Демократия.Ру




Государственный деятель - это политик, который ставит себя на службу народу. Политик - это государственный деятель, который ставит народ на службу себе. Жорж Помпиду


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:23


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Рекомендации

Во время составления настоящего отчета был выработан целый ряд важных рекомендаций, направленных на усовершенствование избирательного процесса в Российской Федерации. Хотя качественный избирательный закон еще не означает эффективного проведения свободных и честных выборов, он является теми рамками, внутри которых должны действовать участники политического процесса. От избирательных комиссий в существенной степени зависит, будут ли эти действующие лица играть по установленным правилам и пройдут ли выборы свободно и честно. Авторы ТОПС получили высокую оценку за тот вклад, который они внесли в совершенствование механизмов организации и проведения выборов в Российской Федерации с момента учреждения постоянно действующей Центральной избирательной комиссии в 1993 г. Необходимо отметить, что многие предложения, внесенные международными техническими экспертами за последние несколько лет, были применены на практике. В то же время, в некоторых важных областях все еще имеются неразрешенные проблемы. Цель настоящих рекомендаций - помочь скорректировать деятельность должностных лиц, ответственных за организацию и проведение выборов, законодателей и других заинтересованных лиц по совершенствованию избирательного процесса в Российской Федерации. Хотя ограниченность во времени может не позволить практически применить некоторые из этих рекомендаций при проведении выборов в Думу, при построении долгосрочных планов на подготовку к президентским выборам их следует по возможности принимать во внимание.

Организация и проведение выборов:

Учебные видеоматериалы. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации рекомендуется рассмотреть возможность разработки профессионально разработанных видеоматериалов для демонстрации при проведении учебно-методических мероприятий для членов и сотрудников участковых избирательных комиссий. Такие видеоматериалы позволили бы сделать обучение более универсальным и предоставить работникам всех 750000 избирательных участков единообразную информацию.

Повышение качества учебно-методических пособий. Несмотря на то, что ЦИК РФ обязалась предоставить учебно-методические пособия избирательным комиссиям всех уровней для их подготовки к проведению выборов 19 декабря 1999 г., рекомендуется, чтобы ЦИК рассмотрела возможность внесения изменений в это пособие, чтобы сделать его более информативным, доступным для понимания и иллюстративными. На момент составления настоящего отчета это пособие находилось в стадии разработки, поэтому авторы отчета не имели возможности ознакомиться с ним. Рекомендуется, например, рассмотреть возможность включения в это пособие таких разделов как: наиболее часто задаваемые вопросы, стандартные способы обустройства и работы избирательных участков, практические методы подсчета голосов, образцы действительных и недействительных бюллетеней, а также места и порядок хранения избирательных бюллетеней в день голосования.

Давать более четкие установки в ходе учебно-методической подготовки. Абсолютно необходимо сделать так, чтобы во всех учебно-методических пособиях для членов избирательных комиссий четко и ясно говорилось о том, что ИКС, ОИК и УИК обязаны соблюдать букву законов и инструкций. Все члены комиссий должны быть проинструктированы на предмет существующих правил подсчета голосов и подвергать сомнению решения любого председателя комиссии, который не соблюдает установленные процедуры и нормы, прописанные в законе. Нарушители закона не только не должны впоследствии допускаться к деятельности в данной сфере, но должны привлекаться к ответственности

Общегосударственный реестр избирателей. По закону, избирательные комиссии обязаны составлять списки избирателей, используя для этой цели ГАС «Выборы». Создание общегосударственного реестра избирателей позволило бы избавиться от такого явления, как повторная регистрация одних и тех же избирателей, а также воспрепятствовать всевозможным видам фальсификации, связанной с подтасовкой имен избирателей. Объединенный реестр избирателей обычно составляется из списков избирателей, зарегистрированных органами местного самоуправления и органами, ответственными за организацию и проведение выборов на местах. Обычно, такие списки составляются в электронном виде и заносятся в компьютерную базу данных. База данных обслуживается центральным государственным органом, ответственным за организацию и проведение выборов, который и регламентирует доступ к ней. Такую базу данных можно сравнить с базами данных фонда занятости или пенсионного фонда.

Реестр можно регулярно уточнять и поддерживать его в соответствующем состоянии вплоть до дня голосования. Сравнение списков избирателей можно осуществлять заранее с тем, чтобы вовремя устранить дублирующие друг друга записи и предоставить избирателям, по которым имеются несколько регистрационных записей, возможность вовремя указать какой из их адресов является на данный момент действительным.

Учитывая то, что до выборов в дополнениях к закону отсутствовали соответствующие разъяснения, Центральной избирательной комиссии следует установить четкую процедуру для голосования за рубежом. В 1996 г., как оказалось, Центральная избирательная комиссия предоставила на каждый избирательный участок, сформированный за рубежом, письменные материалы, разъясняющие порядок голосования. В своих инструкциях для избирательных участков, сформированных в удаленных районах для граждан, проживающих или пребывающих за рубежом, Центральной избирательной комиссии следует отразить следующие вопросы:

    Заявили ли граждане, находящиеся за границей, о своей заинтересованности принять участие в голосовании на выборах?

Посольствам необходимо потребовать, чтобы граждане Российской Федерации, проживающие за границей, заблаговременно зарегистрировались в российском посольстве той страны, в которой они временно находятся, если намерены принять участие в голосовании на парламентских выборах. Уведомление о таком намерении должно быть представлено в письменном виде, направлено по факсу или электронной почтой. В нем должны быть указаны имя, фамилия, дата рождения, место рождения, номер паспорта, адрес места жительства в Российской Федерации, адрес временного местонахождения, номер телефона и место, где гражданин хотел бы проголосовать. Это позволит посольствам заранее создать список таких лиц и определить количество избирательных бюллетеней, которое им может потребоваться.

Такая информация должна быть доведена до российских граждан через средства массовой информации, а также организации, которые, имеют контакты с гражданами Российской Федерации, проживающими за границей. Предлагается, чтобы соответствующий пресс-релиз/ пресс-конференция был выпущен/состоялась не позднее чем за 45 дней до дня голосования (4 ноября).

Лица, внесенные в список, должны получить письменные инструкции, разъясняющие, каким образом они могут принять участие в голосовании на парламентских выборах, и, помимо прочего, содержащие информацию о возможности голосования в том месте (помимо посольства), которое им наиболее удобно.

    Отказ от требования в отношении открепительного удостоверения

В соответствии с полномочиями, закрепленными в ст. 24.1(б) закона о выборах депутатов ГД РФ, Центральная избирательная комиссия РФ должна принять и обнародовать решение, которое указывало бы, что граждане Российской Федерации, находящиеся за границей, не обязаны предъявлять открепительное удостоверение, если они выехали за границу более чем за 45 дней до дня голосования (4 ноября 1999 г.).

Защита и охрана избирательного бюллетеня. Бумага, на которой печатаются избирательные бюллетени, допускает возможность их несанкционированного изготовления, поскольку в законе не установлено каких-либо требований в отношении качества бумаги. В статье 71 закона о выборах депутатов ГД РФ содержатся подробные положения, указывающие, что нумерация бюллетеней не допускается и что они должны изготавливаться в одноцветном исполнении. Этим ограничиваются меры по обеспечению защиты избирательных бюллетеней от несанкционированного изготовления. Бумага с защитными водными знаками уменьшит риск подделки, в то же время, такая бумага дорого стоит. Микро-печать - это то, что может быть применено вместо водных знаков. Учитывая тот факт, что изготовление избирательных бюллетеней проводится на всей территории Российской Федерации, ЦИК РФ может рекомендовать всем избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации использовать технологию микро-печати там, где она имеется в наличии. Такие меры не могут быть приняты на всей территории РФ, однако эта технология может быть использована в крупных населенных пунктах, что позволит охватить большую часть электората. Кроме того, учитывая необходимость обеспечения однообразия избирательных бюллетеней, отсутствие знаков микро-пичати на бюллетенях в сельских районах, по всей вероятности, не будет замечено избирателями в день голосования. Микро печать обычно не видна невооруженным глазом.

Упаковка бюллетеней. Специальная упаковка избирательных бюллетеней или брошюровка их с помощью резинового клея обеспечит лучшую возможность осуществления контроля со стороны организаторов выборов. Специальная упаковка по сто или пятьсот избирательных бюллетеней позволит более точно и быстро производить подсчет избирательных бюллетеней при проверке их количества во время передачи. Также в день выборов члены участковой избирательной комиссии будут иметь лучшую возможность осуществления контроля за количеством незаверенных избирательных бюллетеней.

Передача избирательных бюллетеней. Акт приемки на каждой инстанции передачи избирательных бюллетеней из полиграфической организации в территориальную избирательную комиссию и в нижестоящие инстанции вплоть до участковой избирательной комиссии, должен быть заверен двумя подписями лиц, ответственных за получение избирательных бюллетеней, с указанием точного количества и факта проверки полученных избирательных бюллетеней, а также времени такой передачи. Закон не указывает, что акт передачи должен быть заверен подписями. В то же время ЦИК требует наличие трех подписей во всех актах передачи. Для осуществления передачи и хранения избирательных бюллетеней должен быть задействован соответствующий персонал службы безопасности.

Заверение избирательных бюллетеней. Заверение бюллетеней на избирательных участках в день голосования предполагает скрепление бюллетеней подписями двух членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также печатью избирательной комиссии в правом верхнем углу бюллетеня. В прошлом на выборах в целях экономии времени и обеспечения скорости прохождения избирателей обе эти операции проводились заранее. Предлагается, чтобы печать проставлялась на избирательном бюллетене непосредственно перед его выдачей избирателю. Это не должно вызвать существенных задержек при обслуживании избирателей, но послужит дополнительным фактором, предотвращающим фальсификацию в избирательном процессе. Безопасность открепительных листов. Все открепительные листы должны быть пронумерованы. ТИК должны регистрировать количество выданных открепительных листов. УИК должны регистрировать количество и номера выданных открепительных листов. В случае совершения мошенничества, информация об избирателе и номере его открепительного листа должна регистрироваться для более эффективного их отслеживания.

Предупреждение фальсификации с открепительными удостоверениями. Для предотвращения фальсификации изготовление открепительных удостоверений должно проводиться с учетом предложений и рекомендаций, данных в отношении изготовления избирательных бюллетеней.

Инфраструктура для наблюдения за выборами. Рекомендуется создать инфраструктуру, необходимую для централизованного получения и распространения официальной информации. Кроме того, принимая во внимание сложность российского избирательного законодательства и изменения, внесенные в него за последние четыре года, представители международного сообщества должны иметь в своем распоряжении информационные материалы, рассказывающие о российских политических партиях, избирательном процессе, и т.д.

Финансовая отчетность при проведении избирательной кампании. Тот весьма значительный объем информации, которое ЦИК РФ будет получать из трех финансовых отчетов, поданных каждым кандидатом или объединением/блоком, должен быть хорошо организован, чтобы большая часть его могла быть представлена широкой общественности в формате, удобном для восприятия. Это также позволило бы обеспечить большую прозрачность кампании;

Совместимость форматов данных финансовой отчетности. Необходимо проанализировать инструкции, которые ЦИК РФ издал специально для Сберегательного Банка Российской Федерации, с тем, чтобы определить, насколько данные, поступающие из Банка совместимы с форматом, используемым для размещения информации в Интернет;

Международная практика по вопросам контроля за финансированием избирательных кампаний. Подготовить отчет о том, какие меры были предприняты международным сообществом по обеспечению действия законов, доказательства имевших место случаях фальсификации, а также о порядке проведения расследований и привлечения к ответственности за финансовые правонарушения кандидатов в период избирательных кампаний..

Избирательное законодательство:

СМИ. Рекомендуется либерализовать закон в части, касающейся периода предвыборной агитации, и разрешить деятельность по распространению информации в период, предшествующий регистрации. Таким образом, участники избирательного процесса смогут более эффективно использовать период между официальным назначением выборов и своей регистрацией в качестве кандидатов. В настоящий момент можно заниматься агитационной деятельностью в период до официального назначения выборов, нельзя заниматься этой деятельность сразу после того, как выборы официально назначены, и можно возобновлять эту деятельность во время избирательной кампании, но уже в регламентированном виде.

Законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Необходимо дополнительно обсудить положения Закон о выборах в Думу, регламентирующие деятельность СМИ в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, с тем, чтобы внести соответствующие поправки в законопроект о выборах Президента. Дискуссии между ЦИК РФ, юристами, специализирующимися на деятельности СМИ, и самими средствами массовой информации (редакторами, исполнительными продюсерами) могут прояснить имеющиеся проблемы и внести предложения по совершенствованию положения закона о выборах Президента, что позволило бы СМИ лучшим образом информировать электорат, а электорату принимать решения, основанные на корректной информации.

Чрезвычайное положение. Предусмотреть, чтобы при введение чрезвычайного положения избирательные права граждан подлежали ограничению только в тех районах, где представляется невозможным определить волеизъявление избирателей;

Условия для объявления чрезвычайного положения. Определить условия в избирательном законодательстве, согласно которым ЦИК РФ и иные избирательные комиссии смогут устанавливать необходимые и достаточные условия для приостановки или переноса выборов в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Суды:

Больше семинаров. Еще одно органичное решение имеет отношение к обучению, координации, и обмену информацией между судами и избирательными комиссиями. Авторы находят, что это решение уже применяется на практике в России на самом высоком уровне. Например, ЦИК РФ и Конституционный Суд провели в прошлом году координационный семинар в Москве. Такие мероприятия способствуют повышению уровня организационного самосознания. Авторы рекомендуют проводить подобные семинары на более низких уровнях между представителями судов и избирательных комиссий для улучшения взаимодействия и повышения чувства ответственности Закону об основных гарантиях в рамках избирательного процесса.

Содействие субъектам Федерации:

Авторы ТОПС хорошо осведомлены о проблемах, стоящих на уровне субъектов Федерации, связанных с недостаточно единообразным применением норм законодательства и инструкций ЦИК РФ при организации и проведении выборов. Эти проблемы относятся к таким аспектам, как: регистрации избирателей, учебно-методическая подготовка членов и работников избирательных комиссий, повышение информированности избирателей, и использование СМИ для освещения избирательного процесса. Поэтому, при проведении последующих выборов необходимо оказывать помощь и содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации для того, чтобы должным образом решать эти проблемы. Такая поддержка может оказываться одновременно нескольким комиссиям субъектов, расположенным в одном регионе. Направления, по которым будет оказываться техническое содействие, могут включать:

Регистрация избирателей. Можно провести опрос среди субъектов Федерации на предмет определения мер по созданию базы данных по избирателям и списков избирателей для составления единого реестра избирателей. Поскольку Ольга Волкова, член ЦИК РФ, указывает на наличие серьезных проблем в этой области, целесообразно бы было организовать региональные семинары для членов избирательных комиссий субъектов Федерации с тем, чтобы обменяться идеями и выработать рекомендации относительно порядка составления списков избирателей. Также помощь может быть оказана ЦИК РФ и избирательным комиссиям субъектов Федерации в создании общефедерального реестра избирателей. Первым шагом на этом пути стало бы создание прототипа такого реестра за счет компиляции списков избирателей нескольких субъектов одного региона и выявления количества регистрационных записей, дублирующих друг друга. Это также позволило бы выявить проблемы, связанные с определением действительной на текущий момент регистрационной записи из нескольких имеющихся записей по одному и тому же избирателю. После того, как подобная система будет создана, составление общефедерального реестра избирателей уже не будет казаться таким сложным.

Учебно-методическая подготовка членов избирательных комиссий. Авторы обнаружили, что методические приемы при учебной подготовке членов избирательных комиссий на местном уровне, используемые представителями избирательных комиссий субъектов Федерации, значительно отличаются друг от друга. Если в некоторых субъектах используют современные методы обучения с применением видеоматериалов, то других используются типовые приемы, сводящиеся к простому чтению лекций. Профессионально грамотно подготовленные видеоматериалы и качественная программа обучения могли бы быть успешно использованы в работе как в отдельных субъектах Федерации, так на общерегиональных учебных семинарах. Необходимо отметить, что ЦИК РФ организовала целый ряд региональных семинаров для представителей субъектов Федерации в преддверии парламентских выборов, намеченных на 19 декабря. Учитывая ограниченность времени, не представляется возможным сделать многое в этой области для предстоящих парламентских выборов. Однако, возможно, что в 2000 г. такие мероприятия будут проведены, и мы станем свидетелями положительных сдвигов уже к президентским выборам в июне.

Повышение информированности и активности избирателей. Политическая культура может прививаться среди избирателей исключительно на местном уровне. Целесообразно провести ряд региональных семинаров в субъектах Федерации с тем, чтобы поделиться некоторыми соображениями относительно того, какие методы использовать для повышения активности избирателей. Можно сфокусировать эти семинары только на молодежи, в частности, на программах, используемых в средних общеобразовательных и даже начальных школах для формирования политической культуры у детей школьного возраста. Можно разработать программу «Дети голосуют», направленную на побуждение детей идти на избирательные участки с родителями в день голосования и стать свидетелями избирательных действий, увидеть кабину для голосования, и лучше представить себе сам процесс голосования. На семинарах можно разъяснить методику организации в средней школе «учебных» выборов и обсудить иные вопросы.

СМИ. Создается впечатление, что многие представители средств массовой информации, в особенности на региональном уровне, не до конца понимают роль, которую они призваны сыграть в избирательном процессе, доводя до сведения общественности информацию о правовых, процессуальных и финансовых аспектах избирательной кампании. Поскольку закон предписывает средствам массовой информации предоставлять бесплатное эфирное время и места на полосе кандидатам и избирательным объединениям/блокам, при предоставлении этим участникам избирательного процесса платного эфира и мест на полосе возникает проблема равного доступа к СМИ. Программа, направленная на поощрение избирательных комиссий субъектов Федерации в организации семинаров для представителей местных средств массовой информации, может способствовать существенному повышению роли СМИ в информировании широкой слоев общественности по вопросам избирательного процесса. Это, в свою очередь, поможет обеспечить понимания важности участия выборов избирателями на местах и будет способствовать повышению политической культуры и профессиональной ответственности представителей средств массовой информации.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта