«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
IV. Специфические вопросы, касающиеся выборов
A. Голосование за рубежом
В соответствии с законом граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами страны в день голосования, имеют возможность участвовать в предстоящих выборах депутатов Государственной Думы РФ, которые намечены на 19 декабря (Закон «О выборах депутатов Государственной Думы...», ст. 16.4 и 16.7; Закон «Об основных гарантиях...», ст. 53.1). Несмотря на то, что голосование в удаленных и труднодоступных районах не является новой процедурой при выборах в России, голосование за рубежом впервые было применено на практике в 1996 г. при проведении президентских выборов. В совокупности на голосование в удаленных и труднодоступных районах, а также за границей пришлось приблизительно 5 % проголосовавших на выборах 1996 г. Закон о выборах депутатов ГД РФ (ст. 16.7) предусматривает, что российские граждане, «обладающие активным избирательным правом, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, служебных, деловых и туристических поездках включаются в списки избирателей при их явке в помещение участковой избирательной комиссии на основании паспорта или замещающего его документа И открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы« [выделено автором].
Порядок формирования избирательных участков и составления списков избирателей за рубежом разъясняется в ст. 14.6 и 15.6. Несмотря на то, что формулировки являются несколько пространными, Центральная избирательная комиссия РФ, как представляется, имеет широкие полномочия по предоставлению возможности гражданам, находящимся за границей, принять участие в голосовании в соответствии с положениями ст. 24.1(б) закона о выборах депутатов ГД РФ. Центральная избирательная комиссия «осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов...»
В первом туре голосования на выборах Президента Российской Федерации 16 июня 1996 г. 518 464 гражданина Российской Федерации голосовали за рубежом в посольствах и других дипломатических учреждениях. Это составило 0,48 % от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании, равного 107 976 559. Во втором, состоявшимся 3 июля, туре голосования на указанных выборах, в котором наблюдалась напряженная борьба, еще больше граждан, находящихся за рубежом, приняли участие в голосовании - 540 520. Это составило 0,5 % (пять десятых процента) от общего количества избирателей, проголосовавших во втором туре - 108 048 530.
Проблема здесь заключается в том, что законом предусматривается, что избиратель должен предоставить документ, удостоверяющий личность, И открепительное удостоверение. Ст. 72 регулирует вопросы, связанные с открепительными удостоверениями, указывая, что они являются документами «строгой отчетности». В статье закреплено, что избиратель, неспособный явиться на избирательный участок, «вправе» получить открепительное удостоверение в территориальной избирательной комиссии за 45-25 дней до дня голосования и в участковой избирательной комиссии (по месту жительства) за 24-1 день до дня голосования. Если граждане Российской Федерации уже находятся за границей более чем за 45 дней до дня голосования, то в этом случае не существует практического механизма для получения таких удостоверений.
Закон, регулировавший президентские выборы 1996 г., также был недостаточно ясен, в нем использовались аналогичные формулировки. В 1996 г. российские посольства и другие дипломатические учреждения были использованы для организации в них избирательных участков. В соответствии с отчетом МФИС о президентских выборах 1996 г., порядок голосования, установленный на таких избирательных участках, был, в общем, хорошим, но не всегда и везде последовательным. Кроме того, в отчете указано, что на многих избирательных участках не хватало избирательных бюллетеней, поскольку у организаторов выборов не было представления о том, сколько человек должно было принять участие в голосовании.
Рекомендации:
Учитывая то, что до выборов в дополнениях к закону отсутствовали соответствующие разъяснения, Центральной избирательной комиссии следует установить четкую процедуру для голосования за рубежом. В 1996 г., как оказалось, Центральная избирательная комиссия предоставила на каждый избирательный участок, сформированный за рубежом, письменные материалы, разъясняющие порядок голосования. В своих инструкциях для избирательных участков, сформированных в удаленных районах для граждан, проживающих или пребывающих за рубежом, Центральной избирательной комиссии следует отразить следующие вопросы:
Заявили ли граждане, находящиеся за границей, о своей заинтересованности принять участие в голосовании на выборах?
Посольствам необходимо потребовать, чтобы граждане Российской Федерации, проживающие за границей, заблаговременно зарегистрировались в российском посольстве той страны, в которой они временно находятся, если намерены принять участие в голосовании на парламентских выборах. Уведомление о таком намерении должно быть представлено в письменном виде, направлено по факсу или электронной почтой. В нем должны быть указаны имя, фамилия, дата рождения, место рождения, номер паспорта, адрес места жительства в Российской Федерации, адрес временного местонахождения, номер телефона и место, где гражданин хотел бы проголосовать. Это позволит посольствам заранее создать список таких лиц и определить количество избирательных бюллетеней, которое им может потребоваться.
Такая информация должна быть доведена до российских граждан через средства массовой информации, а также организации, которые, имеют контакты с гражданами Российской Федерации, проживающими за границей. Предлагается, чтобы соответствующий пресс-релиз/ пресс-конференция был выпущен/состоялась не позднее чем за 45 дней до дня голосования (4 ноября).
Лица, внесенные в список, должны получить письменные инструкции, разъясняющие, каким образом они могут принять участие в голосовании на парламентских выборах, и, помимо прочего, содержащие информацию о возможности голосования в том месте (помимо посольства), которое им наиболее удобно.
В соответствии с полномочиями, закрепленными в ст. 24.1(б) закона о выборах депутатов ГД РФ, Центральная избирательная комиссия РФ должна принять и обнародовать решение, которое указывало бы, что граждане Российской Федерации, находящиеся за границей, не обязаны предъявлять открепительное удостоверение, если они выехали за границу более чем за 45 дней до дня голосования (4 ноября 1999 г.).
B. Открепительное удостоверение
В соответствии со статьей 72 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, в день голосования, вправе обратиться за получением открепительного удостоверения для голосования на выборах. Такое открепительное удостоверение дает право избирателю проголосовать на избирательном участке, на территории которого он будет находиться в день голосования.
Избиратель, который не будет иметь возможности проголосовать на своем избирательном участке, должен обратиться с письменным заявлением в территориальную избирательную комиссию для получения открепительного удостоверения за 45-25 дней до дня голосования. Если выборы состоятся менее чем через 25 дней, избиратель должен обратиться с заявлением в участковую избирательную комиссию для получения открепительного удостоверения. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр, где учитываются все выданные открепительные удостоверения для голосования.
За 25 дней до дня голосования территориальная избирательная комиссия предоставляет участковым избирательным комиссиям списки избирателей, а также выписки из реестра в отношении всех лиц, которым данной комиссией были выданы открепительные удостоверения для голосования. Участковая избирательная комиссия исключает имена всех избирателей, кому были выданы открепительные удостоверения, из списка избирателей. Согласно положениям ст. 72.1 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» изготовление и передача открепительных удостоверений проводится в том же порядке, что и избирательных бюллетеней. Председатель территориальной избирательной комиссии несет ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений до их передачи в участковые избирательные комиссии.
Открепительные удостоверения не могут быть использованы на выборах в Государственную Думу в больницах, как это было в прошлом, поскольку Центральная избирательная комиссия организует места для голосования во всех больницах.
Проблемы:
Открепительные удостоверения выдаются на основе информации, предоставляемой избирателем. В Законе не указаны основания, на которых избирателю может быть выдано открепительное удостоверение.
Статьи о порядке хранения и передачи открепительных удостоверений не содержат каких-либо положений, определяющих степень защиты этих документов. Также в Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ничего не сказано о том, должен ли подписываться акт при передаче открепительных удостоверений из территориальной избирательной комиссии в участковую избирательную комиссию.
Все открепительные удостоверения должны быть пронумерованы. Территориальная избирательная комиссия при выдаче открепительного удостоверения заносит номер удостоверения в реестр выдачи. Участковая избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, куда заносятся все выданные открепительные удостоверения с указанием номеров удостоверений. В случае обнаружения поддельного открепительного удостоверения делается запись с указанием данных об избирателе и номера открепительного удостоверения с тем, чтобы можно было провести расследование.
Для предотвращения фальсификации изготовление открепительных удостоверений должно проводиться с учетом предложений и рекомендаций, данных в отношении изготовления избирательных бюллетеней.
C. Содействие международным наблюдателям со стороны ЦИК РФ
Проводя активную деятельность по наблюдению за проведением выборов в Государственную Думу в 1995 г. и президентских выборов в 1996 г., МФИС отметил, что международные группы наблюдателей на указанных выборах, работали несогласованно и почти не координировали свою деятельность. Недостаточный доступ к информации привел к тому, что усилия этих наблюдателей за выборами, оказались гораздо менее эффективными, чем могли бы быть, будь у этих групп централизованный источник информации. По мнению МФИС, деятельность по наблюдению за выборами, имеющая информационную поддержку из одного источника и получающая содействие в виде технической помощи по распространению официальной информации из отдельного органа, обеспечит лучшую координацию усилий и эффективность.
МФИС рекомендует ЦИК РФ или другому уполномоченному органу создать инфраструктуру, необходимую для централизованного получения и распространения официальной информации. Кроме того, принимая во внимание сложность российского избирательного законодательства и изменения, внесенные в него за последние четыре года, представители международного сообщества должны иметь в своем распоряжении информационные материалы, рассказывающие о российских политических партиях, избирательном процессе, и т.д.
D. Чрезвычайное положение
Режим чрезвычайного положения в Российской Федерации регламентируется Конституцией Российской Федерации и Законом РСФСР N 1253-1 от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Статьи 56 и 87 Конституции гласят, что чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. В настоящий момент такого федерального конституционного закона не существует.
Когда предписываемый федеральный конституционный закон не принят, согласно Конституции применяются законы, действующие в Российской Советской Федерации Социалистических Республик (РСФСР), при условии, что они не противоречат Конституции.5 Таким образом, режим чрезвычайного положения и процедура его введения регламентируются законом РСФСР от 17 мая 1991 г.
В соответствии с Конституцией, а также в условиях, требующих определения федеральным конституционным законом, Президент Российской Федерации имеет право ввести чрезвычайное положение на территории Российской Федерации. Президент немедленно информирует Совет Федерации и Государственную Думу о введенном им чрезвычайном положении. Совет Федерации обладает ясно прописанным правом утвердить такой указ Президента (статья 102, часть 1, пункт «в» Конституции).
Вопрос, который возникает в этой связи, заключается в следующем: что происходит, если Совет Федерации не утвердит указ Президента о введении чрезвычайного положения? Статья 12 закона РСФСР от 17 мая 1991 г. гласит, что указ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный решением Верховного Совета РСФСР, считается недействительным, о чем население соответствующей территории извещается через СМИ. Тем не менее, Конституция РФ определяет другой орган, ответственный за утверждение президентских указов (теперь это Совет Федерации) и не становится неясным, имеет ли силу положения о неутверждение президентского указа, существовавшие ранее.
Условия, необходимые для введения чрезвычайного положения, установлены в законе РСФСР от 17 мая 1991 г. Статья 3 закона гласит, что чрезвычайное положение может быть введено только при наличии условий, представляющих реальную, чрезвычайную, и неизбежную угрозу безопасности граждан и федеральному конституционному строю, и такие условия не могут быть устранены без принятия чрезвычайных мер. Согласно статье 4 закона, причиной для введения чрезвычайного положения может являться следующее:
a) попытка насильственного изменения конституционного строя, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, этническими конфликтами, блокадами определенных территорий, что ставит под угрозу жизнь граждан или нормальное функционирование государственных институтов;
b) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, которые подвергают опасности жизнь и здоровье людей и требуют немедленной эвакуации и принятия восстановительных мер.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что некоторые ограничения могут быть временно установлены на права и свободы для обеспечения безопасности людей и защиты конституционного строя. В условиях чрезвычайного положения не все права подлежат ограничению, например, свобода вероисповедания, право на жизнь и право обращаться в суд по защите своих прав и свобод остаются в полной силе.6 Избирательные права граждан Российской Федерации не гарантируются в условиях чрезвычайного положения.7 Более того, в праве на проведение референдума в действительности категорически отказывается. Согласно Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 14.3), референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, или на части ее территории, где должен проводиться референдум, а также в течение трех месяцев с момента отмены чрезвычайного положения.
Международный опыт, накопленный при проведении выборов во времена стихийных бедствий и социальных кризисов, показывает, что наличие основных условий, предъявляемых к инфраструктуре, социальной сплоченности и способности избирательных и иных государственных органов проводить выборы, существенно важно для того, чтобы выборы состоялись в кризисной ситуации. Народы Карибского бассейна, например, неоднократно оказывались в чрезвычайных ситуациях во время проведения выборов, как-то: циклоны, ураганы, наводнения и другие стихийные бедствия. В основном им приходилось либо переносить выборы в отдельной части страны или в целом по стране, в зависимости от масштабов бедствия. В избирательном законодательстве прибрежных штатов США, таких как: Северная Каролина или Флорида, имеются положения, дающие право их избирательным комиссиям приостанавливать или отменять выборы полностью или частично в связи со стихийными бедствиями, степень которых устанавливается по определенным критериям. На Филиппинах в мае 1998 г. выборы в национальный конгресс были приостановлены в небольшой части страны из-за происходивших там беспорядков. В большинстве случаев ограничение избирательных прав вводится в какой-либо одной территориально-административной единице страны на время действия чрезвычайных обстоятельств.
Рекомендации:
Принять федеральный конституционный закон, определяющий необходимые условия для введения чрезвычайного положения;
Предусмотреть, чтобы при введение чрезвычайного положения избирательные права граждан подлежали ограничению только в тех районах, где представляется невозможным определить волеизъявление избирателей;
Определить условия в избирательном законодательстве, согласно которым ЦИК РФ и иные избирательные комиссии смогут устанавливать необходимые и достаточные условия для приостановки или переноса выборов в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
5 См. Часть 2, Раздел IIКонституции Российской Федерации, «Завершающие и переходные положения».
6 Согласно Части 3 Статьи 56 права и свободы, определенные Статьями 20, 21, 23 (Часть 1), 24, 28, 34 (Часть 1), 40 (Часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
7 Избирательные права гаратируются Конституцией - См. Часть 2 Статьи 32.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|