборки информационных материалов, посвященных альтернативным подходам к организации и проведению выборов.

Проект АСЕ был разработан для оказания помощи молодым государствам, недавно вставшим на путь демократического развития, которые сталкиваются с одной из наиболее сложно разрешаемых проблем при проведении выборов - их финансировании. Международная помощь часто распространяется только на выборы, проводимые в стране в первый раз. Однако зачастую при проведении вторых или третьих выборов размер такой помощи резко сокращается, или в такой поддержке вообще отказывается. Молодые демократические страны сталкиваются со сложной задачей - разработать приемлемую с экономической точки зрения систему проведения выборов без каких-либо потерь качества по таким важным аспектам, как: точная регистрация избирателей, организация удобных мест для проведения голосования, недопущение правонарушений, эффективный и безошибочный подсчет голосов и обеспечение действия законодательства о выборах.

Информация по проекту АСЕ, находящаяся на странице в Internet и размноженная на компакт-дисках, дает лицам, занимающимся вопросами организации и проведения выборов на профессиональной основе, возможность получить всеобъемлющую и систематизированную информацию о целом ряде возможных вариантов механизмов проведения выборов, а также расчеты и выкладки по таким аспектам, как организация подготовки и стоимость проведения выборов. В этих информационных материалах можно найти множество примеров действенных практических решений, принятых с учетом разнообразных культурных особенностей и экономических ситуаций, там даются пути достижения наибольшей экономичности без снижения качества процесса подготовки и проведения выборов.

Страница в Internet по проекту АСЕ и компакт-диск были изначально разработаны как «живые документы», предусматривающие обратную связь с пользователями из различных уголков мира. В настоящее время осуществляется перевод этих документов на французский, испанский и русский языки для того, чтобы эта важная информация была доступна для более широкой аудитории.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта