Демократия.Ру




Свободный человек — тот, который существует ради себя, а не ради другого. Аристотель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 11:14


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Н

Наблюдатель

лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением. Последнее должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов (референдума), или на более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями; лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, созданным и зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне.
Наблюдатель на выборах и референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии, комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. Наблюдателям обеспечивается также доступ в помещения участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, образованных на участках в воинских частях, закрытых административно-территориальных образованиях, больницах, санаториях, домах отдыха, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, а также в помещения для голосования на таких участках.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, чьи интересы представляет данный наблюдатель. При этом указываются фамилия, имя и отчество, место жительства наблюдателя, а также номер избирательного участка, участка референдума, наименование избирательной комиссии, комиссии референдума, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
В случаях, если законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок проведения муниципальных выборов, предусматривается возможность направления наблюдателей от группы избирателей, то наблюдатель в подтверждении своих полномочий представляет по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. При этом наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования; в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума; избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума; погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; д) наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; е) знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов избирателей, участников референдума; ж) наблюдать за составлением избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов; з) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; и) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования и результатах выборов; к) изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума либо составленных указанными комиссиями, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия, комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии; л) обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд, а действия (бездействие) комиссии референдума - в территориальную комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; м) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
Наблюдатели вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. При этом участковая избирательная комиссия, комиссия референдума должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.
При использовании в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, референдума соответствующего уровня наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему.
Наблюдателю нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещено: а) выдавать избирателям, участникам референдума избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме; б) расписываться за избирателя, участника референдума по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; в) заполнять за избирателя, участника референдума по его просьбе избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии, комиссии референдума; ж) вести агитацию среди избирателей, участников референдума; з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума.
Наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии, комиссии референдума либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, права на участие в референдуме, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией, комиссией референдума. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Наблюдатель иностранный (международный)

лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядком. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий, комиссий референдума аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Назначение выборов

установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения выборов в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов нижней палаты Парламента России - Государственной Думы Федерального Собрания - назначаются Президентом Российской Федерации; выборы главы государства - Президента России - назначаются Советом Федерации Федерального Собрания.
Конституциями, уставами субъектов Российской Федерации также определяются органы и должностные лица, наделяемые правом назначения выборов. Как правило, выборы членов законодательных органов назначают главы соответствующих субъектов Федерации, а выборы высших должностных лиц субъектов Федерации - соответствующие представительные (законодательные) органы.
Выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
Федеральной Конституцией устанавливается обязательность проведения свободных выборов, как основного способа формирования органов власти. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматриваются специальные правовые механизмы, обеспечивающие проведение периодичных выборов. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо по каким-либо причинам не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующими избирательными комиссиями: при проведении федеральных выборов - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, выборов субъектов Российской Федерации - избирательной комиссией соответствующего субъекта Федерации, местных (муниципальных) выборов - избирательной комиссией соответствующего муниципального образования. В этом случае днем проведения выборов является первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутата. При досрочном прекращении полномочий выборы должны быть проведены не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутата. Решение избирательной комиссии о проведении выборов должно быть опубликовано не позднее чем через 7 дней со дня установленного законом срока опубликования решения о назначении выборов.
Если же выборы не будут назначены в указанном порядке (выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или должностным лицом, соответствующей избирательной комиссией), то выборы должны назначаться соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
Не является препятствием для проведения выборов и отсутствие правового регулирования субъектов Федерации, предусмотренного федеральным законодательством. В этих случаях выборы субъектов Российской Федерации и муниципальные выборы проводятся на основе федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Назначение референдума

установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения голосования по вопросам, вынесенным на референдум, в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Порядок назначения референдума Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Референдум Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.
Орган или должностное лицо, обладающее правом принимать решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, а также порядок назначения референдума определяются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает обязательность проведения референдума.
Принятие органом власти по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
Федеральным законом устанавливаются ограничения для назначения референдума по некоторым вопросам (См. Вопросы референдума). Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.
Законодательно установлены ограничения на проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории государства, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум. Референдум не может назначаться также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут устанавливаться сроки, в течение которых не проводятся повторные референдумы с такой же по смыслу формулировкой вопроса. Эти сроки не должны превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Иные обстоятельства не могут являться основаниями, исключающими проведение референдума.
Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день.
Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.

Нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-1 КоАП РСФСР в виде штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Данное административное правонарушение может быть совершено в форме следующих деяний:
нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;
нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума;
отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами группы избирательных прав - права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума); права на подачу заявления о неточностях и ошибках в списках избирателей; права на получение письменного ответа на такое заявление.
Право граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума) регламентируется в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах. Так, согласно п. 13 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» списки избирателей, участников референдума представляются участковой избирательной комиссией, комиссией референдума для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о любой ошибке или неточности в списке избирателей, участников референдума. В соответствии с п. 14 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения.
Административные правонарушения, указанные в ст. 40-1 КоАП могут быть совершены различными способами, такими как нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей (участников референдума); отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей (участников референдума); нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума); выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами правонарушения являются члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это - председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий.
Дела данной категории рассматриваются районными судами.
См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, Список избирателей, участников референдума.

Нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков избирателей, участников референдума

административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-4 КоАП РСФСР в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Порядок предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков избирателей, участников референдума регламентирован в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.
В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума осуществляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления в территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума, в случае отсутствия территориальных избирательных комиссий - в окружные избирательные комиссии, а командиром воинской части - в территориальные (окружные) или участковые избирательные комиссии, комиссии референдума сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностными лицами местного самоуправления, командирами воинских частей. Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия, комиссия референдума передает по акту участковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума списки избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Нарушение указанных правил и будет образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 40-4 КоАП.
Административное правонарушение имеет специальный субъект - уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления (главы местных администраций, мэры районов и городов). Командиры воинских частей несут за совершение данного правонарушения не административную, а дисциплинарную ответственность.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Дела о данном правонарушении рассматриваются районными судами.
См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, Список избирателей, участников референдума.

Нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-5 КоАП РСФСР.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с опубликованием документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов. Порядок опубликования таких документов регламентирован в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.
Государственные и муниципальные периодические печатные издания обязаны на безвозмездной основе публиковать в установленные законом сроки документы, связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов. К числу таких документов относятся, в частности, календарные планы выборов, официальные списки государственных и муниципальных средств массовой информации, решения и протоколы избирательных комиссий.
Административное правонарушение может быть совершено специальным субъектом - главным редактором средства массовой информации или иным ответственным лицом редакции (заместителем главного редактора, ответственным секретарем).
Совершение правонарушения влечет наложение штрафа на виновных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Дела о данном правонарушении рассматриваются районными судами.

Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, представителя средства массовой информации

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-6 КоАП РСФСР.
В соответствии с действующим законодательством под административно-правовой охраной находятся установленные законом права члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), доверенного лица избирательного объединения или кандидата в депутаты, наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя, а также представителя средства массовой информации. За нарушение законных прав этих лиц наступает административная ответственность.
Объектом административного правонарушения выступают урегулированные законодательством общественные отношения, возникающие в связи с реализацией своих прав членами избирательных комиссий (комиссий референдума), наблюдателями, доверенными лицами, представителями средств массовой информации.
Права члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума, доверенного лица, наблюдателя регламентированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в других федеральных законах, а также в законах субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах. Так, права члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) установлены в ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; права наблюдателя - в ст. 26 указанного Федерального закона. Следует подчеркнуть, что административная ответственность наступает за нарушение конкретных прав соответствующих участников избирательного процесса, которые прямо предусмотрены в законах, а не предполагаются теми или иными лицами.
Нарушение установленных законом прав отдельных участников избирательного процесса, перечень которых приведен в ст. 40-6 КоАП, может осуществляться как в форме противоправных действий (например, отказ наблюдателю знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования), так и в форме противоправного бездействия (например, неоповещение члена избирательной комиссии о заседании избирательной комиссии). Субъектами данного административного правонарушения могут быть как должностные лица, так и граждане.
Правонарушение может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности.
Не смотря на то что, ст. 40-6 КоАП охраняются законные права членов избирательных комиссий, сами члены избирательных комиссий могут быть субъектами этого правонарушения, когда они нарушают законные права доверенных лиц или наблюдателей. Например, председатель избирательной комиссии, отказавший наблюдателю присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 40-6 КоАП.
Нарушение прав приведенных выше участников избирательного процесса влечет наложение районным судом штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
См. Доверенное лицо кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, Журналист, Наблюдатель, Наблюдатель иностранный (международный наблюдатель), Статус членов избирательных комиссий.

Нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-8 КоАП РСФСР.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с проведением в средствах массовой информации предвыборной агитации, а также агитации при проведении референдума.
При квалификации административного правонарушения следует учитывать, что ст. 40-8 КоАП носит преимущественно бланкетный характер, а сами правила проведения агитации в средствах массовой информации содержатся в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах. Этими законами определяется общий порядок осуществления агитации, а также особенности проведения агитации в периодических печатных изданиях и на каналах телерадиовещания. Правоприменителю необходимо установить конкретно, какие законодательно регламентированные правила агитации были нарушены.
Наиболее распространенными формами совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 40-8 КоАП, являются: дифференцированный подход государственной или муниципальной телерадиокомпании к определению размера оплаты эфирного времени с учетом личности кандидата; нарушение государственным или муниципальным средством массовой информации принципа равного распределения между кандидатами бесплатного эфирного времени или печатной площади; отказ одному из кандидатов в публикации предвыборных материалов в периодическом печатном издании, финансируемом органом государственной власти; освещение выборов в государственном средстве массовой информации журналистом, который является доверенным лицом кандидата.
Необходимо учитывать также, что ответственность по ст. 40-8 КоАП наступает и за оказание предпочтения в информационных блоках телерадиокомпаний какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Согласно ст. 40 (п. 6) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.
Субъектами данного административного правонарушения являются, как правило, сотрудники соответствующих средств массовой информации - рядовые (отвечают как граждане) и руководители (отвечают как должностные лица).
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, и влечет наложение районным судом штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В тех случаях, когда по обстоятельствам дела нарушение условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума (условий доступа к средствам массовой информации, порядка предоставления эфирного времени или печатной площади, оказание предпочтения в информационных блоках отдельным кандидатам или объединениям) допущено самими организациями (телерадиокомпаниями и редакциями периодических печатных изданий), административная ответственность этих организаций наступает по ст. 4 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Например, по соглашению с руководителем телерадиокомпании и одним из кандидатов в информационных блоках данной компании преимущество в освещении избирательной кампании отдавалось именно этому кандидату. За того рода «услугу» кандидат перечислял денежные средства на счет телерадиокомпании как юридического лица.
Средства массовой информации, как организации и юридические лица, за нарушение условий проведения агитации подвергаются районным судом штрафу в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
См. Агитация по вопросам референдума, Агитация предвыборная, Информационная телерадиопрограмма, Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, Периодическое печатное издание, Периодические печатные издания с государственным (муниципальным) участием, Политическая реклама, Редакция средства массовой информации, Средство массовой информации.

Нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-9 КоАП РСФСР.
В рамках избирательной кампании рекламирование коммерческой и иной деятельности определенных лиц и организаций приравнивается с точки зрения правового режима к предвыборной агитации.
В соответствии с п. 5 ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума осуществляется примерно на тех же основаниях, что и предвыборная агитация. Такая реклама должна оплачиваться из избирательного фонда (фонда для участия в референдуме) и сопровождаться информацией о том, из какого фонда она оплачивается. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
Нарушение указанных правил влечет для физических лиц административную ответственность по ст. 40-9 КоАП, а для организаций - по ст. 5 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неострожности.
Дела о данном правонарушении рассматриваются районными судами.

Нарушение установленного законом права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-15 КоАП РСФСР.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией закрепленного в законодательстве права участников избирательного процесса на пользование помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Субъектами административного правонарушения являются физические лица - должностные лица государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, которые в рамках своих служебных обязанностей регулируют пользование соответствующими помещениями.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Нарушение установленного законом (п. 3 ст. 42 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума влечет в соответствии со ст. 40-15 КоАП наложение районным судом штрафа на виновных должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Научно-методический совет при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

постоянно действующий орган, образованный для научно-методического обеспечения деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ее деятельности по оказанию научно-методической помощи избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, комиссиям референдумов в подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации.
Статус Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии (далее - Совет) определяется Положением, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 1999 г. N4/23-III (См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. N4. С. 24-28).
Основными задачами Совета являются:
1) разработка концепции перспектив развития избирательной системы, законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации;
2) определение приоритетных направлений совершенствования законодательной, информационно-аналитической, организационной и технологической базы избирательного процесса, процесса проведения референдумов в Российской Федерации;
3) разработка мер по совершенствованию финансирования выборов, референдумов, деятельности избирательных комиссий, комиссий референдумов и технологии финансового контроля за формированием избирательных фондов, расходованием средств этих фондов, деятельности Контрольно-ревизионной службы при ЦИК России и контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации;
4) определение единой научно-технической политики развития Государственной автоматизированной информационной системы Российской Федерации «Выборы», организация экспертизы программно-технических проектов на предмет их актуальности, соответствия научно-техническому уровню и требованиям ЦИК России;
5) выработка общих принципов повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, определение перспективных форм и методов обучения, в том числе конкретных форм, программ, курсов и новейших технологий обучения участников выборов и референдумов в Российской Федерации.
Председателем Совета является по должности Председатель ЦИК России. В состав совета входят члены ЦИК России, сотрудники его аппарата, а также ученые и практики в области конституционного права, применения законодательства о выборах и референдумах.
Совет осуществляет свою деятельность как в полном составе, так и по секциям. В структуре Совета образованы следующие секции: по общим проблемам развития федерального и регионального законодательства о выборах и референдумах; по проблемам финансирования и технологий финансового контроля выборов и референдумов; судебной практики по избирательным спорам и совершенствованию избирательного процесса; по проблемам повышения правовой культуры избирателей, организаторов выборов и взаимодействия избирательных комиссий с избирательными объединениями.
См. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Недействительные выборы

выборы, при проведении которых допущены такого рода нарушения избирательного законодательства (нарушение правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, порядка определения результатов выборов и др.), которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; в) по решению суда.
Согласно ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации либо в Российской Федерации в целом.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрел некоторые особенности в регулировании порядка признания недействительными выборов депутатов нижней палаты парламента Российской Федерации.
В соответствии со ст. 79 названного закона окружная избирательная комиссия признает результаты выборов по одномандатному избирательному округу недействительными по трем основаниям: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если число избирательных участков, где итоги голосования по одномандатному избирательному округу признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего числа избирательных участков, образованных на территории этого одномандатного избирательного округа; в) по решению суда. При этом не могут служить основанием для признания выборов недействительными нарушения закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за зарегистрированных кандидатов, не избранных по результатам голосования.
При подведении результатов выборов по федеральному избирательному округу Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в соответствии со ст. 80 указанного закона признает результаты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов; в) по решению суда. Не могут служить основанием для признания выборов недействительными нарушения закона, имевшие целью способствовать избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за федеральные списки кандидатов, не принявшие участия в распределении депутатских мандатов.
Решение избирательной комиссии о признании выборов недействительными принимается на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В случае, если выборы признаны недействительными, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. См. Повторные выборы.
Статья 25 указанного закона предусматривает возможность расформирования по судебному решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией, допустившей нарушение избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.

Недействительные результаты референдума

результаты референдума, в ходе проведения которого были допущены такого рода нарушения (нарушение правил составления списков участников референдума, нарушение правил ведения агитации и финансирования подготовки и проведения референдума, установление фактов подкупа участников референдума, нарушения порядка голосования и подсчета голосов и другие нарушения), которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума.
На основании ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссия референдума признает результаты референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума; б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков референдума; в) по решению суда.
В соответствии с положениями ст. 64 названного закона признание референдума недействительным следует в случае отмены решений участковых комиссий референдума об итогах голосования более чем на одной четверти участков.
Решения комиссии референдума о признании референдума недействительным принимается на заседании комиссии референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная, участковая комиссия референдума, допустившая нарушение права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание недействительным результатов референдума, может быть расформирована по решению суда в порядке, установленном ст. 25 указанного Закона.

Недействительный избирательный бюллетень

См. Бюллетень избирательный недействительный.

Недостоверные подписи в подписных листах

подписи в подписных листах, которые не учитываются при решении вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) в силу допущенных при сборе подписей отклонений от требований избирательного законодательства.
В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (списка кандидатов), достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
В соответствии с п. 9 ст. 46 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (и аналогичными нормами других избирательных законов) недостоверными подписями также считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии;
2) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления окружной избирательной комиссии, комиссии субъекта Российской Федерации о выдвижении кандидата либо до даты заверения копии федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с законом данных;
4) подписи, признанные недействительными в связи с допущенными при их сборе грубыми и неоднократными нарушениями (участие в сборе подписей органов управления организаций всех форм собственности, принуждение избирателей ставить свои подписи, вознаграждение избирателей за подпись в избирательном листе, осуществление сбора подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы);
5) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
6) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист не рукописным способом или карандашом;
7) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы;
8) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии.
См. Подписной лист, Регистрация кандидата, списка кандидатов.

Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-18 КоАП РСФСР.
Правонарушение может быть совершено в форме следующих деяний, образующих самостоятельные юридические составы:
использование денежных средств помимо собственного избирательного фонда, фонда референдума;
использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума от организаций и лиц, принятие пожертвований от которых запрещено законом;
превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума;
расходование средств избирательного фонда, фонда референдума на непредусмотренные законом цели (нецелевое использование средств).
Данные деяния имеют общий объект: общественные отношения по финансированию избирательных кампаний (референдумов).
Субъектами административного правонарушения могут быть следующие физические лица:
кандидат;
зарегистрированный кандидат;
лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом;
руководитель избирательного объединения;
руководитель избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок;
уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Административное взыскание за их совершение - налагаемый районным судом штраф в сумме, равной трехкратному размеру незаконно использованных денежных средств.
См. Анонимные жертвователи, Избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, Фонд для участия в референдуме.

Незаконная выдача гражданам избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-23 КоАП РСФСР.
В качестве административного правонарушения закон расценивает выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума, иным лицом гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, а равно выдачу (передачу) гражданину заполненного избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.
Данное правонарушение нарушает установленное законодательством о выборах и референдумах правило личного голосования избирателей и участников референдума, а также тайну голосования. В частности, для совершения данного правонарушения достаточно выдать гражданину избирательный бюллетень или несколько таких бюллетеней для того, чтобы он проголосовал за других лиц. При этом, не имеет правового значения желание гражданина проголосовать за родственника, соседа, с согласия этих лиц или нет. Правонарушение признается совершенным и в тех случаях, когда гражданин неправомерно получил бюллетень и не успел проголосовать за другое лицо.
Субъектом данного правонарушения могут быть члены избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), а также иные лица, которые находились в день голосования на избирательном участке и незаконно выдавали бюллетени.
Правонарушение может быть совершено только умышленно. Его совершение влечет наложение районным судом на виновных лиц штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-3 КоАП РСФСР.
В соответствии с п. 13 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции и связанного с обеспечением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации влечет в соответствии со ст. 40-3 КоАП административную ответственность должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Совершение данного правонарушения юридическими лицами влечет для них наложение штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 2 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»).
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, направленные на обеспечение исполнения решений избирательных комиссий, комиссий референдума.
Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума осуществляется, как правило, в форме бездействия должностных и юридических лиц, которым адресовано для исполнения решение комиссии. При этом необходимо учитывать, что административная ответственность наступает за неисполнение не любого решения комиссии, а решения, во-первых, принятого в пределах ее компетенции, во-вторых, связанного с обеспечением избирательных прав или права на участие в референдуме. Неисполнение решения комиссии, не связанного с обеспечением избирательных прав граждан (права на участие в референдуме), не может влечь административной ответственности. Например, решением избирательной комиссии субъекта Федерации предписано высшим учебным заведениям региона принять участие в конкурсе студенческих научных работ и к определенному сроку представить эти работы. Неисполнение такого решения комиссии не может рассматриваться в качестве административного правонарушения.
Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица, на которых возложено исполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
См. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума.

Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации

административное правонарушение, ответственность за совершение которого физическими и юридическими лицами установлена федеральными законами.
Согласно ст. 45 (п. 6) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в программах телерадиокомпаний и в периодических печатных изданиях с государственным и муниципальным участием, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения указанных средств массовой информации и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Одним из таких видов ответственности и является административная ответственность, установленная для физических лиц в ст. 40-13 КоАП, а для организаций (средств массовой информации) - в ст. 11 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Совершение правонарушения должностными лицами влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. В отношении юридических лиц (средств массовой информации) установлен более высокий размер штрафа - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Штрафы налагаются районными судами.

Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума

административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена ст. 40-17 КоАП РСФСР. В данной норме закреплено несколько составов правонарушений.
Их объектом являются урегулированные законом общественные отношения, возникающие в связи с информированием избирателей о размерах финансирования избирательной кампании (референдума).
Непредоставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах поступлений (пожертвований) в избирательный фонд, фонд референдума и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, референдума, либо неполное предоставление таких сведений, либо предоставление недостоверных отчета, сведений влекут в соответствии с ч. 1 ст. 40-17 КоАП наложение районным судом штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Субъектами этого административного правонарушения являются:
кандидат;
зарегистрированный кандидат;
лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом;
руководитель избирательного объединения;
руководитель избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок;
уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума;
должностное лицо кредитного учреждения.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 40-17 КоАП, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с ч. 2 ст. 40-17 непредоставление в установленный законом срок либо неполное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума или финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков влечет наложение районным судом штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Непредоставление сведений об итогах голосования

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-24 КоАП РСФСР.
Объектом правонарушения выступают урегулированные законодательством общественные отношения по информированию избирателей и других участников избирательного процесса об итогах голосования.
Порядок и сроки предоставления сведений об итогах голосования определяются федеральными и региональными законами о выборах и референдумах. Поэтому при квалификации правонарушения необходим анализ соответствующих норм данных законов.
Субъектами административного правонарушения являются председатели избирательных комиссий, комиссий референдума.
Непредоставление в установленный законодательством о выборах и референдумах срок председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования влечет в соответствии с ч. 1 ст. 40-24 КоАП наложение районным судом штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Если аналогичное нарушение, совершено председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно этим лицом нарушены сроки направления сведений об итогах голосования или такие сведения были представлены неполно, то такое деяние влечет в соответствии с ч. 2 ст. 40-24 КоАП наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Повышенные штрафные санкции за непредоставление сведений об итогах голосования установлены для председателей окружных избирательных комиссий (штраф в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда); председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (штраф в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда); Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (штраф в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда).
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 40-24 КоАП, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности

Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума

административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-21 КоАП РСФСР.
Объектом административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, возникающие по поводу финансирования избирательных кампаний и проведения референдумов.
Административно-наказуемым признается перечисление с нарушением установленного законом сроков федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями на перечисление средств, кредитным учреждением, отделением связи, избирательной комиссией, комиссией референдума средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума.
Субъектами административного правонарушения могут быть только должностные лица, ответственные за перечисление соответствующих денежных средств (министры финансов, начальники финансовых управлений, управляющие банками, начальники отделений связи, председатели избирательных комиссий и комиссий референдума).
Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, и влечет наложение районным судом штрафа на виновных должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Несостоявшиеся выборы

выборы, в результате которых не избран ни один из кандидатов в связи с низкой активностью избирателей на выборах либо недостаточностью голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, для признания его избранным.
Выборы признаются не состоявшимися избирательными комиссиями при определении результатов выборов.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы, проводимые на основе мажоритарной избирательной системе, считаются не состоявшимися, в двух случаях: а) если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; б) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. См. Мажоритарная избирательная система
В случае проведения выборов на основе пропорциональной избирательной системы, выборы признаются не состоявшимися, если: а) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации право принять участие в распределении депутатских мандатов; б) за списки кандидатов, получившие согласно соответствующему закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов. См. Пропорциональная избирательная система.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает два основания для признания выборов по одномандатному избирательному округу не состоявшимися. В соответствии со ст. 79 этого Закона окружная избирательная комиссия признает выборы не состоявшимися в случае: а) если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; б) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
На основании положений ст. 80 данного закона выборы по федеральному избирательному округу признаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не состоявшимися в случае: а) если в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей; б) если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 или более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; в) если на участие в распределении депутатских мандатов могут претендовать федеральные списки кандидатов, получившие в совокупности менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Решение избирательной комиссии о признании выборов не состоявшимися принимается на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
В случаях признания выборов не состоявшимися, соответствующая избирательная комиссия назначает повторные выборы. См. Повторные выборы.

Несостоявшийся референдум

референдум, в результате которого решение по вопросу, вынесенному на голосование, не принято в связи с низкой активностью участников референдума при проведении голосования.
В соответствии с положениями ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» референдум признается не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.
На основании ст. 37 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» Центральная комиссия референдума Российской Федерации признает референдум Российской Федерации состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации. При этом число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Решение комиссии референдума о признании референдума не состоявшимся принимается на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Нормативный правовой акт

официальный акт - документ, содержащий правовые нормы и принятый компетентным нормотворческим органом либо на референдуме.
В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты подразделяются в две группы: законы и подзаконные акты.
К законам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; иные законы субъектов Российской Федерации.
К подзаконным актам относятся: указы и распоряжения Президента Российской Федерации; нормативные акты Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств (приказы, инструкции, положения); нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (положения, регламенты и др.); нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановления, положения и др.); нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (акты, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации).
См.
Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Инструкция в избирательном праве, Федеральный закон, Федеральный конституционный закон.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Автор: В.И.Васильев, А.Е.Постников - ИРИС
Форма выпуска: Книга



Первое издание ИРИС - книга В. И. Васильева и А. Е. Постникова «Путеводитель по избирательной кампании: пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков». Это популярный комментарий законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. В книгу включены рисунки популярного карикатуриста А. Бильжо. Издание предназначено для кандидатов в депутаты, организаторов избирательных кампаний, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников выборов.

Подробнее >>>



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта