Демократия.Ру




Благо народа — высший закон. Цицерон


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 03:25


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

МониторингРСМИ

За последние годы число гражданских групп, осуществляющих мониторинг СМИ, значительно возросло - хотя до 80-х гг. о такой работе почти никто и не слышал. Ее целью является проследить, насколько СМИ - и особенно СМИ, финансируемые государством, придерживаются указаний, утвержденных соответствующим надзорным органом, общих принципов непредвзятости или иных наборов критериев, разработанных самими группами. Практика мониторинга СМИ стала особенно заметной в ходе выборов переходного периода в Восточной Европе и Африке.

При хорошей организации мониторинг СМИ может стать весьма ценным практическим вкладом неправительственных групп в обеспечение справедливых и успешных выборов. Как минимум, опубликование результатов мониторинга соответствующими группами может существенно повлиять на качество освещения выборов в СМИ. В некоторых случаях, как, например, в Мозамбике в 1994 г., диалог между группами мониторинга и журналистами может продвинуться и дальше. Служба новостей Радио Мозамбика проводила еженедельные совещания для обсуждения сообщений мониторинговых групп, принятия решений о согласии/несогласии с ними и для разработки планов совершенствования работы. Улучшение сбалансированности радиопередач - то есть устранение сильного крена в сторону правящей партии - было весьма заметным даже в течение самой избирательной кампании. В других случаях, например в Малави в 1994 г., орган надзора за выборами (в данном случае Избирательная комиссия) может, опираясь на результаты, полученные мониторинговыми организациями, использовать свои полномочия и попытаться сделать выборы более справедливыми. И наконец, как это было в Южной Африке в 1999 г., надзорный орган может нанять неправительственную мониторинговую организацию, которая будет его глазами и ушами.

Интеллектуальные корни мониторинга СМИ следует искать в развитии научных исследований СМИ, таких, как труд Глазго Медиа Груп. Научный анализ СМИ, который в основном рассматривает сложные системы СМИ развитых индустриальных обществ, большей частью сосредоточивается на том, что специалисты называют «анализом связной речи», или «анализом дискурса». Рассматриваются скрытый смысл, передаваемый за счет подбора слов, или визуальный язык телевидения и то тонкое или подсознательное воздействие, которое они могут оказывать на понимание или интерпретацию предмета. Дискурсный анализ, несомненно, является одной из составляющих мониторинга СМИ. Однако в большинстве случаев в центре внимания будут находиться один или два критерия, которые легче зафиксировать и затем измерить. Такие критерии обычно называют «количественный анализ» и «качественный анализ». Первый является самым простым, наименее противоречивым и зачастую оказывает самое большое воздействие. Он предполагает простой подсчет и тем самым измерение освещения выборной тематики в СМИ - число и объем сообщений, посвященных различным партиям, объем в частях газетной полосы, время и число программ в рамках прямого доступа к эфиру и т.п. Объем освещения, который получает каждая партия или каждый кандидат, обычно является первым критерием, учитываемым при оценке возможной предвзятости.

Качественный анализ представляет собой, как указывает само название, подход, в основе которого лежит измерение качества информационного освещения партий и кандидатов. Этот метод применяется в основном к освещению в выпусках новостей, хотя его следует применять и к вопросам информирования избирателей. В качественном анализе учитываются применяемые языковые средства и основная идея сообщения - скрытое воздействие, выявляемое с помощью дискурсного анализа, которые затем используются для классификации результатов количественных измерений. В утверждении, что партия Х получила такой-то процент времени в выпуске новостей, будет мало толку, если большая часть этого процента является предвзятой по своему содержанию. Измерение предвзятости неизбежно будет более субъективным, чем простой подсчет минут, секунд или сантиметров на газетной полосе, выделенных каждому из кандидатов. Однако существуют способы, позволяющие свести к минимуму потенциальные искажения, которые могут быть внесены наблюдателем. Один из них заключается в подсчете и соотнесении источников сообщения. Некоторые проекты мониторинга СМИ возникли в результате инициатив, первоначально выдвинутых международными НПО, такими, как Европейский институт СМИ в Центральной и Восточной Европе и «СТАТЬЯ 19» в Африке. Иногда такие международные инициативы воплощаются в жизнь в сотрудничестве с местными группами. Эти инициативы, конечно же, всегда требуют привлечения местных сотрудников, поскольку знание местных языков и политики является важнейшим качеством участника программы мониторинга СМИ.

Проекты мониторинга СМИ с участием местных групп обычно характеризуются большей активностью, стремлением улучшить качество освещения хода избирательной кампании в СМИ. Обычно это делается в форме публикации регулярных отчетов в течение всего предвыборного периода. Другие проекты не предполагают публикации полученных ими результатов до завершения выборов. Их цель состоит скорее в том, чтобы помочь сделать общее заключение о справедливости и свободном характере выборов либо отсутствии таковых. Эффективность мониторинга СМИ трудно оценивать, поскольку он может преследовать различные цели. Некоторые факторы, определяющие эффективность мониторинга, не поддаются контролю со стороны его организаторов. В 1994 г. в Малави, например, проект мониторинга СМИ значительно повлиял на улучшение сбалансированности освещения кампании в государственном вещании. Однако в 1999 г. - после пяти лет демократического режима - аналогичный проект оказался малоэффективным. Различие заключалось в том, что в 1994 г. наличествовала сильная и независимая Избирательная комиссия, которая была готова к действиям по результатам мониторинга, а через пять лет такой комиссии не было. Однако это не означает, что мониторинг СМИ стал пустой тратой времени. Заключительный отчет по проекту содержал ценные свидетельства того, что правительство манипулировало СМИ, и эти свидетельства были использованы оппозицией, оспорившей результаты выборов в суде.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта