Демократия.Ру




Либерал может сделаться министром, но из этого еще не следует, что он будет либеральным министром. Вильгельм Гумбольт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 01:22


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Введение

A. Объем работ

Целью настоящего отчета, содержащего техническую оценку предвыборной ситуации в России (ТОПС) и подготовленного Международным Фондом Избирательных Систем (МФИС), является определение уровня подготовки к выборам в Государственную Думу, назначенным на 19 декабря 1999 г., а также предоставление рекомендаций и оказание посильной помощи участникам и организаторам избирательного процесса. Анализируя ситуацию, характерную для современного избирательного процесса в России, отчет исследует насущные проблемы, требующие внимания и соответствующей оценки. В ряде рекомендаций, предлагаемых ТОПС, определяются потребности и предлагаются способы их удовлетворения с целью дальнейшего совершенствования российской избирательной системы и обеспечения ее целостности.

В реализации данного проекта приняла участие группа экспертов МФИС, члены которой обладают значительным практическим опытом работы в России в области исследования политических процессов. Настоящий отчет - результат работы четырех технических специалистов, обладающих в дополнение к вышесказанному, значительным профессиональным опытом в сфере организации и проведения выборов, а также глубокими познаниями в области Российского избирательного законодательства. Биографическая информация о членах экспертной группы представлена в Приложении А.

Цель настоящего проекта - получение информации из оригинальных источников посредством индивидуального опроса участников избирательного процесса, анализа избирательного законодательства, нормативных документов, а также анализа развития политического процесса. Более 30 встреч, состоявшихся с представителями Центральной избирательной комиссии РФ, включая Председателя ЦИК, а также представителями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, лидерами политических партий и неправительственных организаций (НПО), бывшими членами избирательных комиссий и представителями исследовательских институтов, отображены в Приложении В. Документы, подвергнутые детальному анализу, включают законы, регулирующие избирательный процесс, научные работы, сводки новостей из средств массовой информации (СМИ), а также отчеты, предоставленные другими организациями.

Помимо опроса, проведенного среди московских лидеров, эксперты встречались также с организаторами выборов в Свердловской и Ленинградской областях. Во время этих встреч, технические специалисты, разработавшие данный документ, имели также возможность провести ряд наблюдений за организацией и проведением губернаторских выборов в указанных регионах и получить достаточное представление о том, как на практике применяются существующие избирательные законы и процедуры, регулирующие избирательный процесс.

Конкретные цели технической оценки включали:

    Изучить особенности российской административной системы, в частности, в части, касающейся оказания электоральных услуг, таких, как: регистрация избирателей, повышение их информированности, защита избирательных бюллетеней, финансирование избирательных кампаний, использование открепительных удостоверений, голосование за рубежом, участие СМИ в избирательных кампаниях, роль местных и международных наблюдателей, а также деятельность по регулированию избирательных кампаний и участие широкой общественности в предвыборной кампании накануне парламентских выборов.

    Проанализировать технические аспекты избирательных законов на предмет возможного наличия препятствий на пути организации и проведения открытых и честных выборов.

    Определить возможные области, требующие краткосрочной технической помощи, и разработать основу для реализации проектов поддержки, финансируемых из общественных и частных источников.

    Разработать рекомендации по долгосрочному совершенствованию Российского избирательного процесса и предложить ряд конкретных мер по упрочению и дальнейшему развитию демократических институтов в ходе их подготовки к парламентским и президентским выборам.

B. Расстановка Политических Сил в Стране

1. Десять лет демократических выборов

С момента распада Советского Союза и образования Российской Федерации в 19991 г. российские граждане приняли участие в нескольких президентских и парламентских выборах и референдумах. В дополнение к этому, был проведен ряд избирательных кампаний в 89 субъектах Российской Федерации, самой большой стране мира, а также на местном уровне по выборам депутатов местных законодательных собраний и советов. Почти каждое воскресенье в 150-миллионной стране со 107 миллионами избирателей проходят выборы или референдумы на том или ином уровне. Возможность волеизъявления, предоставленная российским избирателям за последние десять лет для определения ими своего будущего посредством избирательных бюллетеней, не имеет равных в истории государства. И хотя за прошедшие десять лет экономические трудности доминировали в общественном сознании, появление на свет и развитие представительной демократии является одним из главных достижений российского народа.

12 декабря 1993 г. российские избиратели избрали свой первый парламент с момента распада Советского Союза, произошедшего в 1991 г. В результате таких выборов были избраны депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания, нижней и верхней палат парламента. Вслед за этими выборами Государственная Дума внесла существенное изменение в российскую избирательную систему, отменив прямое избрание членов Совета Федерации и приведя закон о выборах в Думу в более полное соответствие закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Последние парламентские выборы в России состоялись в декабре 1995 г. 64,73% от общего числа российских граждан, обладающих активным избирательным правом, приняло участие в этих выборах, в результате которых Коммунистическая Партия Российской Федерации получила 22,3 % голосов и 157 мест в Думе, из которых 99 мест достались кандидатам от этой партии, баллотировавшимся по партийному списку, и 58 мест - кандидатам, избранных по одномандатным округам. Другие партии, получившие представительство в Думе в результате выборов 1995 г., заняли следующее количество мест:

    Наш дом - Россия - 55 мест;
    ЛДПР
    - 51 место (Либерально-Демократическая Партия России)
    Яблоко
    - 45 мест
    Аграрная партия
    - 20 мест.

Следующие парламентские выборы в Государственную Думу официально назначены Президентом Борисом Ельциным на 19 декабря 1999 г. В этот день российским избирателям предстоит избрать 450 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, нижней палаты федерального законодательного органа. 225 депутатов Думы будут избраны в одномандатных избирательных округах на основе плюралистического голосования (когда избранным считается кандидат, получивший большинство голосов). Остальные 225 депутатов Думы будут избраны пропорционально из партийных списков, зарегистрированных избирательными объединениями, которые получат не менее 5% от общего количества голосов, поданных избирателями по единому федеральному округу. Принцип пятипроцентного барьера применяется в том случае, если за все партии (избирательные объединения) проголосовало более 50% всех избирателей, принявших участие в голосовании. В противном случае, по решению Конституционного Суда, к распределению депутатских мандатов будут допущены партии, получившие менее 5% голосов, до тех пор, пока 50% барьер не будет преодолен. 139 избирательных объединений формально имеют право выдвигать своих кандидатов для участия в декабрьских выборах. С более подробной информацией об основных партиях и наиболее перспективных политических лидерах можно ознакомиться в августовском номере Гарвардского информационного бюллетеня в Приложении С.

Депутаты Государственной Думы избираются на четырехлетний срок (при условии, что Дума не будет распущена досрочно указом Президента или иным официальным актом). Депутаты Думы должны быть гражданами Российской Федерации, достигшим на день голосования 21 года; они не обязательно должны проживать на территории тех избирательных округов, по которым они баллотируются. Чтобы выдвинуть своих кандидатов для участия в выборах, избирательные объединения (политические партии) должны быть официально зарегистрированы Министром юстиции не менее чем за один год до дня выборов. Статьи 33 и 36 закона о выборах депутатов Государственной Думы определяют порядок формирования и регистрации избирательных объединений и блоков, которые обладают правом выдвигать своих кандидатов для участия в парламентских выборах в период избирательной кампании. Решение политического объединения о вступлении в тот или иной избирательный блок для участия в избирательной кампании должно приниматься на съезде (конференции) этого политического объединения. В Думу также могут баллотироваться независимые кандидаты. Закон о выборах в Думу также определяет конкретные требования, которым должны соответствовать кандидаты для того, чтобы быть зарегистрированными Центральной избирательной комиссией РФ, такие как, например, порядок сбора подписей или внесение денежного залога, а также предоставление информации об источниках дохода кандидатов. Президент Ельцин подписал указ о вступлении в силу нового закона о выборах в Думу 24 июня 1999 г. (более подробная информация представлена ниже).

2. Правительство

Президент Российской Федерации является официальным главой исполнительной власти и руководителем государства. Конституция 1993 г. предоставляет Президенту значительные полномочия и одновременно сокращает набор полномочий, предоставляемых парламенту. Борис Ельцин был повторно избран на пост Президента 3 июля 1996 г. на четырехгодичный срок. Избрание Президента требует получения абсолютного большинства голосов, поэтому проведение повторного голосования - частое явление. Следующие президентские выборы намечены на 4 июня 2000 г.

Президент, с согласия нижней палаты парламента, назначает Премьер-министра для выполнения функций главы правительства. Премьер-министр является высшим должностным лицом Совета министров (кабинета). Совет министров руководит деятельностью правительства.

Российский парламент, Федеральное Собрание, состоит из нижней палаты, Государственной Думы, насчитывающей 450 депутатов, и верхней палаты, Совета Федерации, насчитывающей 178 членов. Государственная Дума отвечает за законотворчество. Законопроекты, предлагаемые Думой, должны быть одобрены Советом Федерации и Президентом, прежде чем они обретают статус законов. В то же время, Государственная Дума имеет право отменить вето, наложенное на законопроект Советом Федерации, и направить законопроект непосредственно на рассмотрение Президенту. В функции Совета Федерации входит одобрение выдвинутых Президентом кандидатов на государственные посты, а также принятие решений о вступлении в силу тех президентских указов, которые в частности, предлагают введение военного положения в стране или ведение военных действий за рубежом.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами России на четырехлетний срок. Члены Совета Федерации - это руководители местных ветвей власти, включая губернаторов и глав местных законодательных собраний. Они не избираются в Совет, а получают представительство в нем в результате избрания на свои должности на местном уровне. В выборах любого уровня могут принимать участие российские граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Россия состоит из 89 территориальных образований, именуемых субъектами Российской Федерации. Они включают 49 административных единиц, именуемых областями, а также шесть краев (обширных, неравномерно заселенных территорий), и около других 30 территорий, в каждой из которых проживает та или иная доминирующая этническая группа. Такие территории именуются автономными республиками или автономными областями. Существует также один автономный край. Края (области) состоят из более мелких территориальных единиц, именуемых районами. Выборные органы местного самоуправления ведают делами как в городских, так и в сельских районах. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок избрания губернаторов в субъектах Российской Федерации, которые в совокупности составляют исполнительную ветвь власти.

С. Деятельность МФИС

За последнее десятилетие МФИС играл значительную роль в развитии российской избирательной системы, организации и проведении открытых и честных выборов в Российской Федерации. Начав свою деятельность в России с организации международного обмена опытом среди должностных лиц, ответственных за организацию и проведение выборов, в последние годы существования Советского Союза, МФИС расширил ее, включив оказание профессиональной технической поддержки и прямой помощи всем, задействованным в разработке избирательного законодательства и организации и проведении выборов. В 1993 г. МФИС опубликовал ТОПС, в результате чего было открыто постоянное представительство Фонда в Москве. На начальном этапе своей деятельности в России Фонд оказывал техническую помощь Центральной избирательной комиссии РФ в вопросах организации и проведения выборов и внес заметный вклад в организацию выборов в первый парламент и принятие новой Конституции.

С тех пор МФИС работает в Российской Федерации по оказанию целевой технической поддержки в организации и проведении выборов на различных уровнях на политически нейтральной основе. Проводя активную деятельность, Фонд помогал должностным лицам, ответственным за организацию и проведение выборов, и, в частности, членам ЦИК РФ повысить свой профессиональный уровень. Выступая в роли информационного ресурсного центра, оказывая консультационную поддержку юристам, специализирующимся в области избирательного права, МФИС внес заметный вклад в демократизацию российского общества.

Сравнительный анализ избирательного законодательства и разработка модельных процессуально нормативных пособий и иных регулирующих документов в федеральном масштабе способствовали развитию российской избирательной системы и ее выдвижению на качественно новый уровень. Деятельность МФИС была по достоинству оценена ЦИК РФ и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, представителями правительства, местными политическими лидерами, политическими партиями, НПО, а также международными организациями, участвующими в развитии избирательного процесса. Высокую оценку Фонд получил за значительный вклад в оказании технической поддержки и содействии развитию демократии в Российской Федерации за последние десять лет, явившихся исторической вехой в развитии Российского государства.

В последние годы МФИС плодотворно работал над созданием электорального «мозгового центра» в России - неправительственной некоммерческой организации, способной взять на себя часть функций МФИС; выступал в роли ресурсного центра по предоставлению информационных материалов о выборах и избирательных системах, принятых в других странах мира; оказывал практическую техническую помощь посредством предоставления целевых рекомендаций, материалов и консультаций; организовывал аналитические дискуссии и конференции для должностных лиц, занимающихся практическим решением связанных с выборами вопросов, представителями правительства по таким важным проблемам, как: участие средств массовой информации в избирательном процессе, финансирование избирательных кампаний и реформа избирательного законодательства; распространял материалы по выборной тематике в Российской Федерации через избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и другие региональные структуры.

В настоящее время в МФИС работает высококвалифицированный персонал, а само представительство недавно разместилось в современном и доступном широкой публике офисе, ресурсы которого способствуют эффективной деятельности Фонда. Фонду удалось привлечь экспертов-практиков, профессионально занимающихся проблемами в области избирательного законодательства, организации и проведения выборов, работы средств массовой информации, с целью продолжения оказания поддержки и технической помощи как при проведении парламентских выборов 19 декабря 1999 г., так и в последующих избирательных циклах.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта