Демократия.Ру




Единственный источник права - общее сознание всего народа, общий дух его. Лассаль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 02:19


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

V. Коллегия выборщиков и инаугурация президента

Коллегия выборщиков

Когда избиратели идут на избирательный участок, они, фактически, голосуют за список выборщиков, уполномоченных, в конце концов, проголосовать за президента и вице-президента. Корпус выборщиков известен под общим названием «коллегия выборщиков».15

Конституционные положения о коллегии выборщиков

Вопрос о порядке избрания президента Соединенных Штатов во всех подробностях обсуждался конституционным съездом 1787 г. Тогда делегаты съезда проголосовали за избрание президента членами Конгресса США. Предлагались тогда и другие варианты избрания президента: всенародно; губернаторами нескольких штатов; выборщиками, избираемыми законодательными органами штатов; специальной группой членов Конгресса, избираемой по жребию. В конце концов, этот вопрос был передан на рассмотрение «Комитета по отложенным делам», который принял компромиссное решение о создании института коллегии выборщиков.

Численный состав коллегии выборщиков и распределение голосов выборщиков по штатам

Согласно Конституции Соединенных Штатов, Поправкам XII и XXIII к Конституции, коллегия выборщиков насчитывает 538 членов: один на каждого сенатора США и члена Палаты представителей и 3 для округа Колумбия (в соответствии с положениями Поправки XXIII к Конституции США, принятой в 1961 г.). Коллегия выборщиков, выполняющая строго отведенную ей функцию, не является структурой, действующей на постоянной основе.

Каждый штат располагает количеством голосов выборщиков, равным количеству сенаторов и членов Палаты представителей, избираемых от данного штата. Поскольку численный состав штатной делегации в Палате представителей Соединенных Штатов может меняться в связи с ростом численности населения штата, уровень представительства данного штата в коллегии выборщиков также подлежит уточнению. Последнее перераспределение квот по выборам членов Палаты представителей и членов коллегии выборщиков проводилось по итогам переписи населения Соединенных Штатов в 1990 г. Установленные тогда квоты действовали при проведении президентских выборов 1992, 1996 и 2000 г. Квоты по голосам выборщиков даны в таблице 7.

Требования, предъявляемые к выборщику

Согласно статье II, раздел 1, Конституции Соединенных Штатов, «ни один сенатор или представитель либо лицо, занимающее почетную либо приносящую доход должность, учрежденную Соединенными Штатами, не могут быть назначены выборщиками». Любой другой гражданин США, удовлетворяющий требованиям данного положения, может быть избран в качестве выборщика для избрания президента и вице-президента Соединенных Штатов.

Таблица 7. Квоты выборщиков по штатам: 1992 - 2000 гг.

Штат

Кол-во:

Штат

Кол-во:

Штат

Кол-во:

Алабама
Аляска
Аризона
Арканзас
Калифорния
Колорадо
Коннектикут
Делавэр
Округ Колумбия
Флорида
Джорджия
Гавайи
Айдахо
Иллинойс
Индиана
Айова
Канзас

9
3
8
6
54
8
8
3
3
25
13
4
4
22
12
7
6

Кентукки
Луизиана
Мэн
Мериленд
Массачусетс
Мичиган
Миннесота
Миссисипи
Миссури
Монтана
Небраска
Невада
Нью-Гемпшир
Нью-Джерси
Нью-Мексико
Нью-Йорк
Северная Каролина

8
9
4
10
12
18
10
7
11
3
5
4
4
15
5
33
14

Северная Дакота
Огайо
Оклахома
Орегон
Пенсильвания
Род-Айленд
Южная Каролина
Южная Дакота
Теннеси
Техас
Юта
Вермонт
Вирджиния
Вашингтон
Западная Вирджиния
Висконсин
Вайоминг

3
21
8
7
23
4
8
3
11
32
5
3
13
11
5
11
3

Всего: 538

Необходимо для избрания: 270

Источник: U.S. Library of Congress, Congressional Research Service, Electoral Votes Based on the 1990 Census, by David C. Huckabee, CRS Report 91-809 GOV (Washington, November 19, 1991), стр. 2-3.

Номинация кандидатов в выборщики

Конституция не определяет порядок номинации кандидатов для замещения должности президентского выборщика. На региональном уровне приняты различные процедуры номинации кандидатов на должность выборщика. Наиболее распространенным способом является избрание выборщиков на партийной конференции штата. Данная практика применяется в 36 штатах. В 10 штатах выборщики избираются комитетами партийных организаций штата. В основном, на должность выборщиков номинируются известные должностные лица местного и регионального уровня, партийные активисты и иные граждане, поддерживающие связи с той или иной политической партией.

Списки кандидатов в выборщики или выборщиков можно получить у секретаря соответствующего штата в столице штата. Списки выборщиков 1992 и 1996 гг., а также любую сопутствующую информацию можно получить, обратившись в Национальное управление по архивам, которое имеет свою веб-страницу по адресу: http://www.nara.gov/fedreg/ec-hmpge.html.

Избрание выборщиков

Согласно Конституции Соединенных Штатов, порядок избрания выборщиков определяют власти штата. На первых порах во многих штатах выборщики избирались законодательными органами штата, однако, начиная с 1864 г., выборщики президента и вице-президента во всех штатах стали избираться на основе широкого участия избирателей.

Согласно практике, утвердившейся во всех штатах в начале XIX в., избиратели голосуют за кандидатов в президенты и вице-президенты по единому партийному списку. Такой порядок гарантирует, что в одном избирательном бюллетене будут кандидаты только от одной политической партии. Это также позволяет избежать риска партийных расхождений в высшем звене исполнительной власти.

Система общего списка. В 48 штатах и округе Колумбия все голоса выборщиков отдаются кандидату в президенты и кандидату в вице-президенты, набравшим наибольшее число голосов избирателей в данном штате. Эта практика также известна как «система общего списка» или «система, при которой победитель получает все».

Система общего списка, разумеется, дает несколько преувеличенное представление о победе кандидатов на должность президента и вице-президента по сравнению с действительным количеством голосов избирателей, полученным в каждом штате. Например, в 1996 г. Билл Клинтон и А. Гор набрали 49,2% голосов избирателей по сравнению с 40,7% голосов избирателей, полученными Бобом Доулом и Джеком Кемпом. Однако количество голосов выборщиков в пользу демократов составило 379 против 159, что соответствовало 70,4% всех голосов выборщиков. Это объясняется тем, что демократы получили большинство голосов избирателей в 32 штатах Америки и округе Колумбия.

Окружная система. В настоящее время лишь Мэн и Небраска выпадают из системы общего списка. В этих штатах победитель в избирательном округе получает лишь один голос выборщика. Оставшиеся два голоса (соответствующие количеству сенаторов, избираемых от штата) присуждаются кандидату в президенты и кандидату в вице-президенты, набравшим наибольшее количество голосов во всем штате. Эта вариация, наиболее широко применявшаяся в XIX в., известна как «окружная система».

Неверные выборщики

Отцы-основатели Америки исходили из того, что выборщики вправе голосовать за того кандидата, который, по их мнению, наиболее достоин занять должность президента Соединенных Штатов. Фактически же предполагается, что выборщики оставляют свое личное мнение при себе, а голосуют за тех кандидатов, которые были выбраны избирателями в соответствующих штатах. Несмотря на сложившуюся практику, следует подчеркнуть, что конституция страны не требует от выборщиков голосовать так, как они обещали. Были случаи, когда выборщики голосовали вопреки волеизъявлению избирателей их штатов. Таких выборщиков называли «неверными».

Хотя в ряде штатов и принято законодательство, требующее от выборщиков уважать волеизъявление избирателей штата, специалисты по конституционному праву полагают, что выборщики вольны голосовать по своему усмотрению. Более того, решения семи неверных выборщиков, имевшие место в период с 1948 г. по 1988 г. так и не были опротестованы.16 Последний случай имел место в 1988 г., когда демократический выборщик от штата Западная Вирджиния отдал свой голос за Майкла Дукакиса, избиравшегося на должность президента, и Ллойда Бентсена, баллотировавшегося на должность вице-президента.

Победа на президентских выборах

Поправка XII к Конституции Соединенных Штатов Америки гласит, что «лицо, получившее наибольшее количество голосов выборщиков, поданных за него как за президента, становится президентом» (в настоящее время большинство составляет 270 из 538 голосов выборщиков).

Подсчет голосов выборщиков

Члены коллегии выборщиков после своего избрания собираются для того, чтобы утвердить итоги голосования за президента и вице-президента Соединенных Штатов. Согласно Поправке XII Конституции Соединенных Штатов, «выборщики собираются по своим штатам и голосуют с использованием избирательного бюллетеня за президента и вице-президента». В соответствии с решением Конгресса (3 U.S.C. § 8), выборщики голосуют в первый понедельник после второй среды декабря в населенном пункте, определяемом законодательным органом соответствующего штата.

Фактически, выборщики всегда голосуют в столице штата: обычно в одном из залов здания, в котором размещается законодательный орган штата. Голоса выборщиков подсчитываются и заносятся в протокол. Итоги голосования выборщиков утверждаются губернатором штата и направляются председателю Сената Соединенных Штатов (вице-президенту Соединенных Штатов).

Утвержденные голоса выборщиков пересчитываются на совместном заседании Конгресса США (3 U.S.C. §15), которое проходит 6 января после собрания выборщиков (или на следующий день, если 6 января выпадает на воскресенье). Председательствующим на данном заседании является вице-президент Соединенных Штатов. Голоса выборщиков подсчитываются членами вновь избранного Конгресса, который проводит свое первое заседание 3 января. Затем победившие кандидаты объявляются избранными на должности президента и вице-президента Соединенных Штатов.

Президенты меньшинства

Серьезная критика в адрес коллегии выборщиков состоит в том, что они могут отказать в победе кандидату, получившему наибольшее число голосов избирателей, что может произойти тогда, когда выборщики отдают предпочтение кандидату, не набравшему большинства голосов избирателей.

После принятия Поправки XII кандидаты, набравшие большинство голосов избирателей, трижды не были избраны выборщиками на должность президента Соединенных Штатов: в 1824 г., в 1876 г. и в 1888 г. В 1824 г. голоса выборщиков разделились между четырьмя кандидатами, что вызвало необходимость избрания президента и вице-президента членами Палаты представителей Конгресса США, которые, в конце концов, избрали кандидата, вышедшего на второе место по количеству голосов избирателей. В 1876 г., когда итоги голосования по четырем штатам были оспорены, Конгресс создал комиссию выборщиков, которая признала победителем кандидата, вышедшего на второе место по данным штатам. Тогда победитель выиграл с преимуществом лишь в один голос выборщика. В 1888 г. кандидат, вышедший на второе место на общих выборах, был в конце концов уверенно выбран президентом Соединенных Штатов членами коллегии выборщиков. Перечень такого рода неожиданных решений коллегии выборщиков дан в таблице 8.

Таблица 8. Президенты, не набравшие большинства голосов избирателей

Год

Кандидаты

Партия

Голоса избирателей

Голоса выборщиков

18241

Эндрю Джексон
Джон Куинси Адамс*
Уильям Х. Кроуфорд
Генри Клей

Д-Р
Д-Р
Д-Р
Д-Р

152 933
115 696
46 979
47 136

99
84
41
37

1876

Самуэль Дж. Тилден
Рудерфорд Б. Хейз*

Д
Р

4 287 670
4 035 924

184
185

1888

Гровер Кливленд
Бенджамин Харрисон*

Д
Р

5 540 365
5 445 269

168
233

* Избран президентом Соединенных Штатов

Д-Р = демократ-республиканец; Д = демократ; Р = республиканец.

1 Итоги голосования избирателей по 18 штатам; в 6 штатах выборщики были назначены законодательными органами штата.

Источник: Peirce and Longley. The People's President, стр. 241-242.


15 Более подробная информация о современной роли коллегии выборщиков содержится в докладе CRS Report RS20273, The Electoral College: How it Operates in Contemporary Presidential Elections.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта