Демократия.Ру




Ни один швейцарец не думает о демократии, когда думает о Швейцарии; он думает только о процветании. Демократия уже давно не связана в его глазах с образом Швейцарии, она всего лишь присутствует в стране. Петер Биксель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 02:02


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

ОТЧЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО БОЛЬШОГО СУДА ПРИСЯЖНЫХ 1982 г. (январь)

ОКРУЖНОЙ СУД СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ СЕВЕРНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ШТАТА ИЛЛИНОЙС ВОСТОЧНЫЙ ДИВИЗИОН

ОКРУЖНОЙ СУД СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПО СЕВЕРНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ ШТАТА ИЛЛИНОЙС ВОСТОЧНЫЙ ДИВИЗИОН

ОТНОСИТЕЛЬНО ОТЧЕТА No. 82 GJ 1909
СПЕЦИАЛЬНОГО ЯНВАРСКОГО 1982 ГОДА Достопочтенный
БОЛЬШОГО ЖЮРИ Френк Дж. Макгарр

Постановление

Специальное январское 1982 года большое жюри представило отчет по итогам расследования обстоятельств по делу о мошенничестве при учете и подсчете голосов избирателей при проведении общих выборов 2 ноября 1982 года. Большое жюри обратилось ко мне с просьбой ознакомится с содержанием данного отчета и довести его до сведения чикагского Совета председателей избирательных комиссий, Общей ассамблеи штата Иллинойс, других должностных лиц, а также до широкой общественности в соответствии с моими полномочиями главного судьи окружного суда Соединенных Штатов Америки по Северному избирательному округу штата Иллинойс.

Ознакомившись с содержанием отчета большого жюри, я принял решение о предании его гласности. Полагая, что отчет специального январского 1982 года большого жюри представляет широкий общественный интерес, и, действуя в соответствии с данными мне правами главного судьи, я настоящим уполномочиваю и обязываю прокуратуру Северного округа штата Иллинойс санкционировать публикацию отчета специального январского 1982 года большого жюри.

Вынося настоящее постановление, я воздерживаюсь от высказывания какого-либо мнения от имени суда или себя лично.

ПОДПИСЬ:

________________

ФРЕНК ДЖ. МАКГАРР

Главный судья окружного суда

Соединенных Штатов Америки

Дата: 14 декабря 1984 г.

Введение

В основу данного отчета положены свидетельские показания о фактах мошенничества при учете и подсчете голосов избирателей на ноябрьских 1982 г. общих выборах, рассмотренные специальным январским 1982 г. большим жюри. Члены большого жюри полагают, что опубликование материалов данного отчета послужит интересам общества и будет способствовать сокращению уровня мошенничества на выборах. Завершив расследование фактов мошенничества при учете и подсчете голосов избирателей на ноябрьских 1982 г. общих выборах, большое жюри, не колеблясь, приняло решение ходатайствовать перед соответствующими инстанциями об опубликовании данного отчета.

Специальное январское 1982 г. большое жюри было созвано 4 января 1982 г. В течение срока наших полномочий мы предприняли серьезнейшие усилия с целью проведения расследования всех жалоб и заявлений по вопросам мошенничества при учете и подсчете голосов избирателей. В ходе проведенной следственной работы мы существенным образом расширили свои знания о том, каким образом осуществляется мошенничество на выборах, и какие лица идут на эти правонарушения. В течение отведенного нам срока обвинения в нарушении положений избирательного законодательства федерального уровня были предъявлены шестидесяти двум лицам. В мошенничестве при проведении общих выборов 2 ноября 1982 г. обвинялись некоторые председатели участковых избирательных комиссий, избирательные судьи, наблюдатели и представители политических партий. Из шестидесяти двух обвиняемых пятьдесят восемь были осуждены, один признан неправоспособным, а в отношении остальных трех дела все еще находятся в судебном производстве.

Свидетельские показания, полученные и проверенные нами, убедили нас в том, что при проведении общих выборов 2 ноября 1982 г. в Чикаго имели место многочисленные случаи мошенничества при учете и подсчете голосов избирателей. Мы также пришли к выводу о том, что подобного рода мошеннические действия предпринимались в Чикаго и до 1982 г. Вместе с тем, мы с удовлетворением констатируем, что прилагается серьезные усилия для того, чтобы исключить мошеннические действия при учете и подсчете голосов избирателей на выборах в будущем. Мы приветствуем прилагаемые усилия в этом отношении. В ходе своих многочисленных заседаний мы посвятили немало времени рассмотрению проблемы мошенничества на выборах, В данном отчете содержится целый ряд рекомендаций по совершенствованию процедур в день голосования с тем, чтобы предотвратить случаи мошенничества на выборах. Мы вносим данные предложения, опираясь на знание всех обстоятельств, при которых совершались те или иные мошеннические действия в день голосования. Помимо этого, основываясь на свидетельских показаниях, рассмотренных нами при подготовке данного отчета, мы пришли к убеждению о том, что существует устойчивая связь между патронатной системой голосования и мошенничеством на выборах. Этот вопрос рассмотрен в отчете наиболее подробно.

Мы резко осуждаем злоупотребление нашими демократическими ценностями в ходе выборов. Мы были глубоко возмущены тем, с какой наглостью и самоуверенностью совершались все эти правонарушения. Вне всякого сомнения, этим преступлениям должен быть положен конец. Наш отчет является попыткой положить конец мошенничеству на выборах. Надеемся, что опубликование материалов данного отчета будет верным шагом в этом направлении. Мы призываем всех граждан, участвующих в выборах, быть особенно бдительными в день голосования и ставить в известность соответствующие органы обо всех случаях неправомерных действий со стороны тех или иных участников избирательного процесса. Мы обращаемся ко всем честным и законопослушным гражданам проявлять активность и принимать участие в избирательном процессе в качестве председателей участковых избирательных комиссий, избирательных судей и наблюдателей. Мы полагаем, что широкое вовлечение наиболее сознательных граждан в избирательный процесс поможет искоренить мошенничество на выборах.

I. История проведенного расследования

Расследование случаев мошенничества при учете и подсчете голосов избирателей на общих выборах 2 ноября 1982 г. было предпринято на основе материалов, поступивших от граждан, средств массовой информации и предвыборных штабов кандидатов. В рамках общих выборов 2 ноября 1982 г. избирался и губернатор штата. На данную должность баллотировались Эдлай Стивенсон и Джеймс Томпсон. Во время и после выборов в адрес Федерального бюро расследований (ФБР) и других правоохранительных органов Соединенных Штатов Америки поступили многочисленные жалобы и обращения граждан. Все эти обращения были приняты и тщательно проанализированы с тем, чтобы выявить те избирательные участки, в отношении которых должно быть проведено специальное расследование. Помимо этого, сразу же после выборов в адрес ФБР поступили жалобы и от предвыборных штабов губернатора Томпсона и сенатора Стивенсона. Заявления обеих сторон также были тщательно рассмотрены. Третьим источником информации в этом отношении явились средства массовой информации.48

В частности, член одной политической партии, проживающий в 39-м городском районе (44-й избирательный участок), заявил одной из чикагских газет, что ему известно о случаях мошенничества в день голосования на данном избирательном участке. Его свидетельские показания в этом отношении были вызваны тем, что председатель данной участковой избирательной комиссии, обещавший место в городских властных структурах в обмен на участие в мошенничестве при подсчете голосов избирателей, на самом деле не сдержал своего обещания. После появления этого материала на страницах одной из городских газет в декабре 1982 г. этот же избиратель обратился с заявлениями в ФБР и местную прокуратуру.49 Данный избиратель также подробно рассказал о том, каким образом осуществлялось мошенничество работниками 44-го избирательного участка, находящегося в пределах 39-го городского района. Председатель данной участковой избирательной комиссии составил список избирателей, которые поменяли место жительства, умерли или были не в состоянии прийти на избирательный участок в день голосования в связи с теми или иными обстоятельствами. Председатель избирательной комиссии тайно передавал информацию об этих избирателях одному из находящихся с ним в сговоре избирательных судей. Этот судья выбирал удобную минуту и заполнял соответствующие заявки на получение избирательного бюллетеня по указанию председателя участковой избирательной комиссии или его заместителя.50 Председатель участковой избирательной комиссии и другие члены комиссии на некоторое время покидали помещение для голосования с тем, чтобы создать благоприятные условия для мошенничества.51 Многие избирательные бюллетени были мошенническим образом оформлены в конце дня голосования, когда стало совершенно ясно, какие избиратели не явятся на избирательный участок.52 В ходе нашего расследования удалось выявить, что такого рода мошеннические действия предпринимались и на многих других избирательных участках.53

Для проведения своего расследования специалисты ФБР проанализировали избирательную документацию многих избирательных участков, представленную советом председателей избирательных комиссий. Тщательному анализу были подвергнуты журналы учета избирательных бюллетеней и заявления на получение избирательных бюллетеней. Журнал учета избирательных бюллетеней содержит регистрационные карточки с подписями избирателей, зарегистрированных по данному избирательному участку. Заявление на получение избирательного бюллетеня подписывается лично избирателем перед получением избирательного бюллетеня в день голосования. Агенты ФБР провели сравнительный анализ подписей, содержащихся в заявлениях на получение избирательных бюллетеней, и подписей, содержащихся в журнале учета избирательных бюллетеней, и обнаружили многочисленные расхождения.54

Исходя из полученной информации, агенты ФБР выявили еще четырнадцать избирательных участков, в отношении которых также было проведено соответствующее расследование. Что касается этих избирательных участков и данной следственной работы, ФБР привлекло графологов из Вашингтона (округ Колумбия) для того, чтобы провести квалифицированное сравнение и сделать соответствующее профессиональное заключение. В ходе проведенного сравнительного анализа были выявлены многочисленные подделки подписей избирателей в заявлениях на получение избирательных бюллетеней. Данные нарушения были вскрыты на многих избирательных участках.55

Затем агентами ФБР была предпринята специальная операция по выявлению всех участковых избирательных комиссий, замешанных в мошеннических действиях в день голосования, Графологи из Вашингтона (округ Колумбия) привлекались для того, чтобы проверить 30-35 избирательных участков.56

Помимо этого, специалисты ФБР впервые использовали компьютерные технологии для того, чтобы расследовать мошеннические действия, предпринятые в ходе голосования. Компьютер оказался исключительно эффективным средством выявления случаев мошенничества при учете и подсчете голосов избирателей. В рамках проведенного расследования компьютер использовался для выявления лиц, голосовавших по более чем одному избирательному бюллетеню, а также выявления умерших избирателей, чьи избирательные бюллетени были использованы в день голосования.57 И, наконец, компьютер широко применялся для того, чтобы выявить избирательные участки, в отношении которых должно быть проведено углубленное расследование. Для создания базы данных для компьютерного анализа агенты ФБР вынуждены были проверить более 1 млн. заявлений избирателей на получение избирательных бюллетеней для голосования 2 ноября 1982 г. в г. Чикаго.

К началу 1983 г. по указанию ФБР было инициировано 30-35 дел по мошенничеству на выборах. Для проведения соответствующих расследований на выявленных избирательных участках были сформированы команды, в состав которых вошли агенты ФБР и заместители окружных прокуроров. В распоряжение агентов ФБР были представлены необходимые базовые данные по избирательным участкам и в некоторых случаях заключения специалистов-графологов. Для проведения опросов были приглашены некоторые избиратели. В ходе проведенных опросов агенты ФБР без особого труда обнаружили, что заявления на получение избирательных бюллетеней на многих избирательных участках подделывались в массовом масштабе.58

В ходе проведенного расследования было выявлено, что в урнах для голосования незаконно оказалось огромное количество избирательных бюллетеней, не полученных избирателями, сменившими место жительства, инвалидами или лицами преклонного возраста. После того, как эти категории избирателей зарегистрировались для голосования, нечистоплотные председатели участковых избирательных комиссий и избирательные судьи нагло использовали в своих целях неполученные избирательные бюллетени.

Особенно трудно было связываться с избирателями, сменившими постоянное место жительства, и избирателями-алкоголиками. Необходимо констатировать, что агенты ФБР провели действительно огромную работу для того, чтобы отыскать и опросить тех избирателей, которые не голосовали, и чьими избирательными бюллетенями воспользовались другие.

Следственные группы также провели опрос избирательных судей и наблюдателей. Были взяты образцы почерка у избирательных судей, председателей участковых избирательных комиссий и других лиц, которые могли участвовать в подделке подписей избирателей. Во многих случаях членам следственных групп удалось заручиться поддержкой по крайней мере одного свидетеля, который видел, как подписи избирателей подделывались председателем участковой избирательной комиссии или его заместителем. Действуя таким образом, агентам ФБР и членам большого жюри удалось выявить различные способы подделки подписей избирателей при выдаче избирательных бюллетеней на различных избирательных участках.

II. Виды мошеннических действий в день голосования

На тех избирательных участках, где были нарушены положения действующего избирательного законодательства 2 ноября 1982 г. при проведении общих выборов, мы выявили следующие виды мошеннических действий.

1. Голосование за неявившегося избирателя

Преобладающим видом мошеннического действия в день голосования, вскрытым в ходе проведенного расследования, было голосование за неявившегося избирателя. Этот вид мошенничества стал возможным благодаря неточностям, допущенным при проверке списков избирателей. Эти неточности стали возможны благодаря невнимательности или недобросовестности членов избирательных комиссий, выверяющих списки избирателей. В соответствии с положениями законодательства штата Иллинойс, списки избирателей уточняются перед избирательным циклом. Проверяется и уточняется место жительства каждого избирателя. Данная работа проводится для того, чтобы исключить из списков тех избирателей, которые более не проживают в пределах данного избирательного участка или которые умерли. На некоторых избирательных участках проверку осуществляют лица, вовсе не заинтересованные в том, чтобы выверять адреса места жительства зарегистрированных избирателей. Контролеры списков избирателей получают исключительно низкое вознаграждение за свою трудоемкую работу. Как следствие, некоторые контролеры вовсе не заинтересованы в том, чтобы обходить всех зарегистрированных избирателей.59

На некоторых избирательных участках контроль списков зарегистрированных избирателей сознательно проводился с тем, чтобы выявить имена избирателей, которые не явятся на избирательный участок в день голосования. Некоторые члены избирательных комиссий выверяли списки избирателей на основе соответствующих указаний недобросовестных председателей участковых избирательных комиссий. Вскрыты случаи, когда эту работу выполняли непосредственно председатели участковых избирательных комиссий и подчиненные им сотрудники. Такие контролеры сознательно уклонялись от информирования чикагского Совета председателей избирательных комиссий об избирателях, изменивших постоянное место жительства или умерших.

Цель сознательно неточной выверки списков избирателей в 1982 г. состояла в том, чтобы создать запас голосов избирателей, которыми можно было бы воспользоваться по своему усмотрению на том или ином избирательном участке при проведении общих выборов в ноябре 1982 г.60

В день выборов недобросовестные председатели участковых избирательных комиссий и их подчиненные вели тщательный учет лиц, явившихся на избирательный участок.61 Так называемые «посыльные», которые действовали в качестве наблюдателей для того, чтобы иметь беспрепятственный доступ к избирательному участку, в день голосования обходили дома отдыха и отели с целью выявления желающих голосовать. Нередко эти посыльные предлагали свои услуги для того, чтобы подвести пожилых людей на избирательный участок. Но вместе с тем, они очень внимательно оценивали обстановку и заносили в свои списки тех, кто не планировал принять участие в голосовании, а также тех избирателей, которые уже умерли. Имена избирателей, которые не ожидаются на избирательном участке, докладывались председателю соответствующей избирательной комиссии. Председатель избирательной комиссии, действуя в сговоре с избирательными судьями и наблюдателями, распоряжался избирательными бюллетенями данных избирателей по своему усмотрению.62 Эти недобросовестные избирательные судьи и наблюдатели находились либо в родстве с соответствующим председателем избирательной комиссии или в сговоре с ним, ожидая за свои услуги то или иное вознаграждение. Некоторые избирательные судьи, председатели участковых избирательных комиссий, наблюдатели и представители политических партий принимали активное участие в подделке заявлений на получение избирательных бюллетеней вместо отсутствующих или неявившихся избирателей. Они использовали журналы учета избирателей для выявления соответствующих адресов. Полученные незаконным образом избирательные бюллетени затем пробивались в избирательном аппарате или грубо прокалывались шариковой ручкой или каким-либо иным острым предметом и затем опускались в урну для избирательных бюллетеней.63

Другим источником незаконного получения избирательных бюллетеней были иностранные граждане, внесенные в список избирателей с нарушением положений действующего избирательного законодательства.64 Многие иностранцы стремятся зарегистрироваться в качестве избирателей в попытке получить документы, идентифицирующие их как граждан Соединенных Штатов; однако на сегодня отсутствуют какие-либо задокументированные данные по количеству иностранцев, которые фактически принимают участие в голосовании.65 Нам стало известно, что проживающие в Соединенных Штатах иностранные граждане пользуются выданной карточкой избирателя для получения доступа не только к системе льгот, предусмотренных в рамках социальной защиты населения, но и к рабочим местам в структуре Министерства обороны Соединенных Штатов.66

2. Поддельная регистрация

Другим способом злоупотребления списком избирателей является незаконное внесение в данный список тех или иных физических лиц. Например, на одном из избирательных участков председатель участковой избирательной комиссии внес в список избирателей двух граждан, которые больше не проживали в рамках данного избирательного участка. Председатель данной участковой избирательной комиссии, работавший в городской администрации, пообещал этим избирателям более выгодную работу в обмен на их регистрацию по его избирательному участку. Заместитель председателя данной участковой избирательной комиссии был также незаконно внесен в список избирателей по данному избирательному участку.67

3. Незаконное использование избирательного бюллетеня для заочного голосования

Согласно законодательству штата Иллинойс, граждане, представившие убедительную мотивировку невозможности проголосовать на данном избирательном участке в день выборов, могут официально обратиться и получить избирательные бюллетени для заочного голосования в Совете председателей избирательных комиссий. В этом случае избиратель обязан заполнить избирательный бюллетень для заочного голосования и отправить его по почте или с нарочным в Совет председателей избирательных комиссий для подсчета.

На одном из избирательных участков избирательные бюллетени для заочного голосования также использовались для совершения мошеннических действий. Председатель участковой избирательной комиссии но данному избирательному участку предлагал некоторым своим помощникам подталкивать избирателей к получению избирательных бюллетеней для заочного голосования независимо от наличия законных на то оснований. В дальнейшем таким избирателям предлагалось просто сдать незаполненные избирательные бюллетени председателю участковой избирательной комиссии.68 Одному из членов данной избирательной комиссии удалось уговорить восьмерых избирателей получить и сдать свои избирательные бюллетени для заочного голосования. Когда он представил полученные таким образом избирательные бюллетени для заочного голосования председателю участковой избирательной комиссии, то увидел, что у последнего на столе лежала уже целая стопка таких избирательных бюллетеней.69 Следует, правда, признать, что два из полученных таким образом избирательных бюллетеней для заочного голосования были уже заполнены избирателями. Как оказалось, один из избирателей был демократом, а второй - республиканцем. Председатель участковой избирательной комиссии тут же приказал порвать второй избирательный бюллетень и выбросить.70

4. Подкуп избирателей

Одним из способов привлечения избирателей для участия в голосовании на некоторых избирательных участках был подкуп алкоголиков и лиц без определенного места жительства. Членам большого жюри удалось узнать, что стандартная плата за участие в голосовании по одному из городских районов составляла всего лишь 2 доллара71, и что по крайней мере председатели двух участковых избирательных комиссий имели под рукой стопки однодолларовых купюр в день голосования, предназначенных исключительно для подкупа такого рода избирателей.72 В ряде случаев алкоголикам и бомжам предлагалась выпивка в обмен на участие их в голосовании. Менеджер одного из отелей заблаговременно запасся спиртным для того, чтобы по согласованию с председателем местной участковой избирательной комиссии бесплатно угощать выпивкой всех, кто примет участие в голосовании.73 Как выяснилось позже, менеджер этого отеля впоследствии потребовал материального возмещения своих усилий от председателя данной участковой комиссии.74 В одном из случаев алкоголик, обычно голосовавший за спиртное, узнал, что другим за это выплачивают деньги и устроил скандал на избирательном участке. Он успокоился лишь тогда, когда получил свои 2 доллара и бутылку вина.75 Один из посыльных рассказывал, что когда он отвозил с избирательного участка двух пьяниц, те устроили драку в его автомобиле, не сумев договориться о том, как лучше истратить полученные деньги - купить гамбургеры или бутылку вина.76

5. Мошенничество при подсчете голосов избирателей

Наиболее вопиющей формой мошенничества на выборах оказалось произвольное нарушение процедуры подсчета голосов избирателей. На одном из избирательных участков председатель участковой избирательной комиссии и его сын полностью проигнорировали полученные итоги голосования и провели небольшое дополнительное голосование после закрытия избирательного участка. Они пропустили два избирательных бюллетеня через избирательную машину. Один избирательный бюллетень был по всем десяти категориям отмечен за демократических представителей. Данный бюллетень был засчитан избирательной машиной 198 раз. Для того, чтобы подделка не была такой вопиющей, они также использовали один избирательный бюллетень в пользу республиканцев. В конце концов, скандал был вскрыт, и голосование по данному избирательному участку было признано недействительным.77

6. Злоупотребление положением престарелых и инвалидов

Согласно законодательству штата Иллинойс, для инвалидов и престарелых может быть организовано специальное голосование по месту их жительства. Это специальное голосование может быть проведено за несколько дней до официального дня выборов. На одном из избирательных участков голосование для инвалидов и престарелых было организовано в подвальных помещениях тех зданий, где они проживали. Многие из пациентов одного из дома престарелых были слишком слабы, чтобы проголосовать в отведенном для всех избирателей месте для голосования. Однако они смогли проголосовать в специально организованных для них помещениях, которые обслуживались избирательными судьями соответствующего избирательного участка. На одном из таких мест для голосования умственно отсталые и престарелые избиратели сообщали избирательным судьям, за кого они хотели бы проголосовать. Однако эти избирательные судьи, руководствуясь строгим указанием председателя участковой избирательной комиссии, игнорировали пожелания избирателей и отмечали их избирательные бюллетени в пользу демократов.78 В данном случае инвалиды и престарелые граждане доверились избирательным судьям. Они и представить себе не могли, что их выбором полностью пренебрегли. Хотя это мошенничество и носит неприкрытый характер, его трудно доказать, поскольку пациенты данного дома престарелых были не в состоянии отстоять свои законные интересы. Даже присутствующие заместители окружных прокуроров были не в состоянии изобличить действия избирательных судей, поскольку те полагали, что избирательные судьи действовали в соответствии с установленными процедурами и честно оказывали помощь инвалидам и престарелым в их волеизъявлении при голосовании.79

III. Патронат и председатель участковой избирательной комиссии: основополагающие причины мошенничества на выборах

В распоряжение большого жюри поступило огромное количество свидетельских показаний, согласно которым председатели участковых избирательных комиссий играли ключевую роль в организации и проведении избирательного процесса в пределах Чикаго.

Например, в день выборов председатель участковой избирательной комиссии нередко открывал свой избирательный участок и контролировал деятельность избирательных судей в течение всего дня.80 Помимо этого, до дня голосования председатель участковой избирательной комиссии зачастую организует и проводит проверку списков зарегистрированных избирателей.81 Необходимо отметить, что председатель участковой избирательной комиссии назначается не чикагским Советом председателей избирательных комиссий, а руководством соответствующей административной единицы города.82 Являясь, таким образом, политическим назначенцем, председатель участковой избирательной комиссии подотчетен лишь соответствующей городской административной структуре и своей политической партии. Он не подчиняется членам чикагского Совета председателей избирательных комиссий, которые, в соответствии с действующим законодательством, несут ответственность за проведение честных и справедливых выборов.83 Такого рода подотчетность и лояльность соответствующей административной городской структуре объясняется тем обстоятельством, что председатель участковой избирательной комиссии нередко сам занимает административную должность в городе и не хочет ее терять.84 Во всех случаях неправомерной деятельности, рассмотренных членами большого жюри, председатель участковой избирательной комиссии являлся сотрудником той или иной городской административной структуры.85

В распоряжение большого жюри также попали свидетельские показания, согласно которым председатели участковых избирательных комиссий полагали, что сохранение ими своих должностей в администрации города, а также их возможность выполнять свои служебные обязанности находятся в прямой зависимости от того, насколько успешно они обеспечат явку избирателей по своим избирательным участкам в день голосования. Согласно представленным доказательствам, данная мотивация действий по обеспечению высокой явки избирателей в угоду своему начальству нередко толкала председателей участковых избирательных комиссий на совершение мошеннических действии в день выборов.86

Согласно двум свидетельским показаниям, рассмотренным членами большого жюри, председатели двух участковых избирательных комиссий получили соответствующий инструктаж об использовании различных методов совершения мошеннических действий в день голосования.87 Некоторые председатели участковых избирательных комиссий, согласившиеся добросовестно сотрудничать с членами большого жюри, признали, что, являясь сотрудниками городской администрации, время от времени вынуждены были делать финансовые взносы в общую кассу своего отдела для решения тех или иных задач административного характера.88 Помимо этого, данные председатели участковых избирательных комиссий также признали, что были вынуждены в течение года делать взносы порядка 1 000 - 3 000 долларов в общую кассу своего отдела по месту работы.89 Вознаграждение за работу председателя участковой избирательной комиссии в день выборов обеспечивалось за счет средств, находящихся в общей кассе того административного отдела, который представлял тот или иной председатель участковой избирательной комиссии.90 Эти председатели участковых избирательных комиссий признавали, что нередко вынуждены были использовать получаемые деньги для того, чтобы стимулировать избирателей к участию в голосовании, поощрять усилия избирательных судей в этом отношении, а также подкупать представителей полиции с тем, чтобы те не обращали внимания на мошеннические действия членов участковой избирательной комиссии.91

Согласно целому ряду свидетельских показаний, рассмотренных членами большого жюри, представители городских властей нередко до дня голосования ориентировали председателей участковых избирательных комиссий относительно расчетных итогов голосования. После выборов некоторые председатели избирательных комиссий нередко получали настоящий разнос от своего административного начальства за неспособность обеспечить расчетные показатели по голосованию. Сделавшие такие признания председатели участковых избирательных комиссий также говорили, что в своих действиях в день выборов они всегда исходили из того, что их работа в органах городского управления полностью зависит от того, насколько успешно они обеспечат необходимые итоги голосования.92

Имели место случаи, когда в отношении председателя участковой избирательной комиссии, не обеспечившего нужной явки избирателей в день голосования, были предприняты карательные меры. Так, например, один председатель участковой избирательной комиссии засвидетельствовал, что был лишен знака шерифа своим административным начальством до тех пор, пока на очередных выборах не добьется требуемых показателей по явке избирателей на выборы.93 Некоторые председатели участковых избирательных комиссий, не обеспечившие необходимого результата на выборах нередко переводились на более трудные участки работы в других городах и населенных пунктах, что зачастую было связано не только с дополнительными нагрузками, но и пониженным уровнем личной безопасности.94 Другие председатели участковых избирательных комиссий докладывали, что после выборов их переводили на работу в отдаленных населенных пунктах.95 Некоторые председатели участковых избирательных комиссий признавались, что были вынуждены делать все возможные, чтобы избежать штрафных санкций со стороны начальства, например, перевода на сокращенную 30-часовую рабочую неделю, что обычно связано с угрозой увольнения за ненадобностью.96

Один из председателей участковых избирательных комиссий констатировал, что принял для себя решение честно провести первичные выборы в преддверии общих выборов в ноябре 1982 г. Он не платил алкоголикам за участие в голосовании и не подделывал избирательные бюллетени. Через несколько дней после первичных выборов его вызвали к начальству, где ему было задано несколько недвусмысленных вопросов с целью выявить, не настроен ли он против своего руководства. Данный председатель участковой избирательной комиссии заявил в ответ, что единственной целью было провести честные и чистые выборы. До выборов он работал сотрудником городской администрации в ночную смену, что позволяло ему заниматься частным бизнесом в дневное время. Спустя несколько дней после этого острого разговора со своим начальством его перевели работать не только в другую смену, но и изменили место работы. Он был переведен на работу в дневную смену и был фактически лишен возможности заниматься частным бизнесом. Новое место работы было крайне неудобным, поскольку находилось далеко от дома. Получив такой «воспитательный» опыт, данный председатель участковой избирательной комиссии решил для себя, что он также будет прибегать к мошенническим действиям на очередных выборах, на что ему неоднократно намекали его руководители.97

В свою очередь, председатели участковых избирательных комиссий сами используют так называемую патронатную систему с целью обеспечения контроля над деятельностью избирательных судей. Избирательные судьи, как известно, назначаются соответствующими политическими партиями и утверждаются чикагским Советом председателей избирательных комиссий.98 Представление политических партий для заполнения должностей избирательных судей, как правило, автоматически утверждается Советом председателей избирательных комиссий.99 Поэтому председатели участковых избирательных комиссии, как правило, имеют возможность предлагать свои кандидатуры для работы в качестве избирательных судей. Все это приводит к тому, что избирательные судьи, которые в соответствии с положениями действующего избирательного законодательства несут ответственность за все действия в пределах избирательного участка в день выборов, на самом деле находятся под полным контролем председателей участковых избирательных комиссий, которые, фактически, руководят действиями избирательных судей в день выборов.

Члены большого жюри также рассмотрели свидетельские показания, согласно которым некоторые избирательные судьи рассчитывали на получение соответствующего вознаграждения от своих председателей участковых избирательных комиссий в виде содействия в трудоустройстве или поддержки того или иного проекта, осуществляемого по месту жительства.100 Председатель участковой избирательной комиссии, не останавливающийся перед мошенничеством на выборах, нередко оказывает такого рода услуги избирательным судьям с тем, чтобы те действовали заодно с председателем участковой избирательной комиссии в день голосования. После опроса многих свидетелей члены большого жюри пришли к выводу, что в тех случаях, когда избирательные судьи не помогают председателю участковой избирательной комиссии в совершении мошеннических действии в день выборов, возможности для жульничества резко ограничены.

Основываясь на свидетельских показаниях, представленных большому жюри, можно сделать однозначный вывод о том, что чикагская патронатная система стимулирует противозаконную деятельность председателей участковых избирательных комиссий в день выборов. Действующая патронатная система наряду с вознаграждениями и льготами, связанными с ней, нередко используется председателями участковых избирательных комиссий в качестве эффективного инструмента воздействия на избирательных судей и склонения их к неправовым действиям в день голосования.

IV. Проблема интегрированных сдержек и противовесов

1. Недостатки двухпартийной системы

Основная идея двухпартийной системы состоит в том, чтобы уберечь избирательный процесс от мошенничества. Данная система предполагает, что две активно действующие политические силы будут не только активно отстаивать свои интересы, но и следить за тем, чтобы конкурирующая политическая сила не нарушала установленных правовых норм. Однако приходится констатировать, что двухпартийность помогает предотвратить мошенничество на выборах лишь в том случае, если политические партии активно действуют на уровне избирательных участков. В 1982 г. этого никак нельзя было наблюдать на многих избирательных участках в Чикаго.

Проверка списков зарегистрированных избирателей, например, обеспечивает эффективность системы сдержек и противовесов лишь в том случае, если в ней на равных участвуют представители обеих политических партий. В 1982 г. выверка списков зарегистрированных избирателей в целом ряде случаев была превращена председателями участковых избирательных комиссий в инструмент мошенничества, поскольку отсутствовал контроль со стороны конкурирующих политических партий. По целому ряду избирательных участков в Чикаго Республиканская партия была недостаточно сильно представлена для того, чтобы обеспечивать противовес сильным первичным организациям Демократической партии. Поэтому на многих избирательных участках списки зарегистрированных избирателей уточнялись в условиях отсутствия соответствующего двухпартийного контроля. В результате таких недобросовестных проверок избиратели, изменившие место жительства, так и не вычеркивались из списков.

Эффективно действующая двухпартийная система также в состоянии обеспечить честность избирательного процесса. В день выборов на избирательном участке должны присутствовать избирательные судьи, представляющие как Демократическую, так и Республиканскую партии. Республиканские и демократические избирательные судьи в идеальном варианте должны контролировать действия друг друга в день голосования. На тех же избирательных участках, где членами большого жюри были вскрыты правонарушения, реальность оказалась совершенно иной. На этих избирательных участках в качестве республиканских судей, по существу, фигурировали выдвиженцы председателей участковых избирательных комиссий, представлявших Демократическую партию. Эти республиканские судьи на самом деле не имели никакого отношения к Республиканской партии. В большинстве случаев в качестве республиканских избирательных судей действовали либо коллеги по работе, либо друзья, либо даже родственники председателя участковой избирательной комиссии. Как нередко оказывалось, эти так называемые республиканские судьи на самом деле руководствовались указаниями председателя участковой избирательной комиссии, а не Республиканской парши.

Республиканские избирательные судьи должны назначаться Республиканской партией. Однако иногда бывает нелегко найти достаточное количество республиканцев в пределах того или иного избирательного участка для того, чтобы заполнить должности избирательных судей. В соответствии с законодательством штата Иллинойс, избирательные судьи, присутствующие на избирательном участке в день голосования, вправе по своему усмотрению заполнить остающиеся вакансии избирательных судей.101 В практическом плане это означает, что председатель участковой избирательной комиссии вправе по своему усмотрению заполнять вакансии избирательных судей от Республиканской партии.

На одном из избирательных участков председатель участковой избирательной комиссии от Демократической партии открыто проигнорировал требование, согласно которому республиканские избирательные судьи должны назначаться Республиканской партией. Он предложил одному из членов участковой избирательной комиссии действовать в качестве избирательного судьи от Республиканской партии еще за несколько дней до выборов, не исчерпав все возможности поиска соответствующей кандидатуры.102 Эти так называемые республиканские судьи в дальнейшем оказывали соответствующее содействие председателю участковой избирательной комиссии, совершая мошеннические действия и делая все, чтобы скрыть это от руководства.

2. Проблема наблюдателей

Наблюдатели на выборах должны стоять на страже избирательной системы. Однако приходится признать, что идея беспристрастного и информированного наблюдателя на выборах хороша лишь только в теории. Подготовленный и бдительный наблюдатель действительно в состоянии вскрыть те правонарушения на выборах, которые рассматривались членами большого жюри по итогам общих выборов 1982 г. в Чикаго. Для того чтобы успешно выполнять свои обязанности, наблюдатель должен проявлять постоянную бдительность и в течение всего дня голосования находиться в помещении избирательного участка. Более того, он также должен присутствовать при подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования. Реальности общих президентских выборов в ноябре 1982 г. были таковы, что наблюдатели на выборах не всегда добросовестно выполняли свои обязанности. На тех избирательных участках, где имели место случаи подлога, председатели участковых избирательных комиссий нередко назначали своих людей для работы в качестве наблюдателей на выборах. Некоторые из этих «наблюдателей» по сути ничем не отличались от посыльных, выполнявших указания председателей участковых избирательных комиссий.103 Наблюдатели на выборах были заняты, в основном, тем, что подвозили избирателей на избирательный участок, а затем отвозили их домой, что, разумеется, нельзя назвать противозаконной услугой. Однако они также выявляли, какие избиратели не явятся на избирательный участок в день голосования. Они затем сообщали имена этих избирателей своим председателям участковых избирательных комиссий. Некоторые коррумпированные председатели участковых избирательных комиссий затем использовали имена этих избирателей для незаконною получения избирательных бюллетеней к концу дня голосования.104

Вместе с тем, необходимо констатировать, что в Соединенных Штатах существуют и законные контрольные органы, имеющие право наблюдать за ходом выборов в день голосования. Представители этих органов могут оказать огромную помощь в предотвращении мошенничества на выборах. Однако для того чтобы эффективно выполнять эти обязанности, они должны получить соответствующую подготовку. На одном из избирательных участков в 1982 г. один из наблюдателей весь день находился в помещении избирательного участка и не замечал мошеннических действий, осуществляемых у него под носом.105 Председатель участковой избирательной комиссии тайком передавал записки с именами избирателей одному из избирательных судей, по которым затем выписывались подложные избирательные бюллетени. Все это делалось настолько осторожно, что наблюдатель не заметил ни одного противозаконного действия. Полученные таким образом избирательные бюллетени затем заполнялись (пробивались) вне помещения избирательного участка.

Роль наблюдателя трудно переоценить, особенно в тех случаях, если он искренне заинтересован в обеспечении честных и справедливых выборов. Так, например, вполне честными можно назвать выборы мэра города, прошедшие в 1983 г. Кстати, в этих выборах принимали участие довольно сильные кандидаты: Джейн Бирн, Гарольд Вашингтон и Ричард Дейли. Каждый кандидат располагал достаточным количеством наблюдателей, которые, подобно орлам, следили за четкостью действий членов избирательных комиссий в день голосования. Их действия привели к тому, что эти выборы не были отмечены какими-либо существенными нарушениями положений действующего избирательного законодательства.

3. Проблема присутствия полицейских на избирательном участке

Чикаго является единственным городом Соединенных Штатов Америки, где полицейским разрешено присутствовать в помещении избирательного участка в день голосования.106 В 1982 г., как и в предыдущие годы, полицейские присутствовали в помещениях избирательных участков для обеспечения порядка. К сожалению, многие из них придерживались того мнения, что предотвращение всяческих подлогов и мошеннических действий в день голосования не входит в сферу их профессиональной деятельности. Члены большого жюри полагают, что на выборах 1982 г. бдительные полицейские могли бы серьезным образом способствовать сокращению уровня мошенничества на выборах.

Поэтому большое жюри с удовлетворением отмечает, что Совет председателей избирательных комиссий разработал и утвердил специальное руководство для полицейских, находящихся на дежурстве в помещениях избирательных участков в день голосования.107 В этом кратком руководстве содержится методика выявления мошеннических действий на избирательных участках в день голосования. Это положение теперь входит в состав общих правил деятельности полицейских, утвержденных начальником полиции города и доводимых до каждого сотрудника полиции. Члены большого жюри выражают надежду на то, что в будущем чикагские полицейские, действуя в духе новых директивных указаний, сыграют важную роль в деле предотвращения подлогов и мошенничества на выборах в день голосования.

(На данный момент следует констатировать, что вот уже в течение 10 лет полицейские не дежурят в помещениях избирательных участков в день голосования.)

V. Рекомендации

Мы прекрасно понимаем, что члены большого жюри нечасто выступают с отчетами перед широкой общественностью. Насколько нам известно, за последние 20 лет было выпущено всего лишь два такого рода отчета.108 Как и прежде, мы издаем этот отчет, руководствуясь интересами общества. Проведя огромную работу в течение трехлетнего срока действия нашего жюри, мы не только вскрыли целый ряд серьезных правонарушений в области избирательного процесса, но и пришли к важным выводам, которые следует довести до общества.

1. Профессиональные избирательные судьи

Мы полагаем, что председатель участковой избирательной комиссии не должен участвовать в работе по уточнению списков зарегистрированных избирателей. Мы поддерживаем идею привлечения платных избирательных судей, назначаемых Советом председателей избирательных комиссий. В идеальном случае избирательные судьи должны отбираться по профессиональному признаку из числа беспартийных. Один профессиональный избирательный судья должен обеспечивать контроль над проведением выборов в день голосования наряду с другими избирательными судьями, а также вести работу по уточнению списков зарегистрированных избирателей в течение всего года. В настоящее же время все действия по уточнению списков избирателей направляются и контролируются председателями участковых избирательных комиссий. Профессиональный штатный избирательный судья мог бы вполне заменить председателя участковой избирательной комиссии в качестве главного лица, организующего избирательный процесс по данному избирательному участку. Согласно такому порядку, за работу по уточнению списков избирателей и за выборы в день голосования должен отвечать один человек. В случае обнаружения каких-либо мошеннических действий или подлога в день голосования на том или ином избирательном участке ответственность перед Советом председателей избирательных комиссий, обществом и правоохранительными органами должен нести конкретный государственный служащий. Совет председателей избирательных комиссий должен быть уполномочен отбирать и готовить таких профессиональных избирательных судей. Разумеется, профессиональные избирательные судьи должны подвергаться соответствующему контролю и аттестованию со стороны членов Совета председателей избирательных комиссий. Совет председателей избирательных комиссий должен быть также уполномочен осуществлять дисциплинарную практику в отношении профессиональных избирательных судей или даже увольнять их в случае неисполнения последними своих служебных обязанностей.

2. Использование отпечатков пальцев при получении избирательного бюллетеня

В штате Иллинойс в настоящее время действует система, в соответствии с которой для получения избирательных бюллетеней избиратели заполняют соответствующие заявления. Мы полагаем, что необходимо рассмотреть вопрос о внедрении системы, в соответствии с которой избиратель был бы обязан оставлять отпечаток своего большого пальца на заявлении, заполняемом с целью получения избирательного бюллетеня. Это позволило бы более четко контролировать участие избирателей в голосовании в день выборов. Разумеется, никаких отпечатков пальцев не должно быть на самом избирательном бюллетене. Голосование должно оставаться тайным в полном смысле этого слова. Технически можно предусмотреть такой вариант взятия отпечатка пальцев, при котором исключалось бы использование чернильных подушечек. Современные технические средства вполне позволяют осуществлять эту процедуру с соблюдением всех необходимых гигиенических норм. Кстати говоря, эта процедура уже широко применяется многими банками в Соединенных Штатах Америки для идентификации личности перед совершением тех или иных финансовых транзакций.

Взятие отпечатков пальцев позволило бы серьезным образом сократить уровень злоупотреблений в день голосования и вместе с тем сохранить тайну волеизъявления избирателя. Совершенно очевидно, что отпечаток пальцев невозможно подделать. Экспертов по отпечаткам пальцев довольно трудно ввести в заблуждение. Если бы какой-либо председатель участковой избирательной комиссии решился на подлог в этом отношении за счет привлечения готовых на мошеннические действия добровольцев, это можно было бы легко выявить, сравнив незаконный отпечаток пальца в бланке заявления на получение избирательного бюллетеня с отпечатком пальца избирателя, не участвовавшего в голосовании. Введение такой системы контроля позволило бы быстро и точно выявлять лиц, решившихся на мошеннические действия в день голосования.

В качестве дополнительной меры в этом отношении мы также рекомендуем брать отпечаток большого пальца у каждого нового избирателя при его регистрации. Этот отпечаток пальца должен находиться на его регистрационной карточке. Мы предлагаем постепенное внедрение данной системы с тем, чтобы не перерегистрировать тех избирателей, которые голосуют уже не в первый раз. В будущем, однако, непосредственной выдаче избирательного бюллетеня должно предшествовать сравнение отпечатка большого пальца избирателя в его регистрационной карточке с отпечатком пальца в заявлении, заполняемом при получении избирательного бюллетеня. Реализация такой системы была бы существенным вкладом в дело борьбы с мошенничеством на выборах.

3. Использование недействительных избирательных бюллетеней после машинного подсчета

В качестве наиболее вопиющего нарушения положений избирательного законодательства на общих выборах 1982 г. можно привести ситуацию, когда председатель участковой избирательной комиссии провел как бы дополнительное голосование после закрытия избирательного участка. Он использовал один избирательный бюллетень, прогнав его через избирательную машину 198 раз в пользу демократического кандидата. Второй избирательный бюллетень был использован им, чтобы набрать 6 голосов в пользу республиканского кандидата. На другом избирательном участке этот прием был использован для того, чтобы добавить восемь голосов в пользу демократического кандидата. Мы предлагаем внести такие конструктивные изменения в избирательную машину, которые позволяли бы делать избирательные бюллетени недействительными после их первичного использования. Машина должна исключать любую попытку вторичного использования избирательного бюллетеня. Мы признаем, что на некоторых избирательных участках может возникнуть необходимость пересчета голосов избирателей. Можно предложить и разработать такую избирательную машину, которая бы обеспечивала подсчет недействительных избирательных бюллетеней. Для того чтобы говорить о внедрении такого рода системы, разумеется, необходимо решить все вопросы технического характера. А пока мы предлагаем разработать такое автоматическое устройство, которое устанавливалось бы на существующей избирательной машине, находящейся в помещении для голосовании, и позволяло бы делать отметку на каждом использованном избирательном бюллетене с тем, чтобы исключить их вторичное использование.

Мы также предлагаем сделать так, чтобы использованные избирательные бюллетени хранились в закрытом ящике. После совершения своего волеизъявления избиратель обязан лично опустить свой избирательный бюллетень в закрытый ящик для избирательных бюллетеней. Разумеется, более надежной была бы процедура, в соответствии с которой избирательная машина сама направляла бы использованные избирательные бюллетени в закрытый ящик для избирательных бюллетеней. В основе такой процедуры должно лежать стремление исключить любые попытки подлога или мошеннических действий при голосовании в день выборов. Чем меньше количество манипуляций, совершаемых с использованием избирательного бюллетеня, тем больше шансов исключить мошенничество на выборах.

4. Последствия мошенничества при учете и подсчете голосов избирателей

Мы рекомендуем строго наказывать лиц, осужденных за мошенничество на выборах. Во всяком случае, они должны быть лишены возможности работать в органах городского управления. Мы с удивлением узнали, что один председатель участковой избирательной комиссии, уволенный с работы в системе городского управления за мошеннические действия на выборах, был трудоустроен в другой городской административной структуре. Мы полагаем, что рабочие места в структуре общественного самоуправления не должны заниматься лицами, потерявшими общественное доверие.

Члены большого жюри также считают, что мошенничество на выборах является тем видом преступлений, которые должны караться соответствующими тюремными заключениями. Поэтому мы убеждены, что приговоры суда, предполагающие тюремное заключение для лиц, совершивших мошеннические действия на выборах, должны практиковаться более широко. Целенаправленная и решительная деятельность правоохранительных органов, предполагающая наказание виновных, будет способствовать сокращению уровня мошеннических действий на выборах в день голосования.

VI. Выводы

В распоряжение членов большого жюри были представлены многочисленные свидетельские показания, согласно которым на некоторых избирательных участках Чикаго мошеннические действия в день голосования совершались в течение длительного времени. Наиболее отработанные способы подлога и мошеннических действий, предпринимаемых председателями участковых избирательных комиссий, уже передавались из поколения в поколение. Анализ представленных улик позволяет сделать вывод о том, что эта проблема коренится в действующей патронатной системе организации избирательного процесса.

Мы выражаем благодарностью чикагскому управлению Федерального бюро расследований, а также чикагскому Совету председателей избирательных комиссий за их содействие в проведенном нами расследовании. Завершенный проект является беспрецедентным в истории избирательного процесса в Соединенных Штатах Америки. По результатам работы настоящего большого жюри были осуждены пятьдесят восемь человек, включая председателей участковых избирательных комиссий, избирательных судей и членов участковых избирательных комиссий. Мы надеемся, что эти решительные меры будут способствовать предотвращению мошеннических действий на выборах в будущем.

Мы поддерживаем идею непрерывного контроля за избирательным процессом в Чикаго и призываем городские власти реализовать наши предложения с тем, чтобы резко сократить уровень нарушений избирательного законодательства. Мы также надеемся, что данный отчет послужит основой, опираясь на которую властные структуры г. Чикаго внесут изменения в организацию избирательного процесса в направлении недопущения мошеннических действий в будущем.

Любой незаконно полученный голос избирателя способствует лишь разрушению избирательного процесса. Мошенничество при учете и подсчете голосов избирателей равноценно раковой опухоли, с которой надо бороться до того, как она разрастется и получит способность уничтожить конституционное избирательное право, лежащее в основе нашего американского культурного наследия.


48 Протокол заседания большого жюри от 12 октября 1984 г., стр. 4.

49 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 10-11.

50 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 83.

51 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 86.

52 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 87.

53 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 52, 69, 94, 106, 123-124, 131, 136-137, 145-148.

54 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 9.

55 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 9.

56 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 46-47; вещественное доказательство 1, протокол от 12 октября 1984 г.

57 Протокол от 10 февраля 1983 г.; протокол от 12 октября 1984 г., стр. 13-17.

58 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 53-54, 64, 85, 112, 124, 131, 135, 141.

59 Вещественное доказательство №1, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 110.

60 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 19-20, 84; вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 151.

61 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 19, 66, 69, 82, 86-87, 94, 106, 124, 146.

62 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 19-20.

63 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 10-20, 86; протокол от 1 ноября 1984 г., стр. 5.

64 Протокол от 10 февраля 1983 г., стр. 47-55; протокол от 12 октября 1984 г., стр. 22-23; вещественное доказательство №1, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 52-54.

65 Протокол от 10 февраля 1983 г., стр. 47-55.

66 Вещественное доказательство №1, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 52-54; протокол от 10 февраля 1983 г., стр. 59.

67 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 82, 84-85.

68 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 80-81.

69 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 82.

70 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 81.

71 Протокол от 8 марта 1984 г., стр. 67.

72 Протокол от 8 марта 1984 г., стр. 26; вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 205.

73 Вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 166-167.

74 Вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 167-168.

75 Протокол от 7 апреля 1983 г., стр. 67-69.

76 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 118.

77 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 57.

78 Вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 155-157.

79 Вещественное доказательство №4, протокол от 12 октября 1984 г., стр. 9.

80 Вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 151-152, 159-162, 165, 168-170, 178-180, 183, 185, 190.

81 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 158-159.

82 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 11.

83 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 154.

84 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 24.

85 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 57, 73, 89, 99, 114, 126, 132, 138, 147 (см. также вещественное доказательство №5, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 28).

86 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 24; протокол от 18 октября 1984 г., стр. 12-15.

87 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 115; протокол от 18 октября 1984 г., стр. 29.

88 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 30.

89 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 113; протокол от 18 октября 1984 г., стр. 11.

90 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 30-31.

91 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 16-17, 31.

92 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 12, 31-32.

93 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 32.

94 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 32-33.

95 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 33.

96 Протокол от 18 октября 1984 г., стр. 33.

97 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 113-114.

98 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 170.

99 Протокол от 12 октября 1985 г., стр. 170-171.

100 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 11,21, 25, 85; протокол от 18 октября 1984 г., стр. 15.

101 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 172.

102 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 89.

103 Вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 186.

104 Вещественное доказательство №2, протокол от 8 ноября 1984 г., стр. 192; вещественное доказательство №3, протокол от 18 ноября 1984 г., стр. 1.

105 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 88-89.

106 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 166.

107 Протокол от 12 октября 1984 г., стр. 167; вещественное доказательство №2, протокол от 12 октября 1984 г.

108 В 1970 г. главный судья Робсон предал гласности отчет большого жюри о результатах расследования всех обстоятельств, связанных с полицейским обыском чикагской штаб-квартиры партии «Черные пантеры» (см. Заявление Деборы Джонсон и т.д.484 F.2d 791 (7th Cir. 1973).

В 1981 г. главный судья Парсонс опубликовал отчет большого жюри по делу Нильса Нильсона, опасного преступника-психопата, который был преждевременно выпущен на свободу. В отчете подробно разбираются все обстоятельства данного происшествия, а также предлагаются рекомендации по недопущению подобного в будущем.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта