«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
В
Вмешательство в работу избирательных комиссий, комиссий референдума
административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-2 КоАП РСФСР.
Избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Вмешательство в работу избирательных комиссий, комиссий референдума влечет для виновных лиц административную ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Объектом данного административного правонарушения, являются общественные отношения, направленные на обеспечение независимости и самостоятельности избирательных комиссий, комиссий референдума в рамках их компетенции.
С объективной стороны вмешательство состоит в осуществлении действий с использованием должностного или служебного положения, которые имеют целью влияние на формирование решения комиссии: требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума.
Использование должностным лицом своего должностного или служебного положения (служебных функций, прав и обязанностей по замещаемой должности) является квалифицирующим признаком рассматриваемого административного правонарушения и означает такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой им государственной или муниципальной должности.
Субъектом правонарушения являются должностные лица, замещающие должности в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
Правонарушение может быть совершено только умышленно.
Цель правонарушения имеет квалифицирующее значение: должностное лицо вмешивается в деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума с целью повлиять на принимаемые комиссией решения.
При определенных обстоятельствах вмешательство должностного лица в работу избирательной комиссии, комиссии референдума может повлечь уголовную ответственность по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (»Превышение должностных полномочий»). Например, вмешательство повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Дела о вмешательстве в работу избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются районными судами.
Вопросы референдума
вопросы, выносимые на референдум, по которым участник референдума определяет свою позицию и выражает ее посредством тайного голосования при помощи заполнения бюллетеня для голосования. Круг вопросов, которые могут быть вынесены в соответствии с законодательством на референдум, принято также называть предметом референдума.
На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы, имеющие государственную и общественную значимость, затрагивающие интересы большинства граждан. Перечень возможных вопросов, выносимых на народное голосование, довольно обширен. В тоже время законодательством установлены ограничения предмета референдума.
Перечень вопросов, подлежащих вынесению на общероссийский референдум, а также вопросы, по которым референдум Российской Федерации не может быть назначен, определяются Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Вопросы, которые не могут выносится на народное голосование, а также общие требования к вопросам референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Названным Федеральным законом предоставляется право субъектам Российской Федерации в соответствующих региональных законах, а также муниципальным образованиям - в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления определять вопросы, подлежащие вынесению на референдум. При этом федеральный законодатель установил запрет на установление в правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дополнительных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением перечисленных в федеральном законе.
Ограничения предмета референдума вызваны тем обстоятельством, что народ, являясь коллективным субъектом правотворчества и принимая решения на референдуме, действует в существующем реальном правовом пространстве. Независимо от того, что референдум является одной из форм высшего непосредственного выражения власти народа, а его решения отличаются по юридической силе определенными особенностями (см. Решение референдума), тем не менее принимаемые на референдуме решения входят в нормативно-правовую систему государства и занимают в ней в зависимости от формы, которую приобретает народное решение, соответствующее иерархическое положение. В связи с этим законодательно устанавливаются определенные требования к вопросам, выносимым на народное голосование, очерчиваются границы предмета референдума.
Общими ограничениями предмета для всех проводимых в Российской Федерации референдумов является требование, чтобы выносимые на народное голосование вопросы не ограничивали и не отменяли общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Законодательством закрепляется общий перечень вопросов, по которым не могут проводиться референдумы любого уровня. К их числу относятся: а) вопросы, касающиеся досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления полномочий органов, о проведении досрочных выборов или отсрочке проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления; б) о формировании состава и персональном составе государственных и муниципальных органов; в) об избрании, утверждении, о назначении либо даче согласия на назначение или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; г) о бюджетном строительстве, финансовых обязательствах государства в целом, отдельных субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Так, в соответствии с Конституционным федеральным законом на референдум Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы: а) досрочного прекращения и продления срока полномочий, о проведении досрочных выборов либо отсрочке выборов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; б) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; в) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; г) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
В качестве вопросов референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума также не могут выступать вопросы: а) о досрочном прекращении, приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления; б) о формировании состава либо о персональном составе указанных органов; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; г) о принятии или об изменении бюджетов и финансовых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Поскольку решение, принимаемое народным голосованием, может иметь различную правовую форму (общефедерального закона, закона субъекта Российской Федерации, правового акта муниципального образования) и особое иерархическое положение в системе нормативных правовых актов в законодательстве дополнительно формулируются ограничения предмета референдума в зависимости от вида проводимого народного голосования: для референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Такая дифференциация также обусловлена конституционным разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и составляющими ее субъектами.
Например, на референдум Российской Федерации не могут, кроме уже перечисленных выше, выноситься вопросы, связанные с изменением статуса субъектов Российской Федерации, вопросы амнистии и помилования.
Дополнительные ограничения установлены для вопросов, выносимых на референдумы субъектов Российской Федерации и местные референдумы.
В федеральном законе формулируется требование, что вопросы референдума субъекта Федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Референдумом субъекта Российской Федерации могут решаться вопросы, находящиеся в ведении соответствующего субъекта Российской Федерации. Первоначально федеральным законодательством устанавливался запрет на возможность внесения на референдум субъекта Российской Федерации не только вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации, но и в совместном ее ведении с субъектами Российской Федерации. Положение федерального закона, полностью исключающее из предмета референдума субъекта Российской Федерации вопросы, составляющие совместное ведение, было признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим нормам федеральной Конституции (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года N17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). С учетом указанного решения органа конституционного контроля и в соответствие с последующими изменениями федерального закона, на референдум субъекта Российской Федерации могут также выноситься вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, когда эти вопросы не урегулированы Конституцией России и (или) федеральным законом. В иных случаях вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а также вопросы исключительного федерального ведения не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации.
Местный референдум проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований. Вопросы, подлежащие вынесению на местный референдум, могут определяться законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми представительными органами местного самоуправления нормативными правовыми актами. На местный референдум не могут выносится вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Местный референдум может проводиться только по вопросам, не противоречащим федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта Федерации.
Федеральным законом устанавливаются требования к формулировке вопроса референдума: она должна исключать возможность множественного толкования и предусматривать возможность однозначного ответа.
В случае, если формулировка вопросов, предлагаемая инициаторами референдума к вынесению на народное голосование, будет не соответствовать Конституции Российской Федерации и требованиям, установленным федеральными законами, то орган или должностное лицо, уполномоченные принимать решение о назначении референдума, обязаны отклонить такую инициативу и отказать в назначении референдума.
В соответствии с Федеральным конституционным законом проверку соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, при реализации инициативы проведения референдума Российской Федерации осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Он обязан принять соответствующее решение в месячный срок со дня обращения Президента Российской Федерации. На основании такого решения Президент не позднее 15 дней со дня его поступления назначает референдум Российской Федерации. В случае, если в решении Конституционного Суда будет содержаться вывод о несоблюдении требований Конституции России, все процедуры, предусмотренные по подготовке и проведению референдума Российской Федерации, прекращаются.
Федеральный закон не содержит подробной регламентации реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума, а также правил проверки соблюдения законодательства при реализации такой инициативы, предполагая что соответствующее правовое регулирование будет производиться законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Федеральный законодатель только устанавливает возможность принятия решения об отказе в назначении референдума органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствие с законодательством субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении соответствующего референдума. Данное решение может быть принято, если при выдвижении инициативы о проведении референдума будут установлены нарушения Конституции России и федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. К числу таких нарушений необходимо также относить несоблюдение требований и ограничений, установленных федеральным законом к формулированию вопросов, подлежащих вынесению на референдум.
На случай, если референдум субъекта Российской Федерации или местный референдум будет проведен по вопросу, сформулированному с нарушением требований федерального законодательства, устанавливается судебный порядок отмены принятого на таком референдуме решения. При этом в качестве основания для вынесения судом решения об отмене решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, будет является его противоречие Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации. См. Решение референдума.
Законодательством предусматривается обязательность точного воспроизведения текста вынесенного на референдум вопроса в бюллетенях для голосования, выдаваемых участникам референдума. См. Бюллетень для голосования на референдуме.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.
Всеобщего избирательного права принцип (принцип всеобщего избирательного права), права на участие в референдуме
конституционный принцип, гарантирующий гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, избирать, голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении установленного законодательством возраста - быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления. См. Принципы избирательного права.
Граждане могут избирать и быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств. Федеральным законодательством установлены только два вида ограничений.
Не могут участвовать в выборах и референдумах граждане, признанные судом недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности.
Другой вид ограничений касается лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу. Это ограничение не распространяется на лиц, находящихся под стражей, в следственных изоляторах, если в отношении них еще не вступил в силу приговор суда и они не признаны виновными в совершении преступления, влекущего за собой лишение свободы.
Законодательством также могут устанавливаться цензовые требования для активного (права избирать) и пассивного (быть избранным) избирательного права. См. Избирательный ценз.
Выборное должностное лицо
лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или должность муниципального образования, избранное непосредственно гражданами на основе всеобщего равного прямого избирательного права либо представительным органом, наделенное в соответствие с законодательством определенным объемом полномочий.
Должности, замещаемые выборными должностными лицами, в соответствие с установленной федеральным законодательством (см. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации») классификацией относятся к категории «А» и не являются соответственно должностями государственной и муниципальной службы (должностями категорий «Б» и «В»).
Перечень выборных должностных лиц, требования к лицам, замещающим выборные должности, порядок их избрания, круг и срок полномочий, порядок и гарантии их осуществления, ответственность выборных должностных лиц определяются в нормативных правовых актах.
Правовое положение выборных должностных лиц Российской Федерации определяется непосредственно Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации - конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством, а выборных должностных лиц местного самоуправления - уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований, издаваемыми в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Избирательное законодательство предусматривает дополнительные ограничения для выборных должностных лиц. В частности, согласно положениям ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут быть членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса.
В соответствии с нормами ст. 28 названного Закона выборные должностные лица, являющиеся кандидатами, не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Например, они не могут: а) привлекать лиц, находящихся в их подчинении, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; б) использовать помещения, занимаемые государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; в) пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационными услугами, оргтехникой, обеспечивающей функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; г) бесплатно или на льготных условиях использовать для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортные средства, находящихся в государственной или муниципальной собственности; д) пользоваться преимущественным доступом (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. В тоже время Федеральный закон устанавливает, что соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
Избирательное законодательство содержит запрет выборным должностным лицам как лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, участвовать при исполнении ими своих должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения в агитации при проведении выборов и референдума.
К числу государственных должностей Российской Федерации, замещаемых в результате проведения выборов, Конституция России относит должность Президента Российской Федерации. Выборными должностными лицами Российской Федерации также являются руководители палат федерального парламента и их органов - председатели Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, их заместители, руководители постоянных комитетов и постоянных комиссий. Указанные должности замещаются соответственно членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы на основе решений, принимаемых каждой из палат парламента.
Выборными должностными лицами субъектов Российской Федерации признаются лица, замещающие предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации должности на основе выборов непосредственно гражданами - президенты республик, губернаторы (главы администраций, мэры) других субъектов, а также на основе избрания представительными органами - руководители законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выборными должностными лицами местного самоуправления считаются лица, замещающие муниципальные должности в результате муниципальных выборов - главы муниципальных образований, главы местного самоуправления, а также должности, замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов - руководители представительного или иного выборного органа местного самоуправления, избранные из состава представительного или иного выборного органа главы исполнительных органов местного самоуправления.
Выборный орган
коллегиальный орган государственной власти или орган местного самоуправления, избираемый непосредственно гражданами на основе всеобщего равного прямого избирательного права, обладающий в соответствии с законодательством правом представлять интересы населения, принимать от его имени властные решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории. См. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Органы государственной власти федеральные, Органы местного самоуправления.
Понятие «выборный орган» и «орган» нетождественны. Первое отличает специальный признак, заключающийся в формировании органа власти непосредственно гражданами в результате проведения выборов. Порядок формирования выборных органов, срок и порядок осуществления их полномочий определяются в нормативно-правовых актах.
К федеральным выборным органам в соответствии с конституционными положениями относится Государственная Дума Федерального Собрания - нижняя палата парламента, состоящая из депутатов, избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного прямого избирательного права. Статус Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Выборными органами субъектов Российской Федерации являются представительные законодательные органы государственной власти, формируемые в результате проведения выборов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Наименования и статус названных выборных органов определяются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством.
Выборными органами муниципальных образований выступают коллегиальные органы местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии с уставами муниципальных образований выборные органы могут наделяться представительными, нормотворческими, исполнительно-распорядительными и контрольными функциями. Статус выборных органов закрепляется в уставах муниципальных образований, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 14 Федеральный закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие в муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления является обязательным.
Избирательное законодательство содержит специальное регулирование в отношении участия выборных органов в избирательных действиях и действиях по подготовке и проведению референдума. Например, предусматривается участие выборных органов в процессе формирования избирательных комиссий и комиссий референдума. Согласно положениям ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Государственная Дума Федерального Собрания назначает треть состава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии с нормами ст. 23 названного закона половина состава избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных комиссий при проведении выборов в федеральные органы назначается законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации. Такое назначение должно производиться, в том числе, на основе предложений выборных органов местного самоуправления. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участковых комиссий производится представительными органами муниципальных образований.
Выборы в Российской Федерации
избрание гражданами Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц; важнейший институт организации и функционирования публичной власти в российском обществе; форма прямой демократии, предусмотренная Конституцией Российской Федерации и обеспечивающая непосредственное участие граждан в формировании органов государственной и муниципальной власти.
Действующим российским законодательством регламентируются выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов.
К числу основных принципов организации и проведения выборов в Российской Федерации относятся:
1) обязательность выборов;
2) периодичность выборов;
3) открытость и гласность выборов;
4) свобода выборов;
5) альтернативность выборов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выделяются три уровня выборов: федеральные выборы; региональные выборы; муниципальные выборы.
К федеральным выборам относятся выборы Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации не исключаются выборы по избранию иных федеральных государственных органов (выборы в Конституционное Собрание и другие органы).
Региональные выборы включают выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в иные государственные органы, если это предусмотрено конституциями (уставами) субъектов Федерации.
Муниципальные выборы - это выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований. Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены и другие виды муниципальных выборов (выборы отдельных муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления). См. Муниципальные выборы.
В зависимости от юридико-фактических оснований назначения и проведения выборы подразделяются на очередные, досрочные, повторные, дополнительные, в порядке ротации части депутатов. См. Дополнительные выборы, Досрочные выборы, Очередные выборы, Повторные выборы.
Выборы досрочные
См. Досрочные выборы.
Выборы муниципальные
См. Муниципальные выборы.
Выборы недействительные
См. Недействительные выборы.
Выборы несостоявшиеся
См. Несостоявшиеся выборы.
Выборы очередные
См. Очередные выборы.
Выборы повторные
См. Повторные выборы.
Выдвижение кандидата
инициатива избирателя, избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
Выдвижение кандидата, списка кандидатов включает следующие стадии:
а) инициатива выдвижения - принятие избирателем, группой избирателей решения о выдвижении лица кандидатом, а избирательным объединением, избирательным блоком при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе также решения о выдвижении списка кандидатов либо принятие лицом решения о самовыдвижении;
б) уведомление о выдвижении кандидата, списка кандидатов инициатором выдвижения соответствующей избирательной комиссии, обладающей правом регистрации кандидатов, списков кандидатов;
в) представление лицом, выдвигаемым кандидатом, в соответствующую избирательную комиссию, обладающую правом регистрации кандидатов, списков кандидатов, письменного заявления о согласии баллотироваться в указанном избирательном округе с указанием биографических сведений, требуемых законом, и обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности;
г) сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (может не осуществляться, если соответствующим законом о выборах устанавливается возможность регистрации кандидата, списка кандидата не только на основании представления необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку инициативы выдвижения, но и в случае внесения избирательного залога).
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает включать в законы субъектов Российской Федерации в качестве требования к выдвижению кандидатов непосредственно избирателями необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.
Кандидаты, а также списки кандидатов при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах (конференциях) указанных объединений при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; на конференциях (собраниях) региональных отделений либо на федеральных съездах (конференциях) указанных объединений - при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; на собраниях местных либо региональных отделений указанных объединений - при проведении выборов в органы местного самоуправления. Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов от избирательных объединений, зарегистрированных в органах юстиции субъектов Российской Федерации, определяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения, как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока. Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов. В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, указанное правило не применяется при проведении выборов по одномандатным избирательным округам.
Для выдвижения кандидата требуется личное его согласие. Если выдвижение проводится списком кандидатов, то такое согласие требуется от каждого лица, включенного в этот список.
Лицо, выдвигаемое кандидатом, представляет письменное заявление о своем согласии баллотироваться в указанном избирательном округе. Заявление направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, если выдвижение лица производится в личном качестве по образованному избирательному округу при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе, либо, если его выдвижение производится в составе списка кандидатов при проведении федеральных, региональных или местных выборов на основе пропорциональной избирательной системы - соответственно в Центральную избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, территориальную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования).
В письменном заявлении о согласии баллотироваться выдвигаемым лицом указываются сведения биографического характера: а) фамилия, имя, отчество; б) дата рождения; в) образование; г) основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); д) занимаемая должность; е) сведения о неснятых или непогашенных судимостях. При этом указываются номера и наименования статей УК РФ, на основании которых осуждался кандидат. Если кандидат был осужден не на основании положений действующего УК РФ от 13 июня 1996 г., вступившего в силу в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июня 1996 г. с 1 января 1997 г., то указываются номера и наименования статей закона, на основании которых кандидат привлекался к уголовной ответственности за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. Такими законами могут быть: ранее действовавший УК РСФСР от 27 октября 1960 г., если кандидат осуждался на территории России до вступления в силу УК РФ 1996 г.; уголовные кодексы бывших союзных республик, принятые в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, либо законы иностранных государств, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами; ж) гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения.
В письменном заявлении лицом, выдвигаемым кандидатом, также дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
После уведомления соответствующей избирательной комиссии, обладающей правом регистрации кандидатов, списков кандидатов о выдвижении кандидата, списка кандидатов, инициаторами выдвижения начинается сбор подписей избирателей.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов, списков кандидатов, а также количество подписей, необходимых для их регистрации, определяются применительно к уровню выборов соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливается максимальное количество подписей. Оно не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Установленное федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов.
Установление квоты на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации может устанавливаться только федеральными законами при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для отдельных частей указанных территорий установление квоты на сбор подписей избирателей не допускается.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» предусматривает возможность при проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производить, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидата.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата, списка кандидатов.
Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
В подписном листе указываются сведения о выборах: вид выборов, выборный орган (выборная должность) государственной власти или местного самоуправления), в который (на которую) проводятся выборы, номер избирательного округа (в случаях, если выборы проводятся по нескольким избирательным округам), а также фамилия, имя, отчество и иные биографические данные о выдвигаемом кандидате в объеме, установленным соответствующим законом о выборах. См. Подписной лист.
Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, списка кандидатов, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные должны вноситься не иначе как рукописным способом.
Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.
Временной период выдвижения кандидатов устанавливается: при выборах в федеральные органы государственной власти - соответствующими федеральными законами; при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных выборах - соответствующими законами субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает минимальные сроки выдвижения, ниже которых они не могут определяться в соответствующих законах. Период выдвижения кандидатов, списков кандидатов должен составлять не менее 45 дней - при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами; не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней - при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|