«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
П
Паспорт гражданина Российской Федерации
основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. См. Документ, удостоверяющий личность гражданина.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N828 паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке. Республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.
Образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.
В паспорте производятся отметки:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;
о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
о детях, не достигших 14-летнего возраста, - органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.
По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте также производится отметка о его группе крови и резус-факторе. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи,
не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные указанным Положением, является недействительным.
Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.
Выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.
Для получения паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; свидетельство о рождении; две личные фотографии размером 35 х 45 мм. В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта. При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Замена паспорта производится при наличии следующих оснований: достижение соответствующего возраста, предусмотренного Положением о паспорте гражданина Российской Федерации; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей. Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел. До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается органом внутренних дел временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Лица, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации, обязаны сдать паспорта в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания, а лица, проживающие за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в органы внутренних дел по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.
Паспорт умершего гражданина сдается в органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти, которые направляют его в орган внутренних дел по последнему месту жительства или месту пребывания умершего гражданина на территории Российской Федерации.
Найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел.
Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.
Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N828.
Пассивное избирательное право
право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Для приобретения пассивного избирательного права необходимо наличие у лица гражданства Российской Федерации и достижение им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации.
См. Избирательное право субъективное, Ценз избирательный.
Периодическое печатное издание
газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
См. Массовая информация, Редакция средства массовой информации, Средство массовой информации.
Периодические печатные издания с государственным (муниципальным) участием
периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Редакции указанных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации путем размещения в этих изданиях агитационных материалов на бесплатной и платной основе. Правовые особенности размещения агитационных материалов в периодических печатных изданиях с государственным (муниципальным) участием зависит от уровня и вида выборов и отражаются в соответствующих избирательных законах.
См. Агитация предвыборная, Продукция средства массовой информации, Редакция средства массовой информации, Редакция общероссийского периодического печатного издания, Редакция регионального периодического печатного издания, Средства массовой информации.
Печатные агитационные материалы
растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.
Наиболее распространенными видами печатных агитационных материалов являются листовки, брошюры, буклеты, плакаты, календари.
В соответствии с законом все печатные агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (соответствующий список кандидатов), в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума. Вместе с данными материалами в комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организации (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума не допускаются. Распространение печатных агитационных материалов с нарушением указанных требований влечет юридическую ответственность для виновных лиц.
При распространении печатных агитационных материалов должны соблюдаться правила их вывешивания в помещениях и на зданиях. Так, законом запрещается вывешивание данных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов.
Плакат
вид агитационных печатных материалов. Представляет собой листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования. По знаковой природе плакаты могут быть изобразительными (содержащими рисунок, фотографию, монтаж, коллаж или другое специальное изображение с небольшим пояснительным текстом или без текста) и текстовыми (содержащими только текст). (См.: Словарь издательских терминов. М.: Книга, 1983. С. 91).
Плакаты признаются агитационными печатными материалами, если они содержат признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначены для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. Плакаты должны иметь соответствующие выходные данные.
См. Агитация предвыборная, Печатные агитационные материалы.
Подкуп избирателей (избирательное правонарушение)
правонарушение, ответственность за которое установлена законами о выборах в форме отказа регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены регистрации кандидата (списка избирателей) или признания выборов недействительными.
Субъектами данного правонарушения являются: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные объединения; их уполномоченные представители и доверенные лица; иные лица и организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации.
С объективной стороны подкуп избирателей выражается в следующих деяниях: вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (за исключением вознаграждения из избирательного фонда граждан за выполнение определенной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационная работа); вознаграждение избирателей, выполнявших организационную работу в зависимости от итогов голосования, или обещание произвести такое вознаграждение; проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 141 УК РФ воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, соединенные с подкупом, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
См. Основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), Отмена регистрации кандидата (аннулирование списка кандидатов), Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.
Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена федеральными законами.
Административная ответственность физических лиц за данное правонарушение регламентирована в ст. 40-16 КоАП.
В качестве административного правонарушения признаются следующие деяния:
вручение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума, уполномоченными представителями и доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иными организациями или лицами, прямо или косвенно участвующими в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров;
безвозмездное или на льготных условиях оказание избирателям, участникам референдума услуг;
вознаграждение избирателей, участников референдума, принимавших участие в избирательной кампании, подготовке и проведении референдума, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в зависимости от итогов голосования;
осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Указанные деяния совершаются, как правило, умышленно и влекут наложение штрафа районным судом на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением закона, совершенные организациями, влекут ответственность по ст. 8 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» в виде штрафа от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, налагаемого районным судом.
См. Подкуп избирателей (избирательное правонарушение).
Подкуп с целью воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (преступление)
См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.
Право кандидата снять свою кандидатуру на выборах
предоставленное избирательным законодательством субъективное право кандидата (зарегистрированного кандидата) снять добровольно свою кандидатуру на выборах в любое время , но не позднее чем за три дня до голосования. (См. п. 11 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Трехдневный ограничительный срок реализации кандидатом этого права установлен законодателем исходя из того, что этот срок достаточен для исключения участковыми избирательными комиссиями фамилии кандидата из избирательного бюллетеня.
Принуждение кандидата к снятию его кандидатуры на выборах может рассматриваться при определенных обстоятельствах в качестве уголовно-наказуемого воспрепятствования осуществлению гражданином своих избирательных прав. См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.
Право на участие в референдуме
конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме.
Предвыборная агитация
См. Агитация предвыборная.
Предмет избирательного права
совокупность общественных отношений, регулируемых избирательным правом. Предмет избирательного права является одной из важнейших характеристик данной подотрасли конституционного права.
Общественные отношения, включаемые в предмет избирательного права, опосредуют осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период. (См.: Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999. С. 5-29).
В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц. За рамки избирательного права выходят также и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права.
См. Избирательное право.
Президент Российской Федерации
глава государства.
Принципы избирательного права
основополагающие начала избирательного права. Избирательное право понимается в двух значениях.
В объективном смысле избирательное право
это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов и должностных лиц государства и местного самоуправления. В субъективном смысле избирательное право необходимо понимать, как гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.
Избирательное (субъективное) право основывается на принципах всеобщности (см. Всеобщего избирательного права принцип), прямых выборов (см. Прямого избирательного права принцип), равного участия граждан в выборах (см. Равного избирательного права принцип), соблюдения тайны голосования избирателей (см. Тайного голосования принцип).
Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом
административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-10 КоАП РСФСР.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Аналогичным образом агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования акта соответствующего органа или должностного лица о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В период с ноля часов за сутки до дня голосования и в день голосования агитация запрещена законом.
Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период, когда ее проведение запрещено федеральным законом, или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом, - влечет в соответствии со ст. 40-10 КоАП РСФСР наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела данной категории рассматриваются районными судами.
См. Агитация по вопросам референдума, Агитация предвыборная.
Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-11.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в агитации при проведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела данной категории рассматриваются районными судами.
См. Агитация по вопросам референдума, Агитация предвыборная.
Проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования
специальная процедура, проводимая участковой избирательной комиссией (комиссией референдума) и направленная на оперативное установление непротиворечивости и достоверности данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Обязательность проведения такой проверки, имеющей целью обнаружение возможных ошибок при подсчете голосов, предусмотрена п. 24 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При проверке используются следующие контрольные соотношения (цифрами, за исключением 0, обозначены строки протокола об итогах голосования, пронумерованные в соответствии со ст. 55 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»): 1 больше или равно 3 + 6 + 7; 2 равно (3 - 4) + 5 + 6 + 7; 2 больше или равно 5 + 8 + 9 - 4; 3 + 6 больше или равно 9; 3 больше или равно 4; 7 больше или равно 8 - 12; 8 + 9 меньше или равно 3 + 6 + 7 + 12; 8 + 9 равно 10 + 11; 12 меньше или равно 11; 13 меньше или равно 11; 13а больше 0; 13б больше или равно 0; 13в больше или равно 0; 13в меньше или равно 6; 13а равно 13б + 13г; 10 равно сумме значений в строке 14 и последующих строках протокола, включая строку «Против всех кандидатов» либо «Против всех списков кандидатов» (См.: Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., 1999. С. 461).
Если по результатам проверки контрольные соотношения не совпали, то участковая избирательная комиссия, комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.
См. Итоги голосования, Протокол избирательной комиссии, комиссии референдума.
Продукция средства массовой информации
тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Основные правила распространения продукции средства массовой информации закреплены в главе III Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями и дополнениями).
См. Средство массовой информации.
Пропорциональная избирательная система
избирательная система, при которой распределение мандатов производится между списками кандидатов, зарегистрированных избирательными объединениями, избирательными блоками. Каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок, зарегистрировавший на выборах список кандидатов, получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, подданных за соответствующий список кандидатов. См. Избирательная система.
Избиратели при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы голосуют не персонально за кандидатов, а за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. См. Список кандидатов, Избирательное объединение, Избирательный блок.
В случае применения пропорциональной избирательной системы для проведения выборов образуется один избирательный округ, в котором производится избрание депутатов, количественно равном числу подлежащих распределению мандатов. Для пропорционального распределения мандатов среди списков кандидатов используются различные методы.
Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты - минимального числа голосов избирателей, которое необходимо набрать партии для получения одного мандата. Эта квота определяется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Мандаты распределяются среди списков кандидатов пропорционально отношению числа голосов избирателей, поданных за каждый список, к установленной квоте. Оставшееся количество мандатов распределяется между списками по правилу наибольшего остатка либо наибольшей средней.
При пропорциональной избирательной системе могут применяться и другие методы: метод делителей (метод д´Ондта), метод Генри Друпа.
Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малочисленных партий и потому наиболее полно отражает действительное соотношение политических сил. В то же время законодательством различных государств о выборах устанавливаются нормы, оказывающие влияние на распределение мандатов и нарушающие условия пропорциональности. К таким нормам относятся положения, определяющие барьер (»заградительный пункт», «заградительные оговорки») для маловлиятельных политических партий, пользующихся поддержкой малого количества избирателей - они не допускаются к распределению мандатов, если их списки не получили установленного законом минимума голосов избирателей. Другим способом нарушения пропорциональности является блокирование (соединение) списков, когда на любом этапе выборов избирательным объединениям предоставляется право объединить их списки кандидатов, при этом голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список.
На основе пропорциональной избирательной системы избирается половина депутатского корпуса нижней палаты парламента. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться проведение выборов депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления с использованием пропорциональной избирательной системы.
Протокол избирательной комиссии, комиссии референдума
документ, в котором отражаются все рассмотренные избирательной комиссией, комиссией референдума вопросы и принятые по ним решения.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит подробную регламентацию формы и порядка составления протокола об итогах голосования и определения результатов выборов, референдума. См. Итоги голосования, Результаты выборов.
Об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума участковая избирательная комиссия, комиссия референдума составляет протокол. Протокол составляется на одном листе. В исключительных случаях составление протокола допускается более чем на одном листе, но при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Протокол участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, референдума, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии, комиссии референдума с указанием номера избирательного участка, участка референдума; д) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список;
строка 2: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума;
строка 3: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии, комиссии референдума;
строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
строка 6: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума в день голосования;
строка 7: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 8: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число действительных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
строка 11: число недействительных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, в том числе отдельными строками: строкой 12 - число бюллетеней, признанных недействительными, и строкой 13 - число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов» (»Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума, поданных за позиции «да» или «нет», содержащиеся в бюллетенях для голосования на референдуме.
В случае, если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме, то в протокол об итогах голосования вносятся также строки:
строка 13а: число открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, полученных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума;
строка 13б: число открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, выданных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;
строка 13в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме на избирательном участке, участке референдума;
строка 13г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме.
В протоколе также должны содержаться: е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии, комиссии референдума и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии, комиссии референдума.
Числа заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Одновременно с внесением данных в протокол об итогах голосования указанные данные вносятся в увеличенную копию протокола, находящуюся в помещении для голосования. Нумерация строк протокола участковой комиссии устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет должен производиться в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии для всех присутствующих при подсчете.
Членам комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума и заполнение протокола об итогах голосования производится в следующем порядке:
Действие 1. Погашение неиспользованных бюллетеней. Подсчет количества неиспользованных бюллетеней и бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при голосовании. (Заполнение строки 5).
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, погашают неиспользованные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме. Погашение производится отрезанием левого нижнего угла бюллетеня, при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строки «Против всех кандидатов» или «Против всех списков кандидатов», квадратов, размещенных под словами «да» и «нет». Затем число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, оглашается и заносится в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола.
Действие 2. Подсчет числа избирателей, участников референдума, внесенных в список. Подсчет числа полученных участковой комиссией бюллетеней. (Заполнение строк 1 и 2).
Перед непосредственным подсчетом члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список;
б) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума на участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума);
в) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума);
г) число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума;
д) число открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на участке;
е) число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме на участке.
После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается членом участковой комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей, участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии. После этого со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
Строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список;
Строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной (окружной) комиссии избирателей, участников референдума, в указанное число не входят).
Действие 3. Суммирование данных по открепительным удостоверениям. (Заполнение строк 13а, 13б, 13в и 13г).
В случае, если соответствующим законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме, то в строки 13а, 13б, 13в и 13г протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму также заносятся следующие данные:
Строка 13а: число открепительных удостоверений для голосования, полученных участковой комиссией;
Строка 13б: число открепительных удостоверений для голосования, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на участке;
Строка 13в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на участке;
Строка 13г: число погашенных на участке открепительных удостоверений для голосования.
Действие 4. Подсчет числа бюллетеней, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума в день голосования. (Заполнение строк 6 и 7).
В строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
Строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума на участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума);
Строка 7: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума).
После этого председатель или секретарь участковой комиссии обязаны предпринять меры по обеспечению хранения списка избирателей, участников референдума, исключающие доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Действие 5. Подсчет числа бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. (Заполнение строки 8).
Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой комиссии избирателей, участников референдума будет составлять более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список на участке (но не менее 10 избирателей, участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При этом бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, упаковываются отдельно и опечатываются.
Действие 6. Вскрытие стационарных ящиков для голосования.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), а также по голосам, поданным против всех кандидатов (списков кандидатов), по голосам, поданным за позиции «да» и «нет», содержащиеся в бюллетене для голосования на референдуме, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Действие 7. Подсчет числа голосов избирателей, участников референдума по бюллетеням установленной формы. (Заполнение строки 14 и последующих строк).
Не менее чем два члена участковой комиссии подсчитывают бюллетени отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, позициям «да» и «нет». Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
Действие 8. Подсчет недействительных бюллетеней. (Заполнение строк 11 и 13).
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, участника референдума. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
Действие 9. Подсчет действительных бюллетеней. (Заполнение строки 10).
Члены участковой комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней.
Действие 10. Подсчет бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. (Заполнение строки 9).
Члены участковой комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
Затем с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.
Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса.
Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с его содержанием, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных присутствующих при подсчете голосов лиц, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К нему приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию жалобы (заявления), а также принятые по ним решения комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законодательством документацией, связанной с подготовкой и проведением выборов и референдума, включая бюллетени, а также печать участковой комиссии хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
См. Бюллетень избирательный, Бюллетень для голосования на референдуме, Итоги голосования, Проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Протокол об административном правонарушении (при нарушении законодательства о выборах и референдумах)
составляемый уполномоченными законом лицами административно-юрисдикционный правовой акт, в котором фиксируется факт совершения административно-наказуемого нарушения законодательства о выборах и референдумах, и иные юридические значимые обстоятельства (факт личного задержания, изъятия вещей и документов и др.).
Правилам составления протокола об административном правонарушении посвящена глава 18 КоАП и ст. 16 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
Протокол по делу об административном правонарушении - один из важнейших процессуальных документов, играющий в производстве по делам об административных правонарушениях роль своеобразного обвинительного заключения. Это - стартовый документ в производстве, от качества которого во многом зависит исход рассмотрения дела об административном правонарушении. Юридическое значение протокола по делу об административном правонарушении состоит в том, что в данном процессуальном документе:
во-первых, подводятся итоги административного расследования;
во-вторых, содержатся доказательства совершения правонарушения конкретным физическим или юридическим лицом;
и в-третьих, дается юридическая квалификация совершенному правонарушению.
Протокол по делу об административном правонарушении должен быть составлен своевременно, оперативно и уполномоченным лицом (членом избирательной комиссии, комиссии референдума, а также должностным лицом органа внутренних дел). Возложение на членов избирательной комиссии, комиссии референдума полномочий по составлению протокола об административном правонарушении должно быть осуществлено специальным решением комиссии.
Согласно ст. КоАП в протоколе по делу об административном правонарушении указываются:
дата и место его составления;
должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
сведения о личности правонарушителя (о юридическом лице), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
место, время совершения и существо административного правонарушения;
закон, предусматривающий ответственность за это правонарушение (со ссылкой на конкретную норму - статью или пункт статьи закона);
фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;
объяснение правонарушителя (представителя юридического лица);
иные сведения, необходимые для разрешения данного дела.
Протокол по делу об административном правонарушении начинает составляться с указания - кто, когда и где составил протокол. Для указания даты достаточно отметить число, месяц и год составления. Время суток указывать не обязательно. Местом составления протокола является соответствующий населенный пункт - город, поселок, деревня. При совершении административного правонарушения в поезде или самолете, протокол составляется, как правило, по месту задержания правонарушителя. Должностное лицо, составляющее протокол, обязано полно и правильно указать свою должность - наименование должности и государственного органа, в котором замещается эта должность. При наличии у должностного лица специального звания (работники милиции), оно также указывается в протоколе об административном правонарушении.
Фамилию, имя, отчество правонарушителя следует указывать полностью, не ограничиваясь указанием только фамилии и инициалов имени и отчества. Возраст правонарушителя указывается в протоколе путем простановки числа, месяца и года рождения. Особенно важно полное указание даты рождения правонарушителя, если к административной ответственности привлекается несовершеннолетний. Помимо этого в протоколе указываются и другие данные о личности правонарушителя:
место жительства (фактическое или по регистрации);
место работы, занимаемую должность, размер заработной платы или иных источников существования (пенсия, стипендия, пособие и др.). При указании места работы следует указать юридический адрес соответствующей организации. В протоколе обязательно указание семейного положения и числа иждивенцев правонарушителя.
Если протокол составляется в отношении юридического лица, то в протоколе указывается полное официальное наименование юридического лица, присвоенное при регистрации этого юридического лица, адрес расположения юридического лица, необходимые официальные реквизиты, данные о руководителе юридического лица (его фамилия, имя, отчество).
Одна из важнейших частей протокола об административном правонарушении - это описание существа правонарушения. Здесь указываются данные, важные для квалификации правонарушения. В этой части протокола указываются: дата, конкретное место и время совершения правонарушения и относительно полно описывается существо допущенного нарушения. Если административное правонарушение является длящимся, то указывается его длительность. В протоколе указываются обстоятельства, свидетельствующие о самом факте совершения правонарушения. При наличии орудий совершения правонарушения, их также необходимо указать в протоколе.
В протоколе должна быть указана официальная юридическая квалификация совершенного административного правонарушения со ссылкой на конкретные нормы законодательства.
Если по данному административному делу имеются свидетели и потерпевшие, то в протоколе необходимо указать их фамилии, имена, отчества и адреса.
Данные о личности правонарушителя (юридическом лице), а также о свидетелях и потерпевших необходимо указывать на основании соответствующих документов, удостоверяющих личность, с указанием данных об этих документах. Таковыми могут быть: паспорт, военный билет, удостоверение водителя, свидетельство о рождении, копия акта государственной регистрации юридического лица и др.
По отдельным категориям дел об административных правонарушениях может возникнуть необходимость изъятия у нарушителя предметов правонарушения (например, анонимные агитационные печатные материалы). В таком случае об этом вносится соответствующая запись в протокол.
Должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении, обязано разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности (физическому лицу или представителю юридического лица), его права и обязанности в производстве по делу. Об этом делается отметка в протоколе.
В соответствии со ст. 235 КоАП протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение (представителем юридического лица). При наличии понятых, свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.
Лицо, совершившее административное правонарушение, а также представитель юридического лица, в отношении которого составляется протокол, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от подписания. Отказ правонарушителя подписать протокол не влияет на дальнейший ход производства по административному делу. Однако об этом должна быть сделана в протоколе соответствующая запись.
Представителю юридического лица (физическому лицу), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, копия протокола о правонарушении вручается под расписку немедленно после его составления.
При составлении протокола об административном правонарушении необходимо учитывать следующие правила:
1) протокол составляется на каждого правонарушителя в отдельности;
2) протокол составляется в одном экземпляре, а в случае причинения правонарушением имущественного ущерба - в двух экземплярах.
Протокол об административно-наказуемом нарушении законодательства о выборах и референдумах направляется в районный суд для рассмотрения дела о нарушении в течение суток с момента составления протокола о нарушении.
См. Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.
Проект нормативного правового акта, вынесенного на референдум
документ, содержащий текст нормативного правового акта, вынесенного на референдум.
В соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум.
При осуществлении сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума лицо, собирающее подписи, должно представлять текст предлагаемого к вынесению на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта местного самоуправления участнику референдума по его первому требованию.
Положениями ст. 44 названного закона каждому избирателю гарантируется не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить в органе местного самоуправления текст проекта закона субъекта Российской Федерации или проекта нормативного правового акта местного самоуправления, вынесенного на референдум. Обязанность по изготовлению и распространению такого текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума.
В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум Российской Федерации должны составляться (публиковаться) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а также в необходимых случаях на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
При проведении референдума Российской Федерации в помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на референдуме, а если на референдум Российской Федерации вынесен проект закона, то на стенд помещаются текст этого проекта и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить.
См. Вопросы референдума, Инициативная группа проведения референдума, Назначение референдума, Нормативный правовой акт, Референдум, Референдум местный, Референдум Российской Федерации, Референдум субъекта Российской Федерации, Решение референдума.
Процесс избирательный
См. Избирательный процесс.
Прямого избирательного права принцип (принцип прямого избирательного права), права на участие в референдуме
конституционный принцип, гарантирующий гражданам Российской Федерации непосредственно участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, непосредственно участвовать в решении государственных вопросов и вопросов местного значения. См. Принципы избирательного права. Указанный принцип обеспечивает конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства. См. Демократия прямая и представительная.
Каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе лично участвовать в выборах и непосредственно через голосование определять своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Граждане, участвуя в референдумах, непосредственно решают вопросы государственного и местного значения.
Избиратель, участник референдума голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (список кандидата), за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.
Повторное голосование
голосование, проводимое по кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей в первом туре голосования, но меньшее, чем необходимо в соответствии с законом для избрания.
Организация и проведение повторного голосования при проведении выборов, в том числе расположение в избирательном бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если один из кандидатов, по которому в соответствии с итогами ранее проведенного голосования должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, устанавливающей итоги выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах.
Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при проведении повторного голосования может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре в случае, если после снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур в избирательном бюллетене на день проведения повторного голосования останется только один кандидат. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В случае выбытия всех кандидатов выборы откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых избирательных действий, но не более чем на шесть месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Решение о проведении повторного голосования в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принимается на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования в соответствии с положениями ст. 35 названного закона зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус.
При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.
Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться возложение обязанности на кандидата по возмещению полностью или частично произведенных соответствующей избирательной комиссией расходов, связанных с проведением повторных либо дополнительных выборов, если он без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.
Повторные выборы
выборы, назначаемые и проводимые в случае, если первоначальные выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися, недействительными. См. Несостоявшиеся выборы, Недействительные выборы. Повторные выборы назначаются также в случае, если кандидат, набравший (все кандидаты по многомандатным избирательным округам, набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.
Повторные выборы назначаются в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.
Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что повторные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. В соответствии с указанными законодательными актами повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года. Это допускается только в случае, если проведенные повторные выборы в установленные сроки были признаны не состоявшимися в результате низкой активности избирателей (в них приняло меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим законом для признания выборов состоявшимися) либо превышения числа голосов, поданных против всех кандидатов, над числом голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее голосов по отношению к другим кандидатам.
В соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации при проведении повторного голосования по кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов избирателей, может не устанавливаться требование об участии определенного числа избирателей в выборах для признания их состоявшимися.
Подписной лист
документ, составляемый в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов с целью их последующей регистрации либо с целью поддержки инициативы проведения референдума.
Поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов либо инициативы проведения референдума осуществляется избирателем посредством заполнения подписного листа, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. В соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, списка кандидатов, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.
Подписные листы изготовляются по форме, прилагаемой к соответствующему федеральному конституционному закону, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, регламентирующему порядок проведения выборов и референдума.
В подписном листе в поддержку выдвижения кандидата должны указываться следующие сведения: а) вид и уровень выборов; б) наименование органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления, в который проводятся выборы, либо выборное должностное лицо, избрание которого проводится; в) избирательный округ; г) фамилия, имя, отчество и дата рождения кандидата, его основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер и наименование статьи УК РФ, на основании которой был осужден кандидат, а также статьи иных законов, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера, даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также даты удостоверения личной подписью подписного листа. Подписной лист также заверяется кандидатом собственноручной подписью, с указанием его фамилии, имени, отчества и даты внесения подписи.
В подписном листе в поддержку выдвижения списка кандидатов должны содержаться следующие сведения: а) вид и уровень выборов; б) наименование органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления, в который проводятся выборы; в) наименование избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего список кандидатов; г) дата, когда список кандидатов был заверен в избирательной комиссии, обладающей правом принимать решении о регистрации списков кандидатов; д) информация о первых трех кандидатах, возглавляющих список, а также трех кандидатов возглавляющих региональную группу с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения каждого из этих кандидатов, основном месте работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), занимаемой должности. В случае наличия у кандидата, данные о котором указываются в подписном листе, неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер и наименование статьи УК РФ, на основании которой был осужден кандидат, а также статьи иных законов, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера, даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также даты удостоверения личной подписью подписного листа. Подписной лист также заверяется уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока собственноручной подписью, с указанием его фамилии, имени, отчества и даты внесения подписи.
В подписном листе в поддержку инициативы проведения референдума должны содержаться следующие сведения: а) уровень референдума; б) номер регистрационного свидетельства инициативной группы, выступившей с инициативой проведения референдума, и дата ее регистрации; в) формулировка вопроса, предлагаемого к вынесению на референдум. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера, даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также даты удостоверения личной подписью подписного листа. Подписной лист также заверяется уполномоченным инициативной группы собственноручной подписью, с указанием его фамилии, имени, отчества и даты внесения подписи. В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, может быть предусмотрено направление наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).
См. Выдвижение кандидата, Инициативная группа по выдвижению кандидата, Инициативная группа проведения референдума.
Политическая реклама
распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации и иными способами информация о кандидатах в депутаты или на выборные должности с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость) с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов.
См. Агитация предвыборная.
Помещение для голосования
специально оборудованное помещение для голосования в здании, находящимся на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, о вопросах, вынесенных на референдум. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) УК РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) иного закона, на основании которого кандидат был осужден за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в данных выборах, либо образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум.
В соответствии с требованиями избирательного законодательства помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления.
Пресс-конференция
вид предвыборной агитации, содержанием которой является изложение кандидатом в депутаты или на выборную должность, представителем избирательного объединения, инициативной группы избирателей предвыборной программы кандидата перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов.
См. Агитация предвыборная.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|