«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
I. Кандидаты на должность президента
Требования к кандидату на должность президента
Статья II (Раздел 1) Конституции США гласит, что «ни одно лицо кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции, не подлежит избранию на должность Президента; равно как не подлежит избранию на эту должность какое-либо лицо, не достигшее 35 лет и не проживающее в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах»1. Большинство специалистов по конституционному праву трактуют данное положение в пользу граждан, родившихся вне Соединенных Штатов и имеющих в качестве родителей граждан США, удовлетворяющих требованию «гражданина по рождению»2. Согласно Поправке XXII Конституции США, «ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза», хотя вице-президент, вступивший в должность президента и прослуживший в этой должности менее двух лет, вправе быть избранным на должность президента два раза.
Предшествующая профессиональная деятельность президентов
За прошедший период, насчитывающий 53 голосования по выборам президента, американские избиратели отдавали свое предпочтение кандидатам самого разнообразного происхождения. Каждый из 41 президентов имел опыт государственной гражданской или военной службы. Из 24 президентов до 1900 г. семеро прежде были вице-президентами (трое были избраны на должность президента, а четверо вступили в должность президента по смерти избранного президента), четверо - членами Конгресса США, четверо - губернаторами, а еще девять занимали высокие государственные должности.
Если проследить динамику президентского избирательного процесса в XX в., то можно увидеть, что президенты, в основном, избирались из числа вице-президентов, губернаторов или сенаторов. Из 17 президентов XX в. несколько президентов прежде занимали не одну из вышеуказанных должностей в свое время. До своей иногурации один из президентов, например, был генералом армии США (Эйзенхауэр), двое (Тафт и Гувер) работали в правительстве, пятеро (Вильсон, Ф.Д. Рузвельт, Картер, Рейган и Клинтон) были губернаторами штатов, двое (Хардинг и Кеннеди) были сенаторами, а семь других были вице-президентами. Пятеро из этих семи вице-президентов (Т. Рузвельт, Кулидж, Трумен, Джонсон и Форд) вступили в должность президента либо по смерти, либо в связи с отставкой избранного президента; два вице-президента были избраны на должность президента: один (Никсон) как бывший когда-то вице-президент, а другой (Буш) как действующий.
Кандидатское поле
Перед проведением первичных выборов и национальных партийных съездов кандидаты определяют свое президентское поле. Отсутствие доминирующего влияния на номинационный процесс со стороны партийных лидеров привело к утверждению системы, согласно которой самовыдвигающиеся кандидаты начинают борьбу на уровне штатов для привлечения достаточного количества голосов делегатов национального партийного съезда и обеспечения номинации в качестве официального кандидата. В условиях демократически протекающего номинационного процесса многие кандидаты на свой «страх и риск» вступают в предвыборную гонку, привлекают необходимые финансовые средства, а также организуют проведение первичных выборов (праймериз) и кокусов задолго до дня голосования с тем, чтобы обеспечить желаемую конкурентоспособность.
Согласно данным Федеральной избирательной комиссии, на 31 января 2000 г. 203 гражданина США официально обратились с целью зарегистрироваться в качестве кандидатов на должность президента. Однако лишь 33 претендента из этого громадного количества обратившихся удовлетворяли критериям Закона о федеральных выборах (FECA), регулирующего вопросы избрания на государственные должности. Наиболее часто нарушалась норма, запрещающая делать пожертвования или платежи, превышающие 5 000 долларов США [2 U.S.C. §431(2)]. На самом же деле, лишь немногие из этих энтузиастов рассматриваются в качестве серьезных кандидатов, претендующих на официальное выдвижение от двух главных политических партий США.
Проба сил
Официальному объявлению о выдвижении кандидатуры нередко предшествует период так называемой «пробы сил», когда фактические кандидаты действуют за несколько лет до партийных съездов как необъявленные кандидаты. Такие кандидаты могут создавать рабочие группы с целью выявления отношения электората к той или иной кандидатуре, предварительного формирования избирательной базы и привлечения спонсоров в условиях отсутствия необходимости соблюдать некоторые правовые ограничения (регулирующие объемы пожертвований, раскрытие вкладов и расходов) федерального избирательного законодательства. Действуя в качестве неофициальных кандидатов, технически не ведущих предвыборной борьбы, эти лица могут привлекать и расходовать неограниченные средства, будучи не зарегистрированными Федеральной избирательной комиссией в качестве кандидатов на должность президента. Однако, объявив о своей кандидатуре, данный гражданин обязан зарегистрироваться в Федеральной избирательной комиссии и отчитываться о всех своих финансовых действиях при проведении акций в рамках «пробы сил». В этом случае все транзакции должны осуществляться в соответствии с требованиями федерального избирательного законодательства.
Объявление кандидатуры
В течение пятнадцати дней по достижении установленного законом финансового порога (т.е. 5 000 долларов США по приходам или расходам) гражданин обязан официально обратиться в Федеральную избирательную комиссию с целью регистрации своей кандидатуры и назвать основной предвыборный комитет или штаб, уполномоченный принимать пожертвования и осуществлять платежи. Данный комитет обязан в десятидневный срок зарегистрироваться в Федеральной избирательной комиссии. В регистрационном заявлении должна содержаться следующая информация: название комитета (с указанием полного имени кандидата), имя казначея, реквизиты банковских вкладов, а также названия других комитетов и структур, уполномоченных кандидатом принимать или расходовать поступающие финансовые средства от его/ее имени. Такого рода другие комитеты и структуры, уполномоченные кандидатом, разумеется, вправе привлекать средства и расходовать их, однако они обязаны проводить необходимую отчетность через основной предвыборный комитет или штаб.
Время официального объявления кандидатуры имеет исключительно важное значение, поскольку этот шаг может иметь серьезные правовые, стратегические и тактические последствия. После объявления своей кандидатуры кандидаты действуют в рамках финансовых ограничений штатного и федерального избирательного законодательства, в том случае если они финансируются за счет государственных средств. Помимо этого, кандидаты вправе получать равный доступ к электронным СМИ (47 U.S.C. 315 (а)).
В настоящее время номинации кандидатов, как правило, решаются уже при проведении первичных выборов, которые все более и более масштабно организуются в самом начале года всеобщих выборов. Учитывая это обстоятельство, конкурентам приходится объявлять о своей кандидатуре раньше, чем это делалось в прошлые годы. В то время как в 1932 г. Франклин Рузвельт официально объявил о своей кандидатуре на должность президента за 156 дней до национального партийного съезда, Майкл Дукакис выступил с аналогичным заявлением уже за 446 дней до национального съезда Демократической партии в 1988 г. Тенденция к проведению более длительных предвыборных кампаний является характерной чертой современного президентского избирательного процесса.
Правила участия в первичных выборах и кокусах
В каждом штате существуют свои правила, которым должны следовать кандидаты для того, чтобы быть допущенными к участию в первичных выборах и кокусах. В тех штатах, где проводятся первичные выборы (праймериз), порядок расположения имен кандидатов в избирательном бюллетене определяет секретарь штата (или иное высокопоставленное должностное лицо, ведающее вопросами выборов). В штатах же, где проводятся кокусы (партийные собрания или конференции), политические партии контролируют порядок внесения кандидатов в избирательный бюллетень (однако они не всегда обязаны регистрироваться в кокусных штатах для выборов делегатов на национальный партийный съезд).
Как правило, кандидаты регистрируются у секретаря штата или руководителя соответствующей партийной организации штата. В некоторых штатах, где проводятся первичные выборы, секретарь штата вправе автоматически вносить в избирательный бюллетень имена кандидатов от ведущих политических партий; кандидатов, получивших регистрацию в других штатах; кандидатов, зарегистрированных Федеральной избирательной комиссией, или кандидатов, имеющих право на соответствующее финансирование за счет бюджетных средств. Помимо этого, кандидаты на должность президента обязаны представить соответствующие заявления или заплатить регистрационный сбор, или сделать и то, и другое. Также может потребоваться сбор установленного количества подписных листов избирателей в рамках данного избирательного (по выборам в Конгресс) округа или штата.
Партийные номинации
С началом сезона проведения первичных выборов поле деятельности для кандидатов от главных политических партий постепенно сокращается. Ускоренный темп современного избирательного процесса способствует отсеиванию слабых кандидатов, неспособных привлечь достаточные финансовые средства для обеспечения своих избирательных кампаний. Более того, реформы последних 30 лет в значительной степени изменили динамику номинационного процесса, в рамках которого количество делегатов на партийный съезд находится теперь в непосредственной зависимости от эффективности агитационной деятельности кандидатов на должность президента. Время, когда кандидат мог соревноваться в определенном количестве первичных выборов с целью продемонстрировать уровень народной поддержки, ушло в прошлое. Сегодня номинацию выигрывает тот, кто сумел обеспечить избрание наибольшего количества делегатов на национальный партийный съезд в ходе проведения первичных выборов и партийных кокусов. Партийные съезды, по существу, превратились в органы, лишь утверждающие кандидатов, обеспечивших себе победу в ходе предвыборной гонки на уровне отдельных штатов. Самым последним национальным партийным съездом, на котором вопрос утверждения кандидата оставался неясным до окончания подсчета голосов делегатов съезда, был съезд республиканцев в 1976 г.
Избирательный бюллетень для проведения общих выборов
Имена номинантов крупных политических партий на должность президента и вице-президента автоматически вносятся в избирательный бюллетень для проведения общих выборов. В некоторых штатах в избирательный бюллетень также вносятся имена президентских выборщиков, которые размещаются ниже соответствующих кандидатов в президенты и вице-президенты. Определяя свой выбор, избиратели делают лишь одну отметку в избирательном бюллетене в квадрате напротив соответствующей президентской команды. Выборщики также отдают свое предпочтение в пользу одной политической партии. В едином избирательном бюллетене указываются кандидаты от малых политических партий и независимые кандидаты, если они удовлетворяют требованиям избирательного законодательства штата. Следует отметить, что некоторые из этих кандидатов баллотируются не по одному штату.
Обеспечение физической безопасности кандидатов3
После того, как в 1968 г. был убит сенатор Роберт Кеннеди, баллотировавшийся на пост президента Соединенных Штатов от Демократической партии, Конгресс США принял закон, в соответствии с которым впервые в истории Соединенных Штатов кандидаты на должность президента и вице-президента стали обеспечиваться охраной за счет привлеченных сил Секретной службы Президента США.4 В соответствии с законом, ответственность за определение кандидатов, которым должна быть назначена охрана, возлагалась на министра финансов, который принимал решение после консультаций с Межпартийной комиссией в составе лидеров партийного большинства и меньшинства в Сенате, спикера Палаты представителей, лидера меньшинства Палаты представителей и одного дополнительного члена, приглашаемого данной комиссией. (Супругам таких кандидатов также полагалась охрана в течение 120 дней, предшествующих дню голосования.) Известны случаи, когда кандидаты отказывались от предоставляемой охраны.
Хотя закон и обеспечивает защиту кандидатов в президенты и вице-президенты от главных политических партий при проведении общих выборов, он все же не определяет критерии отбора таких кандидатов на этапе проведения первичных выборов. Однако критерии и правила, которыми руководствуется Консультативная комиссия при министре финансов по обеспечению охраны для кандидатов, гласят, что такой кандидат: (1) является официально зарегистрированным кандидатом; (2) активно участвует в предвыборной борьбе в национальном масштабе и на уровне по крайней мере 10 отдельных штатов при проведении первичных выборов; (3) добивается номинации от преодолевшей барьер политической партии (партии, чей кандидат на прошлых президентских выборах набрал не менее 10 % голосов избирателей); (4) имеет право на получение бюджетного финансирования в пределах, как минимум, 100 000 долларов и привлек более 2 млн. долларов в виде дополнительных пожертвований; и (5) на 1 апреля года выборов имел средний рейтинг общественного доверия в пределах 5 % согласно опросам, проводимым такими крупными телевизионными компаниями, как ABC, CBS, NBC и CNN, или набрал не менее 10% голосов избирателей, поданных за всех кандидатов при проведении первичных выборов или кокусов в течение одного дня или нескольких дней подряд.5 Несмотря на все эти ограничения, министр финансов США, после проведения соответствующих консультаций с членами Консультативной комиссии, вправе назначить охрану тому или иному президентскому кандидату даже в том случае, если ни одно из вышеуказанных ограничений не было соблюдено.
Основные кандидаты на пост президента получают охрану за счет привлечения сил Секретной службы вскоре после 1 января года выборов. В отдельных случаях распоряжением министра финансов Соединенных Штатов охрана некоторым кандидатам может быть выделена ранее вышеназванного срока.
1 Включая 50 федеральных штатов и Округ Колумбия.
2 Граждане, родившиеся на о. Гуам, Пуэрто-Рико или на Виргинских островах (США), считаются «гражданами США по рождению» и могут быть избраны на должность президента при условии достижения возраста 35 лет и проживания в Соединенных Штатах в течение четырнадцати лет. В этих целях проживание в Пуэрто-Рико и в иных заморских территориях и владениях Соединенных Штатов не считается проживанием в Соединенных Штатах. [См. доклад Аналитической службы Конгресса U.S. Insular Areas and Their Political Development («Американские островные территории и их политическое развитие»). Библиотека Конгресса США. Andorra Bruno and Garrine P. Laney, CRS Report 96-578GOV (Вашингтон, 17 июня 1996 г.); pp. 9, 21, 33].
3 Фредерик Кайзер, специалист по вопросам американского национального управления, работающий в Отделе управления и финансов Аналитической службы Конгресса США, оказал содействие при написании данного раздела.
4 P.L. 90-331; 18 U.S.C. §3056.
5 Правила консультативной комиссии по назначению охраны для президентских кандидатов за счет сил Секретной службы Президента Соединенных Штатов. Министерство финансов США. Вашингтон, 2000 г.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|