Демократия.Ру




Первой его [тирана] задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе (...) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будт Платон


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 14:56


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

II. Номинационный процесс

Первичные выборы и кокусы можно назвать первым испытанием для будущего президента. Период первичных выборов является важнейшей частью президентской предвыборной кампании, поскольку способствует сокращению количества кандидатов от основных политических партий. Номинация, в конце концов, достается тому кандидату, кого поддерживает наибольшее количество делегатов национального партийного съезда. Однако при существующей системе избрания кандидатов к концу сезона праймериз и кокусов, т.е. задолго до национальных партийных съездов кандидатов уже может набрать количество голосов, необходимое для победы на партийном съезде.

Развитие номинационной системы

Национальные партийные съезды, пришедшие в 1831 г. на смену собраниям конгрессменов для утверждения кандидатов на пост президента и вице-президента, позволили политическим партиям более демократично решать вопросы номинации кандидатов и учитывать мнение общества. (Более подробно вопросы номинации кандидатов национальными партийными съездами изложены в Главе III настоящего обзора.)

Методика отбора делегатов в прошлом

На первые национальные партийные съезды делегаты либо назначались партийным руководством, либо избирались партийными собраниями и конференциями. Хотя и в том, и в другом случае в процессе избрания делегатов участвовало значительно больше избирателей, чем на собраниях конгрессменов, фактически, контроль за номинационным процессом перешел к региональному (штатному) партийному руководству, которое и руководило работой делегаций от штатов. Такая схема избрания делегатов на национальный партийный съезд существовала до начала XX в., пока члены Прогрессивной партии, стремившиеся реформировать структуру и процесс национального управления, не добились утверждения нового порядка номинационного процесса, базирующегося на проведении первичных выборов.

Возникновение первичных выборов

В 1904 г. Флорида стала первым штатом в Соединенных Штатах, принявшим решение о проведении первичных выборов для избрания делегатов на национальные номинационные партийные съезды. В течение последующих десяти лет первичные выборы утвердились и во многих других штатах Америки. К 1916 г. они проводились уже в 20 штатах. Первичные выборы позволили еще более демократизировать номинационный процесс за счет избрания делегатов на национальные партийные съезды на местах. Праймериз, по существу, явились первым крупномасштабным новшеством в инновационном процессе после начала проведения национальных партийных съездов 80 годами ранее.

Превозносимые как триумф демократии, первичные выборы на первых порах не привлекали большого внимания избирателей. В течение первой половины XX в. праймериз так и не стали основным каналом избрания делегатов на национальные партийные съезды. В 1912 г., к примеру, Теодор Рузвельт выиграл 9 из 13 республиканских праймериз, однако его имя даже не было внесено в бюллетень для голосования на республиканском национальном съезде (когда кандидатом от республиканцев был утвержден действующий президент Вильям Говард Тафт, который, хотя и победил на первичных выборах лишь в одном американском штате, полностью держал под своим контролем Национальный комитет Республиканской партии).

После I мировой войны процесс праймериз эволюционировал весьма и весьма незначительно, и некоторые штаты даже перестали использовать его для избрания делегатов на национальные партийные съезды. В течение почти 40 лет праймериз проводились лишь в 14 американских штатах.

Многие кандидаты либо полностью избегали участия в праймериз, или участвовали в первичных выборах лишь в некоторых штатах для того, чтобы продемонстрировать народную поддержку. В 1952 г. кандидат от Демократической партии Эстес Кефовер одержал победу на первичных выборах в 12 из 15 американских штатов. Однако на национальном партийном съезде была, в конце концов, утверждена кандидатура Эдлая Стивенсона, который вообще не участвовал в праймериз. В 1960 г. Джон Ф.Кеннеди уверенно продемонстрировал свою популярность, одержав победу на первичных выборах в нескольких важных американских штатах. Однако победу на национальном партийном съезде он, все же, одержал, благодаря поддержке ключевых партийных лидеров, оказавших решающее влияние на делегации от штатов.

Реформирование и обновление первичных выборов

Гражданские беспорядки, нарушившие ход демократического партийного съезда в Чикаго в 1968 г., отразили растущее недовольство рядовых партийных членов тем обстоятельством, что доминирующую роль в процессе номинации кандидатов на пост президента и вице-президента играют партийные лидеры. Для того чтобы как-то стабилизировать ситуацию, Национальный комитет Демократической партии сформировал Комиссию МакГоверна-Фрейзера для пересмотра процесса избрания делегатов на национальный партийный съезд и выработки соответствующих рекомендаций для того, чтобы вся номинационная система более тонко реагировала на настроения и пожелания рядовых членов партии. В 1969 г. эта комиссия предложила провести ряд реформ с целью совершенствования порядка избрания делегатов на национальный партийный съезд. Главная задача данной реформы состояла в том, чтобы усилить активность рядовых членов партии и позволить им непосредственно участвовать в избрании делегатов на национальный партийный съезд. Национальный комитет утвердил почти все рекомендации Комиссии МакГоверна-Фрейзера, которые в дальнейшем были приняты региональными партийными организациями. Более того, некоторые из законодательных органов штатов (многие из которых в то время находились под демократическим контролем) приняли соответствующие законы, которые стали обязывающими как для Демократической, так и для Республиканской партии.

Комиссия МакГоверна-Фрейзера рекомендовала радикальным образом реформировать весь процесс избрания делегатов на национальные партийные съезды. Стремясь добиться того, чтобы все делегаты избирались на местах, комиссия даже предложила отменить прерогативу, согласно которой многие лица получали статус делегата национального партийного съезда по должности. Были приняты правила равноколичественного избрания делегатов из числа женщин и меньшинств, некоторые же чрезмерные права партийного руководства (например, голосование по доверенности или консолидированное голосование) были отменены. Уточненные в дальнейшем рекомендации Комиссии МакГоверна-Фрейзера в значительной степени изменили порядок избрания делегатов для проведения национального партийного съезда Демократической партии. Эти изменения, разумеется, не могли не сказаться и на номинационной системе республиканцев, которые также провели соответствующие реформы в направлении большей демократизации.

Пожалуй, наибольшим образом эти реформы сказались на оживлении первичных выборов и усилении их роли в номинационном процессе. Праймериз стали рассматриваться в качестве наиболее оптимального средства обеспечения широкого участия граждан в номинационном процессе. В 1968 г. 37,5 % делегатов на съезд Демократической партии были избраны на первичных выборах, проведенных в 17 штатах Соединенных Штатов Америки; республиканцы в том же году провели первичные выборы в 16 штатах, направив на национальный партийный съезд 34,3% всех делегатов. К 1976 г. демократы стали проводить свои первичные выборы в 30 штатах, что обеспечивало 72,6% делегатов национального партийного съезда, в то время как республиканцы проводили свои праймериз в 28 штатах, направляя 67,9% делегатов на национальный партийный съезд. За последнее время процент делегатов, избираемых в ходе первичных выборов, заметно вырос. Согласно самым последним прогнозам на 2000 г., 85,2% делегатов на партийный съезд Демократической партии (избираемых в 38 штатах Америки и округе Колумбия) и 90,1% делегатов от Республиканской партии (избираемых в 41штате и округе Колумбия) будут избраны в результате проведения праймериз.

Обновление праймериз на фоне других изменений политического процесса весьма способствовало усилению роли первичных выборов в номинационном процессе. Освещая ход проведения первичных выборов, средства массовой информации, по существу, стали полноправным участником номинационного процесса. В настоящее время кандидаты чаще всего проводят тщательную аналитическую работу прежде чем выбрать, в каких штатах наиболее выгодно принимать участие в первичных выборах для привлечения наибольшего количества делегатов. Наиболее жарко проходят самые ранние праймериз, когда наименее известные кандидаты пытаются использовать доступ к средствам массовой информации для того, чтобы в максимальной степени привлечь к себе внимание избирателей. В целом, темп борьбы в ходе проведения первичных выборов значительно возрос. После 1968 г. в центре всего номинационного процесса вновь находятся первичные выборы, в ходе которых, по сути, решается судьба кандидатов.

Распределение квот и категоризация делегатов национальными политическими партиями

Распределение квот по штатам и иным юрисдикциям

Каждая политическая партия руководствуется своей методикой распределения квот делегатов по различным штатам и юрисдикциям.

Демократы. Демократическая партия распределяет квоты делегатов и альтернативных делегатов в соответствии с формулой, учитывающей численность населения данного штата, количество мест в составе коллегии выборщиков, а также количество голосов, отданных за кандидатов от Демократической партии на последних общих выборах. Национальный комитет Демократической партии также выделяет квоты для делегатов и запасных делегатов пяти территориям и юрисдикциям, в отношении которых стандартная формула расчета не применяется, поскольку они не участвуют в президентских выборах. К этим юрисдикциям относятся Американское Самоа; демократы, проживающие за рубежом; Гуам; Пуэрто-Рико и Виргинские острова (США). Более того, Национальный комитет Демократической партии выделяет определенные квоты для партийного руководства, высокопоставленных должностных лиц, ранее занимавших выборные должности, а также для всех членов Сената и Палаты представителей Конгресса США от Демократической партии.

Республиканцы. Согласно республиканской системе предоставления квот, каждый избирательный округ по выборам в Конгресс получает три делегатских места, а каждый штат - шесть мест для общих делегатов или делегатов по должности. Республиканская система квот также предполагает выделение дополнительных делегатских мест в зависимости от того, как данный штат проголосовал на прошлых выборах по избранию Президента Соединенных Штатов, Сената Соединенных Штатов, Палаты представителей Соединенных Штатов и своего губернатора. Делегаты на съезд от других юрисдикций назначаются Национальным комитетом Республиканской партии.

Категории делегатов

Демократы. Демократическая партия работает с двумя базовыми категориями депутатов, которые связаны или не связаны обязательствами поддерживать того или иного кандидата. Более того, существует три категории связанных кандидатов (которые составляют основную массу кандидатов национального партийного съезда) и четыре группы несвязанных кандидатов.

Связанные делегаты. Действующая формула распределения квот позволяет определить лишь общее количество связанных делегатов по подгруппам:

  • окружные базовые делегаты;

  • общие базовые делегаты; и

  • связанные делегаты, представляющие партийное и избирательное руководство.

Общее количество делегатских мест, назначаемых штату в соответствии с действующей распределительной формулой, разбивается следующим образом: 75% мест получают избирательные округа (по выборам в Конгресс), а 25% мест отводится для общих делегатов или делегатов по должности. Хотя порядок выделения квот для делегатов окружного уровня и общих делегатов является единым, система избрания делегатов предполагает различные процедуры.

Связанные партийные делегаты и делегаты по должности составляют 15-процентную добавку к количеству базовых (рядовых) делегатов, избираемых по квотам. Они избираются таким же образом, как и общие делегаты.

Несвязанные делегаты. Количество несвязанных делегатов от штата зависит от количества делегатов в каждой из вышеуказанных групп. Делегатские места выделяются для:

  • бывших президентов и вице-президентов от Демократической партии, бывших лидеров демократического большинства в Сенате Соединенных Штатов, бывших спикеров Палаты представителей Соединенных Штатов от Демократической партии и всех бывших руководителей Национального комитета Демократической партии;

  • губернаторов от Демократической партии;

  • членов Национального комитета Демократической партии, включая руководителей штатных партийных организаций, заместителей руководителей и должностных лиц Национального комитета Демократической партии; а также

  • всех членов Сената и Палаты представителей Соединенных штатов от Демократической партии.

Республиканцы. Помимо трех делегатов на каждый избирательный округ по выборам в Конгресс и шести общих делегатов, выбираемых, согласно республиканским квотам, могут выделяться дополнительные места для избрания общих делегатов на национальный партийный съезд.

Каждому штату, проголосовавшему за республиканского кандидата на последних президентских выборах, предоставляется право избрания четырех дополнительных общих кандидатов. Одно дополнительное делегатское место выделяется для каждого штата, избравшего республиканца в Сенат Соединенных Штатов или на должность губернатора штата на последних президентских выборах. Одно дополнительное делегатское место получает штат, чья делегация в Палате представителей Соединенных Штатов наполовину состоит из членов Республиканской партии. (В 1996 г. 15 общих делегатских мест было выделено округу Колумбия, в пользу Пуэрто-Рико было выделено 14 общих делегатских мест, а для Гуама и Виргинских островов было выделено 4 делегатских места.)

Помимо этого, общенациональная политическая партия также выделяет дополнительные места тем штатам, где праймериз или кокусы проводились после середины марта года выборов. Те штаты, где праймериз или кокусы проводились с 15 марта по 14 апреля, получают право на 5-процентное увеличение состава своей делегации для участия в работе национального партийного съезда. Право увеличить состав своей делегации на 7,5% получают те штаты, где праймериз или кокусы были проведены в период с 15 апреля по 14 мая. Право увеличить состав своей делегации на 10% получают партийные организации тех штатов, где первичные выборы или кокусы были проведены в период с 15 мая по третий вторник июня.

Партийные организации штатов обладают довольно широкими возможностями при определении порядка избрания как окружных, так и общих делегатов на национальный партийный съезд.

Структура избрания делегатов

В рамках действующей системы избрания кандидатов на должности президента и вице-президента партийные организации штатов пользуются двумя основными механизмами: первичные выборы и кокусы (собрания, конференции, съезды). Партийные организации штатов творчески используют эти возможности для избрания своих делегатов на национальные партийные съезды. Сложность президентского номинационного процесса объясняется теми процедурами, которыми пользуются партийные организации штатов для избрания своих делегатов на национальные партийные съезды. Более того, время избрания делегатов определяется либо законодательными органами штатов, либо партийными организациями штатов в зависимости от используемых механизмов избрания делегатов на национальные партийные съезды. Даты проведения праймериз, как правило, задаются законодательными органами штатов, в то время как время проведения кокусов определяется партийными организациями штатов. В целом, можно сказать, что такое разделение полномочий при избрании делегатов на национальные партийные съезды в определенной степени объясняет и сложность всего номинационного процесса.

Действующая смешанная система избрания кандидатов на должность президента

Первичные выборы. Первичные выборы проводятся на уровне штата с целью избрания кандидатов от политических партий для участия во всеобщих выборах. Президентские первичные выборы решают эту задачу косвенным образом, поскольку избиратели выбирают делегатов на национальные партийные съезды, а не самих кандидатов на должность президента.

Многие штаты разрешают участвовать в первичных выборах только членам политических партий; такие выборы называются закрытыми первичными выборами. В тех штатах, где проводятся открытые первичные выборы, избиратель имеет право взять избирательный бюллетень любой политической партии и изъявить свою волю в соответствии с избирательным законодательством; штаты, где проводятся открытые праймериз, не требуют партийной регистрации избирателей.

В 1992 г. в США было проведено рекордное количество праймериз: 34 демократических и 37 республиканских (из 50 штатов и округа Колумбия). В 2000 г., как предполагается, будет проведено 39 демократических и 42 республиканских праймериз.

Партийные собрания, конференции и съезды. Кокус представляет собой собрание членов или руководителей политической партии с целью выдвижения кандидатов для занятия выборных государственных должностей или решения специальных вопросов партийного строительства. В ходе президентского номинационного процесса праймериз нередко проводятся в сочетании с партийными конференциями на уровне штатов с целью избрания делегатов для участия в работе национальных партийных съездов.

Кокусный процесс включает несколько уровней, начиная с собраний рядовых членов политической партии на уровне избирательных участков. Учитывая трудности организационного характера, кокусы на уровне избирательных участков обычно привлекают меньше избирателей чем первичные выборы. В отличие от праймериз, кокусы отнимают у избирателей значительно больше личного времени. Более того, участники кокусов, как правило, открыто высказываются в поддержку того или иного кандидата на должность президента (либо путем открытого голосования, либо посредством создания групп поддержки того или иного кандидата). В некоторых штатах участники кокусов голосуют за кандидатов в президенты путем заполнения соответствующих избирательных бюллетеней. Во всяком случае, кокусный процесс предполагает собрание большого количества избирателей в одном месте, что исключено при проведении первичных выборов.

После подсчета голосов в пользу того или иного кандидата на должность президента участники кокуса избирают своих представителей для работы на уровне вышестоящего форума. За кокусами на уровне избирательных участков обычно следуют собрания и конференции на уровне графств и избирательных округов по выборам в Конгресс Соединенных Штатов. Количество делегатов, участвующих в работе каждого последующего форума постепенно сокращается. Делегаты для участия в работе национального партийного съезда избираются партийными конференциями избирательных округов или штатов или теми и другими форумами одновременно.

В 2000 г. в девяти штатах Америки обе политические партии выбирают своих делегатов для участия в национальных партийных съездах на основе кокусного процесса. Недавно демократы запланировали проведение партийных конференций и собраний еще в трех штатах.

Выбор механизма избрания делегатов. Поскольку первичными выборами занимаются власти штата, все главные организационные вопросы избирательного процесса на этом уровне решаются в соответствии с законодательством данного штата; однако политическая партия вправе отказаться от проведения первичных выборов и избирать делегатов на национальный партийный съезд на основе кокусного процесса. Поскольку первичные президентские выборы проводятся не во всех штатах, обе политические партии нередко используют кокусный избирательный процесс и определяют свои правила и процедуры проведения выборов делегатов. Во многих штатах, где проводятся первичные выборы, кокусы также являются важным компонентом номинационного процесса. Однако в этом случае результаты первичных выборов являются определяющим фактором при формировании корпуса делегатов для участия в работе национального партийного съезда.

Способы избрания делегатов

Основное расхождение между политическими партиями при избрании делегатов состоит в том, что Демократическая партия требует от своих кандидатов, избранных на съезд в ходе первичных выборов и кокусов, однозначно заявить о своем отношении к кандидату на должность президента в качестве условия для избрания на национальный съезд партии. Республиканская партия не ставит такого условия перед своими потенциальными делегатами на съезд. Это в значительной мере объясняет, почему республиканская процедура избрания делегатов на национальный партийный съезд является менее упорядоченной и более зависимой от политического курса, проводимого партийными организациями штатов.

Демократы. В условиях действующей системы региональные организации Демократической партии используют следующие способы избрания делегатов для участия в работе национального партийного съезда:

Система кокусов и съездов. Данная система может включать четыре функциональных яруса. Как правило, на первом, низовом ярусе избираются делегаты для участия в работе вышестоящего форума. Делегаты и альтернативные делегаты обычно избираются на уровне избирательного округа, который представляет собой второй или третий ярус.

Предпервичные кокусы. В рамках этих кокусов выдвигаются кандидаты для участия в окружных партийных конференциях. В дальнейшем эти кандидаты утверждаются на основе итогов голосования в ходе первичных выборов.

Постпервичные кокусы. Эти форумы проводятся после первичных выборов с целью избрания того количества делегатов, которое кандидат в президенты выиграл на первичных выборах.

Двухчастные первичные выборы. В рамках этих выборов избиратель голосует за кандидата в президенты и делегатов на национальный партийный съезд.

При проведении первичных выборов и партийных конференций окружные делегаты либо однозначно высказываются в пользу поддержки того или иного кандидата в президенты, либо воздерживаются от объявления своей позиции в этом отношении. Общие, а также связанные партийные делегаты и делегаты из числа должностных лиц также объявляют о своей поддержке того или иного кандидата в президенты или заявляют о своей нейтральности. Однако следует подчеркнуть, что эти делегаты избираются партийными комитетами штатов, комитетами избранных окружных делегатов или региональными (штатными) партийными конференциями с учетом объявленных результатов первичных выборов и кокусов.

Республиканцы. Окружные делегаты могут быть избраны на первичных выборах или отобраны президентскими кандидатами на основе итогов праймериз. Они также могут быть избраны на открытых кокусах или совместно с общими делегатами на партийных конференциях штатов.

Общие делегаты могут избираться на первичных выборах, подбираться президентскими кандидатами на основе итогов первичных выборов, отбираться партийными комитетами в штатах или, как это делается в большинстве штатов Америки, выбираться партийными конференциями на уровне штата.

Сроки проведения первичных выборов и кокусов

За тремя исключениями Демократическая партия ограничивает первый этап избрания делегатов для участия в работе национального партийного съезда периодом с первого вторника марта по второй вторник июня. Партийные правила позволяют трем штатам проводить выборы делегатов до первого вторника марта: в штате Айова, например, Демократическая партия вправе проводить кокусы на уровне избирательных участков на 15 дней раньше вышеозначенного срока; в штате Нью-Гэмпшир первичные выборы могут проводиться на 7 дней раньше вышеуказанного периода; а в штате Мэн кокусы первого яруса могут проводиться на 2 дня раньше вышеуказанного срока. Эти исключения связаны с традицией проведения первичных выборов и кокусов раньше того периода, который установлен в соответствии с уставными положениями Демократической партии. По согласованию с Национальным комитетом Демократической партии штат Айова в 2000 г. проведет кокусы еще раньше - 24 января, а штату Нью-Гэмпшир разрешено провести первичные выборы 1 февраля. Демократы штата Мэн не проводят кокусы, а избирают делегатов на национальный партийный съезд путем проведения первичных выборов (которые запланированы на 7 марта 2000 г.).

В уставных документах Республиканской партии говорится, что кокусы или конференции с целью избрания кандидатов на съезд не могут проводиться ранее даты объявления национального партийного съезда. Как правило, Республиканская партия объявляет о дате созыва национального партийного съезда до 1 января года выборов.

В таблице 1 даны даты проведения избирательных мероприятий 2000 г. Первичные выборы и кокусы указаны в хронологическом порядке. В каждой строке указано количество делегатов от штата.

Таблица 1. График проведения первичных выборов и кокусов 2000 г.

Дата Штат Механизма
(праймери или кокус)
Демократы Республиканцы

24 января

Айова
Аляска (Р)

Кокус
Кокус

56

25
23

1 февраля

Нью–Гэмпшир

Праймери

29

17

7–13 февраля

Гавайи (Р)

Кокус

14

8 февраля

Делавэр (Р)

Праймериб

12

19 февраля

Южная Каролина (Р)

Праймериб

37

22 февраля

Аризона (Р)

Праймери

30

26 февраля

Мичиган (Р)
Американское Самоа (Р)
Гуам (Р)
Виргинские острова (Р)

Праймери
Кокус
Кокус
Кокус




12
4
4
4

27 февраля

Пуэрто–Рико (Р)

Праймери

14

29 февраля

Северная Дакота (Р)
Вирджиния (Р)
Вашингтон (Р)

Кокус
Праймери
Праймери



19
56
37

7 марта

Калифорния
Коннектикут
Джорджия
Гавайи (Д)
Айдахо (Д)
Мэн
Мэриленд
Массачусетс
Миннесота (Р)
Миссури
Нью–Йорк
Северная Дакота (Д)
Огайо
Род–Айленд
Вермонт
Вашингтон (Д)
Американское Самоа (Д)

Праймери
Праймери
Праймери
Кокус
Кокус
Праймери
Праймери
Праймери
Кокус
Праймери
Праймери
Кокус
Праймери
Праймери
Праймери
Кокус
Кокус

434
67
92
33
23
32
92
118

92
294
22
170
32
22
94
6

162
25
54


14
31
37
34
35
101

69
14
12

9 марта

Южная Каролина (Д)

Кокус

52

10 марта

Колорадо
Юта
Вайоминг (Р)

Праймери
Праймери
Кокус

61
29

40
29
22

10–14 марта

Демократы за рубежом

Кокус

9

11 марта

Аризона (Д)
Мичиган (Д)

Праймериб
Праймериб

55
157


11–12 марта

Миннесота (Д)

Кокус

91

12 марта

Невада (Д)

Кокус

29

14 марта

Флорида
Луизиана
Миссисипи
Оклахома
Теннеси

Праймери
Праймери
Праймери
Праймери
Праймери

186
74
48
53
81

80
29
33
38
37

14 марта

Техас

Праймери

231

124

18 марта

Гуам (Д)

Кокус

6

21 марта

Иллинойс
Невада (Р)

Праймери
Кокус

189

74
17

25 марта

Вайоминг (Д)

Кокус

18

26 марта

Пуэрто–Рико (Д)

Праймери

59

27 марта

Делавэр (Д)

Кокус

22

1 апреля

Виргинские острова (Д)

Кокус

6

4 апреля

Канзас
Пенсильвания
Висконсин

Праймери
Праймери
Праймери

42
191
92

35
78
37

14–17 апреля

Вирджиния (Д)

Кокус

98

2 мая

Индиана
Северная Каролина
Округ Колумбия

Праймери
Праймери
Праймери

88
103
32

55
62
15

9 мая

Небраска
Западная Вирджиния

Праймери
Праймери

32
42

30
18

16 мая

Орегон

Праймери

58

24

23 мая

Арканзас
Айдахо (Р)
Кентукки

Праймери
Праймери
Праймери

48

58

24
28
31

6 июня

Алабама
Монтана
Нью–Джерси
Нью–Мексико
Южная Дакота

Праймери
Праймери
Праймери
Праймери
Праймери

63
24
124
35
22

44
23
54
21
22

а Перечисленные выше мероприятия являются первым шагом процесса избрания кандидатов на национальный партийный съезд. В этих мероприятиях принимают участие рядовые избиратели. В ходе праймериз демократические избиратели делают отметку в избирательном бюллетене либо против фамилии кандидата в президенты (в тех случаях, когда делегаты впоследствии избираются по итогам праймериз) или против фамилий как кандидатов в президенты, так и перспективных делегатов съезда. При проведении первичных выборов республиканским избирателям предлагается третий вариант, в соответствии с которым избиратели выбирают лишь делегатов на национальный партийный съезд. Кокусный процесс состоит из нескольких этапов (как правило, трех-четырех). Рядовые избиратели принимают участие на первом этапе партийных собраний и конференций, на которых они выбирают делегатов для участия в работе вышестоящего форума. Делегаты национального партийного съезда выбираются на втором или третьем этапе кокусного процесса. Согласно утвердившимся правилам, делегаты национального партийного съезда выбираются соответствующими партийными форумами на уровне штата или избирательного округа. Участниками такого рода промежуточных партийных конференций становятся, как правило, наиболее широкоизвестные партийные активисты или функционеры. В большинстве случаев региональные (штатные) партийные организации придерживаются такой системы избрания делегатов для участия в работе национального партийного съезда, согласно которой в той или иной мере используются два из трех (праймериз, кокусы или конференции) механизмов избрания делегатов.

б Партийные праймериз.

Особенности действующей номинационной системы

Продолжительность избирательной кампании

Для того чтобы добиться успеха, потенциальные кандидаты на должность президента приступают к организации своей предвыборной кампании, как минимум, за год до проведения первичных выборов. Хотя продолжительность номинационного периода не претерпела какого-либо существенного изменения, потенциальные кандидаты могут приступить к предвыборному маневрированию вскоре после проведения очередных президентских выборов. Аналитические команды и комитеты потенциальных кандидатов в президенты вовсю действуют уже за год или даже два до начала очередных выборов. В 1972 г. 12 из 15 кандидатов в президенты от основных политических партий объявили о своих кандидатурах лишь за два месяца до 1 января года выборов. В 1988 г. все 14 кандидатов от главных политических партий объявили о своих кандидатурах до 1 января года выборов (один кандидат объявил о своей кандидатуре еще в 1986 г.). При подготовке к президентским выборам 2000 г. шесть кандидатов объявили о своей кандидатуре к концу апреля 1999 г., а все двенадцать кандидатов от главных политических партий объявили о своих кандидатурах (или создании аналитических команд и комитетов) к сентябрю 1999 г.

Ускорение темпа

В 1976 г. республиканская партийная организация штата Айова назначила дату проведения своего кокуса на 19 января, что совпало с датой проведения демократических кокусов. Эти акции опередили первичные выборы в штате Нью-Гэмпшир, традиционно считавшиеся первым избирательным мероприятием в процессе избрания президента. С тех пор штаты Айова и Нью-Гэмпшир играют роль застрельщиков в процессе сужения количества кандидатов на должность президента и создания фона для последующих праймериз и кокусов. Перенимая опыт Нью-Гэмпшира и Айовы, другие штаты также стремятся перенести сроки проведения праймериз и кокусов на более ранние сроки. Данное явление стало широко известно как «фронтальная загрузка».

График избирательных мероприятий 2000 г. отличается наибольшей фронтальной загрузкой. Номинационный сезон как обычно начался в штатах Айова и Нью-Гэмпшир, хотя первичные выборы там прошли почти на месяц раньше чем в прошлые годы. Кокусы в штате Айова были перенесены на 24 января (в 1996 г. они проводились 21 февраля), а в штате Нью-Гэмпшир первичные выборы были назначены на 1 февраля (в 1996 г. они были проведены 29 февраля).

После проведения праймериз в штате Нью-Гэмпшир республиканцы запланировали проведение избирательных мероприятий еще в восьми штатах в течение февраля 2000 г. Особенно бросается в глаза то, что первичные выборы в штатах Калифорния, Нью-Йорк и Огайо были назначены на 7 марта - первый день, когда демократы могут избирать делегатов на свой партийный съезд в соответствии с положениями своих уставных документов (в которых, кстати, сделано исключение для штатов Айова и Нью-Гэмпшир). В 1996 г. на первый вторник марта было назначено семь первичных выборов, большинство из которых проводилось в штатах Новой Англии. Проведение первичных выборов в 2000 г. еще и в штатах Калифорния, Нью-Йорк и Огайо значительно увеличило количество делегатов, выбираемых на национальные партийные съезды. Все это привело к тому, что избирательные мероприятия регионального уровня приобрели национальное значение. На 7 марта 2000 г. было назначено двенадцать первичных выборов и кокусов с участием обеих политических партий. Помимо этого, еще в четырех штатах в то же время проводились кокусы той или другой политической партии. В то время, как к концу марта 1976 г. лишь в семи штатах были избраны делегаты для участия в работе национальных партийных съездов, к тому же периоду 1992 г. 23 штата уже завершили данную работу.

14 марта в шести южных штатах (Флорида, Луизиана, Миссисипи, Оклахома, Теннеси и Техас) были проведены праймериз, называемые «супервторник». Это мероприятие было организовано, в основном, демократическими членами Южной законодательной конференции в 1988 г. для одновременного проведения первичных выборов в 14 южных штатах Америки. Проведение праймериз в «супервторник» позволяло избрать почти одну треть делегатов национальных партийных съездов. Однако в дальнейшем эта практика подверглась определенной критике. Некоторые обозреватели утверждали, что данное мероприятие, безусловно, достигло своих результатов. Другие же аналитики говорили, что данная акция так и не принесла желаемых результатов. В 1992 г. пять из тех штатов, которые участвовали в «супервторнике» 1988 г., перенесли первичные выборы на более поздние сроки. В штате же Джорджия первичные выборы были перенесены на неделю раньше. В 2000 г. 14 марта первичные выборы будут проводиться лишь в шести из первоначальных 14 штатов Америки, участвовавших в так называемом «супервторнике».

Количественный рост предвыборных дебатов

За последние годы предвыборные дебаты стали важнейшим фактором номинационного процесса. В ходе проведения праймериз 1988 г. было отмечено беспрецедентное количество предвыборных дебатов: кандидаты одной или обеих политических партий участвовали примерно в 60 дебатах (которые почти полностью освещались местными или национальными электронными средствами массовой информации)6. Согласно данным Альянса за качественную предвыборную борьбу в период с 27 октября 1999 г. по 21 февраля 2000 г. демократические и республиканские кандидаты приняли участие в 19 телевизионных дебатах в рамках президентских выборов 2000 г.7

В целом, следует констатировать, что рост числа дебатов совпал с сокращением количества так называемых условных выборов, проводимых в течение номинационного сезона. Эти условные («соломенные») выборы позволяют измерить популярность того или иного кандидата среди партийных активистов при проведении партийных конференций на уровне штата. Разумеется, эти выборы не имеют никакого отношения к избранию делегатов на национальный партийный съезд. В определенной мере дебаты с участием кандидатов позволяют нейтрализовать критические утверждения относительно того, что в ходе многочисленных праймериз, широко освещаемых средствами массовой информации, теряется суть животрепещущих проблем, поскольку основное внимание уделяется имиджу кандидатов. Однако есть основания полагать, что дебаты с участием кандидатов и дальше будут играть важнейшую роль в предноминационном процессе.


6 R.W. Apple, Jr., «Political Debates and Their Impact on The Race», New York Times, Apr. 23, 1988. p. 10. В отличие от 1988 г., в 1992 г. состоялось лишь 15 предвыборных дебатов при проведении первичных выборов. Данное обстоятельство частично объясняется более напряженной политической борьбой в рамках обеих политических партий в течение предыдущего года.

7 Glenn Kessler, «In Debates, Sponsor's Can't Lose», The Washington Post, Feb. 29, 2000, p. E1.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта