Демократия.Ру




Когда народ в государстве развращен, законы почти бесполезны, ежели не управляется оно деспотически. Наполеон I Бонапарт (1769-1821), император французов в 1804—1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 02:02


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Основные функциональные элементы избирательной системы

Основные функциональные элементы избирательной системы
Увеличить

Определение границ избирательных образований

Определение границ избирательных образований - это процесс детального планирования и нарезки границ для двух типов избирательных образований. Первый тип представляет собой избирательный округ, т.е. район или сектор политического представительства (который может быть как одномандатным, так и многомандатным). Избирательные округа формируются не только для проведения выборов на федеральном или национальном уровне, но также для выборов органов власти менее высокого уровня. Второй тип избирательных образований - это избирательный участок, представляющий территориально-географическую единицу, где непосредственно происходит голосование в одном, расположенном в удобном для доступа избирателей месте - избирательном пункте или участке.

Обеспечение пассивного избирательного права

Обеспечение пассивного избирательного права представляет собой свод правил и процедур, регулирующих особый порядок регистрации политических партий и кандидатов (включая независимых кандидатов) для внесения их кандидатур в официально утверждаемый избирательный бюллетень и, что также важно, порядок сохранения или лишения (отзыва) регистрации. Данная функциональная составляющая также включает в себя процедуры вынесения определенных вопросов на общенародное голосование (инициативы, референдумы, поправки в Конституцию и т.п.).

Регистрация избирателей

Регистрацию избирателей представляют собой правила и процедуры, которые регулируют порядок включения граждан в списки избирателей. Этот элемент включает определение порядка составления, ведения, внесения изменений и поправок или исключения граждан из списка избирателей. Также, и это очень важно, эта функция предусматривает определение и обеспечение порядка установления личности избирателя не только при регистрации, но и в момент прибытия его на избирательный участок в день голосования. И, наконец, в этот функциональный элемент включено выполнение важных задач по подбору и обучению лиц. непосредственно занимающихся практическими вопросами регистрации.

Регулирование вопросов, связанных с предвыборной агитацией и избирательной кампанией

Регулирование вопросов, связанных с предвыборной агитацией и избирательной кампанией, включает в себя два аспекта. Первый - это реализация положений законов, которые, в общем, призваны «обеспечить честность и законность избирательной кампании и выборов в целом». Эти законы запрещают такую противоправную и нечестную деятельность, как заполнение избирательных ящиков подложными бюллетенями, фальсификацию при регистрации, запугивание и подкуп избирателей, срыв избирательных мероприятий своих политических противников и т.п. Второй аспект относится к обеспечению действия законов и нормативных актов, регулирующих вопросы получения и расходования средств на нужды избирательных кампаний, а также устанавливающих ограничения на размеры пожертвований и взносов, как прямых, так и косвенных, в фонд кандидата.

Информирование избирателей и работа с избирателями

Данная функциональная составляющая предусматривает доведение официальной информации до избирателей (в отличие от информации, предоставляемой партиями или кандидатами) в отношении времени, порядка и места регистрации, времени, порядка и места голосования и иногда распространение образцов избирательных бюллетеней, которые будут использоваться на избирательном участке в день голосования, для ознакомления с ними избирателей. Этот функциональный элемент также включает разработку специальных программ подготовки молодых избирателей в школах с целью привития школьникам демократических ценностей, дисциплины, а также ознакомления их с основными процедурами выборов.

Голосование

Голосование, по сути, можно отнести к проблеме материально-технического обеспечения работы избирательных участков в день голосования. Эта функциональная составляющая включает выбор даты и времени проведения выборов, а также определение методов голосования. К данной функции относятся такие задачи, как организация и оборудование избирательного участка; привлечение, подготовка и организация работы работников избирательных участков в день голосования; доставка избирательных материалов и оборудования на избирательные участки; разработка формы, изготовление и обеспечение сохранности избирательных бюллетеней; установление четкого порядка голосования, который должен соблюдаться на избирательных участках в день голосования. К этой функции также следует отнести проведение заочного голосования для граждан, которые не смогут прийти на избирательный участок в день голосования.

Определение итогов голосования и результатов выборов

Функция определения итогов голосования и результатов выборов включает такие процедуры, как подсчет голосов, вынесение решений в отношении сложных избирательных бюллетеней, передача итогов голосования в вышестоящие инстанции и отчетность по избирательным бюллетеням.

Объявление результатов

Хотя эта функция, в конечном итоге, сводится к церемонии вручения мандатов победившим на выборах кандидатам, она также включает такие важные процедуры, как разрешение любых правовых споров, связанных с избирательным процессом или результатами выборов.

Данные десять функциональных элементов составляют общую модель избирательной системы. Теперь позвольте перейти к методам, призванным обеспечить беспристрастное и честное исполнение указанных задач.

Общие методы обеспечения беспристрастности при подготовке и проведении выборов

Для того, чтобы обеспечить целостность избирательного процесса, подготовка и проведение выборов должны строиться на принципах беспристрастности и партийного нейтралитета. Другими словами, организаторы выборов должны быть независимыми от центральных органов власти, а также стоять в стороне от политических интересов партий.

Такая беспристрастность достигается целым рядом общих методов, применяемых повсеместно как на территории Соединенных Штатов Америки, так и в других странах мира. К ним относятся:

  • распределение административной ответственности

  • децентрализация административной ответственности

  • вовлечение судебной власти в подготовку и проведение выборов, и

  • создание независимых избирательных органов или комиссий.

Каждый из этих методов заслуживает краткого разъяснения.

Распределение административной ответственности представляет собой практику закрепления различных избирательных функций за различными ведомствами одного уровня. Очень часто, например, за регистрацию избирателей отвечает ведомство, которое никоим образом не является подотчетным перед органом, ответственным за выборы. Аналогично, регулирование вопросов предвыборной кампании и финансирования отдано органу, который не несет прямой ответственности за подготовку и проведение выборов (обычно это правоохранительный орган или какое-либо иное независимое ведомство). В некоторых штатах (например, Миссисипи) различные функции на местном уровне распределяются между местными государственными органами, при этом число таких органов может достигать пяти (я не стал бы рекомендовать другим заходить столь далеко, поскольку это приведет к большой путанице). В то же время, сама идея распределения ответственности и обязанностей по подготовке и проведению выборов призвана поставить серьезные преграды коррупции избирательного процесса и злоупотреблению должностным положением как со стороны отдельных лиц, так и со стороны какой-либо одной из политических партий.

Децентрализация административной ответственности предполагает распределение различных функций, связанных с организацией и проведением выборов, между различными органами на разных уровнях (как правило, местными). В Соединенных Штатах практическая работа почти полностью лежит на органах местного самоуправления. В основе такого подхода лежит идея недопущения злоупотребления действующими центральными органами власти своим положением для обеспечения собственного переизбрания.

В целом ряде стран для обеспечения объективности и честности процесса подготовки и проведения выборов в избирательный процесс привлекают представителей независимой судебной власти либо как непосредственных организаторов выборов (например, в качестве председательствующих членов избирательной комиссии), либо как опосредованных участников (они назначают часть или всех членов избирательных органов). К сожалению, такой подход чаще приводит к коррупции судебной власти, а не к честным выборам. Именно поэтому роль судебной власти на выборах в Соединенных Штатах сводится к чисто судебным функциям: слушание дел по спорам, связанным с результатами или порядком проведения выборов.

Еще один метод обеспечения беспристрастности при подготовке и проведении выборов заключается в наделении избирательными полномочиями и обязанностями независимых избирательных органов или комиссий, которые, как правило, представлены крупными политическими партиями. Среди многих преимуществ такого подхода следует отметить то, что он не только не допускает какого-либо влияния со стороны правящих центральных органов власти, но также гарантирует политическую беспристрастность (отметается даже подозрение на отсутствие таковой), поскольку уже с самого начала обеспечивает полную прозрачность и открытость процесса. (Основополагающую идею в данном подходе можно сформулировать так: в обществе нет ангелов, но и на чертей можно положиться, если они следят друг за другом.) Я являюсь сторонником идеи организации выборов с помощью избирательных комиссий и прилагаю к данному документу собственные рекомендации в отношении организации структуры и работы таких комиссий.

Рассмотрев основные функциональные составляющие избирательной системы и общие методы обеспечения беспристрастности и честности при организации выборов, я хотел бы перейти к вопросу подготовки и проведения выборов или, чтобы быть более точным, к административной структуре обеспечения выборов в Соединенных Штатах.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта