Демократия.Ру




Раб, сознающий своё рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодоволь Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924), российский революционер, крупный теоретик марксизма


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 15:10


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Создавая прочные демократические институты

Ниже приводится обобщенный обзор деятельности Международного фонда избирательных систем в рамках программы построения демократических институтов во многих странах, которым оказывалось содействие в течение 1998 финансового года.

Африка и Ближний Восток

Бенин - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

Проблема реформы системы финансирования избирательных кампаний стоит не только перед Соединенными Штатами Америки. В Бенине действует законодательство, устанавливающее ограничения в отношении сбора и расходования денежных средств кандидатами и политическими партиями, и все же коррупция и противозаконное использование материальных средств было основной проблемой на выборах, проходивших в 1995 и 1996 гг.

Счетная палата Верховного Суда, являющаяся основным органом власти в Бенине, регулирующим вопросы финансирования избирательных кампаний, обратилась в МФИС с просьбой помочь привести в порядок систему финансирования избирательных кампаний. МФИС:

    организовал учебные семинары с аудиторами Счетной палаты по вопросам осуществления надзора и контроля за расходованием денежных средств на нужды предвыборных кампаний, разъяснил порядок предоставления отчетности и механизмы контроля за получением и использованием денежных средств, принятые в других странах, и помог разработать систему, которая стала бы эффективной в Бенине;

    совместно с аудиторами Счетной палаты разработал план мероприятий для введения новой системы надзора и контроля;

    подготовил отчет, в котором были отмечены недостатки действующего законодательства в отношений финансирования избирательных кампаний, и выработал рекомендации по его усовершенствованию.

В новом законе были учтены многие рекомендации МФИС, направленные на повышение профессионализма органов, отвечающих за подготовку и проведение выборов в Бенине, а также обеспечение их большей независимости. Этот закон в сентябре 1998 г. был единогласно принят Национальной ассамблеей Бенина и передан в правительство для его опубликования.

Демократическая Республика Конго - ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

После свержения Лорентом Кабилой прежнего главы государства, Мабуту Сесе Секо, появилась возможность оказания помощи Демократической Республике Конго, прежде известной как Заир, в ускорении ее перехода к демократии и обеспечении законности и правопорядка. К сожалению, гражданские и международные конфликты в стране осложнили процесс создания политически открытого общества.

    31 июля 1998 г. МФИС открыл в Киншасе Демократический центр информационных ресурсов и документации. На церемонии открытия присутствовали ведущие государственные и общественные деятели, и это событие получило широкое положительное освещение в средствах массовой информации.

    МФИС работал в тесном сотрудничестве с религиозными группами, организациями гражданского просвещения и защиты прав человека для обеспечения демократии, мира и национального примирения.

Гвинея - ВЫБОРЫ

В декабре 1998 г. в Республике Гвинея должны были состояться вторые со времени получения независимости президентские выборы. Это событие само по себе является важным шагом к укреплению демократии, и МФИС способствовал созданию независимой национальной избирательной комиссии, что должно было ускорить поступательное движение страны на пути демократических преобразований. Международный фонд избирательных систем вовлек многие политические партии, представителей органов власти и гражданского общества в дискуссию о структуре и роли такой комиссии.

В августе 1998 г. министр внутренних дел Гвинеи объявил о создании Высокого совета по вопросам выборов. МФИС продолжает работать со всеми заинтересованными лицами для обеспечения дальнейшего прогресса на этом чрезвычайно важном направлении.

Малави - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, СПРАВЕДЛИВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

В 1998 г. Правительство Малави приняло новый Закон об избирательных комиссиях и внесла изменения в Закон от 1993 г. о президентских и парламентских выборах. МФИС:

    провел брифинг с членами парламента и кабинета [министров] по вопросам обеспечения действия новых законов и их влияния на будущие выборы;

    разработал планы, направленные на укрепление технических возможностей избирательных комиссий в Малави. 26 августа Комиссия одобрила предложения МФИС по созданию органов, ответственных за подготовку и проведение выборов на региональном и окружном уровне, системе регистрации избирателей, подготовке организаторов выборов, а также работе с избирателями. Сразу же после этого МФИС приступил к непосредственной работе с Комиссией, оказывая ей консультационную помощь по реализации указанных программ.

Мали - ВЫБОРЫ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СПРАВЕДЛИВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Когда 21 июня 1998 г. в Мали проходили выборы в местные органы власти, стояли две наиболее сложные задачи: (1) обеспечить более эффективную работу с избирателями и повысить явку, а также (2) усовершенствовать статистический учет информации о выборах. МФИС:

    провел две общенациональные кампании по работе с избирателями с привлечением различных средств массовой информации, которые были направлены на информирование граждан Мали об их правах и обязанностях, а также о порядке голосования. Две песни, посвященные этим проблемам, были записаны и размножены на 4 000 аудиокассет, распространенных во всех восьми регионах Мали. Эти песни также транслировались по радио на территории всей страны. 2 000 видеокассет и вторая песня, «Votemania» (»Страстное желание проголосовать»), призывающая к участию в выборах, была записана и транслировалась по национальному телевидению. Было изготовлено и распространено 1 000 футболок с призывами принять участие в выборах;

    разработал базу данных и два справочника со статистической информацией по выборам, один, содержащий информацию о кандидатах и результатах выборов, а другой - общую официальную информацию по выборам. Национальная независимая избирательная комиссия обеспечила тщательный подбор и распространение более важной информации, связанной с проведением выборов в местные органы власти, которые состоялись 21 июня 1998 г. Справочники, подготовленные Международным фондом избирательных систем и Национальной независимой избирательной комиссией, были направлены в министерства, лидерам политических партий и представителям общественности.

Западный берег реки Иордан/сектор Газа - ВЫБОРЫ

Проект технического содействия МФИС на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа достиг своего апогея в январе 1998 г., когда было разработано первое, единственное в арабском мире руководство по проведению выборов. Международный фонд избирательных систем разработал типовой блокнот под названием «Руководство по планированию и организации выборов в палестинские местные органы власти на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа» на арабском и английском языках для организаторов выборов. В руководстве содержались подробные рекомендации по вопросам планирования подготовки и проведения выборов в местные органы власти, проходящих на конкурентной основе, разработанные на основе знаний МФИС как палестинского контекста, так и передовой международной практики проведения выборов.

МФИС представил это руководство Министерству местных органов власти Палестины и в избирательную комиссию. Международный фонд избирательных систем также провел два семинара с организаторами выборов. Выборы в местные органы власти были отложены на неопределенный срок, поскольку мирный процесс зашел в тупик. МФИС надеется, что это руководство принесет большую пользу палестинскому народу, стремящемуся к построению демократической избирательной системы, при проведении выборов в местные органы власти в будущем.

Американский континент

Боливия - СПРАВЕДЛИВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В рамках рассчитанной на долгую перспективу реформы, направленной на децентрализацию власти и большую экономическую самостоятельность на местах, Закон о гражданском участии в Боливии разделил страну на 310 муниципальных районов и предоставил 20 процентов суммы всех налоговых поступлений в распоряжение вновь созданным муниципалитетам. По договору субподряда с организацией «Chemonics International» Международный фонд избирательных систем оказывает содействие государственным органам власти в обеспечении действия данного закона.

В 1998 г. консультанты МИФС работали совместно с группой представителей организации «Democratic Development and Citizen Participation» (DDCP) (»Демократическое развитие и гражданское участие») под эгидой «Chemonics International» над разработкой стратегических направлений создания комитетов «Comites de Orientacion y Participacion Electoral» (COPE) (»Комитеты ориентации избирателей и участия в выборах»). Такие комитеты призваны обеспечить активное участие граждан в некоторых избранных для эксперимента муниципалитетах на выборах, проводимых на местном, региональном и национальном уровнях. Организация «Democratic Development and Citizen Participation» уже оказала содействие комитетам COPE в определении роли, которую им предстоит сыграть, а также помогла муниципальным властям повысить явку избирателей, провести регистрацию избирателей и организовать политические дебаты. МФИС продолжит сотрудничество с группой DDCP в рамках проекта учреждения комитетов COPE, для чего предложил провести мероприятия по работе с избирателями и гражданскому воспитанию, разработать руководство в целях обеспечения максимальной самостоятельности таких комитетов и выработать методику для оказания комитетам помощи в координации своей деятельности с другими организациями, вовлеченными в избирательный процесс.

Эквадор - ВЫБОРЫ

По приглашению Верховного избирательного трибунала Эквадора МФИС организовал наблюдение за президентскими, парламентскими, провинциальными и муниципальными выборами, состоявшимися в Эквадоре 31 мая. Как ожидалось, наблюдатели МФИС признали выборы мирными, хорошо организованными, без какого-либо давления на избирателей, подлогов и иных правонарушений. В то же время, это были первые выборы, проводившиеся на конкурентной основе, в которых избиратели могли отдать свои голоса за отдельных кандидатов, а не партийные списки. В результате избирательные бюллетени в некоторых провинциях включали более 200 имен, были чересчур громоздкими, что привело к тому, что многие избиратели не смогли проголосовать на выборах в Конгресс. Международный фонд избирательных систем рекомендовал меры по упрощению формы избирательных бюллетеней и порядка подсчета голосов.

Сальвадор - СПРАВЕДЛИВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Для оказания содействия демократическим преобразованиям в Сальвадоре в течение 1998 финансового года Международный фонд избирательных систем осуществил два крупных проекта.

    Работая в рамках Программы развития Организации объединенных наций (UNDP), МФИС оказал содействие в реализации Плана общенациональной регистрации физических лиц в Сальвадоре, разработав аспект регистрации и выдачи новых документов, удостоверяющих личность, которые могут быть также использованы для голосования и в любых иных целях, связанных с определением личности владельца. МФИС оказал консультационную поддержку Регистрационному органу Сальвадора по вопросам применения специальных технологий, предусматривающих использование документов с отрезными краями, как, например, Автоматическая система идентификации отпечатков пальцев.

    МФИС провел аналитическое исследование по вопросам гражданского участия в Сальвадоре, которое включало организацию 24 фокусных групп с представителями практически всех слов населения страны, отобранных по социально-экономическому, географическому и демографическому признакам. МФИС также проанализировал уровень знаний и понимания респондентами демократических принципов, попытался понять причины, мешающие более активному участию населения и, в частности, женщин в политической жизни страны. Результаты исследования, а также выработанные рекомендации получили широкую огласку.

Гайана - ВЫБОРЫ

МФИС направил международную делегацию в количестве восьми наблюдателей в Гайану для наблюдения за ходом всеобщих выборов, состоявшихся 15 декабря 1997 г. Данную группу, работа которой финансировалась Национальным демократическим институтом, возглавил Джордж Джоунс, директор МФИС по странам Америки, бывший посол США.

В день выборов делегация посетила избирательные участки в четырех регионах, электорат которых составлял 70 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей, и признала выборы хорошо организованными и политически беспристрастными. К сожалению, проблемы начались после закрытия избирательных участков. Уровень подготовки сотрудников избирательных комиссий явно был недостаточен для четкой организации подсчета и учета избирательных бюллетеней. На подведение итогов голосования и объявление результатов ушло несколько дней. Такая задержка вызвала много волнений и подозрений. Результаты выборов опротестовывались практически каждый день в течение месяца после окончания выборов. В таких обстоятельствах МФИС решил сохранить свое присутствие в стране. Проигравшая партия, Народный национальный конгресс, обратилась в Верховный Суд Гайаны с требованием признать выборы недействительными, однако суд постановил, что такие решения не входят в его юрисдикцию.

Гаити - ВЫБОРЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

На протяжении всего 1998 г. политическая жизнь в стране была практически парализована, поскольку Конгресс не мог утвердить премьер-министра и назначить новый Избирательный совет, что ставило под угрозу весь процесс демократических преобразований в стране. В этих условиях, несмотря на все преграды и препятствия, МФИС проводил энергичную и активную работу, направленную на построение демократии. МФИС:

    разработал и выпустил доклад, в котором излагались обязательства и требования, предъявляемые к Избирательному совету для обеспечения доверия к нему граждан, а также для того, чтобы гарантировать, что такой совет, будь он действующий на постоянной или временной основе, имел все средства для организации и проведения честной, эффективной, открытой работы в ходе следующих выборов;

    провел испытание методик МФИС по усовершенствованию механизмов организации и проведения будущих выборов, что, помимо прочего, включало выбор мест регистрации избирателей и избирательных участков;

    разработал пакет мероприятий по гражданскому воспитанию, направленных на более эффективное информирование женщин и молодежи и на повышение их избирательной активности;

    провел оценку возможности создания национальной телевизионной и радиосети для передачи результатов выборов в ночь после проведения выборов.

Мексика - ВЫБОРЫ

Начиная с 1994 г., МФИС и федеральные избирательные власти Канады, США и Мексики проводили работу по укреплению взаимного сотрудничества, что предусматривало, помимо прочего, проведение Трехсторонней конференции по вопросам избирательных систем.

Четвертая Трехсторонняя конференция по вопросу голосования за рубежом была проведена в Мехико в сентябре 1998 г. На этой конференции были обсуждены концепции, принятые в Соединенных Штатах Америке и Канаде в области регулирования и организации голосования за рубежом для граждан этих стран, а также опыт некоторых других стран в организации и регулировании процесса голосования их граждан, проживающих в Северной Америке. Конференция существенно пополнила тот весьма незначительный объем аналитических материалов и информации, который существует по данному аспекту. В работе конференции приняли участие члены мексиканского Конгресса, должностные лица, отвечающие за организацию и проведение выборов, представители средств массовой информации и гражданских общественных организации, а также члены мексиканской комиссии, занимающейся исследованием этой проблемы. В ноябре 1998 г. комиссия представила доклад в мексиканский Конгресс.

Панама - ВЫБОРЫ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Сможет ли Президент Панамы Эрнесто Перез Балладерас выставить свою кандидатуру во второй раз, когда, в 1999 г., истечет срок его полномочий? Этот вопрос, как и многие другие вопросы, был решен гражданами Панамы на референдуме, состоявшемся 30 августа 1998 г. По приглашению Верховного избирательного трибунала Панамы для наблюдения за ходом референдума Международный фонд избирательных систем направил группу из девяти международных экспертов, возглавляемую бывшим послом США в Панаме и Колумбии Джеком Худом Вагном. Наблюдатели посетили более 100 избирательных участков и признали, что референдум проходил в спокойной, цивилизованной обстановке и, в общем, был хорошо организован.

Международный фонд избирательных систем также оказал финансовое содействие панамской неправительственной организации La Fundacion para el Desarrollo de la Libertad Ciudadana в работе по повышению активности участия населения в решении политического вопроса передачи Панамского канала. La Fundacion организовала целый ряд общественных мероприятий как в городских, так и в сельских районах страны. Перед технической рабочей группой экспертов и представителей общественности стояла задача выработать рекомендации для их представления в Технический комитет законодательного собрания. Рабочая группа представила 38 рекомендаций, 20 из которых были одобрены Техническим комитетом.

Перу - ВЫБОРЫ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

30 июня 1998 г. МФИС успешно завершил рассчитанный на четыре года проект построения демократия в Перу, благодаря которому в политической жизни государства были закреплены положительные перемены. В течение 1998 финансового года МФИС, в основном, работал по трем направлениям:

    исследование влияния географического фактора на низкую явку избирателей - В ходе проведенного исследования МФИС выделил те места, где проживают незарегистрированные и не принимающие участия в голосовании перуанцы, для того, чтобы сосредоточить свои усилия, направленные на повышение активности граждан в политической жизни, именно на этих регионах. В рамках этого проекта также были определены причины, объясняющие неучастие граждан в политической жизни и выборах. МФИС создал более 40 карт с указанием основных центров политически пассивного населения для того, чтобы именно в этих регионах с особым вниманием проводились работа с избирателями и мероприятия, направленные на повышение явки на выборах;

    сотрудничество с организацией «Transparencia» - МФИС продолжил поддержку этой неправительственной организации, оказывая содействие в работе Мультимедийного центра избирательных ресурсов, направленное на обеспечение его независимости и самостоятельности, расширение услуг по бесплатному предоставлению информации, относящейся к общественной жизни и избирательному процессу, а также расширение районов проведения учебных семинаров по вопросам организации и проведения выборов для общественных организаций;

    сотрудничество с организацией «Foro Nacional/Internacional» - Работая с этой перуанской неправительственной организацией, МФИС провел симпозиум по вопросам построения гражданского общества, увеличения политической активности граждан и развития избирательного процесса. МФИС также создал национальную информационную сеть с целью вовлечения в работу большего количества студентов университетов. Сеть имеет страницу в Internet, на которой студенты и другие заинтересованные лица могут обсуждать научные, культурные и иные проблемы, касающиеся их повседневной жизни.

Венесуэла - ВЫБОРЫ

В 1998 г. в Венесуэле по мере приближения общих выборов в законодательные органы, органы власти штатов и президента основную озабоченность вызывала система финансирования избирательных кампаний. Для обсуждения множества различных аспектов, связанных с этой проблемой, и оказания содействия в поиске решений 15-16 июня 1998 г. МФИС провел в Каракасе двухдневную конференцию по вопросу «Политические партии и финансирование избирательных кампаний». Участие в ней приняло приблизительно 100 штатных членов и сотрудников Избирательного совета Венесуэлы, членов Конгресса и других важных государственных и общественных деятелей, представителей политических партий, журналистов и экспертов по данной проблеме.

Конференция представила Конгрессу Венесуэлы и избирателям этой страны различные варианты систем, регулирующих финансирование избирательных кампаний, которые продолжают обсуждаться в Национальном конгрессе. МФИС также подготовил для опубликования материалы конференции, чтобы помочь другим латиноамериканским странам в разработке законодательства, регулирующего вопросы финансирования избирательных кампаний.

В мае 1998 г., по просьбе Национального избирательного совета, МФИС направил группу из двух экспертов по вопросам автоматизации процесса голосования для оценки оборудования, предложенного Национальному избирательному совету четырьмя производителями из Соединенных Штатов Америки и Европы. На основе рекомендаций консультантов из МФИС Национальный избирательный совет приобрел это оборудование и использовал его в большинстве районов Венесуэлы на выборах в декабре 1998 г.

Европа и Азия

Албания - ВЫБОРЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

Со времен первых пост коммунистических выборов, проведенных в Албании в 1992 г., МФИС периодически оказывал содействие этой стране в ее трудном переходе к демократии, который чуть не потерпел провал в 1997 г., когда была раскрыта мошенническая, построенная государством инвестиционная пирамида. Начиная с 1998 г., после того, как были проведены общенациональные выборы в присутствии международных наблюдателей, в организации которых МФИС через ОБСЕ оказал поддержку, Международный фонд избирательных систем 1 апреля 1998 г. открыл постоянное представительство в этой стране. МФИС:

    предоставил техническую помощь Центральной избирательной комиссии Албании, а также выполнял посреднические функции в спорах, возникших между различными партийными фракциями в отношении деятельности Центральной избирательной комиссии, обеспечив, таким образом, возможность проведения выборов;

    продолжил укрепление взаимоотношений с ОБСЕ, направив технических специалистов, которые помогли привести в порядок систему регистрации избирателей и обеспечили органы власти возможностью сбора, учета и использования информации об избирателях.

После проведения выборов 1998 г. МФИС работает с председателями двух Центральных избирательных комиссий, действующих в стране, по внесению положений в Проект Конституции, предусматривающих учреждение единой, постоянно действующей и независимой комиссии по проведению всех выборов и референдумов в Албании. Девяносто три процента участников референдума одобрили Конституцию 22 ноября 1998 г.

Армения - ВЫБОРЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Хорошо осознавая глубокий раскол общества в Армении и учитывая повсеместные правонарушения, которые были отмечены в ходе парламентских выборов 1995 г., Международный фонд избирательных систем в феврале 1996 г. учредил свое представительство в Ереване и оказывал техническую поддержку организации и проведению выборов в 1996 и 1998 гг., направленную на восстановление доверия к демократическому процессу.

В ходе президентских выборов 1998 г. МФИС:

    работал в непосредственном сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией Армении для оценки существующей и разработки более надежной технологии обработки избирательных бюллетеней;

    провел обучение с региональными и местными организаторами выборов, а также с международными наблюдателями;

    провел широкую кампанию по работе с избирателями, в ходе которой было выпущено и распространено более 200 000 плакатов и листовок, написано множество газетных статей и организован целый ряд транслировавшихся по национальному телевидению встреч в рамках программы «Ратуша», собравших аудиторию приблизительно в 1,8 млн. телезрителей.

В ходе аналитической оценки, проведенной МФИС после выборов, были раскрыты определенные противоречия и изъяны в законах о выборах, слабые стороны в системе руководства Центральной избирательной комиссии Армении, а также недочеты в процессе подсчета голосов. Кроме того, было обнаружено, что для членов оппозиционных партий доступ к телевидению, наиболее важному источнику получения информации для большинства жителей Армении, был в значительной степени ограничен. Тем не менее, имели место и некоторые позитивные преобразования, в том числе была усовершенствована форма избирательного бюллетеня, обеспечена более быстрая передача результатов голосования с избирательных участков в вышестоящие инстанции, работа Центральной избирательной комиссии Армении была более открыта, что позволило комиссии более четко регулировать избирательный процесс; хорошие результаты принесла кампания по работе с избирателями; организация работы в местах для голосования получила высокую оценку.

После выборов Международный фонд избирательных систем проводил наблюдение за ходом разбора жалоб и заявлений по вопросам выборов и представил рекомендации и аналитические отчеты Национальному собранию для разработки Общего кодекса законов о выборов, направленные на укрепление положительных демократических преобразований в политическом процессе.

Босния-Герцеговина - ВЫБОРЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Международный фонд избирательных систем сыграл ключевую роль в процессе примирения и демократизации в Боснии-Герцеговине. Начиная с 1995 г. и до настоящего времени, МФИС представляет независимую в рамках многозвенной структуры ОБСЕ поддержку по таким вопросам, как: организация и проведение выборов, работа с избирателями, правовая реформа, создание информационных технологий, управление избирательным процессом, регистрация избирателей и рассмотрение жалоб и заявлений на всех стадиях подготовки и проведения выборов, состоявшихся в 1996, 1997 и 1998 гг.

На выборах, состоявшихся в Сараево 12-13 сентября 1998 г., Международный фонд избирательных систем также с успехом выполнил свою миссию. Помимо предоставления нескольких десятков высококлассных технических консультантов для работы с миссией ОБСЕ, МФИС оказал поддержку по следующим направлениям:

    принятие постоянного закона о выборах;

    учреждение работающей на постоянной основе избирательной комиссии;

    разработка постоянно действующей надежной системы регистрации избирателей на основе использования существующих структур местных органов власти Боснии.

Выборы 1998 г. были признаны мирными, и несмотря на то, что процесс подсчета избирательных бюллетеней был медленным, результаты были, в общем и целом, приняты. Новый закон о выборах, по всей видимости, в будущем будет предусматривать увеличение количества женщин, избираемых в парламент.

Привлекая к работе боснийских инструкторов-методистов и используя широкую сеть общественных деятелей муниципального уровня, МФИС продолжает проведение проекта по работе с избирателями в центральной и западной части Боснии и Сербской Республики, направленного на повышение политической активности граждан Боснии.

Казахстан - ВЫБОРЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

После того, как в 1994 г. в Алма-Ате было открыто представительство МФИС по работе со странами Центральной Азии, а в феврале 1998 г. в столице Казахстана Астане было открыто второе представительство, МФИС проводит постоянную работу, направленную на содействие укреплению демократии в Казахстане. В 1998 г. МФИС:

    разработал проект создания учебной программы, которая предусматривает издание учебников, направленных на предоставление более подробной информации о демократии в средних школах;

    работал в тесном сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией К азахстана и местной телевизионной станцией «Khabar» над производством первых в истории Казахстана транслируемых по телевизионным каналам дебатов кандидатов, которые состоялись в октябре 1997 г.;

    предоставлял постоянную информационную поддержку по вопросам сравнительного анализа избирательных законов избирательным комиссиям, парламентариям и группам наблюдателей; также работал над усовершенствованием законодательной базы, проводил учебно-методическую подготовку организаторов выборов, а также работу с избирателями;

    сотрудничал с местными неправительственными организациями, деятельность которых связана с проведением выборов, по организации и проведению целого ряда общенациональных семинаров по вопросам информирования избирателей о выборах, для создания национальной сети наблюдателей за выборами от неправительственных организаций.

Кыргызстан - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, СОЗДАНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

После четырех лет работы, направленной на демократизацию жизни в Кыргызстане, МФИС в 1997 г. открыл свое представительство в Бишкеке. В 1998 г. деятельность МФИС шла по следующим направлениям:

    содействие в осуществлении программ и информационная поддержка Центральной избирательной комиссии Кыргызстана, законодателей и неправительственных организаций;

    анализ и выработка рекомендаций по четырем отдельным проектам законов о выборах в рамках государственной программы реформирования избирательной системы Кыргызстана;

    обсуждение законов о выборах с Центральной избирательной комиссией Кыргызстана, парламентом и рабочей группой по разработке законов о выборах, а также представителями местных неправительственных организаций, занимающихся наблюдением за выборами, для обеспечения лучшего понимания этих проблем.

Молдова - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ВЫБОРЫ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Начиная с 1993 г., МФИС работал в Молдове по поддержке избирательной реформы в рамках проектов, в большинстве своем финансируемых за счет средств Агентства международного развития США. Будучи фактически единственной американской организацией, занимающейся вопросами демократического строительства, МФИС провел огромное количество мероприятий в этой небольшой, но стратегически важной стране.

    Обеспечение законности - В конце 1997 г. были приняты два основных закона, разработка которых велась при поддержке МФИС: Общий закон о выборах и Правила учреждения постоянно действующей Центральной избирательной комиссии, а также Закон о фондах. В 1998 г. МФИС оказал содействие молдавскому парламенту и Министерству юстиции в разработке Закона о политических партиях, а также в разработке законодательства по административно-территориальной реформе, общественному управлению и доступу к информации, представляющей общественный интерес.

    Содействие в подготовке и проведении выборов - В конце, благодаря в том числе и усилиям МФИС, была создана Центральная избирательная комиссия Молдовы, действующая на постоянной основе. Международный фонд избирательных систем предоставил огромный объем технической помощи ЦИК Молдовы, особенно при подготовке парламентских выборов в марте 1998 г.

    Работа с избирателями - До выборов, состоявшихся в марте, МФИС распространял мотивационные и информационные плакаты и листовки, разрабатывал радио- и телевизионные объявления общественной службы новостей на румынском, русском и гагаузском языках. МФИС также разработал Блокнот для местных наблюдателей (во взаимодействии с местной группой «ЛАДОМ») и справочник, содержащий подробную информацию о результатах выборов. МФИС также создал и распространил ставший популярным компакт-диск, содержащий законы, информационные материалы и статистические данные по выборам в местные органы власти, президентским и парламентским выборам, проходившим с 1995 по 1998 гг.

    Построение гражданского общества - МФИС постоянно координирует деятельность гражданских общественных организаций и должностных лиц государственных органов власти путем организации встреч и выпуска ежеквартальных информационных бюллетеней «Vocea Civica» (»Гражданский голос»), а также оказывает помощь в разработке и принятии законодательства о неправительственных организациях.

Филиппины - ВЫБОРЫ

Демократический процесс на Филиппинах продолжает набирать силу и успешно развивается. МФИС проводил работу в этой стране с 1995 г. по приглашению правительства по таким направлениям, как: оценка технологических возможностей, обеспечение законности и, что следует отметить особо, работа с избирателями.

В течение последнего года работа МФИС была сосредоточена на выборах в национальные, провинциальные, муниципальные и местные органы власти, которые состоялись 11 мая 1998 г. МФИС:

    провел учебную подготовку с представителями средств массовой информации, должностными лицами, ответственными за организацию и проведение выборов и работниками избирательных участков;

    работал в тесном сотрудничестве с Избирательной комиссией Филиппин над реализацией всесторонней программы работы с избирателями;

    разработал целый ряд новаторских ярких рекламных объявлений под лозунгом «Это ваши выборы. Вы отдаете свои голоса за будущее ваших детей».

Такая работа с избирателями в значительной мере способствовала эффективному и успешному проведению выборов.

РОССИЯ - ВЫБОРЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В 1998 г. основная работа МФИС в России была сосредоточена на работе с избирателями. При этом преследовалась цель обеспечить информированность, правоспособность и активность российского электората, что, в общем, способствовало бы укреплению демократии, борьбе с коррупцией и установлению стабильности в стране. МФИС:

    выступил с инициативой создания Института развития избирательных систем (ИРИС), независимой местной неправительственной организации, которой МФИС передаст свои полномочия в России, и которая будет оказывать политически нейтральную поддержку развитию избирательного процесса;

    оказывал содействие областным избирательным комиссиям и законодателям в подготовке и проведении выборов и разработке проектов законов о выборах. Совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации МФИС провел семинар с членами и сотрудниками избирательных комиссий субъектов федерации, разработал целевые комплекты информационных материалов, аналитические подборки, учебно-методические руководства, а также модельные законы и направил их во все 89 регионов России;

    оказывал содействие в осуществлении реформы законодательства о выборах, предоставляя только беспристрастную, политически нейтральную аналитическую и сравнительную информацию законодателям обеих палат парламента - в Совет Федерации и Государственную Думу - в отношении финансирования избирательной кампании, регулирования политической рекламы в средствах массовой информации, пассивного избирательного права, репрезентативных систем и рассмотрения жалоб, связанных с выборами. МФИС также организовал мероприятия с другими институтами, которые позволили встретиться законодателям и представителям органов исполнительной власти «в нейтральной обстановке» для обсуждения определенных, вызывающих споры вопросов, связанных с проведением выборов;

    оказывал содействие в учреждении и поддерживал деятельность Фонда «Новые перспективы», единственной политически нейтральной неправительственной организации в России, занимающейся вопросами работы с избирателями и гражданского воспитания среди женщин и молодежи. Фонд имеет более 50 филиалов по всей России.

Кроме того. Ресурс-центр МФИС в Москве предоставляет важнейшую информацию для государственных должностных лиц, борцов за демократию, представителей общественности, средств массовой информации и обычных граждан России. Страница МФИС в Internet пользуется большой популярностью как внутри России, так и за рубежом.

Сербия, ФРЮ - ВЫБОРЫ

В конце 1997 г. МФИС провел оценку обстановки накануне парламентских и президентских выборов в Сербии, Федеративная Республика Югославия (ФРЮ), и пришел к заключению, что международное сообщество должно обеспечить активное наблюдение за ходом этих выборов и оказать им всестороннюю поддержку. Для обеспечения открытости выборов и пресечения правонарушений и подлогов, которые отмечались на выборах в местные органы власти в ноябре 1996 г., МФИС выступил с инициативой проведения программы технического содействия на местах, которая была сосредоточена на следующих направлениях:

    осуществление проекта «Подготовка инструкторов-методистов», в рамках которого в 18 городах было обучено около 1 300 представителей партий, работающих на избирательных участках, от 10 политических партий; в результате была подготовлена группа хорошо обученных инструкторов-методистов, которые теперь могут проводить учебные занятия по вопросам законодательства о выборах и процедурам проведения выборов;

    содействие в проведении политически нейтральной программы работы с избирателями, направленной на активизацию участия и повышение степени информированности электората, в которой особое внимание уделялось разработке обращений к группам граждан, традиционно ограниченных в избирательных правах.

Словакия - ВЫБОРЫ

В преддверии парламентских выборов в сентябре 1998 г. МФИС впервые провел техническую оценку до начала выборов и затем предоставил содействие на местах, что включало:

    подготовку работников на избирательных участках и должностных лиц, ответственных за подготовку и проведение выборов;

    пересмотр порядка проведения выборов и административных вопросов, а также законодательства о выборах и других связанных с этим нормативно-правовых актов;

    работу по информированию избирателей о законодательстве о выборах, порядке голосования и избирательных правах;

    координацию действий наблюдателей и оказание им содействия в работе.

Эти выборы стали «бархатной революцией» в Словакии, поскольку многие функционеры, баллотировавшиеся на выборах, проиграли в борьбе с кандидатами от демократических сил. Следует отметить, что выборы были хорошо организованными, открытыми, с высокой явкой избирателей, несмотря на все еще серьезные недоработки в законодательстве о выборах и необходимость проведения работы с группами избирателей, представляющими меньшинства.

Таджикистан - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

После пятилетней гражданской войны в июне 1997 г. правительство Таджикистана и объединенная таджикская оппозиция подписали всестороннее соглашение. Соглашение призвало всех граждан республики принять участие в парламентских выборах и создать Комитет национального примирения, в первоочередную обязанность которого входил пересмотр Конституции и законодательства о выборах.

В 1998 г. МФИС оказал содействие Комитету национального примирения и другим органам власти, а также политическим деятелям в процессе национального воссоединения посредством проведения следующих мероприятий:

    представителям Комитета национального примирения впервые была предоставлена возможность произвести оценку конституционных и структурных проблем в ходе семинарского занятия по вопросам конституционного развития, затрагивающего такие темы, как региональное обособление и необходимость создания независимого Конституционного Суда;

    проведение первого этапа оценки деятельности политических партий с тем, чтобы международные организации-доноры смогли определить, какую поддержку в будущем необходимо оказать для укрепления многопартийной системы в стране;

    проведение учебных занятий с организаторами выборов, работа с избирателями и поддержка развития политических партий в ходе подготовки к общенациональным парламентским выборам.

Узбекистан - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

Деятельность МФИС в Узбекистане началась в 1994 г. и включала в себя такие направления, как: работа с избирателями, проведение социологических исследований по вопросам общественного отношения к демократии, экономическим реформам и построению гражданского общества. Результаты опроса общественного мнения были использованы для разработки целевых программ технического содействия и работы с рядовыми избирателями.

В 1998 г. МФИС официально открыл свое представительство в Ташкенте. Развернув активную деятельность в 1997 г. по всестороннему техническому содействию в усовершенствовании законодательства о выборах, представительский офис Международного фонда избирательных систем стал надежным источником информационных материалов для Центральной избирательной комиссии Узбекистана, парламента, неправительственных организаций и других организаций, занимающихся разработкой избирательной реформы, работы с избирателями и дальнейшей демократизации в стране.

В 1998 г. МФИС через свой офис в Ташкенте предоставил информационные материалы, в которых содержался сравнительный анализ международного законодательства, регулирующего организационную структуру национальных избирательных комиссий. МФИС содействовал формированию более независимой Центральной избирательной комиссии Узбекистана, наделенной особыми правами и обязанностями. Законодательные акты о Центральной избирательной комиссии Узбекистана были впоследствии приняты и вобрали в себя рекомендации МФИС и обеспечили создание органа, более независимого от органов как исполнительной, так и законодательной власти.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта