«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Павел Волошин. Незваные гости в Татарии Новая Газета, ф 52, 2 октября 2000 г.
К традиционным российским бедам недавно добавилась болезнь суверенности. И если независимость большинства россиян «выливается» в соответствующий праздник, то для отдельных субъектов Федерации самостийность принимает реальные и более грубые очертания. Местные законодатели, придумав собственные конституции, фактически отделились от оставшейся части России. То, что в этих независимых регионах до сих пор нет ни одного пожизненного президента, объясняется только скромностью их руководителей. Ведь особенности национальных выборов предусматривают особый вид волеизъявления, позволяя одерживать победу в любых условиях
В суверенном Татарстане, например, разработан свой метод проведения выборов в местный Государственный совет. Теперь, если в каком-нибудь округе побеждает «не тот» кандидат, волевым решением окружной комиссии ему снижают процент проголосовавших и отправляют на второй тур. Если же не приглянувшийся властям кандидат продолжает упорствовать, то выборы объявляют несостоявшимися.
Перед запуском в массовое производство новую политическую технологию опробовали на кандидате в Госсовет от Чистопольского избирательного округа Алмазе Камалове. Оппозиционером Камалов не был. Просто, с точки зрения республиканских властей, обстоятельства для него сложились крайне неудачно. Соперником вполне лояльного Камалова на выборах стал глава чистопольской администрации Абрек Хайрулин. А по мнению местного руководства, без депутатского мандата глава района политически неполноценен. Поэтому в аппарате президента Республики Татарстан было решено пожертвовать лояльным, но бесполезным доктором медицинских наук Камаловым для проведения в народные избранники непопулярного, но полезного Хайрулина.
Операция по «одепутачиванию» Хайрулина проходила в несколько этапов. После того как на прошедших 19 декабря 1999 года выборах в Госсовет Камалов набрал около шестидесяти процентов голосов избирателей, окружная комиссия обвинила его в незаконной предвыборной агитации и снизила процент его сторонников до сорока восьми с половиной. Сорок восемь процентов было выбрано не случайно: с одной стороны, Камалов оставался лидером выборов, с другой - незадачливому Хайрулину был дан шанс отыграться во втором туре.
Кандидат из Хайрулина не получился. Второй тур выборов он с треском проиграл, после чего в полном соответствии с местными традициями и ритуалами был торжественно развенчан из глав района и отправлен руководить захолустным коммунхозом. Падение Хайрулина имело и другие, не менее важные последствия. Руководство Татарстана не привыкло разбрасываться ценными кадрами. Непредусмотренный рейтинг на подведомствен ной территории Камалову не простили. Несмотря на результаты голосования, депутатом он так и не стал. Власть сделала «ход ишаком» - выборы в Чистопольском округе были объявлены недействительными.
В соответствии с законами независимого от Основного закона РФ Татарстана выставлять свою кандидатуру на повторных выборах Камалов не мог. Победа исполняющего обязанности главы Чистопольского района Вячеслава Козлова была гарантирована. Камалову оставалось только жаловаться в суд.
Суд в Республике Татарстан столь же независим, как и окружная избирательная комиссия. В поисках справедливости упрямый Камалов испытал на себе всю непредвзятость суверенной судебной иерархии: окружная комиссия, Центризбирком Татарстана, городской суд Чистополя, Верховный республиканский суд и его президиум, местная прокуратура. . . Беспристрастные судьи сложность момента и интересы руководства суверенной державы прекрасно понимали, а потому их ответы Камалову были выдержаны в рамках подлинного бюрократического искусства.
Единственным, кто заступился за конституционные права Камалова, стал Верховный суд России. К выходкам носителей местного суверенитета там относятся без должного пиетета. 14 июня коллегия Верховного суда Российской Федерации под председательством судьи Кнышева и судей Александрова и Горохова рассмотрела итоги чистопольского голосования по российским законам. Выяснилось, что депутатом Госсовета Татарстана в полном соответствии с народным волеизъявлением стал Алмаз Камалов.
Руководителю администрации президента Татарстана Экзаму Губайдуллину такой результат был абсолютно не нужен. Начальство не будет разбираться, кто виноват в не выгодном для руководства республики судебном решении. Поэтому еще до судебного решения зал заседаний Верховного суда России удостоил своим визитом первый заместитель полномочного представителя Республики Татарстан в Москве Михаил Столяров и предложил Камалову забрать иск в обмен на должность республиканского министра здравоохранения (!).
По словам особо не стеснявшегося в выражениях Столярова, предложение о таком обмене исходило от самого президента. Чтобы развеять возможные сомнения, заместитель полномочного представителя посоветовал связаться с Шаймиевым по телефону и даже предложил для этого свой мобильник.
Положительный эффект от неожиданной щедрости властей Татарстана несколько сгладили довольно мрачные намеки Столярова на грядущие в случае отказа неприятности: «Ты смотри, подумай хорошо, прежде чем отказывать. Тебе же в республике жить. Как и твоей семье, детям. . . «
Эти номенклатурные бартеры новостью для Камалова не стали. Предложение поменять мандат депутата на кресло министра он получил еще в Казани. Торг при этом велся в виде посланий на пейджер от все того же Экзама Губайдуллина и помощника президента Татарстана Дамира Зарипова. Натиск президентской команды поддерживал спикер Госсовета Татарстана. Перед самым заседанием коллегии он посетил одного из судей Верховного суда России и пригласил его на национальный праздник - сабантуй.
Торг продолжился на заседании Верховного суда. Полномочный представитель Столяров повторил судьям предложение насчет министерского портфеля и пообещал «вопрос Камалова» немедленно и окончательно урегулировать. «Арию казанского гостя» смог оборвать только председательствующий.
На последовавшей за вынесением судебного вердикта пресс-конференции Камалов окончательно вывел скандал за республиканские рамки. «Зачем мне такой суверенитет, если у нас в республике не считаются с законами России? Если Конституция Татарстана не будет приведена в соответствие с Конституцией РФ, я жить в республике не буду», - заявил обнадеженный депутат и пообещал запросить у Москвы политического убежища.
Огорошенный решением Москвы председатель Центральной избирательной комиссии Татарстана Анатолий Фомин сгоряча пообещал решение Верховного суда беспрекословно выполнить. Потом, чуть поостыв, татарстанские чиновники из местного ЦИКа и избирательной комиссии N62 Чистопольского района дело привычно заволокитили. Решение Верховного суда было прочно забыто. Говорить о нем в стенах суверенной избирательной комиссии стало дурным тоном.
Саботаж решения Верховного суда новизной методики не отличался. В ответ на все запросы председатель Татарстанского ЦИКа Фомин отсылал жалобщика в окружную избирательную комиссию, председатель окружной комиссии Якимов ссылался на неисполнительность главного чистопольского судебного пристава Антипова. Тот, в свою очередь, говорил о том, что, по мнению главы администрации Козлова, никаких решений без указания председателя Госсовета Мухаметшина принимать нельзя. Прокурор Чистопольского района Спиридонов решение Верховного суда суверенно проигнорировал. Круг замкнулся. Ведь исполнение решения Верховного суда стало бы для Козлова автоматическим увольнением.
Действия республиканских властей безошибочны. О решение Верховного суда России попросту вытерли ноги. Пока чиновники Татарстана независимы от российской Конституции, законно избранный депутат Алмаз Камалов участвовать в заседаниях Госсовета не сможет.
Для татарстанского руководства мягкотелость Москвы в отношении дела Камалова - просто дар небес. Верховному законодательному органу суверенной республики вскоре предстоит решать вопрос о законности участия президента Шаймиева в третьих по счету выборах, и голоса «против» могут испортить картину голосования. А в случае удачного депутатского решения, глядишь, рукой подать до пожизненного президентства. В полном соответствии с народной волей и национальной традицией. По общему мнению, препятствий для этого в законодательстве республики нет, а на законы Российской Федерации независимый Татарстан привык не обращать внимания.
9 Новая Газета, ф 52, 2 октября 2000 г.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|