Демократия.Ру




​Правлению "железной рукой" всегда приходит конец. Барак Обама


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.11.2024, пятница. Московское время 04:01


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Методика мониторинга СМИ

Методы, применяемые неправительственными проектами мониторинга СМИ, могут быть самыми разнообразными, и это касается как общей организации проекта и публикации его результатов, так и самого предмета и способа мониторинга. Во многих случаях задачей проектов мониторинга СМИ в переходных демократиях является определение того, насколько хорошо государственные СМИ выполняют свои обязательства в части честного освещения событий и справедливого распределения времени прямого доступа к эфиру. В таких случаях критерии, применяемые наблюдателями для оценки СМИ, берутся непосредственно из национального закона о выборах или из международных норм. Однако в последние годы в сферу внимания наблюдателей попадает и все больше частных СМИ. Частично, обязанности частных СМИ могут определяться законом, однако в основном они вытекают из требований журналистской этики.

Для получения достоверных результатов мониторинг СМИ должен быть тщательным и всеобъемлющим. На практике это означает, что все выпуски новостей, освещение текущих событий и прочие передачи, связанные с выборами, должны быть охвачены мониторингом, а если ведется и мониторинг печатных СМИ, то должны учитываться и все аналогичные материалы и в них. Группа мониторинга должна владеть всеми языками, на которых ведется вещание, а также разбираться в политической жизни страны - включая политические нюансы в подаче материалов, которые не могут быть восприняты посторонними. На практике это означает, что наблюдатели должны быть жителями страны. В то же время они должны быть беспристрастными и должны уметь это продемонстрировать, что совсем непросто, особенно в условиях переходной демократии. Молодые и высоко мотивированные наблюдатели - а им и следует быть такими, учитывая затяжной и кропотливый характер процесса - часто имеют весьма сильные политические симпатии. (В одном из проектов мониторинга СМИ в переходных демократиях молодые наблюдатели включали свои магнитофоны и убегали на митинги и демонстрации.) Подобная политическая активность должна быть прервана на время осуществления проекта.

Мониторинг печатных СМИ не требует особых приемов, поскольку газеты можно читать в любое удобное время. Мониторинг вещания создает больше проблем материально-технического характера, так как материалы вещания должны фиксироваться в момент их выхода в эфир. Обычно и учет этих материалов происходит в режиме реального времени, хотя записи хранятся в течение всей продолжительности проекта. Наличие записи позволяет проверить выводы, а также отслеживать материалы, выходящие в неудобное время, как днем, так и ночью.

Каждое учитываемое в мониторинге событие - выпуск новостей или номер газеты - регистрируются по определенной форме. Все чаще информация, фиксируемая на регистрационных бланках, впоследствии переносится в компьютерную базу данных. Это, разумеется, значительно ускоряет подготовку графиков и статистических таблиц. Кроме того, это позволяет вести поиск с целью выяснить, например, какое внимание различные СМИ уделяли различным партиям или вопросам. Еще можно выяснить, какими (и насколько многочисленными) источниками пользуются разные СМИ.

Наблюдатели работают по трем основным направлениям:

Количественный анализ: это означает простой подсчет числа сообщений, посвященных каждой партии и каждому кандидату, а также их объем (продолжительность или доля газетной полосы). Сюда же можно отнести и подсчет и указание источников сообщений, что важно в качестве объективной меры сбалансированности освещения. Наблюдатели могут также учитывать количество сообщений по различным вопросам: по экономике, конституционной реформе, преступности, политическому насилию - в зависимости от того, какие вопросы являются наиболее насущными. Если время по прямому доступу к эфиру предоставляется, то наблюдатели следят не только за тем, получают ли партии свое эфирное время, но и за тем, в какое время дня осуществляется трансляция. Время выхода новостных материалов является весьма важным фактором - не показали ли крупный митинг в поддержку лидера оппозиции в «мертвое» время далеко за полночь?

Качественный анализ: простой учет не позволит адекватно понять сильные и слабые стороны освещения событий в СМИ. Недостаточно просто жаловаться на то, что правящая партия пользуется преимущественным вниманием со стороны СМИ, чем оппозиция - на то могут быть веские причины, например, большая чем у оппозиции популярность правящей партии. С другой стороны, простой подсчет количества сообщений не учитывает тот факт, что для некоторых партий «квота» освещения может включать в себя и материалы, представляющие партию в негативном свете. Например, в Южной Африке до 1994 г. государственная вещательная компания вела собственный учет освещения деятельности партий, и материалы этого учета показывали, что Африканский Национальный Конгресс, в то время являвшийся оппозиционной партией, получает весьма обширное освещение. Однако значительная часть этого освещения была негативной, когда, например, речь шла о суде над Винни Манделой, обвинявшейся в похищении людей. Таким образом, голая статистика говорит не все. Статистика по источникам говорит кое-что о балансе, но это не значит, что она автоматически отражает и предвзятость. Сообщение, поступившее только из одного источника, является несбалансированным, но совсем не обязательно предвзятым. Если руководитель центрального банка объявляет об увеличении процентных ставок, то другие источники и не нужны, поскольку новость поступила напрямую. (В соответствии с практикой добросовестной журналистики, желательно было бы еще получить мнения политических партий и независимых экспертов.) С другой стороны, освещение политического насилия, основанное на взглядах лишь одной партии, будет, скорее всего, предвзятым.

Наблюдатели также отслеживают содержание материалов по информированию избирателей на предмет присутствия в них партийных политических посланий. Зачастую весьма полезным является сравнение одних и тех же сообщений, выходящих на разных языках. В частности, в Африке содержание вещания на колониальном языке - английском, французском или португальском - совершенно другое, чем содержание вещания на местных языках. В первом случае передачи предназначены, в известной степени, для внешнего потребления. Вещатели и политики часто исходят из предположения, что независимые наблюдатели не обращают внимания на то, что они говорят на местных языках. И это еще один аргумент в пользу необходимости мониторинга СМИ.

Любой анализ на предмет предвзятости является в определенной степени субъективным. Однако можно применять различные методы для получения максимально объективных оценок. Наблюдатели, ведущие мониторинг СМИ, могут выявлять предвзятость, сопоставляя отчет о событиях, предложенный каким-либо СМИ, со своим собственным видением этих событий, полученным из нескольких источников. Одним из способов, применяемых в рамках такого сравнения, является «мониторинг источников»: наблюдатели, ведущие мониторинг СМИ, сами посещают новостное событие, например политический митинг или пресс-конференцию, с целью получить возможность сопоставить отчеты об этом событии в СМИ со своими собственными впечатлениями. Интернет позволяет наблюдателям сравнить освещение событий СМИ внутри страны с освещением этих же событий в международных СМИ. В некоторых случаях различия могут быт весьма значительными.

Анализ дискурса: оценка скрытых сообщений, содержащихся в СМИ, является важной, сложной, и одновременно весьма спорной задачей. Эта область включает все тонкости языка и визуальных образов, которые передают сообщения, понятные для аудитории, но не всегда осознаваемые. Наиболее ясной иллюстрацией является подбор слов как в печатных изданиях, так и в программах вещания. Так, например, проправительственные СМИ могут сообщать, что президент «констатирует» что-либо, в то время как его оппонент лишь «утверждает». Репортажи могут быть и точными, однако это не мешает их авторам влиять неподобающим образом на восприятие сообщений аудиторией. Перед выборами 1994 г. в Южной Африке, например, наблюдатели заметили, что в репортажах о демонстрациях, организованных АНК, всегда отмечалось большое количество мусора, оставленного демонстрантами. Воспринимаемое воздействие этих сообщений заключалось в том, что АНК является разрушительной и безответственной организацией. Новости из-за рубежа могут использоваться для того, чтобы индуцировать определенную интерпретацию внутренних новостей. В 1994 г. в Малави, сообщения об оппозиционных партиях, передаваемые государственным вещанием, размещались после новостей о геноциде в Руанде. Подразумеваемое сообщение заключалось в том, что конец однопартийной «стабильности» приведет к кровопролитию.

Телевидение располагает целым визуальным словарем. Фигуры, подаваемые как авторитетные, - такие, например, как политики, находящиеся у власти - могут снимать снизу вверх, а остальных снимают на одном уровне или сверху вниз. Представители власти чаще говорят прямо в камеру, а другие адресуют свои слова невидимому интервьюеру, находящемуся сбоку от камеры, и поэтому не обращаются непосредственно к зрителю. Таких участников интервью как члены оппозиции, профсоюзные деятели, общественность обычно интервьюируют вне помещений. Членов правительства обычно показывают в их кабинетах, часто с бумагами в руках и на вид занятых какими-то неотложными и важными делами. Фон кабинета обычно создает ощущение авторитетности и профессионализма интервьюируемого. Ряд примеров такого рода можно продолжить. Даже графика и логотипы, которыми сопровождается выпуск новостей, могут нести послание. Графическое оформление выпусков южноафриканского телевидения, посвященных текущим политическим переговорам в 1993 г., изображало двух белых и одного чернокожего. Затем эмблема была заменена изображением белого мужчины, одной женщины-мулатки и одного чернокожего мужчины. Ни та, ни другая эмблемы не отражали фактического состава участников переговоров. В более грубой форме во время выборов в Зимбабве в 2000 г. эмблемой специальных выпусков текущих новостей, передававшихся на протяжении всей предвыборной кампании, являлось изображение башни Больших развалин в Зимбабве - т.е. символа правящей партии на выборах.

Способ предоставления отчетности о результатах является важнейшей частью методологии мониторинга СМИ. Практика здесь варьируется от проекта к проекту. Обычно отчет предоставляется после завершения выборов тем же способом, которым предоставляются отчеты и о других мониторинговых проектах, осуществлявшихся в ходе выборов. Существенным недостатком этого подхода является то, что он не позволяет как-либо повлиять на фактическое освещение событий, хотя и может дать пищу для споров о справедливости или несправедливости выборов в последующем. Те мониторинговые проекты, отчеты которых предоставляются в ходе кампании, могут надеяться на возможность оказать положительное влияние на качество работы журналистов. Конкретные интервалы между отчетами могут быть разными. Обычно этот интервал составляет одну неделю, однако один из мониторинговых проектов в Кении в 1997 г. начал публиковать результаты своей работы ежемесячно и задолго до начала выборов, а затем, когда кампания набрала обороты, перешел на еженедельную публикацию отчетов. В 2000 г. в Зимбабве, отчеты сначала публиковались еженедельно, а в две последние недели кампании - ежедневно. В любом случае, однако, итоговые отчеты, содержащие общие выводы, публикуются после окончания выборов.

Профессиональные ассоциации и профсоюзы

Какими бы юридическими полномочиями ни обладал любой регулирующий орган, он не сможет принудительно обеспечить профессиональное и беспристрастное освещение кампании. Из этого следует, что ни один орган власти не может пытаться вмешиваться в редакционную работу СМИ без подрыва самых основ СМИ как бдительного ока общественности. Вместе с тем имеется явная общественная заинтересованность в том, чтобы поощрять освещение событий, соответствующее высоким профессиональным стандартам.

Здесь ключевую роль играют профессиональные организации самих журналистов. В первую очередь, желательно обеспечить участие представителей этих организаций в разработке нормативных актов, регулирующих освещение выборов в СМИ (см. Кто должен участвовать в разработке проектов?).

Существуют несколько различных типов профессиональных организаций:

- Ассоциации журналистов или вещателей
- Профсоюзы журналистов или вещателей
- Добровольные советы СМИ
- Учебные заведения

Добровольные группы защиты свободы СМИ в некоторых случаях также могут рассматриваться как организации аналогичной категории.

Все эти профессиональные организации могут играть определенную роль в процессе аккредитации журналистов; и, разумеется, они играют важную роль в защите интересов журналистов и профессиональных стандартов.

Во многих случаях, профессиональные организации выработали специальные кодексы поведения в отношении вопросов, связанных с выборами. Такой кодекс после его принятия является основой для принятия мер в случае каких-либо жалоб, либо служит дисциплинарным механизмом в рамках профессионального объединения.

Танзанийский Совет СМИ, например, представляет собой добровольную организацию СМИ. В преддверии парламентских и президентских выборов 2000 г. он в сотрудничестве с Национальной избирательной комиссией созвал конференцию, на которой был разработан кодекс поведения. Этот кодекс не только стал руководством для журналистов страны, имеющей лишь небольшой опыт демократических выборов, но и обеспечил эталон, относительно которого стало возможным вести мониторинг СМИ - и действительно, Совет СМИ и еще две неправительственные организации развернули соответствующий проект мониторинга СМИ.

В Зимбабве во время парламентских выборов 2000 г. процедура разработки кодекса поведения была несколько иной. Зимбабвийская Сеть поддержки выборов представляла собой группу НПО, которая оказывала поддержку избирательному процессу различными способами - информированием избирателей, мониторингом и т.п. - оказывая содействие и Комиссии по надзору за выборами. Был создан специальный комитет из представителей организаций, работающих в сфере массовой информации, который подготовил руководство по освещению выборов, и это руководство, наряду с предложенными основными положениями освещения выборов государственным вещателем содержал и кодекс поведения. В числе организаций, утвердивших этот документ, был и Зимбабвийский профсоюз журналистов.

Информирование СМИ

При хорошей организации выборов, надзорный орган всячески заинтересован в обеспечении максимально полного потока информации в СМИ. Для этого есть две фундаментальные причины:

- во-первых, информирование СМИ есть информирование общественности - а постоянный приток информации позволяет электорату осуществлять свои демократические права и сохранять доверие ко всему процессу выборов.
- во-вторых, СМИ будут в любом случае освещать выборы, нравится это надзорному органу или нет. И все заинтересованы в том, чтобы материалы, публикуемые СМИ, были как можно более точными.

Следовательно, органу надзора за выборами придется выделить некоторые ресурсы на управление информацией сверх той роли, которую он играет в регулировании СМИ.

Фундаментальными принципами управления СМИ в ситуации выборов являются следующие:

- Органы, организующие выборы, должны предоставлять максимальное количество информации, блокируя только такую информацию, раскрытие которой поставит под вопрос честность избирательного процесса.
- Вся информация, предоставляемая избирательным органом, должна быть максимально точной.
- Информация должна предоставляться без какой-либо дискриминации всем СМИ, независимо от того, кому они принадлежат и являются ли политически лояльными.

Значение этих принципов состоит в том, что если они нарушаются, то целям информирования электората и поддержания доверия к избирательному процессу будет нанесен ущерб, иногда непоправимый. В новых демократиях, где раньше существовала строгая правительственная цензура или контроль над потоками информации, следование этим принципам может означать отказ от старых привычек. Однако искушение скрыть информацию или предоставлять ее избирательно только «своим» журналистам является именно тем искушением, которому должностные лица избирательного органа должны противостоять.

Проблема практического характера, как в новых демократиях, так и в старых, состоит в обеспечении последовательности информации, поступающей от избирательного органа. Назначение пресс-секретаря или создание отдела по связям со СМИ является одним из способов обеспечить положение, когда, с одной стороны, избирательных орган говорит всегда одним голосом и, с другой, СМИ знают, куда им обратиться за необходимой им информацией.

Основными способами информирования СМИ являются следующие:

- Обучение и подготовка журналистов
- Пресс-релизы
- Брифинги или пресс-конференции для СМИ
- Пакеты информационных материалов
- Создание медиа-центра
- Интернет

Обучение и подготовка журналистов

Обучение и подготовка журналистов, особенно в условиях новой демократии, когда опыт журналистов в освещении выборов незначителен, может стать для избирательного органа (или органа надзора за СМИ, если это разные органы) хорошим использованием времени и приложением усилий. Подготовка может проводиться в сотрудничестве либо с существующими национальными или региональными учебными заведениями, либо с профессиональными объединениями или профсоюзами.

В идеале, подготовку будет осуществлять соответствующая профессиональная учебная организация с участием избирательного органа, который может проводить отдельные лекции и предоставлять материалы. При этом в условиях переходного периода избирательный орган может счесть целесообразным взять инициативу в свои руки, чтобы подготовка состоялась.

Избирательный орган заинтересован в проведении подготовки потому, что в дальнейшем это облегчит процесс предоставления информации СМИ за счет того, что азы не придется всякий раз повторять. Кроме того, подготовка дает возможность проинформировать журналистов о практических аспектах организации выборов, рассказать им, что во время выборов можно и что нельзя как в соответствии с законом, так и по профессиональным стандартам.

Результатом такой подготовки, будем надеяться, станет улучшение качества информационного освещения, а также ясное понимание всеми участниками различия между теми аспектами освещения выборов, которые управляются редакциями СМИ - новости, текущие события, дебаты и т.п. - и аспектами, которые не определяются политикой редакции - политическая реклама, эфирное время прямого доступа и большинство форматов информирования избирателей.

Пресс-релизы

Пресс-релизы - технология не новая, и улучшить ее трудно, даже в эпоху Интернета. Более того, зачастую Интернет (как в форме Web-сайта, так и в виде почтовых рассылок) является не более чем изощренным способом распространения старого доброго пресс-релиза.

С точки зрения избирательного органа, ценность пресс-релиза заключается в том, что избирательный орган контролирует информацию, предоставляемую СМИ, и, следовательно, может обеспечить ее точность. Ценность пресс-релиза для СМИ заключается в том же - и, кроме того, лишает СМИ оправданий в случае публикации искаженной информации в последующем.

Очевидно, что пресс-релизы особенно полезны для передачи такой информации, как статистические данные, дословно цитируемые заявления или списки кандидатов - т.е. информации, которую неудобно распространять в какой-либо другой форме, или если существует опасность, что при устной передаче могут вкрасться ошибки.

Пресс-релизы можно распространять различными способами: курьером, по факсу, по почте, или путем вывешивания на доске информации в медиа-центре. Пресс-релизы могут распространяться на пресс-конференциях для обеспечения точности восприятия подробной информации.

Необходимо соблюдать весьма тонкий баланс при определении того, насколько часто надо публиковать пресс-релизы. Опасность слишком частой публикации пресс-релизов заключается в том, что СМИ потеряют интерес. Если пресс-релизы публикуются недостаточно часто, то пресс-секретарю придется непрерывно отвечать на вопросы. Именно пресс-секретарь определяет конкретные сроки выхода пресс-релизов, опираясь на свои представления.

Написание пресс-релиза

Именно для этого и нужен пресс-секретарь, и именно поэтому эту должность должен занимать журналист по образованию. Методика написания пресс-релиза в основном та же, что и при написании новостного материала для газеты. В большинстве стран журналистов учат писать статьи в стиле «перевернутой пирамиды», начиная с первого абзаца, сообщающего суть и основной факт всего сообщения, которые затем развертываются в последующих абзацах. Помимо того, что читателю с самого начала понятно, о чем говорится в статье (или пресс-релизе), такая композиция позволяет сокращать материал с конца без потери основного содержания. Пресс-релиз должен выглядеть именно так.

Как любой хороший новостной материал, пресс-релиз должен быть написан на обычном языке, а не на жаргоне. Совсем не обязательно, что средний журналист окажется более внимательным, чем средний читатель, поэтому весьма небезопасно исходить из предположения, что журналисты прочитают пресс-релиз в любом случае.

Однако главной целью написания пресс-релиза как новостного материала является создание письменного документа по событию. Кроме того, остается надежда, что он будет непосредственно использован в газете. По этой причине делайте пресс-релиз кратким (и печатайте его через два интервала, чтобы оставить место для пометок редактора отдела). В бедных странах, где редакторам приходится ежедневно бороться за материалы, чтобы заполнить страницы своих газет, эти редакторы могут быть благодарны за готовый и хорошо написанный материал.

Брифинги и пресс-конференции для СМИ

Пресс-конференция служит средством предоставления количества информации, большего, чем может вместить один пресс-релиз. В отдельных случаях, целью пресс-конференции может быть использование руководства избирательным органом для непосредственного (через СМИ) разъяснения общественности механизма выборов.

Пресс-конференции, конечно же, нравятся вещателям, поскольку пресс-релиз дает им лишь «белую копию», то есть материал без картинки и без звука. А на пресс-конференции вещатели могут и записывать, и снимать. Если есть специально оборудованное помещение, то практические нужды вещателей будет легче удовлетворить. В противном случае организаторам пресс-конференции придется учесть нужды съемочных групп, радиожурналистов и фотографов.

Обычно пресс-конференция имеет следующий формат: представитель избирательного органа выступает с заявлением, а затем отвечает на вопросы журналистов. Председателем пресс-конференции должно быть другое лицо (а не то, которое выступает с заявлением). Это помогает четко установить время пресс-конференции (и быстро начать работу - журналисты работают к определенному сроку). Председательствующий должен обеспечить, чтобы возможность задать вопрос была предоставлена журналистам всех СМИ, с разными политическими взглядами. Журналисты-вещатели будут настаивать на предоставлении им возможности задать свой вопрос (потому что они хотят пустить его в эфир). Это разумно, но никому нельзя позволять забрать себе все вопросы. Гибкие и сбалансированные действия председательствующего создадут атмосферу доверия между СМИ и органом, проводящим пресс-конференцию.

Брифинг для СМИ обычно представляет собой совсем другое мероприятие. Обычно брифинги не дают материалов для эфира, а иногда и вовсе проводятся на условиях «не для записи». В последнем случае строгим правилом является не называть лицо, проводившее брифинг. Политики проводят брифинги «не для записи» почти всегда. Однако трудно представить себе обстоятельства, когда должностному лицу избирательного органа может потребоваться применять подобное ограничение. Как и в отношении других способов предоставления информации СМИ, приглашения на брифинги следует рассылать всем СМИ независимо от их политических взглядов или структуры собственности.

Пакеты информационных материалов

Подготовленный пакет информационных материалов для СМИ может сберечь массу времени, а также обеспечить точность освещения событий. Журналистам необходимо знать массу фоновой информации: число зарегистрированных избирателей (в том числе на один избирательный участок, где применимо), имена кандидатов, наименование должностей, за которые борются кандидаты, результаты прошлых выборов, количество бесплатного эфирного времени и в какое время суток оно предоставляется и так далее. Иностранные журналисты могут нуждаться в еще большем количестве базовой политической, институциональной и демографической информации. Кроме того, все журналисты захотят знать, какие ресурсы будут предоставлены в их распоряжение: медиа-центр, регулярные брифинги, средства подсчета голосов и т.д.

Значительную часть этой информации можно подготовить до начала кампании. Вся эта информация является легкодоступной даже для не слишком хорошо организованного избирательного органа и может быть сведена в единый пакет компетентным пресс-секретарем без колоссальных затрат труда или средств. Некоторые из этих материалов могут дублировать материалы, предоставляемые другим, например, наблюдателям на выборах.

Медиа-центр

Целесообразность организации медиа-центра, а также его оборудование целиком зависят от ресурсов, находящихся в распоряжении избирательного органа. Несомненно, что если имеются финансовые ресурсы для организации медиа-центра, то качество освещения кампании будет более высоким. Сосредоточение работы со СМИ значительно упрощает реализацию многих функций управления этой работой: подготовку пресс-релизов, пресс-конференций, брифингов и т.п. Однако организация такого центра просто выходит за пределы возможностей многих избирательных органов.

Медиа-центр может иметь, полностью или частично, следующее оборудование:

- телефоны, факсы, подключение к Интернет
- компьютеры для прессы, подключенные к системе подсчета голосов
- телевизионные мониторы
- радио- и телестудии

Интернет

Интернет позволяет избирательным органам выполнять многие из их традиционных задач в части отношений со СМИ гораздо быстрее, эффективнее и экономичнее. О потенциале Интернета постоянно говорят, однако для целей управления работой со СМИ в ходе избирательной кампании он обычно используется без особых ухищрений.

С помощью электронной почты избирательный орган может распространять пресс-релизы, заявления и прочие материалы с очень низкими затратами. На своем Web-сайте избирательный орган может разместить пакеты информационных материалов. Более того, они могут постоянно обновляться путем добавления новых материалов по мере их появления. Через Web-сайт можно организовать и службу подсчета голосов.

Если избирательный орган готовит свои материалы для эфира (например, материалы для информирования избирателей), то эти материалы могут быть представлены в Интернете в цифровом формате. Однако все материалы, существующие в цифровом формате, должны существовать и на бумаге или на пленке.

Информирование избирателей

Одной из важнейших функций СМИ в течение избирательной кампании является постоянное информирование избирателей. Часть материалов и формально предназначается для этой цели, однако можно в целом сказать, что все, что делают СМИ в период выборов, служит просвещению и информированию избирателей.

Просвещение и информирование избирателей подробно рассматривается как отдельная тема (см. Указатель по информированию избирателей). Просвещение избирателей через СМИ обходится очень дорого и поэтому может откатываться в конец списка приоритетов в случаях, когда стоимость является одним из основных факторов. Однако в отдельных случаях сами СМИ могут захотеть опубликовать свои собственные материалы по информированию избирателей или предложить свои услуги по себестоимости избирательному органу. Диапазон таких материалов может далеко выходить за рамки традиционных методов, т.е. простых описаний процедуры голосования, и включать в себя даже образовательные «мыльные оперы».

Программа информирования избирателей должна быть ориентирована в первую очередь на тех, кто традиционно находится в невыгодном положении и поэтому с меньшей вероятностью зарегистрируется и примет участие в выборах. К этой категории относятся женщины, расовые, этнические или национальные меньшинства, а также инвалиды. Используя специальные программы, например передачи на языке меньшинства, СМИ (особенно вещатели) могут сыграть чрезвычайно важную роль.

Однако информирование избирателей - это не только их просвещение. Это еще и основная причина, заставляющая избирательный орган тратить время и другие ресурсы на информирование СМИ о последних событиях и изменениях. При этом СМИ играют и важную самостоятельную роль, исследуя организацию выборов на предмет недостатков любого рода, и это является важнейшим аспектом прозрачности и ответственности избирательного процесса.

Обеспечение безопасности журналистов

Безопасность журналистов является делом чрезвычайной важности. Если СМИ не смогут свободно заниматься своим делом, то они не смогут собирать новости и поддерживать информированность электората. Насилие в ходе политических мероприятий, например, ущемляет не только право кандидатов и партий мирно излагать свои взгляды, но и право общественности узнать об этих взглядах через СМИ.

«Освещение выборов» не звучит как особенно опасная профессия. Для журналистов многих стран это безопасная и рутинная работа. Однако выборы могут оказаться в фокусе интенсивных политических столкновений. В 2000 г. в Зимбабве в ходе кампании направленного насилия, организованной правящей партией, были убиты более 30 сторонников оппозиции. В здании редакции ведущей независимой ежедневной газеты был устроен взрыв, а журналистов не раз похищали партийные боевики. Нападения на СМИ часто поддерживались высказываниями политического руководства, направленными против СМИ.

Журналистские организации принимают свои меры для защиты безопасности своих членов. Международная федерация журналистов разработала набор подробных инструкций, призванных помочь журналистам обеспечить свою безопасность в ходе освещения выборов. Журналисты Зимбабве, например, адаптировали это руководство к условиям своей работы.

Однако эта проблема не является проблемой в первую очередь самих журналистов. Речь идет не только о праве журналистов заниматься своей работой в отсутствие насилия или угрозы насилия, но и о праве электората на информацию. Поэтому ответственность за обеспечение безопасности журналистов лежит на избирательном органе и других государственных органах. Основными мерами здесь являются:

- Устранение законодательных ограничений на свободу СМИ. Это не только сведет к минимуму вероятность того, что журналисты окажутся жертвами насилия, организованного государством. Если снять такие нормативные требования, как обязанность журналистов указывать конфиденциальные источники информации, то это приведет и к уменьшению вероятности того, что СМИ станут объектами нападения со стороны сторонников партии.
- Согласование с политическими партиями кодексов поведения, прямо запрещающих не только насилие по отношению друг к другу, но и против СМИ.
- Выступление с ясными публичными заявлениями о важной роли СМИ в избирательном процессе.
- Немедленное использование способов правовой защиты против тех, кто несет ответственность за насилие в отношении журналистов.

Утверждение профессионализма в освещении событий

Утверждение профессиональных стандартов в освещении выборов средствами массовой информации является, главным образом, задачей самих СМИ и их организаций. Роль избирательного органа заключается в том, чтобы создать среду, благоприятную для выполнения этой задачи.

Однако есть ряд аспектов освещения выборов, которые могут регулироваться конкретными правовыми нормами, устанавливающими, что СМИ могут или не могут сообщать и, соответственно, предусматривающими прямое участие избирательного органа. К таким аспектам относятся:

Освещение опросов общественного мнения

Во многих странах существуют особые правовые нормы, регулирующие освещение опросов общественного мнения в СМИ, и в некоторых странах, например во Франции, публикация результатов опросов общественного мнения вообще запрещена. Однако во Франции растет понимание того, что полный запрет на публикацию результатов опросов общественного мнения уже утратил свою политическую значимость. Аргументом в пользу законодательного регулирования этой сферы является то, что общественности могут быть неизвестны пределы достоверности исследования и недостатки методов опроса, а результаты опросов могут, особенно в новых демократиях, оказывать искажающее влияние на само общественное мнение. С другой стороны, внедрение профессиональных стандартов в этой области лучше всего обеспечивается распространением руководств по представлению результатов опросов в СМИ (см. Проблемы опросов общественного мнения), а не запрещением их неправильной подачи.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта