Демократия.Ру




В плане снабжения города предусмотрены и анекдоты. В этом направлении власти тоже работают. Станислав Ежи Лец (1909-1966), польский поэт, философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 12:28


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Методика мониторинга СМИ

Методы, применяемые неправительственными проектами мониторинга СМИ, могут быть самыми разнообразными, и это касается как общей организации проекта и публикации его результатов, так и самого предмета и способа мониторинга. Во многих случаях задачей проектов мониторинга СМИ в переходных демократиях является определение того, насколько хорошо государственные СМИ выполняют свои обязательства в части честного освещения событий и справедливого распределения времени прямого доступа к эфиру. В таких случаях критерии, применяемые наблюдателями для оценки СМИ, берутся непосредственно из национального закона о выборах или из международных норм. Однако в последние годы в сферу внимания наблюдателей попадает и все больше частных СМИ. Частично обязанности частных СМИ могут определяться законом, однако в основном они вытекают из требований журналистской этики.

Для получения достоверных результатов мониторинг СМИ должен быть тщательным и всеобъемлющим. На практике это означает, что все выпуски новостей, освещение текущих событий и прочие передачи, связанные с выборами, должны быть охвачены мониторингом, а если ведется и мониторинг печатных СМИ, то должны учитываться и все аналогичные материалы и в них. Группа мониторинга должна владеть всеми языками, на которых ведется вещание, а также разбираться в политической жизни страны - включая политические нюансы в подаче материалов, которые не могут быть восприняты посторонними. На практике это означает, что наблюдатели должны быть жителями страны. В то же время они должны быть беспристрастными и должны уметь это продемонстрировать, что совсем непросто, особенно в условиях переходной демократии. Молодые и высокомотивированные наблюдатели - а им и следует быть такими, учитывая затяжной и кропотливый характер процесса - часто имеют весьма сильные политические симпатии. (В одном из проектов мониторинга СМИ в переходных демократиях молодые наблюдатели включали свои магнитофоны и убегали на митинги и демонстрации.) Подобная политическая активность должна быть прервана на время осуществления проекта.

Мониторинг печатных СМИ не требует особых приемов, поскольку газеты можно читать в любое удобное время. Мониторинг вещания создает больше проблем материально-технического характера, так как материалы вещания должны фиксироваться в момент их выхода в эфир. Обычно и учет этих материалов происходит в режиме реального времени, хотя записи хранятся в течение всей продолжительности проекта. Наличие записи позволяет проверить выводы, а также отслеживать материалы, выходящие в неудобное время, как днем, так и ночью.

Каждое учитываемое в мониторинге событие - выпуск новостей или номер газеты - регистрируется по определенной форме. Все чаще информация, фиксируемая на регистрационных бланках, впоследствии переносится в компьютерную базу данных. Это, разумеется, значительно ускоряет подготовку графиков и статистических таблиц. Кроме того, это позволяет вести поиск с целью выяснить, например, какое внимание различные СМИ уделяли различным партиям или вопросам. Еще можно выяснить, какими (и насколько многочисленными) источниками пользуются разные СМИ.

Наблюдатели работают по трем основным направлениям:

Количественный анализ: это означает простой подсчет числа сообщений, посвященных каждой партии и каждому кандидату, а также их объем (продолжительность или доля газетной полосы). Сюда же можно отнести и подсчет и указание источников сообщений, что важно в качестве объективной меры сбалансированности освещения. Наблюдатели могут также учитывать количество сообщений по различным вопросам: по экономике, конституционной реформе, преступности, политическому насилию - в зависимости от того, какие вопросы являются наиболее насущными. Если время по прямому доступу к эфиру предоставляется, то наблюдатели следят не только за тем, получают ли партии свое эфирное время, но и за тем, в какое время дня осуществляется трансляция. Время выхода новостных материалов является весьма важным фактором - не показали ли крупный митинг в поддержку лидера оппозиции в «мертвое» время далеко за полночь?

Качественный анализ: простой учет не позволит адекватно понять сильные и слабые стороны освещения событий в СМИ. Недостаточно просто жаловаться на то, что правящая партия пользуется преимущественным вниманием со стороны СМИ, чем оппозиция, - на то могут быть веские причины, например большая, чем у оппозиции, популярность правящей партии. С другой стороны, простой подсчет количества сообщений не учитывает тот факт, что для некоторых партий «квота» освещения может включать в себя и материалы, представляющие партию в негативном свете. Например, в Южной Африке до 1994 г. государственная вещательная компания вела собственный учет освещения деятельности партий, и материалы этого учета показывали, что Африканский национальный конгресс, в то время являвшийся оппозиционной партией, получает весьма обширное освещение. Однако значительная часть этого освещения была негативной, когда, например, речь шла о суде над Винни Манделой, обвинявшейся в похищении людей. Таким образом, голая статистика говорит не все. Статистика по источникам говорит кое-что о балансе, но это не значит, что она автоматически отражает и предвзятость. Сообщение, поступившее только из одного источника, является несбалансированным, но совсем не обязательно предвзятым. Если руководитель центрального банка объявляет об увеличении процентных ставок, то другие источники и не нужны, поскольку новость поступила напрямую. (В соответствии с практикой добросовестной журналистики, желательно было бы еще получить мнения политических партий и независимых экспертов.) С другой стороны, освещение политического насилия, основанное на взглядах лишь одной партии, будет скорее всего предвзятым.

Наблюдатели также отслеживают содержание материалов по информированию избирателей на предмет присутствия в них партийных политических посланий. Зачастую весьма полезным является сравнение одних и тех же сообщений, выходящих на разных языках. В частности, в Африке содержание вещания на колониальном языке - английском, французском или португальском - совершенно другое, чем содержание вещания на местных языках. В первом случае передачи предназначены в известной степени для внешнего потребления. Вещатели и политики часто исходят из предположения, что независимые наблюдатели не обращают внимания на то, что они говорят на местных языках. И это еще один аргумент в пользу необходимости мониторинга СМИ.

Любой анализ на предмет предвзятости является в определенной степени субъективным. Однако можно применять различные методы для получения максимально объективных оценок. Наблюдатели, ведущие мониторинг СМИ, могут выявлять предвзятость, сопоставляя отчет о событиях, предложенный каким-либо СМИ, со своим собственным видением этих событий, полученным из нескольких источников. Одним из способов, применяемых в рамках такого сравнения, является «мониторинг источников»: наблюдатели, ведущие мониторинг СМИ, сами посещают новостное событие, например политический митинг или пресс-конференцию, с целью получить возможность сопоставить отчеты об этом событии в СМИ со своими собственными впечатлениями. Интернет позволяет наблюдателям сравнить освещение событий СМИ внутри страны с освещением этих же событий в международных СМИ. В некоторых случаях различия могут быть весьма значительными.

Анализ дискурса: оценка скрытых сообщений, содержащихся в СМИ, является важной, сложной, и одновременно весьма спорной задачей. Эта область включает все тонкости языка и визуальных образов, которые передают сообщения, понятные для аудитории, но не всегда осознаваемые. Наиболее ясной иллюстрацией является подбор слов как в печатных изданиях, так и в программах вещания. Так, например, проправительственные СМИ могут сообщать, что президент «констатирует» что-либо, в то время как его оппонент лишь «утверждает». Репортажи могут быть и точными, однако это не мешает их авторам влиять неподобающим образом на восприятие сообщений аудиторией. Перед выборами 1994 г. в Южной Африке, например, наблюдатели заметили, что в репортажах о демонстрациях, организованных АНК, всегда отмечалось большое количество мусора, оставленного демонстрантами. Воспринимаемое воздействие этих сообщений заключалось в том, что АНК является разрушительной и безответственной организацией. Новости из-за рубежа могут использоваться для того, чтобы индуцировать определенную интерпретацию внутренних новостей. В 1994 г. в Малави сообщения об оппозиционных партиях, передаваемые государственным вещанием, размещались после новостей о геноциде в Руанде. Подразумеваемое сообщение заключалось в том, что конец однопартийной «стабильности» приведет к кровопролитию.

Телевидение располагает целым визуальным словарем. Фигуры, подаваемые как авторитетные, - такие, например, как политики, находящиеся у власти, - могут снимать снизу вверх, а остальных снимают на одном уровне или сверху вниз. Представители власти чаще говорят прямо в камеру, а другие адресуют свои слова невидимому интервьюеру, находящемуся сбоку от камеры, и поэтому не обращаются непосредственно к зрителю. Таких участников интервью, как члены оппозиции, профсоюзные деятели, общественность, обычно интервьюируют вне помещений. Членов правительства обычно показывают в их кабинетах, часто с бумагами в руках и на вид занятых какими-то неотложными и важными делами. Фон кабинета обычно создает ощущение авторитетности и профессионализма интервьюируемого. Ряд примеров такого рода можно продолжить. Даже графика и логотипы, которыми сопровождается выпуск новостей, могут нести послание. Графическое оформление выпусков южноафриканского телевидения, посвященных текущим политическим переговорам в 1993 г., изображало двух белых и одного чернокожего. Затем эмблема была заменена изображением белого мужчины, одной женщины-мулатки и одного чернокожего мужчины. Ни та, ни другая эмблемы не отражали фактического состава участников переговоров. В более грубой форме во время выборов в Зимбабве в 2000 г. эмблемой специальных выпусков текущих новостей, передававшихся на протяжении всей предвыборной кампании, являлось изображение башни Больших развалин в Зимбабве - то есть символа правящей партии на выборах.

Способ предоставления отчетности о результатах является важнейшей частью методологии мониторинга СМИ. Практика здесь варьируется от проекта к проекту. Обычно отчет предоставляется после завершения выборов тем же способом, которым предоставляются отчеты и о других мониторинговых проектах, осуществлявшихся в ходе выборов. Существенным недостатком этого подхода является то, что он не позволяет как-либо повлиять на фактическое освещение событий, хотя и может дать пищу для споров о справедливости или несправедливости выборов в последующем. Те мониторинговые проекты, отчеты которых предоставляются в ходе кампании, могут надеяться на возможность оказать положительное влияние на качество работы журналистов. Конкретные интервалы между отчетами могут быть разными. Обычно этот интервал составляет одну неделю, однако один из мониторинговых проектов в Кении в 1997 г. начал публиковать результаты своей работы ежемесячно и задолго до начала выборов, а затем, когда кампания набрала обороты, перешел на еженедельную публикацию отчетов. В 2000 г. в Зимбабве отчеты сначала публиковались еженедельно, а в две последние недели кампании - ежедневно. В любом случае, однако, итоговые отчеты, содержащие общие выводы, публикуются после окончания выборов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта